Импульс силы. Если на тело массой m в течении времени t действует сила F и скорость его движения изменяется от V0 до V (векторы), то ускорение a движения тела равно: . На основании второго з-на Ньютона для силы можно записать выражение: . Из равенства следует: . Физическая величина равная произведению силы на время t ее действия, называется импульсом силы.
Импульс тела: физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость движения, называется импульсом тела. Изменение импульса тела равно импульсу силы, вызывающей это изменение. Импульс тела является количественной характеристикой поступательного движения тел. За единицу импульса в СИ принят импульс тела массой 1кг, движущегося поступательно со скоростью 1 м/с. Единицей импульса является килограмм-метр в секунду (кг*м/с). Величину mV=p называют импульсом тела.
Закон сохранения импульса: Таким образом, векторная сумма импульсов двух тел до взаимодействия равна векторной сумме их импульсов после взаимодействия. При изучении закона сохранения импульса вводят понятие “замкнутая механическая система”. Система тел, не взаимодействующих с другими телами, не входящими в эту систему, называется замкнутой системой. В замкнутой системе геометрическая сумма импульсов тел остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой. Необходимым условием применимости закона сохранения импульса к системе взаимодействующих тел является использование инерциальной системы отсчета. Если действуют внешние силы, то суммарный импульс силы, действующей на систему, равен суммарному изменению импульса системы.
Выводят закон на основании 2-го и 3-го законов Ньютона:
|
Величину mV=p называют импульсом тела.
Анализ понятия энергии.
Понятие энергии – это свойство или способность тел совершать работу.определения энергии: 1. Энергия как функция состояния определяется через координаты и импульсы, т.е. через величины, изменение которых представляет ту или иную формы движения. Любому переходу системы из одного состояния в другое соответствует строго определённое изменение энергии. Если система возвращается в исходное состояние, то общее изменение энергии . Для изолированной системы – закон сохранения энергии. 2. используя определение и – вводят понятие кинетической энергии. При изучении потенциальной энергии необходимо довести до сознания школьников, что потенциальная энергия в механике – это энергия взаимодействия хотя бы двух тел.. При обсуждении вопроса о нулевом уровне потенциальной энергии следует отметить, что, во-первых, определяют не саму потенциальную энергия, а её изменение: т.е. выбор нулевого уровня произволен и диктуется соображениями удобства. И, во-вторых, за нулевой уровень обычно выбирают такое состояние, при котором потенциальная энергия стремится к минимальному значению. При совершении работы увеличение кинетической энергии сопровождается убыванием потенциальной (и наоборот), формулируют закон сохранения энергии для замкнутых систем. 3. Понятие энергии независимо от работы, с последующим раскрытием связи между ними. Суть этого подхода в том, что находят сохраняющуюся в механике величину и дают определение: Затем вводят работу как изменение кинетической энергии Ek: Здесь ученики следят за сохранением величины..Представляется наиболее приемлемым подход, при котором понятия работы и энергии вводятся одновременно при рассмотрении торможения и разгона тел. Никакая сила не может мгновенно изменить скорость тела, и тело, следовательно, пройдёт путь S. В этом суть понятия массы. Вычисляя путь при торможении, получают:
|
(В первой формуле заложено определение работы, во второй – кинетической энергии).. Кинематические соотношения являются следствием второго закона Ньютона и получаются в школе путём его неявного интегрирования с помощью представления перемещения как площади, ограничиваемой осями координат и зависимостью скорости от времени (V(t)).
В таком подходе сразу видны все основные особенности понятий энергии и работы (нулевой уровень, работа – как изменение энергии). Сразу же получаются и законы сохранения энергии:
Кинетическая энергия. A=Fs;F=ma; ;след-но Физическая величина, равная половине произведения массы тела на квадрат его скорости, называется кинетической энергией тела. ; Потенциальная энергия тела: Выражение показывает, что работа силы тяжести при перемещении тела массой m из точки, расположенной на высоте h1, в точку расположенную на высоте h2 от поверхности земли, по любой траектории равна изменению некоторой физической величины, равной произведению mgh, взятому с противоположным знаком. Физическую величину равную произведению массы тела на модуль ускорения свободного падения и на высоту, на которую поднято тело над поверхностью Земли, называют потенциальной энергией тела.
|
Анализ понятия работы
Работа представляет собой упорядоченную макро физическую форму энергии. Понятие “работа” было введено в науку 1826. Величина А измеряет величину энергии, переданной от одного тела к другому или превращённой из одной формы в другую. Т.е. полное раскрытие сущности работы возможно лишь в связи с усвоением понятия энергии и закона сохранения и превращения энергии в механических процессах. Первоначально вспоминают знания о работе, полученные в VII классе (), затем расширяют и уточняют определение механической работы как . Работа А постоянной силы называется физическая величина, равная произведению модулей силы и перемещения, умноженному на косинус угла α между векторами силы и перемещения . . Выражение показывает, что работа является скалярной величиной и может иметь положительное или отрицательное значение в зависимости от знака угла α. Работа положительна, если угол между вектором силы и вектором перемещения меньше 900. При значениях угла 900 < α ≤ 1800 работа силы отрицательна. Угол может быть равен 900, тогда A рано нулю. Единица измерения Дж=Н*м.
Затем рассматривают выражения для работ различных сил:
Затем уточняют понятие мощности: , [N]=1 Ватт. Указывают, что работа зависит от выбора системы координат. Далее, используя определение и – вводят понятие кинетической энергии. вводят работу как изменение кинетической энергии Ek: Здесь ученики следят за сохранением величины, смысл которой выясняется лишь после вывода.