Значение, функции и принципы проверки знаний и умений учащихся по физике.




Проверка знаний – звено учебного процесса, позволяющее целесообразно строить дальнейшее обучение и своевременно его корректировать.. Методы проверки знаний, умений, навыков: устный опрос; письменный опрос; проверка практических умений и навыков; фронтальный опрос; индивидуальный опрос; контрольные работы; физические диктанты; рефераты; физический практикум; индивидуальные и фронтальные лабораторные работы. Применяется также тестовая проверка знаний – основанная на предъявлении большого числа заданий, требующих либо дачи краткого ответа, либо выбора ответа из числа данных. Тест не должен содержать нелепых ответов. Могут быть ошибочные ответы. Выделяют функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения. Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников. Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом. Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт—честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи. Уровни проверки: 1 уровень низший, предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном на память. 2 уровень предполагает: Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления, Знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи, Знание и понимание определений физических величин, Знание единиц физических величин, их определений, Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания. 3 уровень определяет: Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений. Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы Умение производить расчет, пользуясь известными формулами. Представление об историческом развитии отдельных разделов физики. Устная проверка знаний и умений учащихся по физике: дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний ученика, исправлять погрешности речи, учить логически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию. На уроках физики устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Письменная проверка знаний и умений учащихся по физике: позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность— большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки. Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности ее содержания. На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития, учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики. Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ.

Тесты по физике.

Тестовая проверка знаний – основанная на предъявлении большого числа заданий, требующих либо дачи краткого ответа, либо выбора ответа из числа данных. Тест не должен содержать нелепых ответов. Тест - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности. К тестам предъявляют определенные требования: 1. Адекватность теста, т.е. степень соответствия контрольного задания проверяемому материалу с учетом целей изучения. Каждый тест должен характеризоваться определенным уровнем трудности. 2. Надежность теста, т.е. соответствие результатов проверки действительным знаниям. 3. "Весовая" значимость теста выражается определенным числом баллов, приписываемых каждому заданию; Формулировка теста должна быть четкой, краткой, недвусмысленной и понятной каждому учащемуся. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения: информационные навыки (узнает, вспоминает);понимание (объясняет, показывает);применение (демонстрирует);анализ (обдумывает, рассуждает);синтез (комбинирует, моделирует);сравнительная оценка (сравнивает по параметрам), Виды тестов по физике: 1.По характеру ответа - т. н. "закрытые" (выборочные), или т. н. "открытые" (конструктивные); 2.По дидактическим целям - на воспроизведение учебного материала, на применение знаний в знакомых или новых ситуациях и др.; 3.По уровню усвоения учебного материала - тесты 1-5 уровней; 4.По видам проверки - текущая, тематическая, периодическая, итоговая; 5.По назначению - обучающие, контролирующие, диагностические и др.; 6.По характеру формулировки - словесные, знаковые, численные и т.д. 7.Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. 8.Тесты с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных 9.Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. 10. Тесты идентификации. В них используются графические объекты или аналитические описания. В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции: диагностическую; обучающую; организующую; развивающую и воспитывающую. «Механическая работа»: 1. Укажите, в каком из перечисленных случаев совершается механическая работа. А. Вода давит на стенку сосуда; Б. Мальчик удерживает ведро с водой в руках;В. Капля воды падает вниз. 2. Укажите единицы измерения, которые не являются единицами измерения механической работы. А. кДж; Б. МДж; В. Дж; Г. м/с2; Д. Н. 3. Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, ровно половину воды из бочки вычерпала девочка, оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик? А. Мальчик совершил большую работу, чем девочка; В. Одинаковую;Б. Девочка совершила большую работу, чем мальчик; 4. Определите механическую работу, совершаемую при подъеме груза весом 4 Н на высоту 40 см. А. 0,1 Дж; Б. 10 Дж; В. 1,6 Дж; Г. 80 Дж. 5. Альпинист поднялся в горах на высоту 400 м. Определите механическую работу, совершенную альпинистом при подъеме, если его масса вместе со снаряжением равна 80 кг. А. 32 кДж; Б. 320 кДж; В. 5 Дж; Г. 0,2 Дж.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: