Если ввести массу как количество вещества, содержащегося в теле, то тела одинаковой массы и при одинаковых условиях имеют одинаковое количество частиц, но если условия разные, то равенство частиц нарушается. Поэтому вводим понятие инерциальной массы. В начале даем понятие инертность – свойство, присущее всем телам. Состоит оно в том, что для изменения скорости тел требуется некоторое время. Напомним учащимся, что тела после взаимодействия приобретут ускорения: , после взаимодействия , . Затем дают определение: масса тела – это величина, характеризующая его инертность. Равна отношению ускорения эталона к ускорению тела (выраженного в кг), полученного ими после взаимодействия. Явление сохранения скорости движения тела при отсутствии внешних воздействий или при их компенсации называется инерцией. Например: лодка движется по реке после выключения мотора; шайба по льду. Существуют такие системы отсчета относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость постоянной, если на них не действуют другие тела (или действие других тел компенсируются). Существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если результирующая всех сил приложенных к телу=0. Системы отсчета, относительно которых тело при отсутствии внешних воздействий или при их компенсации движется прямолинейно и равномерно, называют инерциальными системами отсчета. Традиционным опытом, который помогает учащимся осмыслить первый закон Ньютона является опыт с желобом Галилея: а) шар скатывается в кучу песка б) шар скатывается на шероховатую поверхность в) шар скатывается на гладкую поверхность. Обращаем внимание, что по мере уменьшения сопротивления движение шарика увеличивается во времени. Вывод: чем меньше взаимодействие, тем медленнее изменяется скорость. Продолжая рассуждения (на основе мысленных экспериментов) приходим к выводу, что если бы на движущиеся тело не действовали другие тела или действие других тел компенсировалось бы, то в этих случаях тело находилось бы в покое или двигалось бы сколь угодно долго.
|
22. Годовое планирование.
Годовой – распределение учебного материала по четвертям. Чтобы составить годовой план учитель должен изучить учебную программу, учесть число недель в каждой четверти и число недельных часов в каждом классе. План должен быть тезисным, использовать нумерацию, выделение красной строкой, использовать цветные фломастеры, выделять деятельность учителя и учащихся.
23. Составление тематического плана по физике.
Календарно – тематический план определяет сроки изучения вопросов каждой темы и позволяет администрации контролировать учителя. Необходимо, чтобы совокупность уроков обеспечивала все необходимые по данной теме видя повторение, фронтальные лабораторные работы, опыты, экскурсии, домашние задания и т.д.Пример:1. номер и дата урока.2.Тема и задачи урока.3.Краткое содержание. 4.Форма проведения. 5.Формы организации повторения. 6.Формы проверки знаний. 7. Демонстрационный эксперимент и ТСО. 8. Упражнение на уроке. 9. Самостоятельная работа на уроке. 10. Домашнее задание.