Методика преподавания, ее предмет, функции, методы и цели исследования: образовательные, развивающие, воспитательные.
Методики физики – это учение о принципах построения, формах и способах организации, а также о закономерностях развития теории физического образования и внедрения её результатов в практику. Методология методики содержит специальные методы исследований: 1)Изучение и обобщение передового педагогического опыта.2)Сопоставительный анализ задач физического образования и педагогической практики.3)Анализ психологических особенностей учащихся и процесса обучения физике и как следствие, разработка дидактических требований к учебникам, средствам обучения и методическим пособиям.4)Выяснение объективных тенденций и закономерностей развития методики физики на основе анализа истории физического образования в нашей стране и развития методики в других странах.5)Выдвижение на этой общей основе гипотез и их экспериментальная проверка. Предмет методики физики – это теория и практика обучения основам физики. Объект МПФ –учащиеся и преподаватель. Функции МПФ: 1. общеобразовательная (учащиеся получают знания основ физики и приобретают умения и навыки использовать эти знания на практике).2. Развивающая (развивает познавательные возможности: самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической информации, учиться логически мыслить и переходить от логического мышления к диалектическому и творческому).3. Воспитывающая (обучение физики служит базой для формирования научного мировоззрения, которое реализуется при раскрытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина).
|
Цели МПФ: 1.Обучающие цели - формирование и развитие у учащихся научных знаний и умений, необходимых и достаточных для понимания явлений и процессов, происходящих в технике, природе и быту. 2. Воспитательные цели: - формирование научного мировоззрения и диалектического мышления; воспитание экологического мышления и поведения, трудолюбия и настойчивости. 3. Развивающие цели - развитие логического мышления, умения пользоваться методами дедукции и индукции, анализа и синтеза, формулировать выводы и обобщения; развитие умения экспериментировать, технически мыслить и в итоге развивать творческие способности.
Психолого-педагогические основы обучения физике.
Способности формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека. Но это не означает, что в одинаковых условиях у людей формируются одинаковые способности.Умственное (психическое) развитие зависит от биологического созревания ребенка. Отсюда изучение физики начинается с определенного возраста школьников, ступенчатое построение курса. Существуют оптимальные сроки для становления и развития определенных видов психической деятельности – сентизивные периоды. развития речи от 1-5 лет, для формирования модельного мышления от 11 до 13 лет, математического мышления от 15 до 20. Умственное развитие связано с накоплением фонда знаний как необходимого условия мышления. Критерии умственного развития: 1.быстрота усвоения материала; 2.экономичность мышления; 3.уровень аналитико-синтетической деятельности; 4.перенос приемов умственной деятельности с одной на другую. Аспекты психологич деятельности: 1.Определяются содержанием предмета – абстрагирование, модельное мышление – физическое мышление.2. Эмоциональность (демонстрации, опыты).В 7-8 классах уровень абстрактного мышления низок и поэтому необходимо полнее опираться на чувственно-конкретное восприятие, использовать средства наглядности. Формировать умение сравнивать, анализировать, строить умозаключения. В 9-м такие понятия как «материальная точка», «скорость», «сила» нельзя увидеть, а можно только понять. Здесь необходимо формировать умение самостоятельно делать обобщения.В 10-м классе наиболее полно формируется теоретическое мышление. Хорошая теория является не только средством понимания явлений, но и средством их последующего воспроизведения в памяти. В 11-м классе все вышеперечисленные умения развиваются. Кроме того вырабатываются более сложные мыслительные операции, в частности, переносы знаний и умений по физике на приобретение знаний при изучении других предметов. Мотивы учения могут быть разнообразны: родители, институт, аттестат, быть как все и т.д. Выделим среди мотивов учения – познавательный интерес. Если учитель пробудил интерес к своему предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы.
|