Единство и борьба противоположностей




Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. В марксистском варианте диалектики он получил статус закона (единства и борьбы противоположностей). Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

 

Взаимосвязь количества и качества

Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) — взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова:
количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.
Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится — ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

 

Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость — в скупость, щедрость — в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет — почти что вечность, а для биосферы в целом — лишь мгновение.

 

Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности — он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.

Отрицание отрицания

Сброс развивающейся системой старого качества можно квалифицировать как его отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать продолжение развития, диалектическое отрицание не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.

Так, например, теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая. Как бы радикально ни менялись со временем исторические типы экономики, политики или морали, их главные достижения не уходят безвозвратно в прошлое, но сохраняются на всех последующих этапах исторического развития, пусть и в существенно измененном виде.

Принцип двойного отрицания является констатацией определенного ритма, или цикличности процессов развития. Лучше других нам знакомы циклы биологические (семя — растение — семя, детство — зрелость — старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике, эпох ренессанса и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем.

Категории диалектики

Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления.

Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности.

Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д.

В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего. Каждая пара категорий представляет собой воплощенное противоречие, т.е. единство противоположностей. Например, общее и единичное (как и любая другая пара категорий) самоочевидно исключают друг друга, но в то же время не существуют порознь, по отдельности. А при определенных условиях способны к взаимопревращению: единичное может стать общим, равно как и наоборот.

Так, случайная мутация может привести к появлению у организма нового признака, существующего на этот момент в единичном варианте. Но если он окажется полезным в плане приспособления к окружающей среде, он будет закреплен механизмом наследования и вскоре станет общим признаком популяции. Возможен и обратный процесс: потерявший приспособительную функцию общий признак может утрачиваться большинством популяции и встречаться лишь в рудиментарных единичных случаях. На этом же примере можно продемонстрировать и диалектику взаимоотношений необходимости и случайности. Случайная мутация (сбой в работе генетического аппарата), подхваченная естественным отбором, в конечном итоге оборачивается проявлением необходимости эволюционного процесса.

Таким образом, категории диалектики, схватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.

 

31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности

Понятие личности многогранно. С одной стороны, это конкретный индивид как субъект деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. С другой стороны, личность – социальное свойство индивида как совокупность интегрированных в него социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми.

Согласно «Рабочей книге социолога», в общей социологической теории личность определяется как совокупность общественных отношений; в специальной теории понятие личности уточняется с целью более детального изучения взаимоотношений личности и социальной среды. Личность здесь рассматривается как носитель определенных социальных ролей, обусловливающих ее место в конкретной системе отношений.

По мнению И.С.Кона, человек личностью не рождается, а становится в процессе развития. То есть индивид становится личностью в процессе социализации. Поэтому для полного понимания понятия личности невозможно не рассмотреть социализацию.

В самом общем смысле социализация личности – процесс ее становления как субъекта социальной деятельности. По определению И.С.Кона, процесс социализации – усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Другими словами, социализация – процесс становления и развития личности, основанный на усвоении, принятии, понимании и осознании индивидом на протяжении всей жизни определенных образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и культурных ценностей, способствующих вхождению человека в социальную жизнь и успешному функционированию в ней. Это понятие можно понимать и как процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций – так ее определил Б.Д.Парыгин.

Процесс социализации начинается с первых лет жизни и, по мнению многих социологов, длится всю жизнь. Таким образом, можно социализацию рассматривать с двух позиций:

· Социализация как процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой.

· Социализация как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами и организациями.

 

Также необходимо определить термин ресоциализации. Ресоциализацией называется повторное усвоение ценностей, ролей, навыков (новые вместо прежних).

Разработкой теорий личности или теорий формирования личности и т.п. занимались и социологи, и психологи. Психоаналитическими теориями занимался Зигмунд Фрейд, который выделил ряд последовательных стадий в развитии личности, выявил три компонента личности – ид, эго и суперэго, «взаимодействие» которых создает напряженность на каждом этапе. Эрик Эриксон обозначил кризисы, с которыми сталкивается личность в ходе своего развития, а также выделил 8 стадий человеческого развития. Кроме психоанализа, было немало других теорий. Например, теория развития познания Жана Пиаже. Он утверждал, что способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых формирует новые познавательные навыки. Теорию нравственного развития разрабатывал Лоренс Колберг, который считал, что нравственное развитие включает несколько стадий, предполагающих развитие познавательной способности понимания чувств других людей. Теорией развития личности занимались Чарльз Кули (теория «зеркального Я» - представление людей о том, как их оценивают другие) и Дж.Г.Мид, выделявший несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня».

Социологии ближе всего статусно-ролевая теория личности. Данная теория исходит из таких ключевых понятий, как статус – показатель положения, занимаемое индивидом в обществе, социальное признание или престиж и социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

Ролевая теория личности – ключевая теория в социологии личности. Понятие социальная роль было введено Дж.Г.Мидом, Дж.Морено и Р.Линтоном в 30-х годах XX века для описания поведения человека. Социальную роль еще называют динамической стороной статуса, так как мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием, в отличие от социального статуса.

Промежуточным звеном между ролью и статусом являются ожидания людей, которые впоследствии могут стать социальными нормами.

Существует нормативная теория, которая предписывает человеку определенные формы оценки, поведения и восприятия. Данная теория, в отличие от статусно-ролевой имеет обязывающий характер. Здесь имеют немаловажное значения ориентиры, образцы, эталоны. Такая концепция создает некий «идеальный» тип личности.

Концепция ценностных ориентаций образовалась в рамках нормативистских теорий. В данной концепции играют роль понятия ценности и ценностной ориентации. Ценности – представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. При смене ценностей или ценностных ориентаций могу возникать противоречия, которые осознаются как трудность выбора или принятия решений. Изучение ценностей, таким образом, необходимо для понимания личностного развития, процессов самореализации и самоопределения в кризисные периоды жизни.

 

Можно выделить и две другие теории личности – теория социальной идентификации и теория социальной идентичности. Они характеризуют соотнесение индивидом себя со «своими» группами и общностями (с теми, по отношению к которым, индивид может употребить слово «мы»). Социальная идентификация может рассматриваться как процесс отождествления с определенными признаками.

Также существует диспозиционная концепция личности. Она исходит из социально-психологических факторов (которые обусловливают социальные): осознанная готовность личности к оценке социальной ситуации и адекватному поведению. Эта готовность обусловлена предыдущим социальным опытом, который является частью мировоззренческих установок, идеалов, ценностей и норм, предопределяющих готовность к определенной реакции на среду. Представителем данной концепции можно считать В.А.Ядова.

 

32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия

В самом общем понимании ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное и личностное значение явлений и фактов действительности.

Учение о ценностях – аксиология.

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на понимание ценностей.

В античное и средневековой философии Ц. отождествлялись с самим бытием. Начиная с Сократа и Платона главными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись главными критериями истинного бытия. Наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ц. По Платону, высшие ценности носят абсолютный характер; согласно софистам, все ц. индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»); Аристотель признает самодостаточность таких ценностей как человек, благо, счастье, остальные рассматривает как относительные.

В Средние века ц. связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ц. гуманизма. В Новое время – развитие науки и новых общественных отношений.

В узком смысл понятие ц. впервые употребляет Кант. Ценности – это: требования, обращенные к воле; цели, обращенные к личности; значимость тех или иных факторов.

Гегель разграничивает ц. на утилитарные (товары, характеризуются стоимостью) и духовные.

После выделения аксиологии в самостоятельную область науки сформировалось несколько типов теорий ценностей: натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) – рассматривает ценности как объективные факторы реальности; аксиологический трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт) – ценности – идеальное бытие; персоналитический онтологизм (Шелер) – объективный характер ценностей; социологическая концепция (Вебер ): Ценность – норма, имеющая определенную значимость для социального субъекта, подчеркивал роль этических и религиозных ценностей.

Все понимания нужно рассматривать как взаимодополняющие.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. На их формирование оказывают влияние биологические, социальные, психические факторы. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека. Общечеловеческие ц. в то же время и индивидуальные. И каждая личность их по-своему воспринимает и осознает.

Иерархия ценностей:

Высшая и абсолютная ценность – человек и его жизнь. К высшим ц. также следует отнести «предельные» и наиболее общие для людей, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода.

Существуют разные способы и принципы классификации ценностей. Выделяют ценности-цели, или высшие ценности, и ценности-средства (инструментальные ц.). Так же выделяют материальные и духовные; положительные и отрицательные.

Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, например: западная и восточная ценностная парадигма.

Проблема «экзистенциального вакуума» - не способность людей найти высшие цели в жизни.

 

33. Общество и глобальные проблемы XX столетия

Человечество совсем недавно перешагнуло порог тысячелетий, перешагнуло этот рубеж, неся за своей спиной груз накопленных проблем, все более и более явственно проявляющих себя. По поводу этой смены эпох, вступления человечества в новый век звучало немало слов о необходимости качественных изменений не только и не столько в области материальной, сколько в области мировосприятия людей, в области, связанной с тем как человек ощущает себя в мире и с тем, по каким принципам он строит свое взаимодействие с окружающей природой, обществом, государством.

Следует отметить, что среди взглядов на глобальные проблемы сегодня можно встретить абсолютно полярные: от пессимистических, пророчествующих неизбежную и довольно скорую гибель современной нам цивилизации до диаметрально противоположных, утверждающих, что вопросы, ставшие сегодня актуальными в мире - лишь признаки кризиса перехода к новой социальной, в какой-то мере и экономической формации, кризиса закономерного и преодолимого без существенных негативных последствий для человечества.

Проблема не исчерпывается одним только техногенным фактором, корни ее кроются в человеческом отношении к миру, в мировоззрении не просто отдельных людей, а в мировоззрении всего современного человечества, в общественном сознании, включая все стандарты, стереотипы, а также убеждения, укоренившиеся в нем. Именно философское рассмотрение тех проблем, перед необходимостью решения которых сегодня стоит человечество содержит в себе ключ к их успешному разрешению, именно поняв, как цивилизация пришла к такому состоянию, можно строить планы выхода из сложившейся ситуации. Так Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба, назвал свою книгу, посвященную глобальным проблемам человечества, `Человеческие качества`, ибо именно в этих `качествах` он видел их корень, и именно коренная перестройка той части мировоззрения людей, которая наиболее сильно позволила обостриться глобальным проблемам, является, по его мнению, насущнейшей проблемой мирового масштаба.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: