Эмпиризм Бэкона и «учение об идолах»




Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание – сила», или (более точный перевод) «Знание – власть». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем. По Бэкону, конечная цель науки и знаний– открытия и изобретения, целью которых является увеличение власти человека над природой, улучшение жизни человека.

Но для этого человеку сперва нужно научиться правильному мышлению и избавиться от заблуждений-«идолов»:

· Идолы рода – ложные представления о мире, являющиеся результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.

· Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира, то есть внутренний мир человека, который накладывает свой отпечаток на все его видения и суждения.

· Идолы рынка и площади – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, в результате чего возникают пустые и абсолютно бессмысленные споры и ссоры.

· Идолы театра – ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем, каждая из которых не более чем драма или комедия. Но люди брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни, что, по мнению Бэкона, и ведет их к заблуждению.

 

Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразования общественного сознания. Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией является тщательно разработанное учение о методе.

 

Рационализм Декарта

Родоначальником рационализма Нового времени был Рене Декарт (1596-1650). Этот французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.

 

Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» с приложением метода в трактатах «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия». В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, поддающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов.

Рене Декарт(1596-1650)-фр-й ученый и философ. Осн.труды: «Рассуждение о методе», «Размышление о первой ф-ии», «Начала ф-ии», «Животное-машина».

Дуалистическое понимание мира. Допускает 2 независимых друг от друга первоначала: материальную субстанцию и духовную, первая обладает таким атрибутом, как протяженность, вторая- мышлением. Эти субстанции сущ-т параллельно. Их изучением занимаются метафизика и физика.

Р.Декарт- родоначальник рационализма, который сложился у него под воздействием математики, интереса к ней. Считал, что истина обладает всеобщностью и необходимостью и исключительную роль в познании играет дедукция. Ф-ф признавал основой познания аксиоматическую достоверность, существующую до всякого опыта и усматриваемую разумом интуитивно. Интеллектуальная интуиция сводилась им к распространению на все истинное знание рациональных, ясных, основополагающих и отчетливых понятий, суждений. Эти понятия уподобляются математическим аксиомам, которые разум для построения более сложного знания берет как очевидные. Декарт считал, что такие идеи в своей первоначальной основе явл-ся врожденными. Остальные ясные, отчетливые, достоверные знания от врожденных отличает лишь опред-я полнота логического объема и объем самих знаний.

Т.о., все идеи он подразделял на 2 группы: имеющие источником чувства и врожденные, которые обладают полной достоверностью, к ним относятся идея Бога, математические аксиомы и т.д. Так, н-р, абсолютно достоверным началом, методом, содействующим открытию, явл-ся сомнение во все существующем. Поэтому Декарт начинает с сомнения в существовании чувственных вещей, математических истин и даже Бога. Но, сомневаясь во всем и отрицая все, он приходит к выводу, что нельзя сомневаться в том, что существует сомневающаяся мысль. Т.о., единственный достоверный факт есть мышление. «Мыслю, следовательно, существую».

Его рационалистический метод сост-т из 4 правил:

1. Допускать в кач-ве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызывать никаких сомнений в их истинности.

2. Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы и задачи.

3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.

4. Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Ясность и отчетливость наших представлений- критерий истинности. Для Декарта важнейшей проблемой явл-ся док-во существования мира вне Бога и вне ч-ка. Он счел самым доступным док-вом объективности мира то, что ч-к, как мыслящее и сомневающееся сущ-во, есть; он сущ-т в мире др-х вещей и существ. Его «Физика»(учение о природе) не расходится с «Матафизикой»(учением о наиболее общих принципах бытия познания). По Декарту ч-к- связь тела и души. Душа обладает волей, мыслью, она активна. Тело- сложный механизм. Бог соединяет в ч-ке тело с душой, чем отличает его от животного, ибо у последнего нет души. Человеческая же душа нах-ся в мозгу в шишковидной железе. Главное д-е страстей у ч-ка опред-ся стремлением души к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело.

 

 

12. Основные идеи Просвещения XVIII века

ПРОСВЕЩЕНИЕ ,идейное течение 17 — 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17-18 вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения. Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей — просвещенных граждан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: