Категория материи в XIX-XX веках.




В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал опре­делен­ные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции ме­ханической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — ве­ществом. Ма­терия /вещество/ рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц-атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные про­странственно-временные ком­бинации этих атомов. Материи предписывалась абсолют­ная дискрет­ность, нали­чие неизменных, вечных свойств, таких, напри­мер, как масса, инерция и т. п.

Новый этап в развитии категории “материя” начинается с применения К. Марксом и Ф. Энгель­сом этой категории к об­ласти общественных явлений. Преж­ние материалисты рассмат­ривали материю лишь с одной стороны, лишь как источ­ник об­разования сознания. Теперь же развитие материи надо было рас­сматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит созна­ние, но и сознание, в свою оче­редь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Идеальное в практической жизни может специфически, по-своему, порождать материальное. Не только материальное превращается в идеальное, но и наоборот. Та­кова диалектика.

Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала XX вв. Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и пре­вращения энергии Р. Майером, периодического закона химических эле­ментов Д. И. Менделеевым, теории электричества и магне­тизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его струк­туры и свойств; радия и радиоактивного излучения. Эти вы­дающиеся открытия объединяет принцип признания материаль­ности всех явлений и процессов объективного мира. Благо­даря им в науке сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах.

 

22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.

Движение

· Древнегреческие «семь мудрецов» понимали движение как возникновение, уничтожение и становление всего сущего. Элеаты, напротив, пришли к выводу, что движения не существует.

· Движение по Аристотелю (своеобразный итог спорам), реализуется внутри одной сущности и внутри одной формы в трех отношениях – качества, количества и места. Количественное движение – это рост и убыль. Движение относительно места – это перемещение, или пространственное перемещение, механическое движение. Качественное движение – это качественное изменение.

 

Всякое движение осуществляется во времени.

В диалектической концепции движение рассматривается как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Гегель отмечал «точно так же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения ». Всякое изменение в свою очередь есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией. Движение – это всеобщая форма существования бытия, материи, которая выражает активность последних.

Пространство

Пространство возникает как упорядочивание хаоса посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Это некоторая особым образом организованная совокупность данных объектов. Пространство здесь не отделено от времени, образуя с ним некоторое единство – «хронотоп ».

Из свойства пространства древние отмечали прежде всего это свойство развертывания, растекания, распространения пространства по отношению к особому мировому центру, как некой точке, «из которой совершается или некогда совершалось это развертывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота».

Кроме того, что пространство развертывается, оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание пространства основано на двух операциях – анализе (членении) и синтезе (соединении).

Более позднее понимания пространства – это понимание его как «относительно однородного и равного самому себе в своих частях» Идея измерения пространства. Однако (!) основной характеристикой пространства является разнородность и прерывность.

В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность значения места, в котором может оказаться человек. Центра пространства – это место особой сакральной ценности. Периферия – это зона опасности. Победа над этим местом и злыми силами обозначает факт освоения пространства. Пространство не только как некая физическая характеристика бытия, а своеобразное космическое место.

Время

От времени человек ощущал в древности еще большую зависимость, т.к. с этим было связано понимание смерти как остановки индивидуального времени. Человек жил во времени и боялся его.

Время – это прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира. Мифическое время обладает свойством линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую – циклическую модель времени». Свойство цикличности времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени.

Пространственно-временной континуум в мифологическом сознании выступает как основной параметр устройства космоса. В космосе имеются особого рода сакральные точки, которые представляют собой центр мира. Изначальный хаос упорядочивается посредством пространственно-временных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: