Различные интерпретации данных понятий в философии и науке




Пространство понималось как:

· Абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая от них не зависела. (Демокрит, Эпикур, Ньютон)

· Протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс).

· Порядок сосуществования и взаимного расположения объектов. (Лейбниц, Лобачевский)

· Комплкс ощущений и опятных данных (Беркли, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант)

Время трактовалось как:

· Длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин)

· Форма появления абсолютной вечности, как переходящая длительность (Платон, Августин, Гегель)

· Абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон)

· Относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц)

· Форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

 

23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.

Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, способ восприятия, способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. Однако, многие ученые рассматривают это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Сознание - категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности. Проблема того, чем является сознание, каковы его рамки, и в чём смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии. Проблемы практического рассмотрения включают в себя вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме; может ли существовать нечеловеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний. В общем смысле сознание также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы. Сознание как способность следует отличать от способности мышления. Сознание - это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. Мышление - способность мыслить, фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание - необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли. В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Сознание есть форма или способ данности предмета, мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно. Сознание и мир - два полюса одного и того же. Поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса - мира (психологизм), как и мир - в отрыве от его соотносительного полюса - сознания (наивность). Мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы.

Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая соотнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Философия пытается обосновать вывод, что природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Иногда в философии из сознания «выделяют» субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект сознает объект. В то же время, термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идет о движении «внутри» мышления, а не о соотнесенности с миром. Вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент. Выделяют формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя; рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка); разум как самосознающий рассудок; дух как высшую форму сознания, включающую все другие формы. Рассудок соотносит свои понятия с миром, критерием его истинности является непротиворечивость. Разум поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит свои понятия с миром и самого себя со своими понятиями. Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью (с телом). Впервые проблема сознания была сформулирована Декартом, после получило широкое освещение в новоевропейской философии, и в различных философских традициях (феноменология, аналитическая философия). Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного (других субъектов и мира вообще); осознание человеком своего общественного статуса и жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, действий. В философии самосознание - осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание понимается как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат рефлексии - знание себя. Самосознание - условие того, что сознание сохраняет себя во времени, удерживает себя как одно и то же сознание. Единство самосознания является условием всякого единства в мире (Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда, оно как способ бытия и данности мира. Соответственно самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта. Основные философские теории сознания: Дуализм - теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основатель, Рене Декарт, утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и сознание, таким образом, несводимо к физическому миру. Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции (общефилософский дуализм). Платон считал, что тело принадлежит материальному миру (смертно), а душа является частью мира идей (бессмертна).

Душа лишь временно привязана к телу до момента смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей. Современный представитель дуализма - Дэвид Чалмерс (натуралистический дуализм). Настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который не сводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы. Психофизические законы полагаются естественным дополнением к физическим законам и принципам. Логический бихевиоризм - теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Идеализм -теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть - значит быть воспринимаемым». В индуизме сознанию сопоставляется «безмолвный высший свидетель», который наблюдает за действиями «материальной природы». Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная «качествами природы». Материализм теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание описывается материалистами как свойство высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют дуалистов, идеалистов и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Материалисты: Фридрих Энгельс, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон. Функционализм- теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять определённую функцию. Сознание относится к мозгу так же, как функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционалисты: Дэвид Льюс, Хилари Патнем и Дэниел Деннет. Двухаспектная теория -теория о том, что психическое и физическое два свойства лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория отвергает дуализм, идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Бенедикт Спиноза, Бертран Рассел и Питер Стросон. Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности его предмета. Пытается открыть идеальные (сущностные) черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать таким образом все остальные науки как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Эдмунд Гуссерль и Морис Мерло-Понти.

24. Сознательное и бессознательное

Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.), так и по линии психологии.

I. Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов:

· «Оно» (Id), находящееся за пределами сознания, хранящее в себе биологические влечения и страсти и вытесненные из сознания идеи;

· «Я» (Ego) человека - посредник между «Оно» и «Сверх-Я», пытающийся удовлетворить запросы обоих, прийти к необходимому соглашению между ними; реагирует на окружающую среду посредством познавательных способностей;

· «Сверх-Я» (Super Ego) — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.

(Если поджимает время, то следующий абзац можно не писать, но прочитать надо!)

Фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим.

II. Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.-Г. Юнга.

Он выделил во фрейдовском «оно» помимо личностного бессознательного, более глубокий слой — коллективное бессознательное, являющееся отражением опыта предшествующих поколений, включающее общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.), это некое вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания.

(Если поджимает время, то следующий абзац можно не писать, но прочитать надо!)

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. Среди них:

сновидения, обмолвки, оговорки, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве,

патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

 

III. Далее проблемой бессознательного занялся австриец А.Адлер.

Он в определенной степени уже социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.

 

IV. Немецкий социолог и философ Э.Фромм выделил одним из наиболее важных факторов развития человека – экзистенциальную дихотомию.

Экзистенциальная дихотомия – противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное.

По Э.Фрому бессознательная часть человека тесно связана с обществом, в котором человек развивается, следовательно, меняется общество – меняется подсознательная часть человека.

 

(Если поджимает время, то следующий абзац можно не писать, но прочитать надо!)

 

Новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений, рождает «человека нового типа», обладающего рыночным характером. Альтернативой обществу «обладания», должно быть общество, ставящее на первое место бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».

 

25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.

Эсте́тика (греч. αισθητικός — чувствующий, чувственный, от αίσθημα — чувство, чувственное восприятие) — Эстетика это: 1) наука, которая изучает и развивает человеческую чувственность. Главным предметом изучения которого является эстетическое чувство и его действительность, также законы и нормы, его виды, типы и формы (например прекрасное, возвышенное и др. чувства), его отношение к понятию природы и искусства, как оно произошло и его роль в разном творчестве и наслаждениях; 2) одно из философских учений о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.

 

Рассмотрим виды и типы эстетического познания:

 

Эстетика различается в зависимости от всяких философских и методологических установок разных авторов, которые пишут о эстетике:

• эмпирическая эстетика,

• психологическая эстетика,

• формальная эстетика,

• нормативная эстетика

• спекулятивная эстетика.

 

Ещё эстетика различается в зависимости от характера субъект-объектных отношений:

• эксплицитная эстетика

• имплицитная эстетика

 

Эстетический опыт – это совокупность неутилитарных интуитивно-действенных отношений субъекта к реальности, имеющих созерцательный, игровой, выражающий, изображающий, декорирующий и т.п. характер. При этом имеется в виду как опыт отдельной личности, так и опыт, характерный для конкретных социальных образований определенных этапов культуры, сопровождающийся или завершающийся в конечном счете духовным наслаждением субъекта; или – позитивной аксиологической реакцией субъекта на основе чувства удовольствия. Эстетический опыт в конечном счете помогает человеку обрести свое место в Универсуме, ощутить себя органической частью Природы, не сливающейся с ней, но обладаю щей своей личностной самобытностью в общей структуре бытия.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Эстетическое сознание характеризует духовную составляющую эстетического опыта. Им обозначается совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства, плюс поле духовно-внесознательных, как правило, невербализуемых или трудно вербализуемых процессов, составляющих сущность эстетического опыта (человека или определенной социокультурной общности), эстетического отношения, эстетического события. Эстетическое сознание является необходимым компонентом человеческого сознания, человека как homo sapiens. Однако в силу крайне сложной его структуры и выполняемых функций оно долгое время не выходило на уровень философской рефлексии.

Эстетический опыт был с древности присущ человеку и находил выражение в зачаточных формах древнего искусства, украшениях тела, предметов обихода, оружия, в культовых обрядах, плясках, ритмической организации труда и т.п. Неразрывна с ним была и интуитивная эстетическая оценка на основе еще слабо развитого чувства не-только-чувственного удовольствия/неудовольствия. На более поздних этапах культуры – в древних цивилизациях Востока и в античной Европе начинается осмысление отдельных компонентов эстетического опыта и соответственно эстетического сознания, появляется специальная терминология для их обозначения (прежде всего термины красота, прекрасное, гармония, порядок, возвышенное и др.), которая в дальнейшем составила основу категориального аппарата науки эстетики. Однако вербально-рефлективный уровень эстетического сознания до сих пор остается недостаточно развитым для адекватного выражения и описания его сущности – тех глубинных духовных процессов, которые собственно и составляют его основу, приводят эстетический субъект в состояние духовного наслаждения, к катарсису, но не поддаются достаточно точной вербализации и формализации.

Под эстетической культурой понимается совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия или отдельного человека. Наиболее полное воплощение эстетическая культура получает в художественной культуре (совокупности всех искусств) своего времени, тем не менее ее аура охватывает практически все основные сферы жизни и особенно творческой деятельности человека. Поэтому историческая классификация эстетической культуры фактически совпадает с классификацией истории искусства, но охватывает более широкий круг явлений культуры и практического опыта человека, чем искусствоведение. Эстетическая культура является одним из главных объектов науки эстетики.

Аристотель,В «Политике» он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, в ней возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием…». В «Поэтике» он показал катартическое действие трагедии, определяя ее как особого рода "подражание… посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов" [148]. Неясность смысла этой формулировки вызвала многочисленные комментарии в литературе XVI-ХХ вв. Одни толкователи понимали катарсис как очищение страстей (от крайностей и чрезмерностей), другие – как очищение от страстей, т.е. полное устранение их.

 

Можно вставить как вывод: Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

 

26. Специфика и основные формы чувственного познания

Познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт.

Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.

 

Цель познания — знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Характеристику процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она:

• исторически начальная ступень;

• начальная в том смысле, что без чувственности первоначального контакта с миром не возникает.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление. По сравнению с восприятием оно является более обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному отражению действительности. Но не следует представлять дело так, что чувственное познание — это пассивный этап передачи информации от объекта к субъекту. Чувственное отражение активно, во-первых, а во-вторых, социально обусловлено (речь идет о человеческом чувственном отражении).

 

Говоря о чувственном познании, следует заметить, что социальная детерминация чувственного отражения человека составляет его специфику по сравнению с чувственным отражением у животных. Эту специфику можно выразить в следующих положениях.

• Выделяется влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности.

• Происходит формирование (под воздействием практики, социально-культурных условий и ценностей) перцептивных установок и ожиданий, регулирующих в ходе восприятия взаимодействие текущих сенсорных данных и прошлого опыта субъекта.

• Осуществляется взаимодействие прошлой, а также текущей сенсорной информации и культурных наслоений. Исходя из этого можно говорить о том, что непосредственность чувственного отражения - вещь относительная и что необходимо учитывать эту относительность в познавательной и практической деятельности. Таковы в общих чертах формы, особенности и специфика чувственного познания человека.

 

27.Специфика и формы рационального познания

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей.

 

Основные формы рационального познания:

· Понятия – мысленное образование, в которое обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия

· Суждения – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается

· Умозаключения – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых

· Гипотезы – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию

· Теории – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

 

И еще одно важное положение, которое желательно сформулировать при характеристике рационального познания. Необходимо различать понятия “мышление” и “интеллект”.

Интеллект следует рассматривать как интегральную и высокодифференцированную способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Это своего рода духовный потенциал личности, где функциональное раскрытие порождает все богатство оттенков и форм человеческого мышления.

Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта.

 

Умственная работа не сводится к механическому усвоению способов деятельности. Человек овладевает не набором понятий, суждений и умозаключений, а принципами, структурой для их обработки. Как интеллект (умственная способность), так и мышление (умственная активность) не являются изолированными формами. Между ними постоянно осуществляется взаимосвязь, взаимопереход. По-видимому, сам интеллект есть результат функционирования многоаспектного, напряженного мозга: только через мыслительную деятельность происходит его формирование. Такова характеристика рациональной ступени познания. Но чувственное и рациональное познание как формы не исчерпывают процесс познания. Познание осуществляется и с помощью интуиции, на природе которой и ее познавательных возможностях следует остановиться подробнее.

28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Наука- одна из форм рационального познания. Законы науки нужны для того, чтобы охарактеризовать ситуацию и сделать прогнозы на будущее. На основе науки можно анализировать, какие процессы будут происходить, а по просшествии времени можно проверить свои выводы. Т. о. можно влиять на общество. Наука есть систематизированное знание, т.е. знание, ориентированное на закон.

Вненаучное знание - это знание, лежащее вне науки, в другой сфере. Нет понятия «ненаучное знание», то есть «вне». В разное время отношения к вненаучному знанию было различным, но сейчас на современном уровне постнеклассической науки оно признается. Во вненаучном знании выделяется ещё паранаучное знание, т.е. такое, которое лежит за пределами науки, но примыкает к ней ближе всего. Парапсихология - это психология, связана с наукой (примыкает к ней), но не включается в нее. напр., телепатия, телекинез и др. Вненаучные формы знания: хиромантия, дерматоглифика. Паранаучные: астрология.

Художественное - отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Обыденное познание – познание, реализуемой в повседневной жизненной практике. Обыденное знание с развитием общества разрастается, но не подчиняется законам. Обыденное знание присуще восточным регионам.

Религиозное познание в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе делает своим объектом Бога, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Конфликты между наукой и религией. Дает ли нам религия знания о мире, об обществе, о человеке. А если есть, можно ли их включить в контекст научный представлений.

Общество переходит на уровень постиндустриального общества. Говорят, что развитые страны уже приближаются к нему. Удовлетворение потребностей на таком высоком уровне требует участия людей в процесс производства (80%), а уже в постиндустриальном обществе в процесс производства будет включено 10% всех людей.

Манипуляция сознанием – это путь к тоталитаризму, что видно на примере Третьего Рейха. В результате сейчас сформировано общество потребления и общество риска.

И наука, и религия пытаются решать эти проблемы своими методами. Ведется диалог науки и религии. Уже десяток лет все осознают, что вести диалог нужно, но не знают, какими способами.

Диалог должен вестись и меры должны быть разработаны как для развития человека, так и для развития общества. Пока таких мер не существует.

 

29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины

Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.

 

Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Объективная истина - адекватное, соответствующее действительности отражение внешнего мира человека. Объективная истина как такое сознание, которое не зависит от субъекта.

Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение является истинным, если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Конечно, нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание (пример делимость атома). Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. Практика многогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного эксперимента. Истинные идеи - это те, которые хорошо работают (полезные), те что лучше работают на нас, ведут нас, что лучше всего подходят к каждой части жизни и соединимы со всей совокупностью нашего опыта.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения также отражают, правда, несколько односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

Непосредственная цель познания - постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке.

Материализм 17-18 вв.: одним из недостатков его представлений об истине, общими с идеализмом прошлого, была неспособность понять, что является конечным критерием истины. Для идеализма истина - лишь осознание человеком своих собственных ощущений. Для махизма истина - сокращенное описание человеческих ощущений. Неопозитивизм: пытался создать развернутую теорию истины, опираясь на односторонне понятые проблемы математики, логики, физики. Неопозитивисты свели проблему истины к проблеме смысла предложений науки. Они стремились выяснить критерии, на основе которых научные утв-ия м.б. признанными имеющими смысл.

 

30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.

Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Диалектика (от греч. веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: