Учение о гармонии веры и разума.




Согласно Августину, Бог существует в 2-х временах: в мире вечности и в человеческом времени. Также Бог видит всю нашу жизнь: и прошлое, и настоящее, и будущее – одновременно. Еще одной важной чертой учения Августина есть его идеи волюнтаризма – приоритета воли над разумом. Так, Бог волюнтаристичен, он либо любит тебя и все прощает, либо нет. Кроме того, Августин считал, что вся наша жизнь заранее предопределена Богом. Августин выступал как оппозиция скептикам и считал, что истинное знание находится внутри человека.

 

9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения

В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. Новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек как творец самого себя.

 

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной, культурой. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Человек – творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Искусство Возрождения создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силы воли, мешающей ему чувствовать и думать, как хочется.

 

Культура ренессанса поставила в центр мира человека и окружающий мир. Человек был охвачен желанием самоутверждения, он заново открывал для себя мир природы и вселенной, восхищался красотой окружающего мира, его кругозор расширялся. Философы Возрождения преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разумэто бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным, считали они. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. Они верили, что в мудрости и познании человек обретает настоящее счастье. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

 

Самым крупным и оригинальным из мыслителей эпохи Возрождения был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов “Государь” и “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”. Макиавелли представляет идею фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Неудовлетворенность – стимул к движению, из нее проистекают перемены в наших судьбах. 1 из 1ых соц-х философоф эпохи Возрождения, отвергнувших теократическую концепцию гос-ва, согл-о которой гос-во зависит от церкви, как якобы высшей власти на земле. Обосновал необходимость светского гос-ва. доказал, что побудительными мотивами деят-ти людей явл-ся эгоизм, материальный интерес. Обуздание человеческих инстинктов с п-ю силы гос-ва, которое может воспитать право, юридич-е мировоззрение людей. Церковь расшатала устои гос.власти. подкупы, убийства, вероломство- все это дозволено в политике.

В XIVв начинает формироваться гуманистическая программа развития культуры. У истока 2 ит.писателя-философа- Франческа Петрарка(1304-1374) и Джованни Боккаччо(1313-1375). Петрарака: разработка концепции гуманистического индивидуализма, суть-познание мира через познание человека. Выступал против схоластики. Боккаччо обращался к реальным проблемам человеческого бытия.

 

 

10. Пантеизм и магия

МАГИЯ – индивидуальные или коллективные действия, призванные сверхъестественным путем повлиять на духов, людей, явления природы, в дополнение к различным видам человеческих практик – хозяйственной, лечебной, созидательной, разрушительной, охранительной, молитвенно-религиозной и т.п. Типология магии формируется по различным основаниям: по антиномии добра и зла (с точки зрения мага или его адепта) – белая магия (хозяйственная, целительная) и черная (порча, наговор, сглаз); по типу результата – созидательно-охранительная и разрушительная.

 

Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой.

Магия в древнюю Грецию пришла с востока, с помощью неё люди стремились объяснить и преобразовать окружающий мир. С шумерского языка, слово магия значит «мудрый».

В Греции начинаются активные заимствования магических практик из ближневосточного региона и адаптация их под греческие реалии. Активно развивается медицинская магия и изготовление амулетов. Создаются проклятия и зелья, а также вредоносные амулеты в виде узлов, присутствующие в очень многих культурах. Сходные процессы можно наблюдать и в Риме. Важным источником по развитию магии в этом периоде служат т. н. «дощечки проклятий» (лат. Defixionum Tabellae), распространенные на всей территории империи — по-видимому, это был общедоступный способ простонародной магии. Простонародные и жреческие магические практики были тесно связаны с поклонением богам. В первую очередь покровителями магии были Гермес (эта функция сохранится за ним и в более поздние периоды) и Геката, связанная в первую очередь с некромантией и женскими магическими практиками. В меньшей степени, но все же использовались в связи с магией имена Геи, Персефоны, Аида. Однако магическая традиция Римской империи не исчерпывалась простонародными магическими практиками. По мере развития неоплатонизма магия, в первую очередь теургия, становится важной составляющей этой философской школы. Именно в этот период в среде неоплатоников появляются материалы и ритуалы, предназначенные не для «клиента», а для самого мага — способы узнать благоприятное время для ритуала, теургические тексты. Развитие христианства, ведшего активную борьбу с магией, как частью позднеантичной философии и религии, повлекло за собой падение неоплатонической магии, приемы которой были восстановлены только в Возрождение.

 

Начало эпохи возрождения повлияло на развитии магии. Процесс этот был двусторонним. С одной стороны, имел место процесс «расколдовывания мира» (то есть процесс постепенного вытеснения мифа рациональным мышлением). С другой стороны, культурные апелляции к античности (в том числе и к античной религиозности) и переводы на доступные европейцам языки древних текстов спровоцировали всплеск интереса к оккультизму.

 

ПАНТЕИЗМ – религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. Термин «пантеист» был впервые использован английским философом Дж.Толандом (1705), собственно термин «пантеизм» был введен в философский оборот нидерландским теологом Й.Фаем (1709).

Первыми историческими формами пантеизма считаются некоторые системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии, а также философские концепции древнегреческих философов-досократиков (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Бог здесь еще не мировой дух, но скорее душа мира, одушевляющее начало, субстанциальный элемент среди других элементов, что дает основание говорить в данном случае о гилозоистическом пантеизме.

 

Пантеизм предлагает монистический вариант решения проблемы соотношения Бога-субстанции и мира-Вселенной. Абсолютистский монистический пантеизм полностью отождествляет Бога и мир, и такие качества Бога, как вечность, неизменность, бесконечность, переносятся на мир (Парменид). Такого рода пантеизм, последовательно проведенный, приводит к акосмизму – признанию иллюзорности мира. Гегелевский абсолютистский пантеизм наделяет Бога способностью к самодвижению и саморазвитию, тем самым снимая противоречие между Богом и миром. Имманентный пантеизм помещает Бога в мир в качестве его «части» – как силу или закон, вечный и неизменный, управляющий изменяющимся миром (Гераклит, стоики, Спиноза). При этом Бог в некоторых из имманентных пантеистических учений может рассматриваться не как средоточие характеристик, противоположных миру, а как единство противоположностей (Николай Кузанский, Дж.Бруно, Я.Бёме). Неоплатоники создали эманационный вариант пантеизма: мир есть истечение, эманация божественной сущности, он имеет степени совершенства, соответствующие мере присутствия божественной сущности. Этот вид пантеизма содержит в себе скрытый дуализм, поскольку результат эманации отделен от источника эманации – Бога. Поэтому эманационный пантеизм не вступал в противоречие со средневековой христианской теистической доктриной, существуя в ней в качестве особой формы реализма (Эриугена, Давид Динанский).

 

Пантеизм исторически был движением от теологии к философии в форме метафизики. Ведь бог пантеизма – это именно философский бог-субстанция, а не теологический Бог-личность. Поэтому все попытки сохранить идею Бога и одновременно построить онтологию, исходящую из идеи единства, самопорождения и самопричинности мира, т.е. онтологию, ориентированную на научное мировоззрение, неизменно приводили к пантеизму. Популярность пантеистической доктрины отчасти объясняется тем, что пантеизму присущ мощный эмоциональный потенциал. Пантеизм устраняет необходимость посредника между Богом и личностью, открывая бесконечные возможности интимного общения человека с Богом. Бог рядом с нами, вокруг нас, в нас; познавая природу, мы познаем Бога, познавая себя, мы в себе узнаем Бога – такая установка импонировала многим художникам-творцам. Именно идея причастности личности мировому порядку вдохновляла поэтический пантеизм Гёте, Теннисона, Эмерсона.

 

Последнее яркое явление пантеизма на философской сцене – онтологическая система Гегеля. В позднейшие времена пантеистические мотивы дают себя знать всюду, где философия начинает тяготеть к теологии. Историческое значение философского пантеизма состоит прежде всего в том, что на его почве развилась идея субстанциального единства мира и всеобщей взаимосвязи явлений в составе целого.

 

11. Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона

17 век для Европы переломный; на смену власти церкви приходит власть всемогущей науки; вместе с развитием промышленности и науки меняются и взгляды людей. Также меняется предмет философии; философы сосредотачивают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, проблеме соотношения философии с другими науками. При решении этих вопросов философы Нового времени разделились на 2 основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: