Государственное бюджетное образовательное учреждение 3 глава




Направления деятельности по обеспечению безопасности жизни человека – это элементарные составляющие этого процесса

Направления безопасности жизни человека позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «человек - окружающая среда», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений.

Направления безопасности жизни человека могут быть применены в различных сферах:

· технике;

· медицине;

· организации труда;

· отдыхе.

По сфере реализации, т.е. в зависимости от того, где они применяются направления безопасности жизни могут быть подразделены на:

· инженерно-технические;

· методические;

· медико-биологические.

По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются направления безопасности жизни человека подразделяются на следующие группы:

· ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности. К ориентирующим направлениям относятся - направления системного подхода, профессионального отбора, нормирования негативных воздействий и т.п.;

· управленческие, к ним относятся - направления контроля, стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, направления ответственности, обратных связей и др.;

· организационные, к ним относятся - защита временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, направление рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.;

· технические, э та группа направлений подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

Направления обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

Методы обеспечения безопасности.

Метод — это путь достижения цели, исхо­дящий из знания наиболее общих закономерностей.

Методы обеспечения безопасности:

· предотвращение нападения (разрыв дистанции, уклоны, маскировка, заключение пакта о ненападении);

· повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);

· создание системы защиты;

· создание системы ликвидации последствий деструктивных воздействий;

· уничтожение (или изоляция) источников угроз.

Способы обеспечения безопасности.

Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных.

Человек ищет способы защиты от опасностей:

· предвидением развития событий;

· оценкой последствий своих действий;

· анализом причин опасностей;

· выбором наиболее эффективного варианта действий.

Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации, но и, предвидя опасности, старается избежать их. Установив причины опасностей, своей деятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин.

Именно преобразовательная деятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

Средства обеспечения безопасности - это специальные устройства, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных и вредных факторов окружающей среды.

Средства обеспечения безопасности человека:

· коллективные;

· индивидуальные.

Ели взять техносферу, то в настоящее время возрастает роль автоматических средств безопасности, например, для предупреждения пожаров, наблюдения за качеством воды, то это коллективные средства обеспечения безопасности. Использование прочных кабин, очков, масок, касок и др.- это индивидуальное обеспечение безопасности.

 

 

1.3.Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека

1.3.1. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека в Российской Федерации

 

Правовую основу обеспечения безопасности жизни человека составляют соответствующие законы и постановления, принятые органами власти всех уровней Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты:

· Конституция РФ;

· федеральные законы;

· указы президента;

· постановления правительства Российской Федерации (РФ);

· постановления местных органов власти;

· постановления специально уполномоченных на то органов.

Среди последних следует выделить прежде всего:

· Министерство природных ресурсов РФ;

· Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

· Министерство труда и социальной зашиты РФ;

· Министерство здравоохранения РФ;

· Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и их территориальные органы.

Кроме перечисленных выше законодательными документами в области безопасности жизни человека являются государст­венные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, прави­ла и нормы, в которых содержатся различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др.

Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом феде­ральных законов, среди которых прежде всего следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., соответствующие нормативные акты Президента и Прави­тельства РФ, субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52 (с последующими редакциями). Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

30 декабря 2001 г. в нашей стране введен Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации» N 197-ФЗ. Он устанавлива­ет гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в об­ласти охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собст­венности. Этот документ направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работ­ников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

В настоящее время в РФ приняты также федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Кон­ституции РФ.

Разработан ряд федеральных целевых программ, на­правленных на предупреждение и подготовку к ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особен­ность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, сни­жении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

Кроме перечисленных выше законодательными документами в области безопасности жизни человека являются государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, прави­ла и нормы, в которых содержатся различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др.

Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности человека и являются основными нормативными документами в указанных областях.

На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие от­раслевые и местные условия, а также конкретные условия и тех­нологии производства.

Едиными правилами, которые содержат требования к обеспечению безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, являются «Строитель­ные нормы и правила» (СНиП), а также различные санитарные нормы и правила (СН, СанПиН).

Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разра­батывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.

За нарушение всех видов законодательства по безо­пасности жизни человека предусматривается следующая от­ветственность:

· дисциплинарная, которую накладывает на нарушителя вышестоящее административное лицо (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую должность на определенный срок или понижение в должности, увольнение);

· административная (подвергаются работники администра­тивно-управленческого аппарата) выражается в виде пре­дупреждения, общественного порицания или штрафа;

· уголовная, за нарушения, повлекшие за собой несчастные случаи или другие тяжелые последствия;

· материальная, которую в соответствии с действующим за­конодательством несет предприятие в целом (штрафы, вы­платы потерпевшим в результате несчастных случаев и др.) или виновные должностные лица этого предприятия.

 

1.3.2. Культура безопасности жизни человека

 

Культура безопасности жизни человека - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и, главное, активной практической деятельности по снижению уровня опасности.

В России особенно активно в течение последних десяти лет, уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизни человека на всех уровнях.

Этими вопросами особенно активно занимаются МЧС России при поддержке специалистов Минобрнауки России и других федеральных органов исполнительной власти.

Примерный перечень методов и средств формирования культуры безопасности у населения страны можно свести к следующему:

· на индивидуальном уровне - семейное воспитание, обучение и воспитание в ходе проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в кадетских корпусах, школах, центрах, полевых лагерях, а также в общественных движениях и по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в ВУЗах;

· на коллективном уровне - развитие системы корпоративных ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка персонала потенциально опасных и других объектов;

· на общественно-государственном уровне - проведение государственной политики, развитие общенациональной идеологии безопасности, нормативной правовой базы, научно-технической деятельности в области управления рисками, социальной рекламы безопасности.

Как видим, формирование культуры безопасности жизни человека носит глобальный характер, имеет многоаспектное значение. Отсюда деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизни человека.

Говоря о формирования культуры безопасности жизни человека России необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС связано с состоянием психики, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные - с недостаточной обученностью и низкой культурой безопасности.

Реализуя мероприятия по формированию культуры безопасности необходимо учитывать не только те угрозы, которые напрямую ведут к гибели человека, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации системы обеспечения безопасности в этой области.

Основными направлениями формирования культуры безопасности жизни человека являются:

· формирование государственной политики в этой области;

· обучение всех категорий населения в области гражданской обороны;

· нравственное, психологическое и патриотическое воспитание;

· надзор и контроль за формированием культуры безопасности во всех областях жизни.

Воспитание в области безопасности должно присутствовать у человека с момента рождения до конца жизни, которое должны формировать родители, друзья, преподаватели, общество и государство. Культуру безопасности жизни следует внедрять более эффективно, необходима четкая система, так как одной теории недостаточно. Наркотики, алкоголь, отсутствие здорового образа жизни характерно для нашего времени. Компьютерные игры, интернет и другие информационные технологии пропагандируют у пользователей насилие, жестокость, а большинство из них является несовершеннолетними. Многим подросткам и молодежи не хватает знаний и четкого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Многие не имеют представления о возможных действиях в чрезвычайной ситуации. Все это говорит об отсутствии культуры безопасности жизни человека.

Важно помнить, культурное наследие не воспроизводится само собой, его необходимо передавать, осваивать и внедрять, поэтому основой формирования культуры безопасности жизни человека является образование.

Наряду с образованием в настоящее время огромное значение с позиций формирования общей культуры и культуры безопасности жизни человека играют современные средства массовой информации. Оказывая ежедневное мощнейшее воздействие на население, они способствуют формированию идеалов и ценностей, отношений к окружающей действительности, знаний и эмоциональных состояний.

Основной целью формирования культуры безопасности жизни человека должно являться достижение такого состояния людей, когда обеспечение безопасности жизни человека является основной внутренней потребностью и для реализации этой потребности существуют все необходимые условия.

Не смотря на то, что в последнее время наше государство стало обращать внимание на культуру безопасности жизни человека, проводить политику по введению её в общество, принимать нормативные акты, проводить организационные мероприятия, видимых результатов ведущих к уменьшению размеров людских потерь и материального ущерба от ЧС, различных опасных ситуаций в быту, социальной сфере, на производстве не наблюдается.

При этом одному государству уменьшить угрозу ЧС при помощи каких бы то ни было нововведений не удастся без желания человека. Обществу не достаточно лишь знаний и умений. Необходимо создать новую систему воспитания и образования, где человек будет разумно взаимодействовать с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, анализировать опасные ситуации, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.

 

 

2. Национальная безопасность

 

2.1. Национальная безопасность России

2.1.1. Концепция национальной безопасности России

Согласно Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется Концепция) – это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300.

Редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24.

Она содержит следующие разделы:

1. Россия в мировом сообществе.

2. Национальные интересы России.

3. Угрозы национальной безопасности России.

4. Обеспечение национальной безопасности России.

Концепция национальной безопасности явилась результатом процесса, начатого Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности», и представляет собой наиболее эффективное средство административно-правового регулирования состояния безопасности государства.

Концепция закрепляет полномочия, определяет основные задачи и функции государственных органов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с внутренней и внешней политикой государства. Концепция национальной безопасности вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность РФ » и «национальные интересы РФ», органически объединяет и конкретизирует нормы Конституции РФ, Закона «О безопасности», а также нормы законов, регулирующих отношения в сферах национальной безопасности. Концепция национальной безопасности отражает важнейшие направления государственной политики и включает в себя систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция определила и понятие национальной безопасности как безопасности ее многонационального народа, который, в свою очередь, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что в свою очередь позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире. В рамках данной Концепции отношения с США и другими промышленно развитыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и инструмент решения проблем безопасности РФ.

Естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.

В начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу кризиса. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Современная российская военная политика является составной частью политики в области национальной безопасности и строится на основе положений Концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ.

Обеспечение национальной безопасности РФ путем совместной целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им, является обязательным и непременным условием эффективной защиты национальных интересов России.

Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности РФ являются:

· объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах;

· определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений;

· выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной, нравственной и других сферах жизни;

· организация работы законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

· поддержание на необходимом уровне стратегических ресурсов государства.

Главной целью обеспечения национальной безопасности РФ является создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны в мире, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения РФ как субъекта международного права.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности РФ являются:

· подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

· совершенствование законодательства РФ;

· укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;

· формирование гармоничных межнациональных отношений;

· обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства со всеми государствами мира;

· укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

· обеспечение жизни населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Система обеспечения национальной безопасности РФ создается и развивается в соответствии с:

· Конституцией РФ;

· федеральными законами;

· указами и распоряжениями Президента РФ;

· решениями Совета Безопасности РФ;

· постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,

· федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют руководящие органы, силы и средства созданные в государстве, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия руководящих органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами РФ. Не допускается создание руководящих органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ, не установленных федеральными законами, а также применение противоправных средств обеспечения национальной безопасности.

Защита национальных интересов должна осуществляться во всех сферах деятельности государства, но наибольшую роль играет защита от военной опасности.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается, прежде всего, военной организацией государства. Военная организация государства представляет совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации РФ является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы РФ, задачи которых могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

· сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации;

· защита экономических и политических интересов РФ;

· осуществление силовых операций мирного времени;

· применение военной силы во время войны.

 

 

2.1.2. Роль и место России в мировом сообществе

 

При определении места и роли России в мировом сообществе и в мировой политике важно учитывать основные тенденции, действующие в современном мире:

1. Укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их объединений, развитие глобализации, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами, формирование многополярного мира. При этом все более значительную роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.

2. Усиление стремления к созданию системы международных отношений, основанной на доминировании в мире развитых западных стран при лидерстве США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права.

3. Возрастание конкурентной борьбы в мире за перераспределение и контроль над сырьевыми ресурсами планеты, стремление ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения.

Все эти процессы не могут обойти стороной Россию – одну из крупнейших держав мира, всегда игравшую огромную роль в мировой политике. Этому способствует ее политический, экономический, нравственный и военный потенциал.

В политическом плане Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями.

Принципиальным показателем положения России в мировом сообществе остается состояние и уровень ее отношений с США как наиболее могущественным государством мира. Трагические события 11 сентября 2001 года сблизили интересы двух стран, прежде всего в сфере решения глобальных проблем, борьбы с новыми вызовами и угрозами национальной и международной безопасности. В то же время многие факты и события международной политики в наступившем тысячелетии свидетельствуют, что в отличие от 90-х годов XX века Россия не только не следует в фарватере американской политики, но и стремится отстаивать свои интересы, выстраивать свою линию поведения, которая, как показывает ситуация с Афганистаном, Ираком, Ираном, Сирией и т.д., более реалистична и продумана. Все это приводит к столкновению интересов, противоборству между двумя державами и свидетельствует о росте мощи России и возрастании проблем у США с установлением однополярного мира.

В своем стремлении к многополярному миру Россия не одинока и находит все больше поддержки среди ведущих стран Европы и Китая, что обусловило одну из политических причин усиления ее популярности в европейском сообществе. Более того, участие и позиция России в различных европейских форумах усиливает значимость всей Европы в глобальных процессах.

Параллельно с развитием новых отношений со странами Запада, Россия активизировала свои отношения со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить взаимовыгодные отношения с крупнейшими государствами этого региона. В свою очередь, ряд наиболее динамично развивающихся стран Азии нуждаются в политической и экономической поддержке России, что усиливает их международный статус. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений.

Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Более того, в последние годы характерной чертой активности российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской Америки, Южной Африки, традиционно считавшихся сферой американских интересов.

Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя попыткам внутри и извне расколоть Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования модели СНГ с конечной целью создания оптимальной военно-политической и экономической системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников.

Политическая значимость России подкреплена ее экономическим потенциалом, что особенно важно в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры многих стран.

Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15 - 17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в "восточном" векторе политики.

Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Европейского рынка усиливается ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих поставок газа в Европу будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для других видов энергетического сырья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: