Государственное бюджетное образовательное учреждение 1 глава




высшего профессионального образования

«Рязанский государственный медицинский

университет имени академика И.П. Павлова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Кафедра безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф

В.И. Оберешин, Н.В. Шатрова, О.В. Ерикова

 

Безопасность жизни человека в

окружающей среде

 

 

Учебник

для студентов лечебного факультета

 

 

Рязань, 2013

Оглавление

 

 

1. Методологические и правовые основы

безопасности жизни человека

 

1.1. Жизнь человека и патогенные ситуации

1.1.1. Жизнь человека

1.1.2. Среда обитания человека

1.1.3. Патогенные ситуации

1.1.4. Окружающая среда

1.1.5. Факторы окружающей среды

1.1.6. Факторы риска

1.1.7. Патологические состояния организма человека

1.1.8. Адаптация человека к окружающей среде

 

1.2. Концепция безопасности жизни человека

 

1.2.1. Безопасность жизни человека

1.2.2. Виды, направления, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизни человека

 

1.3. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека

 

1.3.1. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека в Российской Федерации

1.3.2. Культура безопасности жизни человека

 

2.Национальная безопасность

 

2.1. Национальная безопасность России

 

2.1.1. Концепция национальной безопасности России

2.1.2. Роль и место России в мировом сообществе

2.1.3. Система национальных интересов России

2.1.4. Основы мобилизационной подготовки и

мобилизации здравоохранения

2.1.5. Государственный материальный резерв

медицинского и санитарно-хозяйственного

назначения

2.1.6. Воинский учет и бронирование медицинских

работников

 

2.2. Современные войны и средства поражения

 

2.2.1. Современные войны и вооруженные конфликты

2.2.2. Определение и классификация войн и

вооруженных конфликтов

2.2.3. Средства вооруженной борьбы и их поражающие

факторы

 

 

3. Безопасность общества и личности

 

3.1. Основы организации системы безопасности жизни человека

3.1.1. Безопасность общества и личности

3.1.2. Опасности и их воздействие на организм человека

3.1.3. Система мероприятий по обеспечению

безопасности организованных коллективов

3.1.4. Мероприятия по обеспечению личной безопасности

граждан

3.1.5. Мероприятия противопожарной безопасности

3.1.6. Техника безопасности в быту

3.1.7. Безопасность в городе, в лесу, на воде

3.1.8. Дорожно-транспортная безопасность

3.1.9. Безопасность жизни детей

 

4. Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций

 

4.1. Организация защиты населения в мирное и военное

время

 

4.1.1. Основные принципы и нормативно-правовая база

защиты населения

4.1.2. Система защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций

4.1.3. Методы, применяемые для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций

4.1.4. Средства контроля и определения поражающих

факторов чрезвычайных ситуаций

4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и

других неотложных работ при чрезвычайных

ситуациях

4.1.6. Гражданская оборона населения

Российской федерации

4.1.7. Федеральная медицинская служба гражданской

обороны

4.1.8. Гражданская оборона объектов здравоохранения

4.1.9. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны

4.2. Средства защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций

4.2.1. Общая характеристика и классификация защитных средств

4.2.2. Защитные сооружения

4.2.3. Средства индивидуальной защиты

4.2.4. Медицинские средства индивидуальной защиты

4.2.5.Табельные медицинские средства индивидуальной

защиты

4.2.6. Приемы самозащиты (самообороны)

4.2.7. Специальная и санитарная обработка

поражённых в ЧС

5. Обеспечение безопасности труда медицинского персонала и медицинских услуг

5.1. Обеспечение безопасности труда медицинского персонала

 

5.1.1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских

Работников

5.1.2. Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях

5.1.3. Основные способы и средства обеспечения безопасности медицинского персонала

5.1.4. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала

5.1.5. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций

 

5.2. Безопасность медицинских услуг

 

5.2.1. Доступность и качество медицинской помощи

5.2.2. Характеристика угроз жизни и здоровью

пациентов больницы

5.2.3. Формы проявления угроз безопасности пациентов

5.2.4. Система обеспечения безопасности

пациентов в медицинских организациях

5.2.5. Лечебно-охранительный режим работы

медицинских организаций

5.2.6. Особенности лечебно-охранительного режима

в специализированных отделениях больницы

5.2.7. Санитарно-гигиеническая обработка пациентов в лечебных учреждениях

5.2.8. Эвакуация пациентов из лечебных учреждений в чрезвычайных ситуациях

 

Введение

 

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения своей безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия труда, невиданных размеров достигли производства в промышленности и сельском хозяйстве, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем, во второй половине XX и начале ХХI века появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества. Отмечается рост различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные людские потери, растут материальные потери и вред наносимый биосфере.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Что стимулирует к изучению данного предмета:

1. Высокая смертность среди населения (особенно среди мужчин репродуктивного возраста).

2. Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения).

3. Ежегодное снижение средней общей численности населения.

Значение и решение данных проблем очень важно, так как по прогнозам, населению России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством - стабилизация численности населения.

Все ЧС требуют высокой профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, а также обучения населения умелым действиям при их возникновении.

Подготовке в области защиты от ЧС подлежит всё население нашей страны.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизни человека.

Отсутствие естественных механизмов защиты от опасностей требует приобретения человеком навыков обнаружения их и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение преподавания в высшей школе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта, а также организации их выполнения в ЧС в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Целью изучения предмета «Безопасность жизнедеятельности» - является формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и ухудшения качества жизни человека от воздействия опасных и вредных факторов окружающей среды.

Объектом защиты является человек.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности человека – это опасности окружающие его, а также способы и средства защиты от них.

 

 

1. Методологические и правовые основы

безопасности жизни человека

 

1.1. Жизнь человека и патогенные ситуации

 

1.1.1. Жизнь человека

 

Термин «безопасность жизнедеятельности» немного не точно передаёт смысл исследуемого вопроса, и не показывает, к кому он относится, где всё это происходит. Получается, что деятельность человека существует отдельно от жизни, а жизнь человека это не что иное, как отдых - это в корне не верно.

Поэтому точнее будет выражение «Безопасность жизни человека в окружающей среде», о чём будет сказано ниже.

Жизнь человека – это состояние его организма от момента начала деления оплодотворённой сперматозоидом яйцеклетки до прекращения обмена веществ в тканях и клетках (наступление смерти).

Жизнь человека состоит в основном из двух видов существования:

· деятельность (труд, работа);

· отдых.

Человек существует в процессе жизни, непрерывно взаимодействуя с окружающей средой в целях удовлетворения своих потребностей.

Деятельность - это часть жизни человека необходимая для удовлетворения своих творческих, научных потребностей и получения средств к существованию путём активного взаимодействия с окружающей средой.

Синонимами деятельности являются труд, работа.

В современном мире человек всё больше страдает от им же созданных опасностей, которые появляются в результате его деятельности.

Всякая деятельность включает в себя:

· цель;

· средство;

· результат;

· процесс деятельности.

Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.

Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и может закончиться потерей трудоспособности или смертью человека.

Человек осуществляет свою деятельность в условиях окружающей среды, которая является частью биосферы.

Отдых – это часть жизни человека необходимая для восстановления сил, затраченных на деятельность.

Отдых может быть активный и пассивный.

К активному отдыху можно отнести занятия физической культурой, прогулки, посещения культурных заведений, занятия рукодельем и др.

К пассивному отдыху можно отнести созерцание чего-либо (природы, телевизора, спортивных мероприятий), чтение литературы, сон и др.

Человек. Кто он такой? Какое место он занимает среди всего живого на нашей планете?

В принципе человек - это млекопитающее животное, которое благодаря эволюционному пути развития (господствующая точка зрения в науке, хотя есть и другие) получил возможность развить свой мозг до степени человека разумного (homo sapiens). Благодаря этому он стал самым умным видом, но далеко не самым сильным, ловким, зорким и т. д. Но всё-таки, в общем, получил преимущество над другими живыми существами и завоевал практически всю биосферу.

Вся история жизни человека на земле показывает, что борьба с опасными природными явлениями и с животным миром пока была успешной и дала возможность человеку расселиться по всему земному шару до наибольшего количества (более семи миллиардов человек) за всю историю существования человечества.

А давайте подумаем, сможем ли мы все - люди, живущие на планете земля, противостоять глобальным по масштабу природным катаклизмам, которые с определённой периодичностью повторяются?

Например, падение на землю метеорита может привести к повышению температуры на земной поверхности на несколько тысяч градусов. Вся вода, имеющаяся на поверхности земли, испарится и превратится в плотный слой облаков, которые, вместе с поднявшимся огромным количеством пыли, на долгие месяцы или даже годы закроют земную поверхность от проникновения солнечных лучей.

Или мощное и длительное извержение одного или нескольких вулканов также на долгие месяцы может закрыть землю плотным слоем пепла и газа, затем наступит длительная зима с гибелью всей растительности на земле. Затем начнут гибнуть растительноядные животные, за ними плотоядные. Количество продуктов питания резко снизится, что приведёт к угрозе гибели определённой части человечества. Сможем ли мы пережить подобные катаклизмы?

Мы, современные люди, уже начинаем понимать, что происшедший за последние два века технический прогресс, который принёс множество благ определённой части человечества, в тоже время грозит нам опасными техногенными (антропогенными) чрезвычайными ситуациями.

Известно, что любое действие человека имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Давайте рассмотрим, что дал всему населению нашей планеты и каждому человеку в отдельности технический прогресс.

Дал много положительного:

· свободу передвижения;

· облегчил труд;

· позволил поднять производство всего необходимого для человека до таких масштабов, которые называются перепроизводство;

· люди полетели в космос;

· очень быстро прогрессирует медицинская наука и др.

И что, человек от этого стал здоровее, крепче, выносливее?

Оказывается, нет. Растёт количество хронических болезней.

Каждое новое поколение начинает в более раннем возрасте заболевать хроническими наследственными болезнями.

Количество зависимых от наркотиков (включая алкоголь и курение), компьютерных игр, сотовых телефонов, хождений по магазинам за не нужным количеством одежды, обуви и др. неизменно растёт.

Физическая форма и активность людей в большей своей массе уменьшается.

Большинство людей, встав утром с постели, позавтракав или нет, спускаются на лифте на первый этаж, где у подъезда их ждёт автомобиль или общественный транспорт. На работе, просидев в кресле рабочее время, отправляются домой на транспорте и лифте.

После плотного ужина, удобно расположившись в кресле или на диване, развлекаются, пока не уснут.

Время, затраченное на домашний труд, сокращено до минимума (стиральная и посудомоечная машина, готовое питание из магазина).

Количество людей сознательно и активно занимающихся физической культурой из поколения в поколение сокращается.

Занятия физической культурой в школе дают малый эффект, о чём говорят статистические данные военкоматов о физической форме призывников. В ВУЗах эти занятия отходят на второй и третий планы. Многие разными способами вообще освобождаются от них. Уж про самостоятельные занятия физкультурой говорить не приходится.

Это приводит к тому, что мышечная масса на теле человека сведена до минимума. Значит, страдает позвоночник при слабом мышечном корсете. В неподвижном состоянии, когда не работает поперечнополосатая мускулатура, или она слаба, наступает венозный застой, что нарушает отвод продуктов обмена веществ из организма.

Результатом этого и многого другого становится плохое здоровье и раннее старение.

Давайте рассмотрим состояние демографии в России. Чётко прослеживается тенденция на самоуничтожение. Ежегодно десятки и сотни тысяч, в первую очередь, мужчин, да и женщины не отстают, гибнут или получают травмы на дорогах, от употребления суррогатного алкоголя, других наркотиков, в бытовых драках, от других причин. По-другому можно сказать, что граждане нашей страны всеми возможными силами издеваются над своим организмом, а, когда здоровье утрачивается, винят во всём медицину.

Резюме. Если хочешь быть по максимуму здоровым:

· всю жизнь занимайся физическими (динамическими) нагрузками;

· умеренное, как можно более разнообразное питание (ни каких моно диет и других диет без назначения врача-диетолога);

· сократи до минимума, а лучше исключи из употребления алкоголь, курение и другие наркотики;

· пользуйся советами профилактической медицины.

И тогда, при условии хорошей наследственности, каждый человек может прожить максимальное количество лет жизни!

 

 

1.1.2. Среда обитания человека

 

Среда обитания человека – это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизни человека;

По другому можно сказать, что среда обитания человека - это место, где находится человек в определённый промежуток времени.

Жизнь человека протекает в постоянном контакте со средой обитания. Среда обитания постоянно меняется. Комфортными называются такие параметры среды обитания, которые позволяют создать наилучшие для человека условия жизни.

Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование.

В жизненном цикле человек и среда обитания образуют постоянно взаимовоздействующую систему.

В процессе своей жизни человек находится в постоянной связи со всеми элементами среды обитания, которую можно разделить:

· на бытовую;

· производственную;

· социальную.

Бытовая среда обитания – это место, где человек удовлетворяет сои физиологические потребности.

В бытовой среде обитания, находясь в жилище или на отдыхе вне дома, при посещении магазинов и т.п., человек удовлетворяет или пытается удовлетворить свои физиологические потребности. В бытовой среде он отдыхает, занимается удовлетворением своих насущных физиологических потребностей.

Производственная среда обитания – это место, где человек приобретает себе средства к существованию.

В производственной среде обитания человек, взаимодействуя с техникой и другими людьми, трудом добывает себе средства существования. В своей деятельности он использует умственные и физические способности организма.

Во время умственного труда основная нагрузка ложится на нервную систему, а во время физического труда – на мышечную систему. Наилучшие результаты достигаются при смене умственного и физического труда.

Здесь следует указать, что после умственного труда показан активный отдых, а после физического труда организм требует пассивного отдыха.

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих элементов, составляющих структуру труда.

Человек является субъектом труда, который воздействует средствами труда на предметы труда и это называется процесс труда. В результате чего образуется продукт труда. При производственном процессе кроме продуктов труда образуются различные, зачастую вредные побочные продукты труда (отходы). Если процесс утилизации отходов организован неверно, то они могут попасть в окружающую человека среду со всеми вытекающими из этого процесса негативными для него последствиями.

Их воздействие может быть негативно как на субъект труда, так и на всё население земного шара, ныне живущее, а также на потомков через загрязнённую окружающую среду так и через носителей наследственности - гены, вызывая в них мутации.

Социальная среда обитания – это место, где человек вступает в контакт с другими людьми, населяющими земной шар.

Сюда можно отнести следующие разновидности отношений:

§ семейные;

§ с друзьями;

§ соседями по месту жительства;

§ с сотрудниками на работе;

§ с одноклассниками, одногрупниками на учёбе;

§ мимолётные отношения с незнакомыми людьми постоянно встречающимися на жизненном пути;

§ во всех сферах деятельности государства (политические, юридические, спортивные и др.)

§ с жителями других государств.

 

1.1.4. Окружающая среда

 

Понятие «окружающая среда» («umwelt») было введено в науку «экология» во второй половине XIX в. немецким биологом Якобом Икскюлем (1864-1944). Это было сделано, как он писал, «для обозначения внешнего мира, окружающего живые существа в той мере, в какой он воспринимается органами чувств и органами передвижения животных и побуждает их к определенному поведению ».

Окружающая среда включает естественную природную среду (биосферу) и искусственную (техносферу) и является их частью.

Термин «биосфера» ввел австралийский геолог Эдуард Зюсс (1881-1914). Современная концепция биосферы связана с именем академика В.И. Вернадского.

Биосфера - область обитания живых организмов (оболочка Земли), состав, структура и энергетика которой определяется совокупной деятельностью живых организмов.

Верхняя граница биосферы простирается до высоты озонового экрана (20-25 км), нижняя опускается на 1-2км ниже дна океана и в среднем 2-3 км на суше. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу, педосферу (почву), и верхнюю часть литосферы (горные породы).

Главный компонент биосферы - это её живое вещество.

Живое вещество распределено в биосфере неравномерно, оно образует сгущения на границах раздела литосфера- гидросфера – атмосфера, в водоемах близ поверхности, на дне морей и океанов, на поверхности суши. На материках наблюдаются береговые, пойменные, озерные, тропические, субтропические сгущения жизни. На суше преобладают растения, а в океане - животные.

Известно, что продолжительность жизни каждого отдельного организма имеет пределы, он смертен.

Непрерывно размножаясь, живые организмы образуют поток чередующихся поколений. На смену погибающим появляются новые существа. Тем самым современное живое существо по происхождению связано с живым веществом прошлых геологических эпох. Установлено, что все живые существа производные одной клетки.

Техносфера - это часть биосферы, где человек опосредованно сталкивается с техническими средствами или непосредственно использует их для своих целей.

Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современного научно-технического прогресса, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю биосферу Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов.

С момента рождения и до самой смерти человек нуждается в пригодной для жизни окружающей среде, которая обеспечивает ему возможность физического существования.

Но все же, можно уверенно констатировать, что в результате индустриализации и стихийной урбанизации окружающая человека среда постепенно стала «агрессивной».

Городской житель большую часть времени проводит в помещениях и качество окружающей среды внутри различных построек и сооружений оказывается более важным для здоровья и благополучия человека. Концентрация загрязняющих веществ внутри помещений часто оказывается значительно больше, чем в наружном воздухе.

Человек и окружающая его среда в процессе жизни постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и не вредят окружающей его среде. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и появлении природных ЧС.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены ее элементами (машины, сооружения и тому подобное) и действиями человека.

Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – окружающая среда»:

· комфортное (оптимальное);

· допустимое (приводящее к дискомфорту без негативного влияния на здоровье человека);

· опасное (вызывающее при длительном воздействии деградацию окружающей среды и заболевание человека);

· чрезвычайно опасное (вызывающее гибель человека и разрушение окружающей среды).

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со окружающей средой лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизни, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизни человека, сохранения и развития окружающей среды.

 

 

1.1.5.Факторы окружающей среды

 

Многовековой жизненный опыт человечества, начиная с периода его зарождения и вплоть до настоящего времени, привел к однозначному пониманию и признанию огромной, подчас решающей, роли влияния окружающей среды на здоровье отдельного человека и человеческого общества в целом.

По своему происхождению, окружающая среда представляет собой совокупность факторов окружающее среды, которые воздействуют на человека, флору и фауну в целом.

Факторы окружающей среды можно разделить на:

· физические;

· химические;

· биологические;

· информационно – психологические.

Физические факторы – это явления природного и искусственного происхождения.

К ним относятся:

· солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, лунные, межпланетное магнитное поле и др.);

· температура, влажность, скорость движения и давление воздуха;

· температура ограждающих поверхностей (температура от строительных конструкций, почвы, оборудования и др.);

· электромагнитные излучения;

· шум, вибрация, ионизирующие излучения, освещенность и др.

Химические факторыэто химические элементы и соединения природного и искусственного происхождения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, одежды, обуви, различных предметов обихода, интерьера и т.д.

Биологические факторы – это безвредные и вредные микроорганизмы, глисты, грибки, разные животные и растения, их выделения и то, что остаётся после их смерти.

Информационно - психологические факторывоздействие устного и печатного слова, слуховые и зрительные восприятия.

Факторы окружающей среды воздействуют на морфологические и биохимические процессы в организме человека, органы и ткани которого контактируют с этими факторами, принимая непосредственное участие в формировании внутренней (эндогенной) среды организма. Они могут быть причиной возникновения различных заболеваний и усугубления их течения, но могут также быть использованы для более быстрого выздоровления после заболевания и укрепления здоровья человека в целом.

На протяжении многовековой эволюции человечества, окружающая среда претерпевала серьезные изменения, существенно изменившие как саму эту среду, так и условия взаимодействия с ней населяющих Землю людей.

Эти изменения включают три последовательные исторические фазы.

Первая фаза – начальный период зарождения человечества. В этот период биосфера представляла собой сугубо первозданное образование, с изначально присущими ему регионально-географическими особенностями. Воздействие человека на окружающую среду (биосферу) было локальным, минимальным и практически её не изменяло (зола от костров, умеренные повреждения растительности, органические выделения и т.п.). Именно в таком, первозданном природном окружении и происходило первичное формирование человека как биологического вида и присущих ему физиологических функций и параметров жизни.

Вторая фаза характеризуется уже видимыми, но так же преимущественно ограниченными, проявлениями последствий влияния человеческой деятельности на окружающую среду (биосферу). Такое влияние было обусловлено строительством и плохим санитарно-техническим благоустройством городов, начальными формами производственной деятельности и развитием транспорта.

Третья фаза - наиболее масштабное и опасное воздействие человека на окружающую среду (биосферу), которое началась со второй половины Х1Х века. Её причинами стали появление разнообразных новых мощных химических, металлургических и других промышленных предприятий, строительство крупных городов и скопление населения в них (урбанизация). Еще более усилилось такое воздействие в процессе использования достижений современной научно-технической революции – мирное и военное использование атомной энергии, массивная «химизация» сельскохозяйственного производства и быта, увеличение уровня различных физических воздействий – шума, электромагнитного излучения и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: