В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны будет определяться главным образом ее научными и технологическими возможностями. Для преодоления отставания российской промышленности от передового уровня необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную сферу и в развитие инноваций. В сотрудничестве с динамично развивающимися государствами мира Россия имеет все возможности наилучшим образом реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, таких как современная энергетика, коммуникации, космос, атомное машиностроение, авиастроение, продукция военно-промышленного комплекса.
Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения ее сотрудничества с крупнейшими экономическими и финансовыми институтами мира, беспрепятственного выхода со своей продукцией на международные рынки. Его решение будет способствовать более рациональному участию страны в распределении финансовых потоков, международном разделении труда, получению полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.
22 августа 2012г. вступил в силу Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994г. В этот день Россия официально стала 156-м государством - участником ВТО.
Основной целью деятельности ВТО является снижение барьеров в международной торговле, упразднение таможенных пошлин и импортных квот. На сегодня в ВТО состоят 80% стран мира, на их долю приходится 97% мирового торгового оборота.
Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое.
|
Она должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Последние десятилетия Россия является заметным поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Так, в постсоветский период из России выехало в промышленно развитые страны более 10 тыс. специалистов только в области разработки программного обеспечения ЭВМ. Для исправления ситуации в последнее время руководством России принимаются решения, в том числе и Национальные проекты, которые направлены на социальную защиту и создание благоприятных условий для созидательной работы ее граждан в самой стране, возвращение соотечественников на свою историческую Родину.
Россия была и остается привлекательной своим огромным культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской и восточной культур кроется один из важнейших источников внутренней силы и внешней притягательности российского общества, характеризующийся как евразийство.
Толерантность России к другим народам с их культурой и традициями стала характерной чертой восприятия россиянами окружающего многоликого мира. Не подавление, а взаимное обогащение, переплетение культур определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как европейских, так и азиатских.
|
Таким образом, место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. Мощь и источники возрождения величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического потенциала.
2.1.3. Система национальных интересов России
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, нравственном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
|
Национальные интересы Российского государства в политической сфере в определяющей мере обусловлены его геостратегическим положением. Реальности состоят в том, что именно географический фактор, переплетаясь с политикой, вызывал больше всего войн и революций в истории человечества. Сущность его заключается в неравномерном распределении плодородных земель, энергетических источников, сырьевых ресурсов на поверхности планеты. Россия занимает в мире центральную стратегическую позицию в Евразии, сравнимую с положением Германии в Европе. На ее территории существовали и продолжают существовать условия для создания мобильной экономической и военной мощи, опираясь на которую она может наносить удары по всем направлениям, но и в не меньшей мере может получать удары со всех направлений.
Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития в экономической сфере. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми. Россия в силу исторических причин и по нынешнему фактическому положению в политическом и военном отношении представляет собой великую державу. Вместе с тем сегодня политические и военные составляющие статуса великой державы опираются на недостаточно надежный экономический базис. Поэтому прежде всего следует поддержать разработку концепции о национальной экономической безопасности. Поэтому наиболее общей характеристикой объекта экономической безопасности России может служить понятие экономики великой державы. Это - ориентированная на человека, динамичная многоукладная рыночная экономика, постоянно повышающая свой технологический уровень и обеспечивающая суверенитет страны.
Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.
Национальные интересы в нравственной сфере состоят в сохранении и укреплении традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы России в сфере международных отношений заключаются:
· в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
· в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России;
· в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Национальные интересы России в сфер е пограничного пространства государства заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в приграничном пространстве Российской Федерации.
Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.
Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от разнообразных чрезвычайных ситуаций и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Следует отметить факторы создающие в совокупности широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны:
· плохое состояние отечественной экономики;
· несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества;
· социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений;
· рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма;
· обострение межнациональных, религиозных и осложнение международных отношений.
Таким образом, национальные интересы России - основа государственной политики в любых сферах деятельности.
2.1.4. Основы мобилизационной подготовки и
мобилизации здравоохранения
Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловили необходимость укрепления нормативной правовой базы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Результатом явилось принятие целого ряда документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.
Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации - это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, органов государственной власти, всех войск, воинских формирований, специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Под мобилизацией в Российской Федерации - это комплекс мероприятий, проводимый непосредственно перед нападением противника, по переводу экономики Российской Федерации, органов государственной власти, всех войск, воинских формирований, специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.
Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
· централизованное руководство;
· заблаговременность,
· плановость и контроль;
· комплексность и взаимосогласованность.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
· нормативное правовое регулирование;
· научное и методическое обеспечение;
· определение условий работы и подготовка всех органов государственной власти, организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
· проведение мероприятий по переводу всех органов государственной власти и организаций на работу в условиях военного времени;
· подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и специальных формирований к мобилизации;
· проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и специальных формирований;
· разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и специальных формирований;
· подготовка экономики Российской Федерации, подготовка организаций к работе в период мобилизации;
· проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
· оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
· создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и специальных формирований и нужд населения в военное время;
· создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
· подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и специальные формирования или использования в их интересах;
· создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
· создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение, и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
· подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
· создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;
· подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
· организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
· подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
· бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
· проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
· повышение квалификации работников мобилизационных органов;
· международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Законы РФ, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации:
Конституция РФ (12 декабря 1993 г.)
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»
Федеральный закон от 26 февраля 1997года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»
Федеральный закон от 29декабря 1994года№ 79-ФЗ«О государственном материальном резерве».
Федеральный закон от 28марта 1998года N° 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Указ Президента РФ от 2 октября 1998 года № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности
Указ Президента РФ от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности РФ»
Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении Военной доктрины РФ»
Указ Президента РФ от 20 марта 2006 года № 231 «О Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ».
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 605 «Об утверждении Положения о порядке проведения военных сборов граждан РФ, пребывающих в запасе».
Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. № 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне».
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1354 «Об организации системы обучения и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики РФ».
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 397 «Об утверждении Положения об оплате труда работников мобилизационных органов».
Постановление Правительства РФ от 19 октября 1998 г. №1216 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований».
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998г. № 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете»
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
Организация работ и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства и является секретной.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ". 1 мая 2012 года преобразовано из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения РФ.
Министерство здравоохранения РФ обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств по мобилизационной подготовке на основании ниже перечисленных документов.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 августа 2001 года №341 - «0 целевом усовершенствовании мобилизационных работников, медицинского персонала специальных формирований медицинской службы гражданской обороны»
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2003 года № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».
Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения РФ.
2.1.5. Государственный материальный резерв
медицинского и санитарно-хозяйственного
назначения
В современных условиях накопление материальных средств приобретает особое значение не только для повышения устойчивости и восстановления экономики после её разрушения по каким – либо причинам, но и в целом для обеспечения обороноспособности государства. Для этого используют государственный материальный резерв.
Государственный материальный резерв - это создаваемые и планомерно пополняемые государством запасы материальных средств необходимые для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и удовлетворения других потребностей государства и общества.
Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного материального резерва обеспечивается Федеральным агентством по государственным резервам (Росрезерв), осуществляющим управление государственным материальным резервом, его территориальными управлениями и организациями, которые образуют единую систему государственного резерва РФ. Структура системы государственного материального резерва и порядок управления им определяются Правительством РФ. Деятельность организаций системы государственного материального резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва регулируется Федеральным законом «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 года № 79-ФЗ. Государственный материальный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных этим законом.
Государственный материальный резерв включает в себямобилизационный резерв.
Государственный материальный резерв предназначен для:
· обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
· обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
· оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
· оказания регулирующего воздействия на рынок (в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке);
· оказания гуманитарной помощи.
В систему государственного материального резерва входят центральные и территориальные органы управления и обеспечения, а главное, подведомственные Росрезерву федеральные государственные учреждения - комбинаты. Комбинаты укомплектованы персоналом Росрезерва и охраняются собственной ведомственной охраной, а отдельные - и внутренними войсками МВД России.
Мобилизационный резерв – это формируемые государством материальные средства в целях развертывания специальных формирований и учреждений, создаваемых в установленном порядке для выполнения задач военного времени, медицинской помощи населению и личному составу войск, а также защиты населения в условиях применения современных средств поражения, ликвидации вспышек инфекционных заболеваний.
Мобилизационный резерв создаётся прежде всего, в интересах организации обороны страны для:
· обеспечения развертывания производства военной и другой промышленной продукции;
· ремонта военной техники и имущества;
· развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, линий и сооружений связи, газо - и нефтепродуктопроводов, систем энерго - и водоснабжения с целью организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, предоставления медицинской помощи.
Запасы мобилизационного резерва практически полностью хранятся вне системы Росрезерва, в сторонних для неё организациях - исполнителях мобилизационных заданий. Таких организаций различных форм собственности в настоящее время несколько тысяч. Это предприятия промышленности, государственные учреждения здравоохранения, организации Минпромэнерго, Мининформсвязи России и другие.
Запасы мобилизационного резерва независимо от места их размещения являются федеральной собственностью. Они накапливаются в мирное время учреждениями, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности - исполнителями мобилизационного плана экономики РФ в соответствии с установленными им мобилизационными заданиями.
Формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляется в соответствии с Положением о мобилизационном резерве.
В мобилизационный резерв не закладываются материальные ценности, имеющие срок годности менее 12 месяцев.
Материальные ценности размещаются и хранятся на площадях исполнителей мобилизационного плана экономики Российской Федерации. Правила и сроки хранения материальных ценностей определяются Инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми разработчиками мобилизационного плана, согласовываемыми с Росрезервом и являющимися обязательными для исполнителей.
Исполнители обязаны обеспечить качественную и количественную сохранность материальных ценностей, ежегодно проводить их инвентаризацию, планировать и проводить накопление и освежение имущества в соответствии с установленными сроками его годности (хранения).
Учитывая специфику ведомственной подчиненности здравоохранения в органах управления здравоохранением субъектов РФ контроль за выполнением складами задач по качественной и количественной сохранности материальных ценностей, инструкции по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества возложен на медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв », который организует свою работу согласно плану, утвержденному руководителем органа управления здравоохранением субъекта РФ.
Согласно указанному плану орган управления здравоохранением организует и проводит:
· проверки готовности материальных ценностей к использованию по предназначению;
· проверки условий хранения материальных ценностей (в том числе ядовитых и наркотических лекарственных средств, спирта этилового медицинского);
· ежегодные инвентаризации, планирование накопления и освежения имущества в соответствии с установленными сроками;
· подготовку складов к работе в зимних условиях и другие вопросы.
Учет и отчетность материальных ценностей мобилизационного резерва регламентируется «Инструкцией об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва Российской Федерации» от 08.04.1993 года № М011-2/376 Агентства РФ по государственным резервам.
Учет и отчетность по материальным ценностям мобилизационного резерва для здравоохранения подробно изложены в IX разделе Инструкции по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, введенной в действие приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2005 года № 613дсп.
Система мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества включает в себя федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении (сфере деятельности):
· федеральные государственные учреждения здравоохранения;
· федеральные государственные учреждения Роспотребнадзора;
· медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв»;
· предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов Росздрава;
· центральные медицинские склады Главного военно-медицинского управления Минобороны России;
· медицинские склады Минтранса России;
· медицинские склады управления делами Президента РФ;
· медицинские склады военных округов (флотов)
На уровне субъектов РФ – это медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» с подведомственными им складами (количество складов, хранящих мобилизационный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, зависит от мобилизационного задания, которое установлено постановлением Правительства РФ конкретному органу исполнительной власти).
Ежегодно Федеральные органы исполнительной власти производят расчеты потребности в финансовых средствах, необходимых для выполнения работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве на планируемый год и направляют соответствующие заявки в Росрезерв.
Учитывая специфику ведомственной подчиненности здравоохранения склады медицинских центров мобилизационных резервов «Резерв» органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации ежегодно при проведении инвентаризации материальных ценностей мобилизационного резерва по состоянию на 1 октября отрабатывают и направляют своему медицинскому центру мобилизационных резервов «Резерв» заявку о потребности в финансовых средствах на выполнение работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве.
Медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» обобщенную заявку, завизированную руководителем органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, направляет Росздраву, который курирует вопросы работы с мобрезервов в субъектах Российской Федерации. Указанная заявка Росздраву направляется и предприятиями по производству медицинских иммунобиологических препаратов.
Федеральные государственные учреждения науки и федеральные государственные учреждения здравоохранения заявку направляют Роспотребнадзору.
Росздрав и Роспотребнадзор анализируют полученные заявки и обобщенные заявки направляют в Министерство здравоохранения России.
Министерство здравоохранения России отправляет заявки в Росрезерв.
Росрезерв обобщает заявки потребности в финансовых средствах и обобщенную заявку направляет в Минэкономразвития России.
Минэкономразвития России анализирует полученные заявки потребности в финансовых средствах федеральных органов исполнительной власти и обобщенную заявку направляет в Минфин России. Затем доводит Росрезерву выделенные после рассмотрения заявки Минфином России лимиты и контролирует их целевое использование.