Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 2 глава




Классическое научное познание основывалось на отвлечении от всеобщей связи явлений и процессов действительности. В результате оказывалось возможным привести явления и процессы действительности как бы в фокус дискретных по своему существу научных методов. Такой подход, способствуя познанию отдельных сторон, аспектов реальности, отражает действительность идеализированно, существующая взаимосвязь объектов игнорируется. Последующее мысленное соединение отдельных элементов объекта, расчлененного в процессе анализа, не могло восполнить тот пробел, который образовался в знании. Метода, адекватно схватывающего объект в его целостности, органической связи его частей, в естествознании не было. Поскольку техническое освоение природы продолжает преимущественно основываться на методологии классического естествознания, постольку целый ряд проявляющихся сейчас экологических коллизий, на наш взгляд, есть обобщенное проявление реакции неучтенных в ходе научного познания связей и отношений на техническое освоение. Истинность научного знания в силу его опережающего развития по отношению к технике и технологии производства первоначально проверяется в экспериментальных установках. В целом же мера теоретического освоения природы устанавливается не столько в ходе экспериментов, сколько спустя некоторое время в деятельности по практическому использованию научных знаний. В результате научных экспериментов подтверждается истинность принятых за основу теоретической системы эмпирических и теоретических, моделей, степень отображения ими реальных связей и отношений исследуемого среза действительности.

Однако научную теорию не случайно образно сравнивают с сетью, которую человек набрасывает на мир. Многие объекты в силу исходной установки научного познания на дискретное, изолированное рассмотрение природных явлений принципиально не могут, попасть в эту «сеть» в ходе научных экспериментов, и то, что не «попадает» в нее, обычно не дает о себе знать вплоть до практического использования результатов научного исследования. Здесь дело не только в том, что техническое применение какой-либо научной теории в данный момент подтверждает ее истинность. Истинность научного знания в полной мере может проверяться не в изолированном фрагменте практики, а в историческом ее развитии в целом.

Практика в гносеологическом отношении выполняет функцию, которая гораздо шире представления о ней лишь как о критерии истины опредмеченных знаний, она выполняет и важную эвристическую роль. Соответственно, техническое освоение природы выполняет не только функцию критерия истинности научного познания, но и эвристическую функцию, выявляя неизвестные качества объектов действительности. Овеществляя научные знания. в технике и технологии производства, чедовек наталкивается на новые феномены, которые без актуального взаимодействия с ними остались бы неизвестными, непознанными. Практически взаимодействуя с объектом, человек раскрывает его новые стороны и постепенно делает «вещь в себе» «вещью для нас».

Наконец, следует отметить, что совокупность знаний из различных областей науки, отражая достигнутый уровень теоретического освоения действительности, образует научную картину мира,

которая влияет на формирование общей дели технического развития. Это влияние реализуется посредством видоизменения мировоззрения, эволюции представлений о закономерностях объективного мира, которые дают науки о природе. Другими словами, органическая включенность научной картины мира в структуру мировоззрения и изменение этой «картины» по мере развития естествознания, приведя к новой мировоззренческой ориентации общества, способствует соответствующей корреляции целей технического развития.

Итак, практическое и теоретическое отношение человека к природе представляет собой неразрывное единство, и это определяет возможность развития техники. Внутри такого единства теория толкуется как производная от практической деятельности, ее отражение. Но это не пассивное, а активное отражение, позволяющее опережать практику и преодолевать ограниченные возможности непосредственно-чувственного отношения к природе. Технический прогресс теснейшим образом связан с теоретическим, научным познанием, которое по мере своего развития позволяет практически освоить ранее неизвестные процессы И явления природы.

Вместе с тем техническое освоение природы является важнейшим звеном в диалектическом движении знания. Оно не только апробирует истинность теоретического освоения природы, но и пробелы в этом освоении. Выявленные в ходе технической деятельности неучтенные при научном познании свойства, связи и отношения становятся предметом новых теоретических изысканий. В процессе практического Применения результатов этих исследований обнаруживаются новые, непознанные аспекты реальности. В этом диалектическом единстве теории и практики - источник и основание в принципе беспредельного технического освоения природной действительности.

Логика технического освоения природы. При попытках выявления логики развития технического освоения природы определяющее значение имеет рассмотрение детерминирующих факторов этого развития. Обычно предлагается выделять внутренние закономерности развития техники (система самой техники) и внешние закономерности, складывающиеся в результате взаимодействия техники с другими общественными явлениями.

Обоснованность выделения внутренних и внешних закономерностей в развитии техники не вызывает сомнений. Техника, как относительно самостоятельная система, несомненно, имеет свою внутреннюю логику развития. Однако вместе с тем нельзя абсолютизировать автономность внутренних ее закономерностей. Техника как социальный феномен находится в определенной связи и взаимодействии с различными общественными явлениями, и это обстоятельство, в конечном итоге, в более широкой исторической перспективе отражается и в логике развития техники, ее структуре и. т.д. Если не признать этого факта, то получится, что те или иные отрицательные последствия, обусловленные самим характером функционирования технических Систем (а не только необдуманным ее применением), непоправимы, поскольку они следуют из субстанциальных, неуправляемых сторон техники.

Эволюция техники преимущественно обусловлена противоречиями, возникающими в ее взаимоотношении с человеком и природой («человек-техника» и «техника-природа»). Соответственно представляется, что логику развития техники можно проследить в двух основных взаимокоррелирующих направлениях. Первое -объективация функций человека в различных областях деятельности, передача их выполнения различным техническим системам. И второе - очеловечивание природы. В целом это единый процесс, в котором опредмечивание многообразных функций человека требует использования тех или иных свойств материи, форм ее движения и т.д.

Развитие техники, прежде всего, проявляется в опредмечивании трудовых, технологических функций человека. Опредмечивание технологических функций челрвека постепенно привело к элиминации субъективного базиса технических устройств. Например, до механизации и автоматизации технологический процесс целиком строился на указанном базисе, т. е. был подчинен мере субъективных возможностей человека» сноровки и ловкости его рук, его физической силы, выносливости, глазомера и т.д.

В этом плане не вызывает сомнений, что переход к автоматизированному производству является движением к высшей фазе объективации технологических функций человека. Далее развитие производственной техники, наряду с освоением новых технологических способов, видов энергии и т.д., должно неуклонно идти по линии повышения эффективности и качества автоматизированных систем путем открытия и использования ранее неизвестных возможностей.

Вместе с тем нельзя характеризовать современный технический (и научно-технический) прогресс лишь в смысле расширения возможностей объективации производственных функций человека, как это обычно встречается в литературе. Отношение «человек-техника» гораздо богаче и многообразнее, Техйика является средством объективации и в других сферах человеческой деятельт ности; науке, искусстве (кинематограф, телевидение...) и т.д. Йр дело не только и не столько в этом.

При определении особенностей технического развития в тот или иной конкретно-исторический период следует исходить из единства, взаимодействия двух основных факторов, обусловливающих своеобразие развертывания данного процесса: особенностей потребностей общества в техническом развитии и достигнутого уровня теоретического и практического освоения природной действительности. Первый определяет социальную детерминацию техники, ее функциональную предназначенность, второй - естественно-природное, субстратное содержание техники.

Понятие субстрата техники целостно характеризует материальную основу, материальный носитель социального функционирования техники, ее социальные свойства, связи и отношения. Выделяют субстрат отдельной технической системы, всей совокупной техники, имеющейся в распоряжении общества в данный момент, и техники в принципиально неограниченной перспективе ее развития.

Различение субстратного и функционального содержания техники дает возможность более дифференцированно подойти к пониманию технического прогресса, его критериям и основным направлениям. Если по функциональному признаку прогресс техники выражается в степени замещения техническими системами человека в различных областях его деятельности, то в субстратном отношении он проявляется в смене естественно-природной основы технических систем, позволяющей осуществить данное замещение. Стало быть, прогресс техники в определенном плане можно проследить и по линии изменения ее субстрата, в зависимости от возрастания ее организованности,уровня и разнообразия используемых в ней форм движения материи.

Таким образом, развитие техники идет также по линии раскрытия и углубления отношений «техника-природа», вовлечения в социальное бытие новых срезов природной действительности. Рассмотрение технического развития в субстратном плане позволяет конкретно-исторически подойти к вопросу о взаимоотношении техники и природы, не априорно и беспредметно судить о «виновности» техники вообще в обострении экологической ситуации, а выявлять ограниченность тех или иных сторон ее реального естественно-природного содержания. Возможность расширения естественно-природных предпосылок технического развития приобретает особое значение в связи с необходимостью создания благоприятных экологических условий для социального прогресса. Развитие субстратного содержания техники в принципе имеет множество альтернатив, и это существенное обстоятельство должно быть, несомненно, учтено при осмыслении путей гармонизации развития техники и природы.

Перспективы технического развития. В настоящее время остро ставится вопрос об общей стратегии технического развития. Действительно, в каком направлении должна развиваться техника, чтобы обеспечить необходимые условия для жизни и прогресса общества? Как следует развивать для этого технические науки? На основе знаний технических наук можно лишь в ограниченной перспективе прогнозировать развитие техники. Невозможно заранее определить, какие именно фундаментальные исследования в области естествознания приведут впоследствии к важным техническим приложениям. Учитывая тесную связь технических наук с практикой, с потребностями общества, можно сделать вывод, что будущее техники зависит от того, какую ориентацию в техническом освоении природы выберет общество.

Можно высказать предположения, следующие из логики исторического процесса:

• преобразование природы и развитие материального производства являются необходимыми атрибутами существования и прогресса общества;

• общество должно неизменно контролировать и управлять обменом веществ и энергии между собой и природной средой;

• развитие науки и техники в принципе позволяет найти заменители истощающихся видов природных ресурсов.

Исходя из приведенных положений, можно определить некоторые новые задачи технической деятельности, которые раньше (по крайней мере, в такой концентрированной форме) перед ними не ставились. В общем виде они сводятся к следующему: во-первых, созданию технических объектов, нейтрализующих отрицательные последствия функционирующих ныне технических систем; разработке новых технологических принципов, обеспечивающих производство необходимых обществу материальных благ при минимальных побочных воздействиях на окружающую природную среду; во-вторых, созданию технических объектов, технологий, ориентированных на восстановление, воспроизводство истощающихся видов природных ресурсов, других жизненно важных компонентов природной среды.

В пространственно-ограниченных пределах нашей планеты техническое освоение природы в своем развитии достигло ныне той меры, за которой должно следовать его новое качественное состояние. Сейчас одной из важнейших целей технического разития считается всемерное повышение качества и эффективности технологии, такое изменение ее структуры, когда негативные воздействия на биосферу сводятся к минимальному уровню.

Интенсивный путь развития техники может основываться на использовании различных видов материи. Для достижения одной и той же цели можно использовать совершенно различные виды сырья и создавать на этой основе альтернативную технологию. (Здесь мы отвлекаемся от.вопросов увеличения капиталоемкости альтернативных технологий, их возможной экономической несостоятельности в той или иной конкретной обстановке.)

Интенсивный путь технического освоения природы ставит перед наукой широкий спектр задач. Среди них необходимо прежде всего выделить: создание теоретических основ циклической и менее энерго- и материалоемких технологий, широкое использование ранее не вовлеченных в техническую деятельность естественных ресурсов, оптимизацию действующих технических систем по комплексным критериям, учитывающим их воздействие на биосферу, и т.д. Следует особо подчеркнуть в этой связи наметившиеся тенденции информатизации и биологизации технологий. Развитие естествознания и технических наук может создать принципиально новые возможности для получения необходимых обществу веществ, энергии и информации, уменьшить или вовсе устранить многие, казалось бы, неизбежные для технического прогресса загрязнения.

Однако техническое освоение природы все же будет сопровождаться определенным повышением «энтропии» окружающей среды. Интенсификация технического развития может лишь замедлить этот процесс, но не воспрепятствовать ему. Поэтому в природной среде рано или поздно может наступить состояние, которое будет неблагоприятным для жизни человека. В этой связи становится необходимым активное целенаправленное воздействие на окружающую природную среду в соответствии с конкретными потребностями.

В течение всей истории человечества происходило стихийное взаимодействие общества с природой. В современных условиях возникает сложная задача - сознательное регулирование обмена веществ, энергии между ними. Человек должен не только учитывать особенности природной среды нашей планеты, но и восстанавливать ее, приспосабливать к масштабам своей деятельности, темпам технического прогресса: Наряду с развитием техники по интенсивной линии требуется создание совершенно новых ее областей, предназначенных компенсировать неизбежные антропогенные воздействия на природную среду. Уже в настоящее время для перераспределения во времени и пространстве ресурсов, повышения количества полезной продукции и улучшения условий среды в локальных масштабах используется так называемая техника средообразования. На основе развития такой техники в перспективе неизбежно должна возникнуть разветвленная сеть «экологического производства», т.е; производства, в котором природная среда, взятая в ее целостности, служит в качестве предмета труда, а его продуктами являются необходимые человеку природные ресурсы, состояния и условия.

Идею подобного производства в той или иной форме высказывали академики В.И. Вернадский и В.Н. Сукачев. В.И. Вернадский обращал внимание на то, что с истощением природных ресурсов предстоит развернуть их производство, имитировать в коротком интервале времени геологическую работу, происходящую в

природе тысячелетиями. Так, по существу были заложены основы новой науки - геотехнологии, исследующей возможности искусственного создания запасов полезных ископаемых путем овладения геохимическими процессами. Академиком В.Н. Сукачевым было выдвинуто предложение о возможности создания биогеоценозов с нужными человеку компонентами и свойствами. Теоретические аспекты данной установки продолжают формироваться и ныне биогеоценологией.

Прообразами экологического производства являются широко практикуемое сейчас восстановление плодородия почв различными агротехническими средствами, географического ландшафта после завершения открытой добычи полезных ископаемых на обширной территории, литосферы и поверхности морей и океанов вблизи нефтяных месторождений и т.п. Приведенные примеры служат аргументом в пользу реальности создания системы экологического производства, базирующейся на некоторой единой теоретической концепции. В методологическом отношении основу такой концепции должен составить целостный подход к экологической технике и производимым ею компонентам природной среды.

Таким образом, развитие технического освоения природы в пространственно ограниченных пределах нашей планеты диктует необходимость развертывания в дополнение к основному материальному производству и экологического производства. Человечеству предстоит развернуть новую сферу общественного производства, основной целью которого явится производство природных ресурсов, поддержание необходимой для жизни человека качественно определенной меры физико-химических и биологических параметров окружающей среды. При этом необходимо учитывать, что экологическое производство может достичь своей цели лишь в том случае, если известны отдаленные последствия, к которым оно приводит.

Вместе с тем развитие технического освоения природы обладает еще одним объективным свойством: оно не может бесконечно идти по интенсивной линии и неизбежно должно в той или иной степени дополняться экстенсивным развитием. Конечно, в настоящее время акцент в техническом освоении природы должен быть сделан на интенсивном типе развития. Однако при этом нельзя вовсе исключать возможности освоения обществом новых пространств, условий, ресурсов за пределами Земли. Ныне очевидно, что освоение космоса может неизмеримо расширить реальную область деятельности общества и снять многие «граничные условия», усугубляющие экологическую проблему. Главная задача космонавтики сейчас - освоение Ближнего Космоса для научных и производственных целей. Уже представляет практический интерес использование космического пространства и его условий для создания сети солнечных электростанций (в космосе процесс преобразования солнечной энергии в электрическую гораздо эффективнее) и передачи их энергии на Землю, вынос в космос энергоемких и опасных для биосферы производств.

Исключительное значение имеет развертывание систематических исследований по определению, возможных воздействий практического освоения Ближнего Космоса на состояние биосферы. Многое здесь еще не ясно.-Задачи такого масштаба, по существу,. только ставятся перед наукой. Первые специальные исследования в этом направлении показывают сложность, неоднозначность данного вопроса, необходимость предварительных разработок в каждом конкретном случае.

Так, анализ теоретической модели возможного воздействия на ионосферу пучка микроволнового излучения, с помощью которого предполагается передавать на Землю энергию с будущих космических геостационарных спутников-станций солнечной энергии, показывает, что при Взаимодействии пучка с неоднородной структурой верхней ионосферы возможно значительное (в 8000 раз) усиление ионосферных неоднородностей. Это может привести не только к отклонению передаваемого излучения, но и отрицательно сказаться на физических параметрах биосферы. Или другой пример. В результате полетов больших космических аппаратов челночного типа на высоте 250-450 км (где плотность ионосферной плазмы достигает своего максимума) происходят изменения в ионосфере, вплоть до образования в ней так называемых «ионосферных дыр». В результате оказывается сильное возмущающее воздействие на естественный ход физико-химических процессов в атмосфере и других компонентах биосферы.

Данное обстоятельство, конечно, не может ослабить наметившуюся объективную тенденцию к практическому освоению космоса. Оно лишь подчеркивает наивность предположений об относительно простом, непротиворечивом характере освоения безграничных просторов космического пространства и ставит новые задачи перед космонавтикой, нацеливая на поиск еще неизвестных возможностей в развитии космической техники. Техника является неотъемлемым звеном во взаимодействии общества и природы. Сущность технического освоения природы заключается в том, что человек своей изобретательностью противопоставляет, комбинирует силы природы и тем самым реализует свою цель. Могущество современного человека определяется его технической вооруженностью. Современная техника базируется на достижениях науки. В ограниченных пределах Земли техническое развитие должно учитывать возможности биосферы, чтобы не нарушились ее важнейшие функции. Для этого техника должна развиваться с учетом меры биосферных явлений.

 

Лекция 4. СИСТЕМА «ОБЩЕСТВО - ПРИРОДА» КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Общество для существования и развития должно неизменно взаимодействовать с природой, осваивать ее ресурсы. Взаимодей­ствие общества и природы характеризуется не только усилением влияния человечества, его техники на природную среду, но и воз­растанием реакции природной среды на это влияние. На основе принципов и положений социальной экологии возможно целост­ное рассмотрение этого сложного социоприродного явления, со­ставляющего основу жизнедеятельности человека.

Социоэкосистемы. На поверхности нашей планеты, по суще­ству, происходит взаимодействие геосферы (геосистем), биосфе­ры (экосистем) и общества (социальных систем). Геосфера (от греч. geo - земля и sphera - шар) представляет собой концентри­ческие оболочки, из которых состоит наша планета. В направле­нии от периферии к центру Земли выделяются: магнитосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, мантия и ядро. Геосистемы связаны между собой потоками вещества и энергии, гравитацион­ными взаимодействиями (приводящими, например, к перемеще­нию горных пород), влагооборотом, биогенной миграцией хими­ческих элементов и другими процессами.

Таким образом, если биосфера пронизывает в основном поверх­ность Земли, то геосфера концентрическими слоями охватывают всю планету.

Общество - это исторически развивающаяся форма жизнедея­тельности людей, в результате которой создается обособляющаяся от природы особая реальность (техника, производство и т.д.). В широком смысле понятие общества охватывает ныне живущих людей, все прошлые и будущие поколения, т. е. человечество в его истории и перспективе. Общество на любой ступени своего раз­вития предстает как сплетение множества связей и отношений между людьми, другими словами, как совокупность социальных систем.

Общество характеризуется определенной территориальной организацией (деревня, город, регион, страна). Для объединяемых людей свойственны общность культуры, включенность в соци­альные, экономические, политические связи.

На каждом этапе развития общество для своего существования предпринимало значительные усилия. Наряду с индивидуальны­ми потребностями людей в обществе должны удовлетворяться также и особые социальные потребности. Так, для поддержания жизнедеятельности общества, его целостности по меньшей мере необходимы:

• коммуникация между членами общества (развитие языка и средств передачи информации);

• производство товаров и обеспечение различных бытовых услуг;

• распределение товаров и услуг;

• защита членов общества от стихийных бедствий и других опас­ностей;

• обеспечение воспроизводства населения (поддержание опреде­ленного уровня народонаселения);

• соответствующая социализация новых поколений (усвоение но­выми поколениями определенной культуры в процессе воспи­тания и образования).

Определяющим в системе социальных потребностей все же является производство необходимых человеку материальных благ, соответствующих товаров.

Любое материальное производство возможно только на осно­ве вещественного, энергетического и информационного обмена с природной средой, т. е. взаимодействия с гео- и экосистемами. В процессе взаимодействия гео-, эко- и социосистем сформировались социоприродные системы, или социоэкосистемы.

Специфика социоэкосистем определяется характером взаимо­действия составляющих ее гео-, эко- и социосистем. Последние при этом не являются абсолютно независимыми и равнозначны­ми. Например, социосистемы не могут существовать без эко- и геосистем. В свою очередь, экосистемы не могут существовать без геосистем. Если придерживаться принципов экологического под­хода, то общество в данном случае предстает как центральная система, а гео- и биосфера - как внешняя (природная) среда.

Общество непосредственно взаимодействует с биосферой, и всякие изменения в ней определенным образом отражаются на обществе, порождая различные социальные коллизии.

Однако в целом воздействие общества выходит за пределы био­сферы. Если биосфера в силу приспособительной сущности жи­вых существ ограничена поверхностным слоем Земли, то обще­ство, оставаясь связанным с биосферой, имеет большие возмож­ности расширения. Так, в связи с освоением космоса область. взаимодействия общества с природой реально вышла за пределы биосферы и практически уже сейчас охватывает околоземное кос­мическое пространство. Но дело не только в этом. Последствия технической деятельности общества отражаются и на процессах, происходящих в геосфере, например магнитосфере, недрах Зем­ли и т.д. Изменения в геосфере, в свою очередь, влияют на состо­яние биосферы и общества.

Объектом изучения социальной экологии являются социоэкосистемы различного масштаба: локальные (местные), региональ­ные (в границах определенной территории, устанавливаемой на основе экологических, географических, социально-экономических критериев) и глобальная (планетарная), включающая географичес­кую оболочку Земли, биосферу, все человечество.

Изменения природной среды, произошедшие из-за деятельно­сти человека, стали сказываться на самых различных сторонах общественной жизни. Произошло переплетение социальных и природных (гео- и экологических) систем на нашей планете, сфор­мировались системы особого класса - социоэкосистемы. История взаимодействия общества и природы предстает как становление локальных, региональных и глобальной социоэкосистем.

Народонаселение. Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Чем больше людей на Зем­ле, тем больше они осваивают природу, развивают промышлен­ность, сельское хозяйство и т.д., следовательно, тем сильнее дав­ление на биосферу, природную среду в целом.

Народонаселение - это.совокупность людей, живущих на на­шей планете в целом или в пределах какой-либо ее части. Суще­ствование человеческого рода поддерживается благодаря непрерывному возобновлению населения. Воспроизводство населения зависит от многих факторов, которые обычно разделяются на ме­дико-биологические, социально-экономические и ценностно-миро­воззренческие.

Исторический подход к изучению численности народонаселе­ния показывает, что его общая численность неуклонно увеличи­вается. Если в античный период темп годового прироста населе­ния приближался к 0,1%, то во второй половине XX в. - к 2%. С 1750 г. общая численность населения Земли возросла в 7 раз, 1900 г. - в 3 раза, а с 1950 г. - в 2 раза. По прогнозам экспертов ООН, население планеты достигнет в начале XXI в. 6 млрд., в середине XXI в. - 9 млрд.

Бурное развитие народонаселения Земли связано с демографи­ческой революцией. Демографическая революция - это переход от традиционного типа воспроизводства населения, основанного на равновесии высокой смертности и высокой рождаемости, к более прогрессивному типу, в основе которого - равновесие низкой смертности и низкой рождаемости. В качестве предпосылки де­мографической революции выступает снижение смертности, обус­ловленное общими социальными, экономическими и культурны­ми изменениями, которые становятся возможны благодаря разви­тию науки, техники и особенно медицины.

Истоки демографической революции восходят к XVII-XIX вв., когда достижения здравоохранения впервые позволили осуще­ствить контроль над неблагоприятными для здоровья человека явлениями, сделали возможной эффективную борьбу с различны­ми эпидемиями. Все это привело к снижению преждевременной смертности, значительному росту средней продолжительности жизни. Если до начала демографической революции она не пре­вышала 35 лет, то сейчас во многих странах приближается к 80 го­дам.

Снижение смертности, нарушив исторически существовавшее равновесие смертности и рождаемости, предполагало и соответ­ствующее снижение рождаемости. В этом суть демографической революции. Однако уже продолжительное время относительно низкая смертность сочетается с высокой рождаемостью. Это при­вело к демографическому взрыву.

В настоящее время достижения медицины позволяют относи­тельно простыми средствами регулировать деторождение. Это, однако, наталкивается на серьезные ценностно-мировоззренческие установки, связанные с архаическими традициями, религиозными канонами в некоторых культурах, запрещающими всякие прегра­ды деторождению. Особую тревогу в этом отношении вызывает ситуация в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: