Основные даты жизни и творчества Сандро Боттичелли




 

1445 – Сандро (Алессандро) Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции.

 

1452 – родился Леонардо да Винчи.

 

1458 – Мариано Филипепи делает запись в кадастре: «Сандро, мой тринадцатилетний сын, учится читать и слабого здоровья». Там же упоминается его старший сын Джованни по прозвищу «Боттичелли» (бочонок), которое затем перешло к художнику.

 

1462 – после двух лет, проведенных в учениках у золотых дел мастера Антонио, Сандро идет учиться в мастерскую фра Филиппо Липпи.

 

1464, август – после смерти Козимо Медичи правителем Флоренции становится его сын Пьеро по прозвищу Подагрик.

 

1467 – в связи с отъездом Липпи в Сполето Боттичелли переходит в мастерскую Андреа Верроккьо и пишет первые из сохранившихся картин.

 

1469, октябрь – смерть Филиппо Липпи.

Декабрь – смерть Пьеро Медичи, приход к власти во Флоренции его сына Лоренцо Великолепного.

 

1470 – Боттичелли открывает собственную мастерскую и пишет для Торгового суда аллегорию «Сила».

 

1471 – пишет диптих «История Юдифи».

 

1472 – имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Здесь же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

 

1473– на столбе центрального нефа церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции устанавливается картина Боттичелли «Святой Себастьян».

 

1474– Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто и пишет фреску «Успение Богоматери» в Пизанском соборе (погибла в 1583 году).

 

1475– по случаю турнира на площади Санта-Кроче во Флоренции Боттичелли расписывает знамя для Джулиано Медичи, изобразив на нем Афину Палладу. Написаны портреты Джулиано Медичи и его возлюбленной Симонетты Веспуччи. 6 марта – родился Микеланджело.

 

1476– пишет по заказу состоятельного горожанина Джованни Лами картину «Поклонение волхвов», где рядом с портретами членов семейства Медичи помещает собственное изображение.

 

1477 – пишет картину «Весна» («Примавера»).

 

1478, апрель – провал заговора Пацци, в ходе которого был убит Джулиано Медичи и ранен Лоренцо.

Июль – Боттичелли пишет для дворца Барджелло фрески с фигурами заговорщиков, повешенных на воротах таможни. Фрески уничтожены в 1494 году после бегства из Флоренции Пьеро Медичи.

 

1480 – соревнуясь с Гирландайо, написавшим в церкви Оньисанти (Всех святых) «Святого Иеронима», пишет там же фреску «Святой Августин».

 

1481, январь – отцом Боттичелли сделана запись в кадастре: «Сандро ди Мариано, 33 года, является художником и работает дома, когда ему вздумается».

Апрель – пишет фреску «Благовещение» для паперти монастыря Сан-Мартино делле Скале.

 

1481–1482 – работает в Риме над тремя фресками Сикстинской капеллы: «Искушение Христа», «Жизнь Моисея» и «Наказание непослушных». На последней помещен его автопортрет.

 

1482, 20 февраля – умирает отец Боттичелли.

 

1483 – пишет на вилле Лемми фрески для Лоренцо Торнабуони и его невесты Джованны Альбицци. Вместе с учениками работает над росписью ларей на тему новелл Боккаччо по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини. Вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи расписывает фресками виллу Лоренцо Великолепного в Спедалето близ Вольтерры. Пишет картины «Венера и Марс» и «Портрет молодого человека».

 

1484– пишет для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи свою самую знаменитую картину «Рождение Венеры». Пишет картину «Паллада и кентавр».

 

1485– пишет «Мадонну с младенцем, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» для алтаря капеллы Барди в церкви Санто-Спирито. По заказу Лоренцо Медичи работает над тондо «Мадонна Маньификат» (Величание Марии). Написана картина «Мадонна с книгой».

 

1486– пишет тондо «Мадонна с гранатом» для зала аудиенций палаццо Веккьо.

 

1487 – пишет картины для алтаря церкви Святого Варнавы.

 

1488 – пишет «Благовещение» для церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци. Умерли Андреа Верроккьо и Антонио Поллайоло.

 

1489– пишет «Венчание Марии» для капеллы Сант-Элиджо церкви Сан-Марко.

 

1490– по заказу Марко Веспуччи расписывает доски «Сцена из жизни римлянки Виргинии» и «Сцена из жизни римлянки Лукреции».

 

1491– участвует в комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария дель Фьоре. Получает заказ на украшение мозаикой двух сводов капеллы Святого Зиновия в соборе. Работа осталась незавершенной, и ее передали братьям Гирландайо.

 

1492, 8 апреля – смерть Лоренцо Медичи.

 

1493 – умирает брат Джованни, приезжает из Неаполя брат Симоне. Сандро и Симоне живут вместе с вдовой Джованни и двумя его сыновьями в доме, оставленном Мариано Филипепи. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи заказывает Боттичелли иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Всего выполнено около ста рисунков серебряным карандашом (с обведенными пером контурами).

 

1494, апрель – Боттичелли вместе с братом Симоне покупают за 156 флоринов загородную виллу.

Осень – заканчивает картину «Клевета Апеллеса» («Суд»); по другой версии, ее создание относится к 1500–1501 годам. Умерли друзья Боттичелли – поэт Анджело Полициано и философ-гуманист Джованни Пико делла Мирандола.

Ноябрь – изгнание Медичи, приход к власти во Флоренции доминиканского монаха Джироламо Савонаролы. В город вступает с войском французский король Карл VIII.

 

1495 – публикация в Венеции книги Луки Пачоли, где он пишет о Боттичелли как о выдающемся мастере перспективы.

 

1496 июль – пишет фреску «Святой Франциск» в монастыре Санта-Мария ди Монтичелли под Флоренцией.

 

1497 февраль – участвует в сожжении на площади Синьории «предметов суеты», среди которых было несколько его картин.

Лето – работает вместе с учениками над украшением загородной виллы Кастелло, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.

 

1498, 23 мая – во Флоренции сожжен Савонарола.

Осень – из заявления в налоговое управление следует, что Боттичелли с братом Симоне живут в доме племянников Бенинказа и Лоренцо.

 

1499 – пишет картины «Оплакивание Христа» и «Распятие», по всей видимости, навеянные расправой над Савонаролой.

1 октября – умер философ Марсилио Фичино.

 

1500 – закончено «Мистическое Рождество», единственное произведение, датированное и подписанное самим Боттичелли.

 

1501– переживаемый художником духовный кризис находит отражение в картинах «Покинутая» и «Положение во гроб».

 

1502 – Франческо ди Малатеста, агент феррарской герцогини Изабеллы д'Эсте, предлагает ей передать работу по завершению росписи кабинета Боттичелли, которого ему «весьма хвалили как прекрасного художника». Несмотря на согласие Боттичелли, маркиза отказалась от его услуг.

 

1503 – Уголино Верино в поэме «Прославление города Флоренции» называет Боттичелли одним из великих флорентийских художников, сравнивая его с Зевксисом и Апеллесом.

 

1504, январь – вошел в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки микеланджеловского «Давида». По заказу испанской королевы Изабеллы написана картина «Христос в Гефсиманском саду».

Апрель – смерть Филиппино Липпи, любимого ученика Боттичелли.

 

1505 – последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия».

 

1510, 17 мая – Сандро Боттичелли умер и похоронен на кладбище церкви Оньисанти.

 

Библиография

 

Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. М., 1979.

Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970.

Арган Дж. История итальянского искусства. Т. 1. М., 1990.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Боттичелли. Сборник материалов о творчестве. М., 1962.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1–6. М., 1993–1994.

Гращенков В. Н. Сандро Боттичелли. М., 1960.

Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1987.

Данилова И. Е. Сандро Боттичелли. М., 1969.

Деймлинг Б. Боттичелли / Пер. с нем. М., 2004.

Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. М., 1977.

Европейские поэты Возрождения. М., 1974.

Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. М., 1971.

Макьявелли Н. История Флоренции. М., 1987.

Петрочук О. К. Сандро Боттичелли. М., 1984.

Ротенберг Е. Искусство Италии XV века. М., 1967.

Санти Б. Боттичелли / Пер. с ит. М., 1995.

Смирнова И. А. Сандро Боттичелли. М., 1967.

Bode W. Botticelli. Berlin, 1921.

Gamba G. Botticelli. Milano, 1936.

Horne H. Alessandro Filipepi Commonly Called Sandro Botticelli. London, 1908.

Lackner S. Sandro Botticelli. München, 1967.

Lessing E. Die Italienische Renaissance. München, 1983.

Lightbown R. Sandro Botticelli: Life and Work. Abbeville, 1989.

Mandel G. L’opera completa del Botticelli. Milano, 1967.

Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Milano, 1958.

Supino LB. Botticelli. Firenze, 1900.

Ullmann H. Sandro Botticelli. München, 1983.

Venturi A. Botticelli. Roma, 1925.

Yashiro Y. Sandro Botticelli. London–Boston, 1925.

 


[1] Зарницкий С. В. Чичерин. М., 1966 (совм. с А. Н. Сергеевым); Зарницкий С. В. Дюрер. М., 1984.

 

[2] Среди исследователей творчества Боттичелли существует и другое мнение относительно ювелира Антонио – часто его считают братом художника. Однако эта версия базируется лишь на свидетельствах не слишком информированных историков, в то время как документы ясно говорят о наличии у Сандро только двух братьев – Джузеппе и Симоне. (Прим. ред.)

 

[3] Цитаты из Данте здесь и далее даны в переводе М. Л. Лозинского.

 

[4] Пер. Е. М. Солоновича.

 

[5] Пер. Е. М. Солоновича.

 

[6] Пер. Е. М. Солоновича.

 

[7] Пер. Вяч. Иванова («Сонеты на смерть мадонны Лауры», CCLXIX).

 

[8] Пер. Ф. А. Петровского.

 

[9] Точнее, 203x314 сантиметров. (Прим. ред.)

 

[10] Пер. Е. М. Солоновича.

 

[11] Пер. А. Н. Веселовского.

 

[12] Фрески Боттичелли на вилле Спедалетто в течение веков сильно пострадали от сырости, а в середине XIX века сгорели вместе с виллой. Об их содержании сегодня можно только догадываться. (Прим. ред.)

 

[13] Пер. Е. М. Солоновича.

 

[14] Пер. А. И. Бенедиктова.

 

[15] Пер. Ф. И. Тютчева.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: