Введение
Методические рекомендации по проведению родительского собрания «Незримые угрозы – мифы и реальность» (далее – методические рекомендации) предназначены для оказании помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования (педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям) при проведении родительских собраний в рамках реализации ежегодных профилактических мероприятий, приуроченных к Всемирному дню борьбы со СПИДом (1декабря) (далее – профилактическая декада), проведение которых в 2018 году запланировано период с 26 ноября по 7 декабря 2018 г.
Современный масштаб развития эпидемической ситуации
по распространению ВИЧ-инфекции в большинстве регионов Российской Федерации создает риск вовлечения несовершеннолетних в ситуации с высокой вероятностью заражения ВИЧ-инфекцией, чаще связанные с рискованным поведением.
Целью профилактической декады является повышение эффективности работы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, а также
их родителей (законных представителей), формирования и повышения профилактической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Целевая аудитория: родители (законные представители) обучающихся
9 – 11 классов, студентов профессиональных образовательных организаций.
Необходимость организации профилактической работы с родителями обучающихся связана с формированием единого ценностно-смыслового
и информационно-культурного поля, способствующего оптимальной социализации подростков, девушек и юношей, формированию у них навыков управления своим поведением на основе принципа предосторожности.
|
Использование предложенных в методических рекомендациях материалов будет способствовать повышению эффективности профилактической работы образовательной организации, позволит укрепить семейные традиции и моральные принципы, окажет содействие повышению информированности родителей.
Цель родительского собрания:
информирование родителей (законных представителей) обучающихся
о ключевых рисках, связанных с распространением ВИЧ-инфекции
и распространении эпидемии СПИДа.
Задачи родительского собрания:
1. Проинформировать родителей о статистике распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, путях ее передачи и методах своевременной диагностики.
2. Проинформировать родителей о проведении в рамках профилактической декады, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом (1декабря), интегрированных уроков по профилактике ВИЧ-инфекции
для обучающихся 9 – 11 классов и студентов профессиональных образовательных организаций «Незримые угрозы – мифы и реальность».
3. Мотивировать родителей на повышение собственной профилактической компетентности и формировании профилактической компетентности ребенка.
План родительского собрания
1. Организационный момент.
2. Информационный блок №1 включает информацию о статистике распространения ВИЧ-инфекции и путях передачи. Вне зависимости от степени эпидемиологического благополучия субъекта Российской Федерации,
на родительском собрании должна быть озвучена информация о количестве ВИЧ-инфицированных, выявленных на самых неблагополучных по ВИЧ территориях России, возрастная структура пораженности ВИЧ-инфекцией и структура путей
ее передачи.
|
3. Информационный блок № 2 о проведении интегрированных уроков
по профилактике ВИЧ-инфекции для обучающихся 9 – 11 классов и студентов профессиональных образовательных организаций «Незримые угрозы – мифы
и реальность». (Для подготовки необходимо использовать информацию
из методических рекомендаций по проведению интегрированного урока
для обучающихся 9 – 11 классов, студентов профессиональных образовательных организаций; приложение № 2).
4. Заключительный этап. Информирование родителей о возможности:
определения уровня профилактической компетентности в области профилактики ВИЧ-инфекции посредством участия в интернет-опросе;
использования памяток для родителей (Приложение № 3)
Методическое обеспечение
Выбор форм и методик проведения родительского собрания
Основной формой работы педагога с родителями в настоящее время являются родительские собрания.
Классные (групповые) родительские собрания следует организовать
за несколько дней до проведения интегрированных уроков с обучающимися
9 – 11 классов и студентов профессиональных образовательных организаций «Незримые угрозы – мифы и реальность».
Родителей необходимо познакомить с целями, задачами, кратким содержанием интегрированного профилактического урока и его основными результатами (данную информацию организаторы родительского собрания могут получить из сценария проведения интегрированного урока с аналогичным названием «Незримые угрозы – мифы и реальность»).
|
Необходимо акцентировать внимание родителей на том, что одной
из основных задач интегрированного урока является формирование у обучающихся мотивации, направленной на безопасное поведение, обеспечивающей сохранение собственной жизни и здоровья, актуализирующей знания о ВИЧ-инфекции
и поведенческих факторах риска.
Родительское собрание в рамках профилактической декады «Стоп ВИЧ/СПИД» возможно провести с использованием интерактивных форм
в сочетании с мини-лекцией.
Рекомендованная продолжительность собрания: не более 45 минут.
Предварительная подготовка. При подготовке к родительскому собранию каждая семья получает приглашение, с обязательным обращением по имени-отчеству к взрослым членам семьи. В приглашении указывается тема собрания
и точное время начала и окончания встречи.
Вопрос профилактики ВИЧ-инфекции является одним из сложных вопросов школьной педагогики и семейного воспитания, который затрагивает ценностные
и смысловые установки личности о взаимоотношениях полов, культуре этих отношений.
Многие ученые, психологи, педагоги, врачи (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган,
Д. В. Колесов, И. С. Кон, Ю. М. Орлов и др.) считают, что половое воспитание должно проводиться в семье, и именно семья играет главную роль
в процессе воспитания мужчины из мальчика, а женщины из девочки.
С детства мальчик подражает отцу и берет с него пример. Для девочки эталоном поведения является мать. Отношения между обоими родителями – наглядный пример отношений полов. Чем дольше родители избегают вопроса
об интимной стороне жизни, тем больше вероятность того, что подростка настигнет эмоциональное потрясение и отвращение к взаимоотношениям между женщиной
и мужчиной, о которых его проинформирует сверстники и социальные медиа.
Рекомендации по выбору приемов работы с родителями:
При проведении родительского собрания необходимо:
говорить на понятном родителям языке,
при употреблении специальной терминологии давать пояснения
об ее обозначение;
быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;
сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей, и др.
Дополнительная информация по вопросам статистики и профилактики ВИЧ-инфекции размещена на официальных сайтах:
Минздрава России: o-spide.ru
Фонда социально-культурных инициатив: стопвичспид.рф
Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом
Приложение 1