Вера: факторы 2000
принятие в 1997 году Концепции национальной безопасности Российской Федерации стало важной вехой, обозначившей изменение подходов России к обеспечению национальной безопасности.
Была заложена концептуальная основа для деятельности государственных структур, общественных организаций (объединений) и граждан страны в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.[21]
Вместе с тем, оценивая этот документ, российский исследователь Е.В. Штурба отмечает: «Наиболее значимым фактором, определившим специфику процесса разработки и реализации концепции национальной безопасности, явились объективные трудности становления новой российской государственности. Прежде всего, приватизировавшие административный ресурс разнородные фракции бюрократического аппарата оказались не способными с полной ясностью выразить, тем более - защитить национальные интересы страны».
В результате в концепции не получили адекватного отражения процессы, связанные с динамичной трансформацией системы международных отношений, усилением военно-силовых аспектов в международной практике, ростом конкуренции. Не в полной мере осознавалась угроза, исходившая от США и НАТО, хотя и отмечалось, что «перспектива расширения НАТО на Восток является неприемлемой для России, поскольку представляет собой угрозу ее национальной безопасности».
В целом, лишь с середины 1990-х гг. российские власти стали приближаться к осознанию идеи устойчивости базовых национальных интересов государства вне зависимости от характера его политической системы. Однако только с преодолением кризиса власти и снятием чрезмерной остроты внутриполитической борьбы возникла возможность для того, чтобы концепция многополярного мира в российской политике получила смысловую законченность в установке на последовательное усиление роли России как важного гаранта стратегической стабильности мира.
|
На формирование подходов новой российской элиты к вопросам обеспечения национальной безопасности оказывают влияние следующие тенденции мирового развития.
Первая из них состоит в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. В условиях глобализации все большую роль играли экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Мир становился многополярным, что соответствовало интересам России. Такая оценка тенденции разделяется далеко не всеми. Например, по мнению А.А. Прохожева «Мир сейчас надолго, если не навсегда, превратился в монополярный под эгидой США».[23]
Для другой тенденции, носящей во многом антагонистический по отношению к первой характер, характерны попытки США и НАТО создать структуру международных отношений, основанную на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве Вашингтона. Такая структура рассчитана на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Результирующий вектор тенденций наряду с внутренними неурядицами (Упали цены на нефть, являвшейся одной из важнейших статей российского экспорта. Разразился кризис в Юго-Восточной Азии. В середине августа 1998 г. рухнули котировки российских ценных бумаг. 17 августа правительство сообщило о расширении границ “валютного коридора”, т.е. фактической девальвации рубля; о трехмесячном моратории на исполнение российскими банками своих обязательств перед иностранцами и о замораживании до конца года выплат по ГКО. Банковская система оказалась парализованной.
Россия вступила в полосу тяжелейшего экономического и политического кризиса.
|
31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о своем досрочном уходе в отставку.) вскоре потребовал актуализации многих базовых положений концепции 1997 года. Это было сделано в новой редакции Концепции от 10 января 2000 года, где были уточнены направления и средства государственной политики РФ по восстановлению ее мощи и ослабленной обороноспособности.
Катя К: описание концепции 2000
Концепция 2000 года
Концепция состоит из 4 разделов или частей. Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции. 1) Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами.
2) Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права. Была подчеркнута особая роль информационных факторов в международных отношениях в условиях обострения межгосударственной конкуренции.
|
Национальные интересы:
1) Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
2) В перспективе РФ предполагало более широкую интеграцию в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.
3) Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности. 4) Так же отмечалось, что активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.
5) Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма.
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
1) своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности РФ;
2) реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
3) обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;
4) подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
5) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки и т.д.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ во внутриэкономической деятельности государства являются:
1) правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства РФ;
2) усиление государственного регулирования в экономике;
3) принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно - технического, технологического и производственного потенциала.
Важное значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях.
Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности РФ.
Требуется сплоченность усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией.
Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:
1) выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
2) усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
3) укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; Необходимо отметить, что решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.
В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно - правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.
Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности. Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб РФ.
Обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту культурного, духовно - нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России.
Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на:
1) проведение активного внешнеполитического курса;
2) упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой СБ ООН;
3) обеспечение благоприятных условий для экономич и соц развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;
Обеспечение военной безопасности РФ является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.