Угрозами послужили:
- вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях
- противоречия между основными участниками мировой политики
- угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов
- а также совершенствование форм противоправной деятельности, в сфере высоких технологий.
- усиление глобального информационного противоборства
- обострение мировой демографической ситуации и проблемы окружающей природной среды
- угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности.
- вероятное распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами.
Настя: сравнение 2000 и 2009
· Стратегия фиксирует теоретико-правовые категории, ранее не прописанные в Концепции, обладает усовершенствованной структурой текста, содержит практически готовый план действий в рамках осуществления политики государства, направленной на обеспечение национальной безопасности в определенной сфере жизнедеятельности. Данные документы отличны и по своему формату, поскольку Концепция представляла собой лишь вектор деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности, в Стратегии же в качестве направления обеспечения национальной безопасности определены стратегические национальные приоритеты.
· В части, касающейся безопасности граждан и общества, положения, относящиеся к наращиванию экономического потенциала, позволяющего противостоять как личности, так и государству внешним и внутренним угрозам, перекликаются и дополняют друг друга, позволяя придать комплексный характер решению проблем в области экономической безопасности страны.
· Оба документа отмечают острую необходимость перехода российской экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу развития, с преобладанием промышленного производства, основанного на достижениях технического прогресса и инновационных технологиях производства.
Аня: факторы 2015
Предпосылками к созданию Стратегии Национальной безопасности РФ 2015г стали:
1. ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172. ФЗ требует обновлять Стратегию национальной безопасности каждые 6 лет (ст. 18 п.1), а последняя Стратегия была принята в 2009 г. Соответственно, новая Стратегия должна быть также рассчитана до 2020 г.
2. Создание Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
В данном законе трактовка термина «безопасность» не дается. Однако Этот Закон предусматривал деление национальной безопасности на виды: - государственная, - экономическая, - общественная, - оборонная, - информационная, - экологическая. Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ. При этом Отдельные аспекты обеспечения экономической безопасности регулируются специально принятыми федеральными законами, в т.ч. кодексами (Гражданским, Трудовым, Налоговым, Уголовным)
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Ч. 3 ст. 29: экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
В ст. 19 сформулированы принципы внутреннего контроля. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя)
Данные федеральные законы непосредственно влияют на обеспечение экономической безопасности государства, следовательно, входят в состав первопричин создания новой стратегии.
К прочим причинам относятся:
1. Расширение альянса НАТО и его приближение к российским границам. В последнее время НАТО открыто наращивало свой военный потенциал и в Западной Европе, и Польше, и странах Балтии под предлогом необходимости сдерживать возможную агрессию со стороны России.
2. мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей природной среды и продовольственной безопасности
3. Присоединение Крыма к России. В 2014 году большая часть территории полуострова Крым была включена в состав Российской Федерации.
Этому событию предшествовал масштабный общественно-политический Крымский кризис, в ходе которого новые местные власти при поддержке России провели Референдум о статусе Крыма. На основании официальных результатов референдума и Декларации о независимости была в одностороннем порядке провозглашена Республика Крым, подписавшая с Россией договор о вхождении в состав РФ.
Присоединение Крыма к РФ привело к введению экономических санкций по отношению к России: «…Экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации.»
Кроме того, отношения между Россией и США повлекли за собой возникновение новых угроз национальной безопасности. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызвало противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах.