Концепция 2015 года
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683.
Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов РФ.
Положения Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления и являются основой для разработки и корректировки документов стратегического планирования и программ в области обеспечения национальной безопасности и социально- экономического развития РФ, а также документов, касающихся деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность Центрального банка РФ как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.
Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В документе раскрыт один из фундаментальных принципов стратегического планирования - Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности РФ и социально-экономического развития страны.
В Стратегии национальной безопасности 2015 года представлены положения об организационной и правовой поддержке данного документа. В первую очередь, четко обозначается сама правовая основа Стратегии, которую составляют Конституция РФ, федеральные законы от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ (п. 2). Необходимо обратить внимание, что в Стратегии национальной безопасности 2009 года такое концентрированное отдельное утверждение отсутствовало.
|
В целях реализации настоящей Стратегии осуществляется под руководством Президента РФ совершенствование системы государственного управления, стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития РФ, разрабатываются и реализуются документы стратегического планирования.
Информационную основу реализации настоящей Стратегии составляет федеральная информационная система стратегического планирования, включающая в себя информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления, системы распределенных ситуационных центров и государственных научных организаций. При реализации настоящей Стратегии особое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов.
Если оценивать содержательную сторону Стратегии национальной безопасности 2015 года, то следует подчеркнуть, что это не только юридический, но и политический документ, отражающий основные направления внутренней и внешней политики нашей страны, базирующиеся на совершенно иных основаниях, нежели документ 2009 года.
|
Несомненным достоинством Стратегии национальной безопасности 2015 года в современных условиях, отличающим ее от предшествующего документа, является смысловая стройность, то есть оформленные отношения зависимости между национальной безопасностью и национальными интересами.
Настя: угрозы 2015
В обновленной стратегии были определены наиболее актуальные угрозы национальной безопасности, такие как: наращивание силового потенциала НАТО и приближение его военной инфраструктуры к границам России; существующие очаги напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, Южной Азии, на Корейском полуострове и в Африке; расширение зон, не контролируемых правительствами каких-либо государств; риск увеличения государств-обладателей ядерного оружия; глобальное противоборство в информационном пространстве.
Соня: сравнение 2009 и 2015
Изменения:
Во-первых, «реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации», то есть глава государства берет на себя персональную ответственность за обеспечение реализации приоритетов, обозначенных в Стратегии-2015.
Во-вторых, в новой Стратегии существенно усилен акцент на приоритетах экономической безопасности и качества жизни населения. Среди них появились «повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии и образование, здравоохранение, культура»; в списке ключевых угроз — «риски нецелевого использования бюджетных средств»; среди показателей состояния национальной безопасности — «удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личностных и имущественных интересов», «ожидаемая продолжительность жизни», «ВВП на душу населения».
Настя:
Таким образом, в новой Стратегии закреплено, что Президент целиком берет на себя ответственность за обеспечение государственной политики в сфере национальной безопасности, в том числе в отношении тех проблем, которые в наибольшей степени беспокоят граждан страны — проблем материального характера, уровня жизни, состояния экономики.
|
В новой Стратегии национальной безопасности отмечаются изменения и в реализации приоритетов внешней политики, которая в силу объективных обстоятельств, сложившихся на международной арене, по-прежнему занимает важное место. Главной задачей ставится предотвращение угроз со стороны НАТО (США), а не со стороны «ряда ведущих зарубежных стран», как было зафиксировано в Стратегии 2009 года.
Однако в целом главное отличие Стратегии-2015 от Стратегии 2009 года состоит в том, что в ней существенно более значимая роль отводится вопросам внутренней жизни в стране. В новой Стратегии национальному приоритету «Экономический рост» уделено повышенное внимание. В качестве главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики отмечаются «низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы».