Были характерны такие угрозы, как «усиление отраслевой структурной деформации экономики; снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала; усиление тенденции к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; усиление импортной зависимости; постоянная утечка из страны валютных ресурсов; углубление имущественного расслоения общества; значительная внешняя задолженность; усиливающаяся открытость экономики; криминализация экономических отношений в стране».
Соня: сравнение 1997 и 2000
1) в концепции 2000 приводится более адекватная (сравнительно с Концепцией 1997) оценка политической обстановки в мире, что отражено в выделении таких негативных для России тенденций, как:
«…попытки создания структуры международных отношений, основанных на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США, и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики …». Напомним, в Концепции (1997) утверждается, что «… положение на международной арене характеризуется, прежде всего, усилением тенденций к формированию многополярного мира»;
стремление «…ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения», и повышение роли военно-силовых актов при решении международных проблем. В Концепции (1997), напротив, говорится о тенденциях интеграционного объединения большинства государств и «…совершенствовании механизмов многостороннего управления международными политическими … и информационными процессами», реализующихся на фоне «… попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики»;
|
активизация усилий ряда государств, направленных на «… ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях…»;
обострение проблемы «… терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире…».
2) Концепция 2000 года посвящена национальным интересам России. Формулируется их уточненное официальное понимание как «… совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической … информационной … сферах …», отличающееся по своему содержанию и объему от определения, данного в Концепции (1997).
3) Отмечается в концепции 2000 (в отличие от Концепции 1997), что национальные интересы Российской Федерации обеспечиваются «…институтами государственной власти … во взаимодействии с … общественными организациями»
Вера: факторы 2009
Долгое время основой действий Совета Безопасности была Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 году, и отредактированная в 2000 году. За прошедшие годы изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз, естественно, потерял былую актуальность, но появились новые.
Одними из проблем были:
Рост трудовой этнической миграции в РФ, как следствие проявление национализма
Проявление сепаратизма
Проявление международного терроризма как за пределами РФ, так и внутри страны (Взрывы в московском метро (06.02.2004 и 29.03.2010, Россия), теракт на Дубровке («Норд-Ост») (23.10.2002 — 26.10.2002, Россия))
|
Мировой экономический кризис 2008 года
Вооруженные столкновения у границ России и в зонах её влияния (Вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 года)
Как нам кажется, полный список предпосылок к разработке Стратегии Национальной безопасности 2009 года можно найти в выступлении секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Платоновича Патрушева на заседании Совета Безопасности 24 марта 2009 года.
«Мы исходили из того, что за последнее десятилетие органами государственной власти решены масштабные задачи в области устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности. Прежде всего, осуществлён комплекс политических и социально-экономических преобразований и реформ; укрепилась государственность; усилилось влияние институтов гражданского общества на достижение политического равенства, гражданской общности и юридической свободы российских граждан; качественно изменилось национальное законодательство, особенно в социальной сфере, в области защиты конституционных прав человека и гражданина; сформировались благоприятные условия для перехода страны к инновационному развитию; укрепилась национальная оборона; совершенствовалась государственная и общественная безопасность; развивались высокотехнологичные отрасли экономики, в первую очередь оборонно-промышленный комплекс; устранялись угрозы экологической и информационной безопасности. Страна уверенно и в конструктивном формате участвовала в становлении многополярной системы международных отношений.»
Работа над этим проектом, новой редакцией основополагающего документа взамен действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 1997 году, началась еще в 2004–2006 годах, имелось соответствующее поручение Президента. Однако по различным причинам документ не был завершён и главе государства не докладывался.
Подготовка проекта в формате Стратегии активизирована поручением Президента России в июне 2008 года.