Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 8 глава




Важным событием в данной области стала межправительствен­ная конференция по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1977 г.).

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) расширила рамки Тбилисской конференции, было принято решение таким образом содействовать просвеще­нию, информированию населения и подготовке кадров, чтобы превратить задачи гармонизации социально-экономического и эко­логического развития в систему духовных и профессиональных установок человечества.

На конференции ООН по устойчивому развитию, проходившей в 2002 г. в Йоханнесбурге, были обобщены цели и задачи эколо­гического образования, которое по существу предстало как осно­ва образования для устойчивого развития.

Под экологическим образованием понимается непрерыв­ный процесс обучения, направленный на усвоение системати­зированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей эколо­гической культуры.

Главным основанием экологического образования следует счи­тать признанное мировым сообществом право человека на благо­приятную среду жизни. Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека и главную цель развития цивилизации. Экологическое образование поэтому должно не про­сто проникнуть в структуру образования, а стать одним из ее важ­нейших оснований. Если литература и история нужны для усвое­ния ценностей духовной культуры, естествознание - закономер­ностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Следует различать экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование - это непосредственное усвоение экологических зна­ний различного характера и уровня. Оно определяет, в частности, процесс подготовки специалистов-экологов, но не сводится к это­му. Экологизация системы образования - это характеристика тен­денции проникновения идей, понятий, принципов, подходов эко­логии в другие дисциплины.

До недавнего времени экологическое образование ориентиро­валось в основном на естествознание и технические науки, свя­занные с технологией природоохранной деятельности. Социальная же часть экологии, за исключением эколого-экономических и экологоправовых знаний, не преподавалась. Очевидно, что соци­альная экология, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество - при­рода», должна стать значительной частью экологического образо­вания. Реализация идей экологического образования предполага­ет как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, раскрывающих целостное представление о вза­имосвязях природы и человека.

Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая эколо­гия, экология человека и общества (социальная экология). Биоло­гическая экология рассматривает условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в кото­рой они обитают. Глобальная экология исследует влияние на био­сферу антропогенных, космических, геофизических и других воз­действий. Предметом исследования экологии человека являются вопросы сохранения и развития здоровья людей с учетом связей человека с окружающей его природной и социальной средой. Со­циальная экология изучает систему «природа - общество», перс­пективы ее развития и гармонизации на различных уровнях — ло­кальном, региональном, глобальном.

Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы улучшения условий жиз­недеятельности людей с возрастающей сложностью: от рассмот­рения влияния человеческой деятельности на окружающую среду до рассмотрения мотивов и закономерностей этой деятельности, оценки эффективности освоения природы и т.д.

Содержание экологического образования включает не только научные знания и представления, оно также дополняется образа ми искусства и литературы. Выдвижение на первый план когни­тивной функции закономерно отвечает характерной для экологи­ческого образования тенденции целостного познания человека, общества и природной среды во всей совокупности их взаимосвя­зей. В то же время искусство и литература несут огромный нрав­ственно-эстетический потенциал, воплощая общечеловеческие ценности и идеалы, отношение к человеку и природе, сформиро­вавшееся в разные эпохи. Тем самым произведения искусства не просто способствуют ознакомлению с эволюцией отношения че­ловека и общества в его историческом развитии к природе, но и дают модели такого исторически меняющегося отношения. Осу­ществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с приро­дой и соответствующих художественных образов направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами по­знания действительности и служит гуманитаризации образования.

Экологическое образование в свете концепции устойчиво­го развития приобретает статус интегрирующего фактора об­разования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Общеобразовательные цели экологи­ческого образования связаны с определением духовных, тео­ретико-познавательных предпосылок и условий решения эко­логической проблемы.

Итак, экология как расширяющаяся область знания оказывает мощное влияние на систему образования. Оно сказывается на пе­реориентации целей общего среднего образования, качестве под­готовки и переподготовки специалистов. Необходимо формировать широкий, интегрированный взгляд на окружающий мир, челове­чество и природу, на методы познания и деятельности. Экологи­ческие дисциплины становятся частью «глобального воспитания» человека, его способности понимать взаимосвязи между индиви­дом, обществом и природой в планетарном масштабе.

До недавнего времени экологическое образование ориентиро­валось в основном на естествознание (преимущественно на био­логическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономи­ческих и эколого-правовых знаний, не преподавалась. Сейчас оче­видно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно за­нимается поиском закономерностей устойчивого развития систе­мы «общество-природа». Реализация идей экологического обра­зования предполагает как новое прочтение традиционных предме­тов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представление о взаимосвязях природы и человека1.

Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая эколо­гия, экология человека и общества (социальная экология). Важны­ми дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие экологические дисцип­лины.

В педагогическом отношении при раскрытии содержания эко­логического образования необходимо иметь в виду следующее:

• стараться соблюдать достаточно высокую точность (достовер­ность) используемых данных о состоянии природной среды в целом и отдельных ее составляющих;

• комплексно освещать экологические явления; важно воспроиз­вести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в самом обществе; на­пример, недостаточно привести данные об исчезновении с лица планеты каких-либо видов растений или животных; многих этот факт оставит более или менее равнодушными, но если дать этот пример во взаимосвязи с цепью природных явлений, показать его в тенденции и воздействии на остальные биосферные про­цессы, а через них на общество, то впечатление будет уже су­щественно иным.

Экология вооружает людей знанием способов борьбы с опас­ными тенденциями разрушения природных ресурсов. В связи с этим особая сложность экологического образования заключается в необходимости убеждения людей в вероятности далеко не оче­видных процессов, идущих подчас незаметно, переходящих затем в масштабные последствия; в подчеркивании приоритетности при­родных факторов, как наиболее важных и незаменимых пока со­временными техническими средствами.

Приоритет ценностей природы важно подчеркивать еще и по­тому, что всей прежней историей борьбы с природой люди воспитывались в духе противостояния природным условиям, которые рассматривались зачастую как препятствие к достижению прак­тических целей.

Естественно, что при этом на первый план всегда выдвигались ценности социального порядка. Тем самым за исторически дли­тельный период сложилось преимущественно наступательное от­ношение к природе, и оно в основном продолжается по сей день.

Содержание экологического образования включает не только научные знания и представления, оно также дополняется образа­ми искусства и литературы. Выдвижение на первый план когни­тивной функции закономерно отвечает характерной для экологи­ческого образования тенденции целостного познания человека, общества и природной среды во всей совокупности их взаимосвя­зей. В то же время искусство и литература несут огромный нрав­ственно-эстетический потенциал, воплощая общечеловеческие ценности и идеалы, отношение к человеку и природе, сформи­ровавшееся в разные эпохи. Тем самым произведения искусства не просто способствуют ознакомлению с эволюцией отношения человека и общества в его историческом развитии к природе, но и дают модели такого исторически меняющегося отношения. Осуществляемая в процессе экологического образования интег­рация научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов направ­лена на преодоление разрыва между логической и образной фор­мами познания действительности и служит гуманизации образо­вания.

В целом в содержании экологического образования можно вы­делить следующие аспекты.

Научный аспект обеспечивает развитие познавательного от­ношения к окружающей среде. Он включает естественно-научные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии.

Ценностный аспект формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рациона­листичность и потребительство. У подрастающего поколения фор­мируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и готовность вносить посильный вклад в ох­рану и восстановление окружающей среды.

Нормативный аспект ориентирован на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характе­ра, непримиримость к любым проявлениям насилия.

Деятельностный аспект включает виды и способы человечес­кой деятельности, направленные на формирование познаватель­ных, практических и творческих умений экологического характе­ра, развитие волевых качеств обучающихся; потребности и уме­ния проявлять активность в решении экологических проблем.

Важнейшую функцию в формировании экологического созна­ния призваны выполнять средства массовой коммуникаци (СМК).

В условиях глобальной информатизации общества складывают­ся новые предпосылки создания ноосферной действительности. Они связаны с использованием совершенно новых средств нако­пления и передачи информации, которые создают качественно иную информационную сферу. При рассмотрении вопроса о свя­зи средств массовой коммуникации с экологическим сознанием нельзя забывать ни про содержание процесса коммуникации, ни про технологическую его сторону.

В процессе социальной коммуникации любое содержание об­лекается в форму знаков или образов, которые всегда воплощаются через определенное средство (газету, радио, телесеть, банк дан­ных). Поэтому канал передачи информации не менее важен, чем содержательная сторона коммуникации. Оба компонента зависят друг от друга и оказывают влияние на восприятие сообщения, а затем на действия индивида. Именно использование техники пре­вращает межличностное общение в массовое.

СМК не знают демографических, социальных, национальных барьеров. Это находит отражение и в увеличении общности эко­логически мыслящих людей. У них разный возраст, профессия, национальность, доход, но их объединяет одна идея, которую с помощью коммуникации они осуществляют совместно или по­рознь, организованно или спонтанно.

Несмотря на то, что мир стремительно включается в мировую компьютерную сеть, все же в данный момент самая массовая груп­па общения - это по-прежнему аудитории газет, телевидения и радио. Традиционные источники информации в чем-то конкури­руют между собой, в чем-то дополняют друг друга. Радио и теле­видение оперативнее газеты, но они не отменяют ее. Газета удобна тем, что дает возможность самостоятельно ориентироваться в информации и выбрать необходимую, вернуться к материалу и возобновить чтение практически в любой обстановке.

Глобальная экологическая проблема обострила интерес к обще­образовательным, специализированным, альтернативным публика­циям и передачам. Все труднее становится дезинформировать та­кую аудиторию, которая получает «духовную продукцию» из са­мых различных источников, которая имеет широкие личностные горизонты и обогащенное массовое сознание.

Психологи и социологи обнаружили интересный феномен: «страх перед изоляцией», который заставляет индивида примыкать к большинству. Опубликованные общественные опросы часто выдаются за общественное мнение, хотя само мнение скрыто от публики и выражается лишь в межличностном общении. Такое выявление настроений - не что иное, как манипулирование мас­совым сознанием.

Но добросовестно проведенные опросы в какой-то мере отра­жают реальные тенденции в перемене общественного настроения. В последнее время на страницах местной и периодической печа­ти часто публикуются результаты независимых социологических исследований, содержащие характеристики уровня экологизации сознания населения, популяризацию зеленых движений и другую подобную информацию. Все они дают представление о выросшей информированности людей, об увеличившейся аудитории эколо­гической журналистики, о высокой степени включенности на уров­не поведения различных социальных групп в экологическую сфе­ру, об огромной заинтересованности аудитории в мероприятиях в этой сфере.

От взглядов людей, активности массовых экологических дви­жений и правильной их направленности зависит все в большей степени судьба цивилизации. Появился такой действующий фак­тор, как мировое общественное мнение. Вокруг экологических ценностей существует единство взглядов во всем мире, и это фор­мирующееся мировое мнение становится определяющим в меж­дународной и внутренней политике.

Аудитория СМК анонимна. Лицо свое показывает лишь в мо­менты «обратной связи». Для прессы - это письма и звонки чита­телей. Для телевидения и радио - сеансы прямого эфира, ток-шоу и прочие подобные мероприятия.

Журналисты узнают свою аудиторию с помощью специальных ' опросов. Но даже при этом коммуникатор не может увидеть или услышать тысячи, миллионы своих читателей, слушателей, зрите­лей. Он обращается к ним, представляя их мысленно.

Практика современного общества дает многочисленные приме­ры объединения людей для решения глобальных вопросов. Эко­логи-энтузиасты чувствуют, что они в ответе за происходящие на планете (не только в их родных городах, странах) процессы. И ряды таких граждан мира быстро пополняются. Этому способству­ют: расширение контактов и обмен информацией в мире, повы­шение информированности, а значит, активности людей, глубин­ные процессы информатизации, захватывающие все сферы жиз­ни современного общества.

Исследователи воздействия прессы на общественное мнение называют два признака выделения объекта общественного мнения: его интерес для общества и дискуссионность. Экологическая про­блема, и с этим никто не будет сегодня спорить, отвечает этим двум требованиям. Тревожный интерес общества к ней и публицисти­ческая заостренность материалов по экологии обеспечивают этой проблеме центральное место в средствах массовой коммуникации. Современный человек обладает весьма ограниченным индиви­дуальным опытом, но сложная меняющаяся действительность тре­бует от него умения ориентироваться во многих процессах. СМК, приходящие на помощь, предоставляют довольно точную карти­ну мира. Социологами, например, отмечено, что люди, никогда не выезжавшие из своей страны, имеют довольно верное представ­ление о других странах. «Белые пятна» в общей картине знаний заполняются за счет воображения.

В процессе воображения таится и сила, и слабость обществен­ного мнения, возможность его формирования на основе отдельных фрагментов действительности. Наглядно образное знание входит в структуру общественного мнения наряду с рациональным зна­нием. Оценка ситуации всегда включает знание.

В становлении экологического сознания особое значение име­ет информированность. Но знание не всегда означает оценку и мнение. Поэтому роль СМК не ограничивается доставкой инфор­мации. Журналисты, пишущие на темы экологии, видят своей це­лью формирование у каждого культуры, основанной на понима­нии неразрывной связи человечества с биосферой.

Журналист, выбравший экологическую тему, должен осознавать свою ответственность. Публикация объективных данных о состо­янии человека, организмов и растений в зонах промышленных воздействий влияет на политику министерств и предприятий, на настроения в обществе. Но всегда ли достоверны факты и компе­тентен автор?

Экологическая проблема в СМК часто сводится к конфликту между героями и злодеями. Алармирующие публикации основа­ны на желании журналиста взбудоражить людей и привести к па­нике. Но время упрощений прошло. Без культурно-образователь­ной базы авторы алармирующих материалов выглядят как наивные экологисты, целиком поглощенные эмоциями.

Известны три группы факторов, обеспечивающих публикаци­ям максимальный эффект восприятия:

• близость информации читателям;

• ситуативность (отражение событий в их полноте);

• драматизм.

В этом смысле экология считается беспроигрышной темой, в аудиторию экологической журналистики входит каждый человек. Это действительно массовая, неспециализированная аудитория.

Природоохранная тематика в СМК стала многомернее: эколо­гия и экономика, экология и воспитание. Термин «экология» вме­стил в себя всю палитру отношений человека с миром («экология ума», «экология семьи»).

Без государственного контроля в этой сфере трудно обойтись. Информации об экологических экспертизах, о деятельности по созданию устойчивой модели развития трудно пробиться к теле­зрителю, она всегда уступает место другим экосообщениям, кото­рые поданы сенсационно, с оттенком скандальности.

Особенностью последних лет стало привлечение внимания аудитории к наиболее острым характерным ситуациям. Успешное разрешение экологической ситуации превращает ее в наглядный пример, в факт общественного сознания. Можно говорить о сим­воличности наиболее злободневных адресов. Положительный опыт экологически грамотных хозяйств вносит оптимистические ноты в тему, внушающую беспокойство.

В экологической прессе идет интенсивный обмен сообщения­ми, идеями, эмоциями. Журналисты берут на себя смелость про­гнозировать развитие событий, хотя порой в их материалах недостает научного осмысления. Положение может исправить компе­тентный собеседник - ученый, который как носитель специали­зированного знания распространяет его до масштабов массового сознания.

Публикации последних лет на экологическую тему представ­ляются все менее однозначными. Различные точки зрения, пред­лагаемые специалистами, привлекают внимание массовой аудитории. Но ей трудно порой сделать выбор, когда спорят хорошо под­готовленные собеседники, и каждый - во всеоружии фактов и аргуметации. Многие проблемы весьма противоречивы, имеют ра­венство аргументов и поэтому их решение не может оказаться оптимальным лишь при учете мнений «за» и «против»... Существу­ющий же подход, именуемый демократическим, лишь по видимо­сти оказывается рациональным, а по сути таит в себе колоссаль­ный заряд некомпетентности и дилетантизма, который вскоре «взорвется» своими негативными последствиями, приведя экоразвитие к экототалитаризму или анархизму.

С ростом степени информатизации будет существенно возрас­тать количество людей, участвующих в принятии социальных ре­шений, и сами эти решения будут приниматься несравненно бо­лее оперативно, чем это имеет место на уровне демократии доинформационного общества..

Целенаправленное воздействие на формирование экологичес­кого сознания должно быть основано на знании взаимосвязей обы­денного и теоретического уровней сознания. Попытки формиро­вать мнение только на теоретическом, идеологическом уровне малорезультативны, они не учитывают опыт, присутствующий в обыденных воззрениях людей.

Обыденное сознание обладает большой устойчивостью, само­стоятельностью, которые нелегко поколебать. Оно консервативно, т.к. является главным регулятором человеческой практической деятельности. Под влиянием науки оно интеллектуализируется, насыщается информацией, но главные каналы осмысления мира в обыденном сознании - практическая жизнь людей, окружающая среда, человеческие взаимоотношения. По сравнению с теорети­ческим сознанием обыденное представляется крайне неповорот­ливым, осторожным, но такова его природа, оно отвечает за по­вседневную практику. Ни при каких условиях оно не станет науч­ным. Ему доступны главные постулаты науки, но не наука целиком.

Стереотипы, привычки помогают оценивать большинство знако­мых явлений, производить часть простых действий, освобождая наше сознание и уменьшая нагрузку на восприятие. Установка дает возможность выбирать тип поведения.

Формирование экологического общественного мнения подразу­мевает информированность индивида как необходимый этап. В ходе осмысления содержания экологической информации человек формирует оценочные суждения. Установки и другие формы ин­формации проходят долгий путь, прежде чем станут руководством к действиям.

Изменение стереотипов - конфликтный и болезненный процесс. Человеческая психика устроена так, что стремится избегать внут­ренних противоречий и изменяется лишь под мощным воздействи­ем извне. Давление биосферы на человеческую общность являет­ся, бесспорно, решающим фактором, определяющим перемены в мировоззрении людей.

Сохраняемая в сознании человека информация нуждается в постоянном обновлении, в непрерывном поступлении новых дан­ных об изменении окружающей среды. Чем сложнее наши потреб­ности, изменчивее среда, тем сильнее необходимость в текущей информации. Аудитория накапливает экологическую информацию, полученную из различных источников, прослеживает согласован­ность в выборе событий и их анализе, и только после этого меня­ет установки.

Работники масс-медиа должны учитывать психологические за­коны усвоения информации. Свежая информация, в том числе и с сопровождающими ее комментариями, дольше держится в памя­ти, и ей больше доверия, чем последующей информации на эту тему. Опровергать что-либо несравнимо труднее, чем сообщать в первый раз. Проще сформировать новую установку, чем изменить уже сложившуюся. Печальный опыт Чернобыля, когда власти пе­рекрыли каналы правдивой информации, и дети играли в радио­активных песочницах, а взрослые, поверив официальной версии событий, вышли на первомайскую демонстрацию в Киеве, дока­зывает, что тот, кто приносит сообщение первым, имеет все шан­сы завоевать доверие.

Исследования американской аудитории телевидения показа­ли, что все большее число зрителей предпочитает информаци­онные и образовательные передачи нежели развлекательные.

«Коммуникационная революция», распространившая видеосред­ства, дала доступ к знаниям широким слоям населения. В США большая часть университетов использует видеосредства в учеб­ном процессе. Кабельное телевидение подключается к обучению, привлекая качественные научно-познавательные программы. Су­губо информационная телекомпания CNN постоянно представ­ляет программу, рассказывающую об экологических проектах завтрашнего дня: об экономных электромобилях, экологических жилищах.

Таким образом, практика СМИ и научные исследования пока­зывают, что обыденное сознание не сможет стать научным, но обогащение его научными фактами и идеями благотворно. Снис­ходительное название «поп-наука», подразумевающее научные статьи и передачи для массового неподготовленного потребителя информации, игнорирует специфику процесса формирования об­щественного мнения.

Пропагандистская роль, которой ограничиваются СМК, выпус­кая информацию и комментарии, означает именно распростране­ние идей, а не создание их. Поэтому популяризация этих идей -главная проблема СМК. В сфере пропаганды принцип всеобщей связи явлений дает твердую основу - возможность связать приро­ду с обществом, низшие ступени развития с высшими, прошлое с будущим

Существует у экологических СМК и специализированная ауди­тория. Она читает специальные экологические журналы, отлича­ется устойчивым интересом к теме, систематическим потреблени­ем информации. Но доля ее, в сравнении с массовой аудиторией, невелика.

В масштабах массовой аудитории тоже можно обнаружить не­кое подобие специализации. Телевидение и радио уже сейчас пред­лагают передачи, адресованные профессиям, возрастам. Существу­ет ряд программ для детей и молодежи. Если рассмотреть эти программы в свете экологического воспитания, то стоит подчерк­нуть: юная аудитория - самая благодарная. Учиться всегда легче, чем переучиваться, и ломка стереотипов проходит быстрее на ран­них этапах человеческой жизни.

Откликаясь на экологическую проблему как самую злободнев­ную, авторы телевизионных программ, не ограничиваясь одной образовательной функцией передач об окружающей среде, использует и эстетическую. Красота природы, животные в их естествен­ном окружении, многообразные ландшафты Земли вызывают вос­хищение и любовь. Горожанин, лишенный общения с природой, приближается к ней с помощью телевидения. Эффект, производи­мый такими программами, заставляет усомниться в расхожем мне­нии, что телевидение развивает в людях пассивность, угнетает их воображение. Главное - это содержание передачи, которую они смотрят, а не тип средства коммуникации.

Алармирующие ролики тоже делают свое полезное дело. Со­вместно с просветительскими, эстетическими передачами аларми­рующие продвигают общественное мнение дальше на пути изме­нения стереотипов. Путь этот, несмотря на общий пессимистичес­кий фон, человечество проходит очень быстро. Уже подрастает поколение, которое объяснит старшим азы экологической грамо­ты. В моменты, когда происходит переворот в общественном со­знании, дети отказываются повторять ошибки отцов и новое по­коление не воспринимает перечень традиционных установок, ко­торыми руководствовались старшие. В этом смысле нарушается преемственность поколений. Огромные перемены в общественном сознании, в первую очередь, - заслуга СМК, популяризовавших и донесших до массовой аудитории идеи ученых-экологов.

Социально-экологический мониторинг как индикатор эколо­гического сознания. Социально-экологический мониторинг - это система отслеживания происходящих в обществе и в обществен­ном сознании перемен на основе исследования и анализа взаимо­действия экологических и социальных процессов и массовых пред­ставлений о них. Цель социально-экологического мониторинга -оперативное получение информации о состоянии общественного мнения по экологическим проблемам и возможных методах их разрешения. Социально-экологические мониторинговые исследо­вания могут дать опережающую, необходимую информацию для принятия взвешенных решений в кризисной экологической ситу­ации. Получение надежной информации о переменах, происходя­щих в общественном сознании, о влиянии общественных ориен­тации на экологическое сознание людей, о степени их озабочен­ности экологической ситуацией, об экологической активности и факторах, побуждающих к этой активности возможно лишь при проведении широкомасштабного социально-экологического мони­торинга.

Социально-экологический мониторинг осуществляется путем периодических социологических замеров состояния общественно­го мнения. Интервал исследований определяется характером и временным масштабом факторов, воздействующих на обществен­ное мнение. Изучение общественного мнения необходимо органам государственного управления, общественным организациям, партиям и движениям, ученым и специалистам, представителям средств массовой информации и системы образования для пра­вильной ориентации в социально-политической и социально-эко­логической ситуациях, своевременного предупреждения роста социальной напряженности в регионах и в стране в целом.

Большая роль в этом процессе отводится гласности и опера­тивной доступности широким слоям населения экологической информации. Утаивание данных о реальном состоянии природных систем в том или ином регионе не только безнравственно, но и преступно как перед своим народом, так и перед всем человече­ством. Экологический кризис даже в национальном масштабе ныне имеет международное измерение. Должная экологическая инфор­мированность позволит изменить ориентацию общества: от без­думного разорения природы, хищнической ее эксплуатации к бережному отношению к ресурсам природы, пониманию их под­линной ценности. В практическом плане это выразится в видоиз­менении традиционных правовых и экономических норм, регули­рующих характер освоения человеком природной действительно­сти. На пути утверждения экологической гласности еще не мало препятствий, и в первую очередь возведенных рядом ведомств, ко­торые стараются засекретить информацию, свидетельствующую, по существу, об их антиэкологической политике, ссылаются на то, что население не подготовлено к восприятию информации. В этих условиях изучение механизмов формирования общественного мне­ния по проблемам экологии, объективная оценка его текущего состояния, научно-обоснованное и социально ответственное управ­ление им, превращаются в исключительно актуальную задачу об­щегосударственного значения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: