Важным событием в данной области стала межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1977 г.).
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) расширила рамки Тбилисской конференции, было принято решение таким образом содействовать просвещению, информированию населения и подготовке кадров, чтобы превратить задачи гармонизации социально-экономического и экологического развития в систему духовных и профессиональных установок человечества.
На конференции ООН по устойчивому развитию, проходившей в 2002 г. в Йоханнесбурге, были обобщены цели и задачи экологического образования, которое по существу предстало как основа образования для устойчивого развития.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.
Главным основанием экологического образования следует считать признанное мировым сообществом право человека на благоприятную среду жизни. Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека и главную цель развития цивилизации. Экологическое образование поэтому должно не просто проникнуть в структуру образования, а стать одним из ее важнейших оснований. Если литература и история нужны для усвоения ценностей духовной культуры, естествознание - закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Следует различать экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование - это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Оно определяет, в частности, процесс подготовки специалистов-экологов, но не сводится к этому. Экологизация системы образования - это характеристика тенденции проникновения идей, понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины.
До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание и технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности. Социальная же часть экологии, за исключением эколого-экономических и экологоправовых знаний, не преподавалась. Очевидно, что социальная экология, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество - природа», должна стать значительной частью экологического образования. Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, раскрывающих целостное представление о взаимосвязях природы и человека.
Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Биологическая экология рассматривает условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Глобальная экология исследует влияние на биосферу антропогенных, космических, геофизических и других воздействий. Предметом исследования экологии человека являются вопросы сохранения и развития здоровья людей с учетом связей человека с окружающей его природной и социальной средой. Социальная экология изучает систему «природа - общество», перспективы ее развития и гармонизации на различных уровнях — локальном, региональном, глобальном.
Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы улучшения условий жизнедеятельности людей с возрастающей сложностью: от рассмотрения влияния человеческой деятельности на окружающую среду до рассмотрения мотивов и закономерностей этой деятельности, оценки эффективности освоения природы и т.д.
Содержание экологического образования включает не только научные знания и представления, оно также дополняется образа ми искусства и литературы. Выдвижение на первый план когнитивной функции закономерно отвечает характерной для экологического образования тенденции целостного познания человека, общества и природной среды во всей совокупности их взаимосвязей. В то же время искусство и литература несут огромный нравственно-эстетический потенциал, воплощая общечеловеческие ценности и идеалы, отношение к человеку и природе, сформировавшееся в разные эпохи. Тем самым произведения искусства не просто способствуют ознакомлению с эволюцией отношения человека и общества в его историческом развитии к природе, но и дают модели такого исторически меняющегося отношения. Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности и служит гуманитаризации образования.
Экологическое образование в свете концепции устойчивого развития приобретает статус интегрирующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Общеобразовательные цели экологического образования связаны с определением духовных, теоретико-познавательных предпосылок и условий решения экологической проблемы.
Итак, экология как расширяющаяся область знания оказывает мощное влияние на систему образования. Оно сказывается на переориентации целей общего среднего образования, качестве подготовки и переподготовки специалистов. Необходимо формировать широкий, интегрированный взгляд на окружающий мир, человечество и природу, на методы познания и деятельности. Экологические дисциплины становятся частью «глобального воспитания» человека, его способности понимать взаимосвязи между индивидом, обществом и природой в планетарном масштабе.
До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на биологическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний, не преподавалась. Сейчас очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество-природа». Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представление о взаимосвязях природы и человека1.
Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Важными дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие экологические дисциплины.
В педагогическом отношении при раскрытии содержания экологического образования необходимо иметь в виду следующее:
• стараться соблюдать достаточно высокую точность (достоверность) используемых данных о состоянии природной среды в целом и отдельных ее составляющих;
• комплексно освещать экологические явления; важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в самом обществе; например, недостаточно привести данные об исчезновении с лица планеты каких-либо видов растений или животных; многих этот факт оставит более или менее равнодушными, но если дать этот пример во взаимосвязи с цепью природных явлений, показать его в тенденции и воздействии на остальные биосферные процессы, а через них на общество, то впечатление будет уже существенно иным.
Экология вооружает людей знанием способов борьбы с опасными тенденциями разрушения природных ресурсов. В связи с этим особая сложность экологического образования заключается в необходимости убеждения людей в вероятности далеко не очевидных процессов, идущих подчас незаметно, переходящих затем в масштабные последствия; в подчеркивании приоритетности природных факторов, как наиболее важных и незаменимых пока современными техническими средствами.
Приоритет ценностей природы важно подчеркивать еще и потому, что всей прежней историей борьбы с природой люди воспитывались в духе противостояния природным условиям, которые рассматривались зачастую как препятствие к достижению практических целей.
Естественно, что при этом на первый план всегда выдвигались ценности социального порядка. Тем самым за исторически длительный период сложилось преимущественно наступательное отношение к природе, и оно в основном продолжается по сей день.
Содержание экологического образования включает не только научные знания и представления, оно также дополняется образами искусства и литературы. Выдвижение на первый план когнитивной функции закономерно отвечает характерной для экологического образования тенденции целостного познания человека, общества и природной среды во всей совокупности их взаимосвязей. В то же время искусство и литература несут огромный нравственно-эстетический потенциал, воплощая общечеловеческие ценности и идеалы, отношение к человеку и природе, сформировавшееся в разные эпохи. Тем самым произведения искусства не просто способствуют ознакомлению с эволюцией отношения человека и общества в его историческом развитии к природе, но и дают модели такого исторически меняющегося отношения. Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.
В целом в содержании экологического образования можно выделить следующие аспекты.
Научный аспект обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественно-научные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии.
Ценностный аспект формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство. У подрастающего поколения формируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и готовность вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды.
Нормативный аспект ориентирован на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.
Деятельностный аспект включает виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств обучающихся; потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.
Важнейшую функцию в формировании экологического сознания призваны выполнять средства массовой коммуникаци (СМК).
В условиях глобальной информатизации общества складываются новые предпосылки создания ноосферной действительности. Они связаны с использованием совершенно новых средств накопления и передачи информации, которые создают качественно иную информационную сферу. При рассмотрении вопроса о связи средств массовой коммуникации с экологическим сознанием нельзя забывать ни про содержание процесса коммуникации, ни про технологическую его сторону.
В процессе социальной коммуникации любое содержание облекается в форму знаков или образов, которые всегда воплощаются через определенное средство (газету, радио, телесеть, банк данных). Поэтому канал передачи информации не менее важен, чем содержательная сторона коммуникации. Оба компонента зависят друг от друга и оказывают влияние на восприятие сообщения, а затем на действия индивида. Именно использование техники превращает межличностное общение в массовое.
СМК не знают демографических, социальных, национальных барьеров. Это находит отражение и в увеличении общности экологически мыслящих людей. У них разный возраст, профессия, национальность, доход, но их объединяет одна идея, которую с помощью коммуникации они осуществляют совместно или порознь, организованно или спонтанно.
Несмотря на то, что мир стремительно включается в мировую компьютерную сеть, все же в данный момент самая массовая группа общения - это по-прежнему аудитории газет, телевидения и радио. Традиционные источники информации в чем-то конкурируют между собой, в чем-то дополняют друг друга. Радио и телевидение оперативнее газеты, но они не отменяют ее. Газета удобна тем, что дает возможность самостоятельно ориентироваться в информации и выбрать необходимую, вернуться к материалу и возобновить чтение практически в любой обстановке.
Глобальная экологическая проблема обострила интерес к общеобразовательным, специализированным, альтернативным публикациям и передачам. Все труднее становится дезинформировать такую аудиторию, которая получает «духовную продукцию» из самых различных источников, которая имеет широкие личностные горизонты и обогащенное массовое сознание.
Психологи и социологи обнаружили интересный феномен: «страх перед изоляцией», который заставляет индивида примыкать к большинству. Опубликованные общественные опросы часто выдаются за общественное мнение, хотя само мнение скрыто от публики и выражается лишь в межличностном общении. Такое выявление настроений - не что иное, как манипулирование массовым сознанием.
Но добросовестно проведенные опросы в какой-то мере отражают реальные тенденции в перемене общественного настроения. В последнее время на страницах местной и периодической печати часто публикуются результаты независимых социологических исследований, содержащие характеристики уровня экологизации сознания населения, популяризацию зеленых движений и другую подобную информацию. Все они дают представление о выросшей информированности людей, об увеличившейся аудитории экологической журналистики, о высокой степени включенности на уровне поведения различных социальных групп в экологическую сферу, об огромной заинтересованности аудитории в мероприятиях в этой сфере.
От взглядов людей, активности массовых экологических движений и правильной их направленности зависит все в большей степени судьба цивилизации. Появился такой действующий фактор, как мировое общественное мнение. Вокруг экологических ценностей существует единство взглядов во всем мире, и это формирующееся мировое мнение становится определяющим в международной и внутренней политике.
Аудитория СМК анонимна. Лицо свое показывает лишь в моменты «обратной связи». Для прессы - это письма и звонки читателей. Для телевидения и радио - сеансы прямого эфира, ток-шоу и прочие подобные мероприятия.
Журналисты узнают свою аудиторию с помощью специальных ' опросов. Но даже при этом коммуникатор не может увидеть или услышать тысячи, миллионы своих читателей, слушателей, зрителей. Он обращается к ним, представляя их мысленно.
Практика современного общества дает многочисленные примеры объединения людей для решения глобальных вопросов. Экологи-энтузиасты чувствуют, что они в ответе за происходящие на планете (не только в их родных городах, странах) процессы. И ряды таких граждан мира быстро пополняются. Этому способствуют: расширение контактов и обмен информацией в мире, повышение информированности, а значит, активности людей, глубинные процессы информатизации, захватывающие все сферы жизни современного общества.
Исследователи воздействия прессы на общественное мнение называют два признака выделения объекта общественного мнения: его интерес для общества и дискуссионность. Экологическая проблема, и с этим никто не будет сегодня спорить, отвечает этим двум требованиям. Тревожный интерес общества к ней и публицистическая заостренность материалов по экологии обеспечивают этой проблеме центральное место в средствах массовой коммуникации. Современный человек обладает весьма ограниченным индивидуальным опытом, но сложная меняющаяся действительность требует от него умения ориентироваться во многих процессах. СМК, приходящие на помощь, предоставляют довольно точную картину мира. Социологами, например, отмечено, что люди, никогда не выезжавшие из своей страны, имеют довольно верное представление о других странах. «Белые пятна» в общей картине знаний заполняются за счет воображения.
В процессе воображения таится и сила, и слабость общественного мнения, возможность его формирования на основе отдельных фрагментов действительности. Наглядно образное знание входит в структуру общественного мнения наряду с рациональным знанием. Оценка ситуации всегда включает знание.
В становлении экологического сознания особое значение имеет информированность. Но знание не всегда означает оценку и мнение. Поэтому роль СМК не ограничивается доставкой информации. Журналисты, пишущие на темы экологии, видят своей целью формирование у каждого культуры, основанной на понимании неразрывной связи человечества с биосферой.
Журналист, выбравший экологическую тему, должен осознавать свою ответственность. Публикация объективных данных о состоянии человека, организмов и растений в зонах промышленных воздействий влияет на политику министерств и предприятий, на настроения в обществе. Но всегда ли достоверны факты и компетентен автор?
Экологическая проблема в СМК часто сводится к конфликту между героями и злодеями. Алармирующие публикации основаны на желании журналиста взбудоражить людей и привести к панике. Но время упрощений прошло. Без культурно-образовательной базы авторы алармирующих материалов выглядят как наивные экологисты, целиком поглощенные эмоциями.
Известны три группы факторов, обеспечивающих публикациям максимальный эффект восприятия:
• близость информации читателям;
• ситуативность (отражение событий в их полноте);
• драматизм.
В этом смысле экология считается беспроигрышной темой, в аудиторию экологической журналистики входит каждый человек. Это действительно массовая, неспециализированная аудитория.
Природоохранная тематика в СМК стала многомернее: экология и экономика, экология и воспитание. Термин «экология» вместил в себя всю палитру отношений человека с миром («экология ума», «экология семьи»).
Без государственного контроля в этой сфере трудно обойтись. Информации об экологических экспертизах, о деятельности по созданию устойчивой модели развития трудно пробиться к телезрителю, она всегда уступает место другим экосообщениям, которые поданы сенсационно, с оттенком скандальности.
Особенностью последних лет стало привлечение внимания аудитории к наиболее острым характерным ситуациям. Успешное разрешение экологической ситуации превращает ее в наглядный пример, в факт общественного сознания. Можно говорить о символичности наиболее злободневных адресов. Положительный опыт экологически грамотных хозяйств вносит оптимистические ноты в тему, внушающую беспокойство.
В экологической прессе идет интенсивный обмен сообщениями, идеями, эмоциями. Журналисты берут на себя смелость прогнозировать развитие событий, хотя порой в их материалах недостает научного осмысления. Положение может исправить компетентный собеседник - ученый, который как носитель специализированного знания распространяет его до масштабов массового сознания.
Публикации последних лет на экологическую тему представляются все менее однозначными. Различные точки зрения, предлагаемые специалистами, привлекают внимание массовой аудитории. Но ей трудно порой сделать выбор, когда спорят хорошо подготовленные собеседники, и каждый - во всеоружии фактов и аргуметации. Многие проблемы весьма противоречивы, имеют равенство аргументов и поэтому их решение не может оказаться оптимальным лишь при учете мнений «за» и «против»... Существующий же подход, именуемый демократическим, лишь по видимости оказывается рациональным, а по сути таит в себе колоссальный заряд некомпетентности и дилетантизма, который вскоре «взорвется» своими негативными последствиями, приведя экоразвитие к экототалитаризму или анархизму.
С ростом степени информатизации будет существенно возрастать количество людей, участвующих в принятии социальных решений, и сами эти решения будут приниматься несравненно более оперативно, чем это имеет место на уровне демократии доинформационного общества..
Целенаправленное воздействие на формирование экологического сознания должно быть основано на знании взаимосвязей обыденного и теоретического уровней сознания. Попытки формировать мнение только на теоретическом, идеологическом уровне малорезультативны, они не учитывают опыт, присутствующий в обыденных воззрениях людей.
Обыденное сознание обладает большой устойчивостью, самостоятельностью, которые нелегко поколебать. Оно консервативно, т.к. является главным регулятором человеческой практической деятельности. Под влиянием науки оно интеллектуализируется, насыщается информацией, но главные каналы осмысления мира в обыденном сознании - практическая жизнь людей, окружающая среда, человеческие взаимоотношения. По сравнению с теоретическим сознанием обыденное представляется крайне неповоротливым, осторожным, но такова его природа, оно отвечает за повседневную практику. Ни при каких условиях оно не станет научным. Ему доступны главные постулаты науки, но не наука целиком.
Стереотипы, привычки помогают оценивать большинство знакомых явлений, производить часть простых действий, освобождая наше сознание и уменьшая нагрузку на восприятие. Установка дает возможность выбирать тип поведения.
Формирование экологического общественного мнения подразумевает информированность индивида как необходимый этап. В ходе осмысления содержания экологической информации человек формирует оценочные суждения. Установки и другие формы информации проходят долгий путь, прежде чем станут руководством к действиям.
Изменение стереотипов - конфликтный и болезненный процесс. Человеческая психика устроена так, что стремится избегать внутренних противоречий и изменяется лишь под мощным воздействием извне. Давление биосферы на человеческую общность является, бесспорно, решающим фактором, определяющим перемены в мировоззрении людей.
Сохраняемая в сознании человека информация нуждается в постоянном обновлении, в непрерывном поступлении новых данных об изменении окружающей среды. Чем сложнее наши потребности, изменчивее среда, тем сильнее необходимость в текущей информации. Аудитория накапливает экологическую информацию, полученную из различных источников, прослеживает согласованность в выборе событий и их анализе, и только после этого меняет установки.
Работники масс-медиа должны учитывать психологические законы усвоения информации. Свежая информация, в том числе и с сопровождающими ее комментариями, дольше держится в памяти, и ей больше доверия, чем последующей информации на эту тему. Опровергать что-либо несравнимо труднее, чем сообщать в первый раз. Проще сформировать новую установку, чем изменить уже сложившуюся. Печальный опыт Чернобыля, когда власти перекрыли каналы правдивой информации, и дети играли в радиоактивных песочницах, а взрослые, поверив официальной версии событий, вышли на первомайскую демонстрацию в Киеве, доказывает, что тот, кто приносит сообщение первым, имеет все шансы завоевать доверие.
Исследования американской аудитории телевидения показали, что все большее число зрителей предпочитает информационные и образовательные передачи нежели развлекательные.
«Коммуникационная революция», распространившая видеосредства, дала доступ к знаниям широким слоям населения. В США большая часть университетов использует видеосредства в учебном процессе. Кабельное телевидение подключается к обучению, привлекая качественные научно-познавательные программы. Сугубо информационная телекомпания CNN постоянно представляет программу, рассказывающую об экологических проектах завтрашнего дня: об экономных электромобилях, экологических жилищах.
Таким образом, практика СМИ и научные исследования показывают, что обыденное сознание не сможет стать научным, но обогащение его научными фактами и идеями благотворно. Снисходительное название «поп-наука», подразумевающее научные статьи и передачи для массового неподготовленного потребителя информации, игнорирует специфику процесса формирования общественного мнения.
Пропагандистская роль, которой ограничиваются СМК, выпуская информацию и комментарии, означает именно распространение идей, а не создание их. Поэтому популяризация этих идей -главная проблема СМК. В сфере пропаганды принцип всеобщей связи явлений дает твердую основу - возможность связать природу с обществом, низшие ступени развития с высшими, прошлое с будущим
Существует у экологических СМК и специализированная аудитория. Она читает специальные экологические журналы, отличается устойчивым интересом к теме, систематическим потреблением информации. Но доля ее, в сравнении с массовой аудиторией, невелика.
В масштабах массовой аудитории тоже можно обнаружить некое подобие специализации. Телевидение и радио уже сейчас предлагают передачи, адресованные профессиям, возрастам. Существует ряд программ для детей и молодежи. Если рассмотреть эти программы в свете экологического воспитания, то стоит подчеркнуть: юная аудитория - самая благодарная. Учиться всегда легче, чем переучиваться, и ломка стереотипов проходит быстрее на ранних этапах человеческой жизни.
Откликаясь на экологическую проблему как самую злободневную, авторы телевизионных программ, не ограничиваясь одной образовательной функцией передач об окружающей среде, использует и эстетическую. Красота природы, животные в их естественном окружении, многообразные ландшафты Земли вызывают восхищение и любовь. Горожанин, лишенный общения с природой, приближается к ней с помощью телевидения. Эффект, производимый такими программами, заставляет усомниться в расхожем мнении, что телевидение развивает в людях пассивность, угнетает их воображение. Главное - это содержание передачи, которую они смотрят, а не тип средства коммуникации.
Алармирующие ролики тоже делают свое полезное дело. Совместно с просветительскими, эстетическими передачами алармирующие продвигают общественное мнение дальше на пути изменения стереотипов. Путь этот, несмотря на общий пессимистический фон, человечество проходит очень быстро. Уже подрастает поколение, которое объяснит старшим азы экологической грамоты. В моменты, когда происходит переворот в общественном сознании, дети отказываются повторять ошибки отцов и новое поколение не воспринимает перечень традиционных установок, которыми руководствовались старшие. В этом смысле нарушается преемственность поколений. Огромные перемены в общественном сознании, в первую очередь, - заслуга СМК, популяризовавших и донесших до массовой аудитории идеи ученых-экологов.
Социально-экологический мониторинг как индикатор экологического сознания. Социально-экологический мониторинг - это система отслеживания происходящих в обществе и в общественном сознании перемен на основе исследования и анализа взаимодействия экологических и социальных процессов и массовых представлений о них. Цель социально-экологического мониторинга -оперативное получение информации о состоянии общественного мнения по экологическим проблемам и возможных методах их разрешения. Социально-экологические мониторинговые исследования могут дать опережающую, необходимую информацию для принятия взвешенных решений в кризисной экологической ситуации. Получение надежной информации о переменах, происходящих в общественном сознании, о влиянии общественных ориентации на экологическое сознание людей, о степени их озабоченности экологической ситуацией, об экологической активности и факторах, побуждающих к этой активности возможно лишь при проведении широкомасштабного социально-экологического мониторинга.
Социально-экологический мониторинг осуществляется путем периодических социологических замеров состояния общественного мнения. Интервал исследований определяется характером и временным масштабом факторов, воздействующих на общественное мнение. Изучение общественного мнения необходимо органам государственного управления, общественным организациям, партиям и движениям, ученым и специалистам, представителям средств массовой информации и системы образования для правильной ориентации в социально-политической и социально-экологической ситуациях, своевременного предупреждения роста социальной напряженности в регионах и в стране в целом.
Большая роль в этом процессе отводится гласности и оперативной доступности широким слоям населения экологической информации. Утаивание данных о реальном состоянии природных систем в том или ином регионе не только безнравственно, но и преступно как перед своим народом, так и перед всем человечеством. Экологический кризис даже в национальном масштабе ныне имеет международное измерение. Должная экологическая информированность позволит изменить ориентацию общества: от бездумного разорения природы, хищнической ее эксплуатации к бережному отношению к ресурсам природы, пониманию их подлинной ценности. В практическом плане это выразится в видоизменении традиционных правовых и экономических норм, регулирующих характер освоения человеком природной действительности. На пути утверждения экологической гласности еще не мало препятствий, и в первую очередь возведенных рядом ведомств, которые стараются засекретить информацию, свидетельствующую, по существу, об их антиэкологической политике, ссылаются на то, что население не подготовлено к восприятию информации. В этих условиях изучение механизмов формирования общественного мнения по проблемам экологии, объективная оценка его текущего состояния, научно-обоснованное и социально ответственное управление им, превращаются в исключительно актуальную задачу общегосударственного значения.