Закономерность. Повышение степени свободы позволяет организации и ее сотрудникам не только развивать информационный ресурс, встраиваться в новые информационные потоки, но и идентифицировать себя и свои возможности. Такая идентификация позволяет достичь устойчивости и повышает степень ответственности.
Аксиома. В проектных ареалах сетевой организации формирование зон ответственности происходит как на формальной, так и неформальной основе. Это позволяет в многомерной среде сетевых отношений переплавлять хаотические процессы в целеустремленные действия.
Аксиома. Сотрудник сетевой организации имеет индивидуальную зону ответственности. Хаотическое смешение зон индивидуальной ответственности приводит к безответственности. Индивидуальная ответственность неделима.
Аксиома. Расширение повышение уровня ответственности и расширение зон ответственности эффективно при предоставлении полномочий сотрудникам и их ассоциациям.
Аксиома. Инновационные процессы возможны в локальной среде, в которой присутствуют зоны высокого уровня ответственности и комбинации креативных ассоциаций сотрудников.
Инновационная сеть сама по себе является как способом распространения инноваций, исходящих от инновационных лидеров, так и создания стоимости. Сетевые лидеры формируют новые параметры динамического равновесия сетевой системы. Но установить новые инновационные параметры недостаточно, необходимо, чтобы инновация стала центральным элементом сетевой игры и была воспринята как новый процесс, сулящий выигрыш основным игроком. Данный вид сетевого поведения кардинально отличается от традиционных форм поведения человека в организации. Наличие новых параметров порядка, эталонов перестраивает бизнес-процессы контрагентов сети.
|
Сетевая связность
Аксиома. Управление сетевой связностью в инновационной экономике связано с организацией вовлеченности участников проектной инновационной группы в процесс инновационной самоорганизации, соответствующий инновационный сетевой поток, а также созвездий проектных групп в инновационную экосистему и инновационное пространство конкретной организации.
Сетевая связность сориентирована на процессы развития и формирования цепочек добавленной стоимости в сетевой экосистеме. Цепочки добавленной стоимости так рассредоточены в экономическом и географическом пространстве, что центрами их локализации являются созвездия проектов, создающие особую связность СБЕ различных СО. На уровне отдельно СБЕ выделяются команды, осознающие стратегическую значимость связности и выстраивающие внешние взаимодействия с целью развития и формирования цепочки ДС. В данные команды входят специалисты в области технологии и инноваций, информационных технологий, продаж, связей с клиентами, сервиса. Данное разнообразие находится в потоке бизнес-процессов, имеющий конкретный вектор – ДС и соответствующую цель, работающую как гравитационный центр различных компетенций и действий.
Аксиома. Стратегические цели СО «вытягивают» стратегические компетенции.
Многомерность сетевой связности
Аксиома. Многомерность сетевой связности формируется на зрелых этапах жизненного цикла сетевых организаций и определяется наличием критической массы и необходимого разнообразия сетевых отношений в экосистеме, в которую они входят. Отсутствие необходимой критической массы порождает специфические риски расширения круга партнерских отношений, связанные с необходимостью постоянно защищать основы своего существования в крайне агрессивной внешней среде.
|
Аксиома. Многомерность сетевой связности предполагает многомерное видение, вырабатываемое созвездием организаций, состоящих из автономных СБЕ. Многомерность стратегического реагирования сетевых акторов связана со способностью их СБЕ выстраивать траектории стратегического поведения.
Сетевые отношения трехмерны. Поскольку основные активы современной сети являются нематериальными, их ценность определяется характером взаимоотношений сетевых игроков. нематериальные активы развиваются в определенном пакете. Ценность пакета является определяющим фактором ценности продукта/услуги отдельного агента. Сам пакет нематериальных активов постоянно обновляется, ценность – соответственно.
Движение ценности в сетевом пространстве этом плане трехмерно:
- добавление ценности отдельного сетевого продукта другим игроком;
- трансфер ценности;
- движение ценности к потребителя и процесс потребления, как новый процесс интеграции нематериальных активов; обратная связь здесь играет фундаментальную роль для дальнейшего развития сети.
Аксиома. Бизнес-процесс формирования связности включает многомерное взаимодействие частных бизнес-процессов. Каркасом такого взаимодействия являются тесные контакты владельцев данных бизнес-процессов, исполнителей и потребителей.
|
Аксиома. Высокое качество связности с потребителем является ценным активом сетевой организации и стратегическим бизнес-процессов. Управление последним осуществляется в пакете системы сбалансированных показателей.
Поддержание и развитие отношений с потребителем требует учета динамики конкурентной среды, в частности появления взаимозаменяемым товарам.
Аксиома. В разнообразной, насыщенной конкурентной среде взаимозаменяемость приобретает многовариантный характер. Различным свойствам качества определенного продукта могут быть найдены различные альтернативы. Наличие таких альтернатив определяет уровень диверсификации регионального рынка в двух плоскостях – производственной и потребительской.
Аксиома. Чем выше уровень диверсификации региональной экономики, соответственно разнообразия операционной деятельности и потребительского поведения, тем больше окон возможностей регион предоставляет. Последнее является основой инвестиционной привлекательности региона.
Аксиома. Взаимодействие с конкретным потребителем по мере его децентрализации и роста многомерности предполагает формирование локального информационного виртуального пространства. Информационное пространство сетевой организации, состоящее из множества таких виртуальных миров, постепенно переходит во внешнюю среду, растворяясь в ней. В результате формируются совместные комбинированные виртуальные нематериальные активы нескольких сетевых организаций.
Аксиома. Формирование многомерного сетевого виртуального пространства нескольких сетевых организаций качественно меняет форму их связности.
В многомерном пространстве сетевых бизнес-процессов, активизирующем и генерирующем многосторонние обратные связи, расширяется спектр услуг и дополнительных функций, опций, формируются новые пласты рыночных отношений, синхронизуются процессы формирования новых качественных характеристик продуктов различных сетевых агентов, расширяется спектр методов и принципов действия характеристик сетевых продуктов, быстро выстраивать новые стратегические бизнес-процессы, реагирующие на новые сегменты рынка, формируются новые пакеты информационных продуктов, поддерживающих и развивающих связность сетевых бизес-процессов.
Аксиома. Активная обратная связь с потребителем позволяет выявить тенденции перестройки данного рынка, а также слабые и сильные стороны продукта/услуги.
Аксиома. Исследование потребительского поведения основных клиентов помогает выявить новые потребительские сегменты, своевременно внести соответствующие корректировки в программы развития организации, сформировать новые СБЕ.
Amazon.com постоянно пополняет банк данных о сделках с клиентами, проводит сравнительный анализ и выявляет индивидуальные предпочтения.
Аксиома. Взаимодействие креативных систем потребителя и производителя формирует особые инновационные ареалы, инициирует новые инновационные процессы, укрепляет связность нематериальных активов. Последняя создает единый контур отношений.
Аксиома. Интеграция информационных пространств организаций, являющихся звеньями цепочек добавленной стоимости, позволяет осуществлять ресурсные поставки в контексте функций, которые они выполняют, а также управленческих решений, нацеленных на решение проблемы. Индивидуализация схем ресурсных поставок связана как с интеграцией ресурсных потоков поставщика и потребителя, так и сервисным сопровождением, которое встроено в процесс интеграции нематериальных активов сетевых игроков.
Аксиома. Сетевая интеграция нематериальных активов участников цепочки добавленной стоимости может стать непреодолимым барьером для конкурентов, ограничителем действия конкурентных сил, если не сопровождается гибкой их реакцией на изменения внешней среды.
Примером успешного построения многомерных сетевых внутрикорпоративных связей является компания Cisco System, основанная в 1984 году небольшой группой сотрудников Стэнфордского университета. Компания создала иерархическую саморазвивающуюся сеть. Данная сеть имеет ядро, уровень распределения (управление процессом доступа ядра для конечных пользователей) и уровень доступа (управление процессом подключения рабочих станций и суверенов к сети).
Сама компания является мировым лидером сетевых технологий, устанавливающих сетевые формы общения (сетевые связи, сетевая совместимость) и многое сделала для того, чтобы сетевая революция стала реальностью. Cisco System произвела ряд шагов в развитии сетей разного масштаба, стала ключевым игроком цифровой сетевой перестройки. Ее работы в области магистральной маршрутизации, коммуникационных технологий, архитектуры для трансформации бизнеса, решения для совместной работы оказали воздействие на стратегические процессы сетевой экономики. Маршрутизатор – важнейший элемент современной сетевой системы, способный перенаправлять компьютерный трафик из одной сети в другую. Многопротокольный маршрутизатор налаживает взаимодействия ранее несовместимых команд, способствует сетевым контактам в процессе междисциплинарных и инновационных проектных действий. Коммутатор Cisco для малого бизнеса позволяет последнему развиваться как более открытой системе, способной встраиваться в сетевые экосистемы. Компания обладает конкурентными преимуществами в разработке программного обеспечения управления сетью, коммуникаторов сетей хранения данных.
Аксиома. Нематериальные активы, концентрирующие актуальность, использующиеся другими агентами сети, придают дополнительную ценность их продуктам, поскольку воспринимаются потребителями как их атрибут. Многоаспектность восприятия потребителем кластера ценностей сетевых продуктов в пространстве актуальности имеет стратегическое значение для развития современной сети.
Аксиома. Многомерность взаимодействий нематериальных активов, особенно креативных, требуют особых технологий принятия решений с использованием современных программных продуктов. Брендовые решения эффективны при использовании многомерной градации, которая позволяет определить «…измерения, основанные на суждениях потребителей относительно схожести существующих торговых марок или их предпочтений в отношении этих торговых марок. Программы, которые используют предпочтения потребителей, создают объединенные карты пространства, показывающие идеальные точки потребителя, и затем размещают наиболее предпочтительные торговые марки близко к этим идеальным точкам». [41]
Сетевая организация инновационной корпорации: относительность масштабов и границ
Корпорация, ставящая задачу открытия инновационных окон возможностей, в целях формирования инновационного и инвестиционного портфеля с разнообразными проектами обычно использует венчурные формы организации как внутренней, так и внешней организации. Поскольку внешняя среда, инновационный рынок вытягивают проекты и придают им масштаб, внутренний и внешний венчур находятся в тесной связи.
Аксиома. Инновационная корпоративная сеть незаметно переходит во внешнюю сети, размывая границы между нематериальными активами отдельных сетевых компаний. Относительность такой границы приводит к относительности внутреннего и внешнего венчурных форм организации инновационного капитала. Искусство сетевого инновационного менеджмента заключено в понимании размытости данной границы и в снятии организационных барьеров развития венчурного капитала.
Компания Electronic Data Systems (EDS), работающая с быстро меняющимися рынками в сфере информационных систем, формирует временные группы, в состав которых входят сотрудники заказчика. Таким образом, компания не имеет четких границ и работает как сетевая система с самостоятельными СБЕ. Отдельные СБЕ могут использовать ресурсы и опыт других СБЕ как компании, так и ее партнеров, формируя открытую, самосовершенствующуюся сеть. Под комбинацию элементов данной мультиагентной системы создается информационно-сетевая инфраструктура, которая интегрирована с инфраструктурой партнеров и клиентов. Совокупность таких сетей и формируют мезомультиагентную систему - кластер.
Аксиома. Альтернативой расширению масштаба является повышение плотности сетевых связей и нарастание их многомерности.
Сетевая организация: переход от приоритета структуры к приоритету бизнес-процесса.
Аксиома. Организационная структуры по мере повышения масштаба производства или старения склонна заменять горизонтальные связи вертикальными, формировать центры жесткого доминирования. В результате организация утрачивает гибкость. Чтобы сетевые отношения развивались, структура должна быть гибкой.
Аксиома. Гибкость организационной структуры предполагает постоянную рекомбинацию структурных подразделений, ротацию руководящего состава.
Аксиома. Проявлением гибкости организации и сетевых эффектов является присутствие организационных ареалов инициативного поведения, наличия критической массы инициатив, способной формировать драйверы развития организации.
Аксиома. В динамичной среде установление соответствия подсистем корпоративного/регионального управления его объекту – бизнес-процессам – предполагает запуск адаптационных механизмов, учитывающих конкретный управленческий опыт.
Аксиома. Самоорганизующийся, саморазвивающийся бизнес-процесс формируется на основе активизации и максимального разнообразия обратных связей. Синергию сетевой организации вытягивает потребитель на основе индивидуализации связи.
Интегрированная сборочная площадка Harley Davidson производит любой тип мотоцикла, применяя 1300 опций и технологию SAP Connected Manufacturing. Последняя позволяет интегрировать данные с датчиков и различных информационных систем, в которых почти неразличимы внутренние и внешние бизнес-процессов. Это создает операционную возможность открытости инноваций, а также невероятного ускорения времени, повышение реактивности экономических систем.
Аксиома. Синергия сети появляется при условии, что индивидуальные бизнес-процессы сетевых организаций выстраиваются как единый бизнес-процесс, вокруг которого формируется общее информационное пространство и пространство принятия скоординированных управленческих решений.
Особую роль играет взаимодействие бизнес-процессов выполнения кампаниями заказов (информационный контакт с потребителем, оформление заказа и т.д.) и выстраивания сетевых отношений с покупателями (сетевой маркетинг, послепродажное обслуживание и т.д.) с операционной деятельностью.
Аксиома. Важнейшей предпосылкой единых сетевых процессов для ряда компаний является выстраивание межфирменного бизнес-процесса сетевых цепочек поставок и сетевых логистических цепочек.
Аксиома. На определенном этапе развития связности поставщика и потребителя во внутренние бизнес-процессы встраивается потребительская составляющая, и создается общее пространство принятия управленческих решений. Связность ресурсных потоков дополняется связностью процессов разработки и принятия управленческих решений, совместного выстраивания альтернатив, формирования критериев выбора альтернатив траекторий движения бизнеса. Формируется скоординированный совместный выбор траектории движения.
Закономерность. Потребитель не только «вытягивает» необходимые ему цепочки ДС, активизируя соответствующую организацию, но влияет на ее капитал человека, процессы подбора персонала, повышения его квалификации, обучающие программы, стиль работы. Чем более длителен данный процесс, тем более доверительны и отточены, значит, многомерны, разнообразны отношения. Это открывает перспективы запуска новых интеграционных процессов, создания пространства интегрированных нематериальных активов, информационных продуктов.
Закономерность. Сетевой бизнес-процесс предполагает интеграцию некоторых элементов организационных структур заказчиков и поставщиков в разработке новой продукции, создания между контрагентами сети промежуточного пояса, в котором действует траектория внутриорганизационных бизнес-процессов.
Аксиома. На определенном этапе развития связности «потребитель – производитель» выстраиваются особые коммуникации, нацеленные на решение проблем потребителя.
Эффективность данного бизнес-процесса трудно оценить стереотипными показателями, даже в системе ССП, поскольку проблема имеет конкретный характер и «встроена» в организационную систему потребителя. Тем не менее, фиксация решения проблемы необходима для анализа процесса обслуживания клиента.
Сетевая связность бизнес-процессов
Аксиома. В двумерном сетевом индустриальном пространстве сетевая связность поддерживается стандартизацией входов-выходов, созданием соответствующих систем координации. В многомерном инновационном пространстве сетевая связность бизнес-процессов поддерживается интеграцией нематериальных активов, многомерным неформальным информационным и инновационным взаимодействием лидеров, а также различных элементов инновационной системы. Стандартизация входов-выходов уходит на второй план.
Аксиома. В индустриальных системах основу связности составляет использование общих технологических знаний. В инновационных – потенциальное, еще не появившееся знание.
Петли ограничения сетевых связей
Существует ряд ограничителей сетевых отношений. Наличие множества сетевых контактов увеличивает время разработки продукта и «утечки энергии» на взаимодействия и взаимосогласования. Чрезмерный объем и длительность сетевых взаимодействий отдельного работника наносят ущерб его собственной работе. Чрезмерное распыление внешних сетевых контактов уменьшает качество и количество сделок по конкурентным предложениям. Сетевой хаос мешает фокусироваться на главном, деформирует дерево целей.
Чтобы оптимизировать сетевые связи используются карты сетей, показывающие прочные связи и пробелы. Они позволяют сформировать видение архитектуры сети и ее динамики. Карты минимизируют стихийный нетворкинг и создают основу использования правил, упорядочивающих потоки сетевых связей, нацеливая их на определенный результат.
Риски сетевой организации
Высокий уровень взаимозависимости участников цепочки добавленной стоимости создают особые риски в случае, если вся цепочка утрачивает свои рыночные позиции. Противостояние такой уязвимости связано с поиском альтернативных вертикальных комбинаций. Последние приобретают многообразные инновационные, инвестиционные, финансовые формы (перекрестное акционирование, распределение прибыли и т.д.).
На ранних этапах развития сетевых отношений в централизованной организации повышение самостоятельности низовых звеньев в принятии решений приводит к занижению целевых показателей. «Чем ниже целевой показатель, тем выше вероятность его превышения и получения премии. В итоге система начинает вознаграждать людей, которые ловко лгут о том, чего они не могут достичь». [42] Конфликт руководителей и подчиненных повышает степень недоверия в организации, что ограничивает развитие сетевых отношений.
Использование технологий бенчмаркинга в конструировании сетевых отношений, транфер лучшего опыта осуществляется через соответствующий стандарт. В то же время, последний может быть недостижим для других организаций, работающих посредственно и стать не ориентиром их развития, а препятствием.
Аксиома. В процессе конструирования сетевого обмена опытом «бенчмаркинг прекрасно подходит для задач планирования, но так ли он хорош при решении вопросов награждения и наказания?» [43]
Ограничители сетевой организации
Аксиома. Сетевой бизнес-процесс, связанный с автономизацией организационных звеньев, размельчая функции, нередко приводит к утрате функциональных конкурентных преимуществ и дублированию функций. Формирование барьеров между функциональными элементами и уменьшение их масштаба негативно сказываются на коммуникациях и отношениях с потребителями.
Отношения поставщик-заказчик перестраиваются в информационной экономике
Информационная экономика состоит из автономных интеллектуальных самоорганизующихся модулей, локальных виртуальных информационных пространств. В сети при достижении определенной интеллектуальной критической массы формируется сетевой интеллект. Последний необходим для выстраивания стратегической связности с потребителем, реагирования на новые стратегические процессы, появление которых сопровождается трансформацией установок, стилей и общественных норм.
Аксиома. Стратегические бизнес-процессы отдельной компании выходят за ее пределы. Коммуникации и сотрудничество в сетевых стратегических бизнес-процессах выходят за границы отдельного сетевого агента.
Закономерность. Контур единого стратегического процесса формирует единое информационное пространство, в котором интегрированы информационные ресурсы заказчика и поставщика. В этом случае информационные технологии развиваются в режиме инсорсинга. Если информационные ресурсы не относятся к стратегическим, целесообразно их вынести на аутсорсинг («облачные технологии»).
Закономерность. Если отношения поставщик-заказчик представляют стратегический инновационный процесс, формирование совместного пространства знания повышают результативность как поставщика, так и заказчика. В этом случае конкурентные преимущества находятся в пространстве связности поставщика и заказчика и неделимы. Важно убрать барьеры и создать координационные механизмы, поощряющие интеграцию ресурсов данных организаций, которые генерируют конкурентные преимущества.
Аксиома. Долгосрочное многомерное партнерство «поставщик-заказчик» влияет как на бизнес-процессы поставщика, так и на выбор и процесс потребления заказчика. Данное влияние распространяется и на ближайшее внешнее окружение поставщика и заказчика. Это становится одной из динамичных субстанций сетевых экосистем.
Многомерность взаимодействий связана с большей отрытостью, восприимчивостью, неформальными контактами с потребителем.
Аксиома. Многомерность взаимодействий «поставщик-заказчик» предполагает наличие двусторонних консультаций и советов.
В инновационной экономике бизнес-процессы содержат постоянно расширяющуюся и усложняющуюся информационную компоненту, цепочки связей бизнес-процессов приобретают все большую виртуальность, многосторонность, незаметно выходя вовне. Находясь в целостном мезоинформационном пространстве, бизнес системы вынуждены реагировать синхронно на появление новых стратегических процессов. В этих условиях контакты компаний осуществляются не только в русле обмена конечных продуктов/услуг, но и процессов адаптации к новым рыночным тенденциям, поиска новых возможностей. Заключение сделок с потребителями – это вершина широкого спектра связей.
Закономерность. Когда отдельные подразделения механистической или матричной структуры устанавливают и развивают самостоятельные отношения с потребителем, происходит внутренняя трансформация механистической структуры. Она упрощается и включает в себя сетевые отношения и ареалы. Именно в них формируются новые компетенции организации.
Развитие горизонтальной электронной коммерции без посредников сегодня связано с деятельностью таких хабов электронной коммерции В2В, как Covisint (запчасти для автомобилей), Elemica (химические вещества), Rock and Dirt (строительное оборудование).
Сетевая организация исходит из необходимости не просто поставлять продукт/услугу, но поддерживать стратегические процессы потребителя, устанавливать особые многосторонние отношения, которые синхронно усиливают конкурентоспособность как поставщиков ресурсов, так и потребителей.
Аксиома. Выстраивание отношений с потребителем через призму конкурентоспособности предполагает управление разнообразием покупательских предпочтений. Чтобы быть конкурентоспособным в секторах производства сложных продуктов, нужно выстраивать отношения не только с разными группами потребителей, но с каждым потребителем.
Сетевой рынок предполагает смену инструментов продвижения новых продуктов и услуг. Реклама, скидки утрачивают актуальность. На первый план выходят технологии сетевого маркетинга. Последние развивают петли взаимного усиления, формируемые в контуре поставщик-потребитель, увеличивают масштаб такого взаимодействия. Поставщик ориентируется на потребности, которые возрастают и обновляются. Поэтому со стороны производителя разумен шаг «давать преувеличенные обещания» и «превосходить обещания» (по Рику Баррера). В построении отношений доверия и бренда необходимо:
- определить точку соприкосновения такого взаимодействия (фиксируется уникальность, точность, своевременность и пространственное расположение такого общения);
- превзойти ожидания потребителя (это создает инерцию роста спроса).
Рик Баррер отмечает: «Если ваша цель – непоколебимая приверженность, то умение давать преувеличенные обещания и превосходить ожидания должно стать методом вашей работы». [44]
Важную роль в установлении сетевого взаимодействия между агентами сети являются «точки соприкосновения». Прежде всего речь идет об отношениях поставщик-потребитель. «Точки соприкосновения с продуктом – это момент, когда потребитель вступает в контакт с товарами (услугами), которые вы предлагаете, чтобы привлечь его интерес и деньги».[45] В точках соприкосновения сетевые отношения постоянно воспроизводятся. В них создается не только особая атмосфера многостороннего контакта, но и формируются новые потребности и их динамика. Точка соприкосновения включает в себя информацию о продукте, способы отгрузки, виды оплаты, гарантийные условия, наличие запасных частей, сервисное обслуживание, политику возврата, возможность повторной переработки. [46]
В инновационных сетях в точках соприкосновения технологии передаются покупателю, который обучается, при необходимости обретаются необходимые знания и навыки. С точки зрения сетевых инновационных отношений с потребителем (соответственно, компаний – по Booz & Company) можно выделить три их группы.
- Сетевые интеграционные инновационные отношения с потребителем, ориентирующиеся на еще не удовлетворенные потребности - Apple, Procter & Gamble, лидеры IT и потребительского рынка;
- Сетевые отношения периодических, циклических взаимодействий, пошаговых инновационных улучшений в рамках длинных технологических циклов - Hyundai Caterpillar;
- Сетевые отношения, сориентированные на технологии, но не на потребителя - Google, Bosch (характеризуются высокими коммерческими рисками).
Программы лояльности приобретают сетевые свойства. Так, в настоящее время развивается сотрудничество застройщиков и производителей мебели в области создания мебелированных квартир. Положительные результаты дало внедрение программ лояльности для покупателей недвижимости в виде подарочных сертификатов на покупку мебели, проведение совместных акций. Одновременно происходит переход к индивидуальному подходу в мебелировании квартир. Мебельные компании предлагают множество моделей кухонь, цветов фасадов, оформления столешниц.
Сложные продукты продаются в упаковке нематериальных активов и в процессе потребления сопровождаются не только сервисом, но и более широким информационным взаимодействием в попытке повысить лояльность клиента. Стремление интегрировать нематериальные активы позволяет получить доступ к видению проблем, а значит, процессу принятия управленческих решений. Создатели сложных креативных продуктов не просто их продают, а предлагают новые способы решения проблем. Обратная связь с клиентом позволяет увидеть новые грани ценности продукта, выявить новые варианты позиционирования на рынке, более точно определить конкурентные позиции его акторов.
Становление сетевой парадигме характеризуется переходом от маркетинга поколения Y к маркетингу поколения Z (снайперский маркетинг, работающий с множеством узкоспециализированных групп потребителей). Новый цифровой формат потребительского поведения предполагает наличие разнообразие каналов коммуникаций (чатов, мессенджеров, видеотрансляторов, социальных сетей, интернет-магазинов).
Аксиома. Коммуникация стала элементом потребительской ценности продукта.
Аксиома. На потребительский выбор влияют ценность продукта, сопровождающие его услуги, бренд, партнерские отношения с производителем, каналы взаимодействия, коммуникации.
Наиболее эффективный выход на потребителя возможен через подписки, блоги, шопинг-группы в фейсбуке (число пользователей – два миллиарда человек), сетевые взаимодействия слушателей онлайн-радио. Digital-маркетинг развивается в среде новых медиа (широкоохватные традиционные каналы уходят на второй план).