Аксиома. В процессе передачи на аутсорсинг ряда звеньев, уходящих к поставщикам и потребителям, появляются виртуальные корпорации, управляющие сетевыми трансакционными издержками.
Аксиома. Массовое использование и высокое качество аутсорсинга способствует развитию вертикальных форм сетевой интеграции. Виртуальная корпорация берет на себя функцию координации сетевых агентов.
Аксиома. Виртуальная корпорация-координатор выстраивает сеть, пока воспроизводит архитектуру компетенций действующих лиц соответствующей цепочки ДС. В противном случае она превращается в пустотелую компанию, постепенно утрачивающую статус сетевого координатора.
Аксиома. Архитектурные и координационные компетенции находятся в тесной связности. Координация в среде сложных нематериальных активов предполагает их понимание и участие в их движении.
Аксиома. Аутсорсинг позволяет переключиться на более сложные виды деятельности, освободиться от рутинных процессов и функций. Общая тенденция – вытеснение материальных активов, формирование оболочечных систем, нацеленных на разработку продуктов, НИОКР, финансирование.
Аксиома. Функции координации современной сети перемещаются к особым оболочечным компаниям.
Аутсорсинг и принятие управленческих решений
Аксиома. Громоздкая бюрократическая система антиииновационна, поскольку силы сопротивления инновациям институционализированы и контролируют движение основных ресурсных потоков.
Аксиома. Аутсорсинг позволяет уменьшить высоту бюрократической пирамиды, сократить количество ее уровней, усилить гибкость и конкретность связей.
Аксиома. Аутсорсинг способен уменьшить информационную перегруженность менеджеров, сократить рутинную часть их деятельности, переключить на более сложные управленческие действия.
|
Чем выше иерархическая пирамида, тем более рутинна, бюрократична деятельность менеджеров стратегического апекса. Вот как об этом пишет Теодор Левитт: задача руководителя «…заставить структуру (в ее нынешнем виде) работать слаженно и четко. Новая идея требует перемен, а перемены нарушают ровное течение дел… Поэтому у него есть веские причины крайне осторожно отнестись к новому предложению». [59]
Аксиома. По мере того, как корпорация выводит из своего состава функциональные и операционные элементы, они приобретает свойство виртуальной, оболочечной корпорации, специализирующейся на сетевой координации и выстраивании сетевых процессов в сетевой экосистеме. Данная роль системного интегратора связана с наличием в корпорации системы компетенций, необходимая для создания ориентиров развития агентов сети. Поскольку компетенции развиваются в процессе проектного действия, на определенном этапе компания-интегратор снижает эффективность своих координационных сетевых функций. Это является ограничителем атомизации.
Аксиома. «..главные компетенции воплощаются в «основных оварах», и чем больше базовых товаров изготавливается сторонними организациями, тем выше вероятность эрозии основной компетенции» (по Хамелу и Прохаланду). [60]
Аксиома. Архитектурные способности и компетентные способности дополняют друг друга. [61]
Минимизация масштаба, атомизация организации решает проблему оптимизации норм управляемости.
|
Аксиома. Рост нормы управляемости в бюрократической организации, начиная с определенного момента, приводит к неуправляемости, создает эффект перегруженности менеджеров, приводит к систематическим ошибкам в принятии и реализации управленческих решений.
Аксиома. Рост нормы управляемости в бюрократической организации приводит к сокращению иерархических уровней, способствует компактизации структуры, уменьшению ее масштаба.
Аксиома. Препятствием для компактизации бюрократической структуры является чрезмерное количество норм, инструкций, формальных правил и соответствующих бумаг. Организационный дизайн здесь предполагает борьбу с лишними показателями и ненужными отчетами, за которыми стоят целые пласты бюрократии. Чтобы решить эту проблему целесообразно создание особой структуры по борьбе с лишней документацией и т.п., которая приближена к топ-менеджерам (в противном случае данный процесс породит еще один пласт бюрократии и бумаг).
Аксиома. Чрезмерное количество формализованных правил снижает точность оценочных показателей.
Джереми Хоуп приводит такие средние корпоративные данные: 43% зафиксированных цен указывается неверно, 70% всех поставок производится с ошибками, 45% всех заказов обрабатывается неточно. [62] Данные провалы связны с отсутствием экономического анализа, вместо которого применяются противоречивые бюрократические инструкции и методики. Аналитическая деятельность предполагает оптимизацию нормы управляемости и дебюрократизацию организации, что связано с заменой вертикальных связей горизонтальными.
|
Аксиома. Уменьшение норм управляемости в иерархичных системах приводит к росту количества уровней управления. Уменьшение норм управляемости в иерархичных системах происходит в рамках процессов усиления централизации структуры
Аксиома. Уменьшение норм управляемости в иерархических структурах приводит к гигантомании.
Аксиома. Уменьшение норм управляемости в матричных и сетевых организациях связано с резким сокращением количества контролируемых взаимоотношений, замену их горизонтальным согласованием. Уменьшение норм управляемости в органических структурах связано с развитием организационной демократии.
Аксиома. Уменьшение норм управляемости в органических системах способствует атомизации структуры.
Норма управляемости – крайне сложная и трудоемкая в расчетах – в органических системах утрачивает свою значимость и становится третьестепенной в системе управления.
Аутсорсинг и стратегия дифференциации
Аксиома. Стратегия дифференциации характерна для рыночной среды, насыщенной разнообразием процессов и динамикой.
Аксиома. Сетевая дифференциация характерна для акторов формирующейся рыночной нишы. В высокотехнологическом сегменте потребитель осознает преимущества данного продукта и использует его как конкурентное преимущество. В этих условиях связность потребителя и производителя характеризуется уникальностью и формированием новых интерспецифических ресурсов. По мере перехода к стадии зрелости потребление характеризуется не как уникальный, а как типичный процесс. Стереотипность ограничивает процесс сетевой дифференциации. Сеть трансформируется в новое качество. Если ее стратегические игроки не перестраивают стратегии, связанной с более низкой ценой, новыми формами обслуживания и сопровождающими услугами, она исчезает.
Аксиома. Развитие сетевых связей приводит к изменению потребительского поведения, соответственно процесса позиционирования Число атрибутов, влияющих на выбор потребителя и влияющих на позиционирование соответствующего продукта, является небольшим. Упрощение (simplification) характерно как для изменения организационной структуры, так и единичного потребительного выбора.
Аксиома. Доминирование сетевых процессов аутсорсинга в экосистеме способствует успешности выбора стратегии сетевой дифференциации.
Аксиома. Стратегия сетевой дифференциации связана с интеграцией цепочки ценностей покупателей и поставщиков. Данная интеграция затрагивает системы проектирования, производства, логистики, дистрибуции, обслуживания и технического обеспечения, маркетинга продавцов и покупателей.
Аксиома. Стратегия дифференциации реализуется в тесном взаимодействии с аналогичными стратегиями партнеров и работает только в пучке, связности стратегий. Данная стратегия отслеживает стратегические процессы, соединяющие цепочки создания ценности партнеров в едином сетевом контуре. Она «…позволяет увязать источники дифференциации со стороны спроса и со стороны предложения». [63]
Аксиома. Связность стратегий дифференциаций в процессе сетевого взаимодействия позволяет использовать уникальный потенциал устойчивости и уникальности. Это создает препятствия копирования стратегических действий и их результатов.
Аксиома. Сетевое взаимодействие стратегий дифференциаций и соответствующих стратегических процессов расширяет спектр сетевых взаимодействий, повышает роль импровизаций и творческого воображения.
Аксиома. Сеть на ранней стадии жизненного цикла сетевого рыночного сегмента нацелена на создание технологии. Сеть на зрелой стадии жизненного цикла рыночного сегмента нацелена на использование технологии. На данной стадии перестраиваются конкурентные механизмы, связанные с усилением рисков копирования технологии. Теперь жизненно важно перейти к стратегии ценового лидерства.
Сети и эффект масштаба
Развитие сетевых отношений перестраивает структуры и процессы как индустриального, так и инновационного уровней. Э.Тофлер предсказал еще в 1960-е годы, что чтобы сохраниться огромные структур демонтируются, затем собираются в новые формы и демонтируются; отделы и подразделения появляются, чтобы выполнить свою миссию и исчезнуть в последующих перестройках. Чтобы данный процесс был менее болезнен, необходимо разукрупнение.
Использование технологий искусственного интеллекта приводит к ренессансу индивидуального производства, способного при благоприятных обстоятельствах приобретать гигантский масштаб.
Аксиома. Современные технологии интернета вещей и искусственного интеллекта способны исключительно быстро небольшие по масштабу передовые инновационные проекты выводить на уровень крупномасштабного глобального производства. Новые технологии «выращивания чемпионов» предполагают сетевую взаимозависимость бизнес-процессов формирующихся инновационных экосистем с автоматизированными операционными, мониторинговыми, сервисными подсистемами.
Информационная насыщенность взаимоотношений внутри структуры приводит к ее упрощению и параллельной атомизации. Тенденция к разукрупнению и децентрализации в экономике тесно связаны. Об этом отмечают ведущие исследователи в области менеджмента. Так, Дэвид Хасс отмечает, что происходит переход к меньшим по размеру и более гибким организациям. «Гибкость остается единственным ключевым фактором выживания и развития». [64]
Альтернативной атомизации является гигантомания. Чем крупнее организация, тем большую роль играет бюрократия, тем выше бюрократизация ее структуры и формализация поведения ее сотрудников.
Закономерность. Переход от механистической к органической системы управления предполагает разукрупнение, демонтаж гигантских бюрократических структур, усиление тенденции к атомизации. Последняя начинается с «укрощением» инерционности функциональных звеньев организации. Последнее связано как с отделением их на основе аутсорсинга, так и разукрупнением, выделением отдельных звеньев, интегрирующихся с проектными подразделениями. В результате функциональные структуры не тормозят проектные инициативы, а поощряют их.
Аксиома. Механистические структуры подавляют атомизацию как внутренней организационной среды, так и внешней. Органические структуры создают благоприятную внутреннюю и внешнюю среду для атомизации.
Аксиома. По мере автоматизации операционного ядра стандарты используются для механизмов, высвобождая живой труд для творчества. Переход стандартов как важнейшего источника эффекта масштаба на второй план способствует компактизации производства.
Рост масштаба организации входит в противоречие с нарастанием сложности задач. Последнее усложняет организационную структуру, формирует множество передаточных устройств, дополнительных функций, соответствующее бюрократическое сопровождение, схемы формализации. В результате растет количество подцелей организации и в геометрической прогрессии – показателей (несколько сотен). Показатели неизбежно входят в противоречие друг с другом, создавая массу искусственных конфликтов. В этих условиях контрольная функция менеджмента становится реакционной, демотивирующей.
Аксиома. Рост масштаба организации сопровождается обострением проблемы избыточности показателей организации, порождающей организационный хаос и искусственные конфликты, приводящей к неуправляемости. Формирует информационный разрыв (асимметрию) между уровнями организациями.
Структурные звенья организации реально используют ограниченное число показателей (не более десяти). Таким образом, появляется потребность в ограничении масштаба организационных элементов уже в гигантских структурах в форме автономизации небольших инновационных и проектных структурных элементов. Компактные звенья стремятся выйти за пределы гигантских организационных систем. Носители фундаментальных компетенций, лидеры определенных технологических направлений уходят из компаний вместе со своими командами. Поскольку бюрократические организации зависимы от них, они вынуждены встраиваться в новые сетевые экологические системы.
Аксиома. Переход от управления структурой к управлению процессами предполагает упрощение структуры, что связано с аутсорсингом.
Аксиома. Упрощение структуры возможно в связке процессов упрощения миссии, технической системы. Логика упрощения структуры приводит в конечном счете к ее атомизации. Атомизация делает ненужными целый ряд трансакций и трансакционных издержек. Экспертные способности выносятся на аутсорсинг, статусные различия становятся рудиментом.
Современные корпорации формируют компактные структурные единицы повышенной децентрализации, которые обладают настолько высоким уровнем самостоятельности, что функционируют как изолированные инкубаторы. Это позволяет нейтрализовать бюрократический прессинг корпорации при необходимой ресурсной поддержке и самостоятельно выстраивать отношения с внешней средой.
Сетевая организация связана с партнерскими взаимоотношениями, которые устанавливают отдельные сотрудники, а не корпоративные структуры. именно это закладывает основу атомизации. Последняя связана с кооперацией и интеграцией инновационных компетенций. Соответствующие взаимосвязи являются взаимообогащающими, имеющими неисчислимое множество петель усиления по мере установление неформальных и нестанадартных контактов.
Организации сетевой экосистемы разрабатывают стержневые стратегии, моделирующие устойчивые конкурентные преимущества. В компактной организации стержневые стратегии имеют более эффективную проекцию на операционную деятельность, чем в крупных структурах. К тому же инновационная деятельность по своей природе является камерным процессом.
Закономерность. Инновационная организация, включающая атомистичные звенья, характеризуется доминированием неформального поведения. И наоборот, как отметил Генри Минцберг, «чем крупнее организации, тем более формализовано ее поведение». [65] Инновационная структура, наращивающая масштаб своих звеньев, склонна постепенно превращаться в формализованную структуру.
Аксиома. Активизация эффекта масштаба при переходе сетевой экосистемы с одной стадии развития на другую предполагает переход на управление стандартами (выпуска, процессов, компетенций, интеллектуальных продуктов). В этих условиях кардинально перестраивается функция контроля. Если не ограничить инерцию данного процесса, произойдет трансформация сетевых отношений в бюрократические.
Как справедливо заметил И. Адизес, «чем больше мер контроля мы предусматриваем, тем больше мы выявляем отклонений все менее значительного характера. Эти отклонения требуют более строгих мер контроля, которые позволяют выявляем отклонений все менее значительного характера. Эти отклонения требуют более строгих мер контроля, которые позволяют выявить еще более мелкие отклонения, и так далее до тех пор, пока мы не услышим аплодисменты Кафки». [66]
Нарастание процессов стандартизации перестраивает бизнес-процессы. Органические структурные взаимодействия заменяются механистичными. Функциональные элементы организации начинают доминировать над структурными. Неконтролируемые отклонения, вызванные как новыми явлениями структуры и бизнес-процессов, могут стать ключом как к открытию окон возможностей и развитию сетевых отношений, так и разрушению ключевых структурных элементов. Нередко новые драйверы развития переходят в ареалы неформальных сетевых отношений, поэтому сохранение последних жизненно важно для сетевой организации и экосистемы. В этом случае гибкость системы связана как с сохранением структур, управляемых стандартами, так и бизнес-процессов, открывающих новые возможности.
Аксиома. Высокий уровень динамики внешней среды и ее неопределенности требуют мобильного масштабирования экосистемы, в которой находится организация. Адаптационные свойства отдельной организации во многом зависят от способности сетевой экосистемы к быстрому увеличению/уменьшению в размерах. Атомизация отдельных звеньев экосистемы являются необходимым условием мобильного масштабирования.
Мобильный аутсорсинг
Аксиома. Наличие развитой аутсорсинговой инфраструктуры в диверсифицированном регионе позволяет быстро переводить на аутсорсинг функции, структуры и процессы компаний и их сетей. С одной стороны, это позволяет мобильно и оперативно реагировать на новую ситуацию в экосистеме и ее внешней среде. С другой – решать проблему многозадачности, фокусируясь на определенной задаче.
Профессор Клиффорд Насса из Стэнфордского университета справедливо отмечает, что «Те, кто привыкли работать в многозадачном режиме, жертвуют качеством выполняемой основной задачи. Зачастую они делают массу ненужного». [67]
Преимущества сетевой атомизации
Аксиома. Консолидированная структура механистического типа создает ретроспективную систему жесткого финансового контроля, подавляющую процессы автономизации и вытесняющую гибкий контроль (финансовая ретроспектива).
Аксиома. Консолидированная структура механистического типа строит бизнес-процессы, основу которых составляют не новые, а имеющиеся ресурсы (ресурсная ретроспектива).
Аксиома. Органические организационные системы большого масштаба ограничивают процессы сетевой атомизации, культивируя дискретность, изолированность поведения атомов. Целесообразен переход к сетевым отношениями, создающим массу ареалов-комбинаций атомарного взаимодействия, открывающих окна возможностей и инициирующих процессы сетевой интеграции.
Аксиома. Атомизация системы и рост разнообразия отношений, связей, потребностей, организационных процессов тесно взаимосвязаны. Процесс атомизации проникает не только в экосистемы, но и отдельные организационные структуры и процессы.
Аксиома. Небольшой масштаб СБЕ, проектных групп приближает сотрудника к стратегическим процессам и управленческим решениям. Это позволяет ему осознавать себя, с одной стороны, как владельца своего дела, с другой – как важнейшего актива компании, создающего ее стоимость. Это также действует как стратегический мотивирующий фактор, важнейший элемент уникальной и эффективной мотивационной сферы. Формирует высокую степень связности мотива отдельных сотрудников, соответственно коллективную мотивацию. Интеграция мотивов составляет основу для взаимного согласования и коллективной ответственности.
Аксиома. Атомизация сетевых игроков позволяет им сократить время, выделяемое на рутинные операции, и увеличить на достижение стратегических, критически важных целей. В результате действует синергия стратегического действия.
Аксиома. В компактной организации масштаб рисков минимален, что благоприятно сказывается на развитии предпринимательства. Последнее связано с желанием брать на себя риск. Предпринимательская организационная культура атомистичной организации подпитывается внешней сетевой средой, которая насыщена разнообразными инновационными и инвестиционными инициативами.
Аксиома. Интенсивность взаимосвязей между сотрудниками и их группами по мере развития информационного, инновационного пространства возрастает и приобретает сложный динамизм, который невозможно количественно оценить и контролировать. Можно создать поток движения связей, ведомый лидерами.
Аксиома. Разукрупнение, компактизация структуры и дальнейшая ее атомизация возвышают лидера над менеджером, интегрирует лидерские и менеджерские функции.
Аксиома. Разукрупнение структуры и, в конечном счете, атомизация, возвышая лидера, противостоящего любой бюрократической машине, разрушают бюрократические барьеры, стоящие на пути интеграции компетенций и функций.
Аксиома. Эффект масштаба сети определяется трансфером стратегических нематериальных активов и эффективностью инфраструктуры трансфера, обладающей спецификой, связанной с генетическим кодом определенного стратегического нематериального актива. Данная инфраструктура разрушает барьеры, связанные с трудностями формирования и развития связности ресурсных потоков с данным стратегическим активом.
Аксиома. Эффект масштаба сети определяется также тем насколько эффективно поток стратегических нематериальных активов интегрируется с другими ресурсными потоками. Данная интеграция происходит в микрокластерах, интенсифицирующих обмен нематериальных активов, в ходе чего формируются новые инициативы, продукты, активы, проектные группы, лидеры. Последние поддерживают оптимальный масштаб сети. Отсутствие соответствия ресурсного потока и лидерского потенциала приводит к обесценению определенной группы ресурсов, в ряде случаев, кризису.
Атомизация позволяет вовлекать в инновационные сети не только проектные группы, но и отдельных исследователей и инноваторов.
Закономерность. Матричная структура часто отвергает инновационный индивидуализм, используя в качестве организационной субстанции проектные группы. Сетевая организация способна привлекать тех, кто может лучше функционировать самостоятельно.
Это позволяет ей более полно и многосторонне формировать инновационный ресурс, выводить на новый масштаб деятельность изобретателей-одиночек, создающих прорывные инновации.
Закономерность. Атомизация инновационного масштаба связана с тем, что новые двигатели огромных экономических систем сконцентрированы в малых инновационных формах-аттракторах. Небольшие изменения здесь могут иметь мезо- и макроэкономические последствия. Вследствие высокой степени неопределенности данного процесса поддерживать его можно только в портфельных формах, используя венчурные формы финансирования.
Аксиома. Развитие инновационных процессов порождает «расцвет относительно небольших объединений людей, являющихся по отношению ко всему обществу меньшинствами». [68]
Разнообразные противоречия и конфликты интересов соответствуют новым движущим силам инновационного характера. По мнению американского социолога Фрэнсиса Фукуяма, современные люди, желая стать уникальными, стремятся к противоречащим другу другу ценностям. Леонид Ионин считает, что мир развивается по пути дробления, атомизации, превращения «больших» меньшинств во все меньшие. [69]
Мейнстримом является минитюаризация общества, его превращение в матрицу небольших самоорганизующихся сообществ, основанных на единстве мировоззрения.
Закономерность. Сети могут генерировать как неблагоприятные петли и петли ограничений, так и петли взаимного усиления. В зависимости от этого сеть будет или увеличивать свой масштаб или уменьшать. К тому же сами сети могут попадать в более масштабные такого рода петли.
Аксиома. Атомизация в форме компактных проектных групп с камерной организационной культурой создает условия для развития процесса самоуправления. Последний наиболее эффективно и реально происходит в структурах, в которых развита горизонтальная децентрализация и проектным группам предоставляется максимальная автономия.
Аксиома. Наиболее благоприятные условия для самоуправления создаются в атомистичных бизнес-единицах, в которых «…ответственность и доверие… соответствуют их возможностям и полномочиям» [70]
Атомизация социумов в сетевом обществе
В сетевом обществе социальные связи усложняются и становятся более компактными и динамичными. Насыщенные информационными потоками социальные кластеры общественной самоорганизации становятся более разнообразными. Традиционные рутинные социальные связи иерархического типа приобретают черты рудиментарных, вызывающих оппортунистическую реакцию. Социальные истории иерархической стадии становятся не ресурсом социального продвижения, а наоборот, компроментирующим. То, что сдерживает свободу, демонтируется, соответствующие процессы вырабатывают иммунитет, защищающий от реставрации убогой централизации.
Аксиома. Повышение степени свободы социального общения шаг за шагом сокращает масштаб социальных объединений людей, кластеры самоорганизации. Социальное общество – это общество доминирующих меньшинств.
Леонид Ионин в книге «Восстание меньшинств» отмечает, что нас ждет «…миниатюризация человеческого общества, его превращение в совокупность небольших самоорганизующихся сообществ, основанных на единстве мировоззрения» [71]
Атомизация потребления
Аксиома. Индивидуализация потребления предполагает ограничение числа определяющих атрибутов, желаемых характеристик или выгод продукта/услуги. Сетки позиционирования, карты восприятия используют технологии фокусирования на ограниченном количестве атрибутов.
Аксиома. В сетевой экономике существует сетевая связность торговых марок, использующих ограниченное число атрибутов. Взаимодействие сопутствующих брендам нематериальных активов вызывает сетевой синергетический эффект.
Атомизация корпоративной структуры
Необходимость развития внутреннего предпринимательства и гибкости, мобильности принятия управленческих решений предопределяет атомизацию элементов внутренней корпоративной структуры и формирование внутрикорпоративных и межкорпоративных созвездий «атомов» (стратегических бизнес-единиц). В данных созвездиях осуществляется интеграция технологий и ноу-хау. Именно такая сетевая конструкция была создана Луи Джерстнером в IBM. Целый ряд атомов отпочковывается от корпораций, попадая в межфирменную сетевую среду. Последняя является средой необходимых компетенций и опыта, которые при необходимости вовлекаются в корпоративные бизнес-процессы.
Атомизация корпоративной структуры эффективна в динамичной инновационной внешней среде с ее высокой степенью неопределенности и рисков. В результате риски рассредоточиваются по «атомам», СБЕ, проектным группам, индивидуальной проектной деятельностью. В СО по мере ее развития риски берет на себя компания все в меньшей степени и ее подразделения и сотрудники – все в большей. По словам Риты Макграт, «риски, которые компании раньше считали необходимыми по закону брать на себя.., теперь возложены на частных лиц». [72] Данное явление расширяет функции и умения капитала человека, включая в него функции сетевого мониторинга и риск-менеджмента, умения работать в различных конфигурациях. Традиционные факторы профессионального успеха уходят на второй план, уступая место сетевым.
Эффект масштаба: международный аспект
Аксиома. Глобализация экономики развивается как сетевой процесс. Глобализация и сетевизация - две главных тенденции современного развития, которые интегрированы. В настоящее время выход из потоков глобализации и сетевизации приводят к деградации.
Мануэль Кастельс подчеркивает, что «глобализацию предпочтительнее понимать как осетевление (объединение в общую сеть) этих решающих в социальном смысле глобальных сетей». [73] Глобализация позволяет расширить сети деловых контактов и создать качественно новые формы связности. Сетевые акторы, получая доступ к мировым кластерам, встраиваются в системам современных нематериальных активов. Установление неформальных контактов открывает возможности сетевой интеграции последних. Сетевые слияния и поглощения преследуют именно такие цели. Развитие технологического пространства и человеческого капитала, выход на новых потребителей – следствие глобальной сетевой интеграции нематериальных активов на основе установления широкой сети неформальных сетевых коммуникаций.
Аксиома. Глобальные сети транслируют волны инновационного, технологического и социального успеха, исходящие от драйверов роста в новейших технологических укладах и соответствующих отраслях экономики, цепочках добавленной стоимости и их перекрестках, узлах. Организации, принимающие данные волны, способные использовать данную энергетику успеха, если имеют инновационный потенциал, способный ее принять. Глобальные игроки могут помогать данному процессу, размещая мозговые центры, подразделения НИОКР, а могут относиться нейтрально.
Аксиома. Сетевой мейнстрим характерен как для мезо-, там и макроэкономики. Глобальная экономика способна развиваться только в сетевом ключе. Глобальная экономика принимает устойчивость в процессе развития партнерских сетевых отношений и модульно-кластерной сетевых структур. Жесткие формы агрессивной конкуренции нейтрализуют действие драйверов, закрывают окна возможностей, постоянно сжимая их масштаб (эффект шагреневой кожи).