Глава 3. Составляющие сетевой организации: рынок, добавленная стоимость, технологии, коммуникации 7 глава




Аксиома. Формирование глобальных промышленных и инновационных сетей формирует глобальные области успеха, насыщенного конкурентными преимуществами и системами трансфера успеха.

Аксиома. Глобализация эффективно использует эффект атомизации, если системы трансфера успеха, технологические, инновационные лифты эффективны.

В современных ТНК приоритет централизованной структуры уступает место децентрализованной комбинации различных стратегических конфигураций. Компании пошли по пути развития ареалов самоорганизации, в которых вызревают новые стратегические процессы и соответствующие элементы сетевого стратегического менеджмента. Стратегические горизонтальные процессы преумножают конкурентные преимущества ТНК. Чтобы активизировать их, поощряются связи стратегических бизнес-единиц и проектных групп различных региональных подразделений. Элементы сетевой организации сегодня присутствуют в ТНК, стремящихся найти равновесие между глобальной интеграцией и региональным дифференцированием.

Аксиома. ТНК сегодня параллельно совершенствуют процессы глобальной стандартизации одних продуктов и региональное дифференцирование – других. Первые процессы способствуют сохранению большого масштаба операционных систем ТНК. Вторые – атомизации ее структурных звеньев.

Аксиома. Атомистичные звенья сети способны добиваться глобальных преимуществ и быть глобальным лидером. В этом случае сеть приобретает глобальный масштаб.

Аксиома. Атомизация звеньев сети связана с постоянно преумножающимся разнообразием фундаментальных компетенций. Звенья сети тяготеют к мировым центрам компетенций. Бизнес-процессы развития компетенций влияют на структуру, функции и стратегию развития человеческого капитала.

Аксиома. Современные инновационные сети встраиваются в петли взаимного усиления в глобальной инновационной среде. В этом случае глобальные стратегии сетевых игроков достигают успеха.

Аксиома. Масштаб сети определяется характером трансфера конкурентных преимуществ, разрушающим государственные экономические границы.

После второй мировой войны по сетям американских многонациональных корпораций (GM, Ford, Coca-Cоla, Caterpillar, Procter & Gamble и др.) совершался трансфер американских стратегических ресурсов: капитала, новой продукции, технологических процессов, управленческих способностей и систем менеджмента. Это сделало мир иным. В 1970-1980-е годы японские МНК (Honda, Toyota, Matsushita, NEC, YKK и др.) создали глобальные сети, по которым совершался трансфер результатов передовых НИОКР и операционных бизнес-процессов. Вначале сети транслировали конкурентные преимущества национальных родительских фирм, затем перешли к дисперсии производства и НИОКР (вследствие протекционизма и разницы валютных курсов). Следующий этап сетевой транснациолизации связан с трансфером инноваций, исходящим из инновационных кластеров.

Аксиома. Международные инновационные альянсы являются важнейшей формой инновационной сети, выстраивающей петли взаимного усиления. В данном процессе принимают участие конкурирующие компании, которые за пределами данной сети стремятся выстраивать петли ограничения друг для друга. Создание инновационных сетевых петель взаимного усиления – это вопрос поддержания устойчивых конкурентных преимуществ (выживаемости).

Аксиома. Глобализация экономики предполагает ее регионализацию. Региональный эффект масштаба сети имеет динамический характер и связан с ее вхождением в один из кластерных контуров. Глобализация прежде всего – это процесс выстраивания межкластерных сетей.

Глобализация предполагает доступ глобальных игроков на местные рынки. Особым капиталом становится знание местного рынка, преодоление местных ограничений и барьеров на пути движения товарных потоков и капиталов. Без подключения местных игроков такие знание получить невозможно. Агрессивное движение здесь приводит к утрате части знания. Выстраивание отношений с местным сообществом происходит в рамках сетевых, партнерских отношений.

Атомизация экономики и портфельный анализ

Аксиома. Атомизация уравнивает относительные доли рынка, поэтому данный параметр, ставший эталонным ориентиром портфельного анализа, утрачивает свою значимость. В результате матрица Бостонской консалтинговой группы в сетевой экономике не позволяет оценить эффективность распределения как корпоративных, так и региональных ресурсов.

Атомизация экономики и пространственное развитие

Аксиома. Атомизация создает условия для гармонизации пространственного развития.

Дж. Стиглиц и Д. Элерман пришли к выводу, что доминирование крупных форм и эффектов масштаба приводит к искусственной экономической и пространственной конструкции. Отсутствие сил, поддерживающих и воспроизводящих экономическое равновесие, искажение и подавление рыночных процессов приводят к катастрофическому накоплению диспропорций, в частности, территориальных. В результате сверхцентрализованная система вынуждена прибегать к непрерывным экстренным действиям в условиях разворачивающейся катастрофы. Крупные структуры, возводящие барьеры перелива капиталов, инвестиционных потоков, препятствуют инновационной диффузии, создающей основу пространственной гармонизации.

Аксиома. Атомизация экономики способствует развитию процессов интеграции, формирующих основу пространственной гармонизации.

Аксиома. Межбюджетные трансферты, осуществляемые с целью преодоления разрывов пространственного развития, эффективны, если участвуют в формировании территориальных драйверов роста или усиливают их действие.

Сети и функции

Аксиома. По мере наращивания своего масштаба организация приобретает новые функции. Это сопровождается формированием новой среды полномочий и сфер ответственности. При переходе к новому этапу жизненно цикла организация закрепляет статус ведущих за ограниченным количеством функций (остальные – ведомы). Это является препятствием на пути развития сетевых отношений.

Аксиома. Разрыв между полномочиями, обязанностями и ответственностью приводят к конфликту интересов, который направляет энергию организации в неконструктивное русло.

И. Адизес отмечает, что «после этапа Расцвета полномочия и власть в организации получают финансовый и юридический отделы, а ответственность за результаты остается на отделах сбыта и маркетинга. Обязанности отделяются от полномочий. Те, кто имеет полномочия (административный персонал), не отягчены ответственностью». [74] Такая ситуация разрушает партнерские отношения, организационную синергию.

Аксиома. Сетевые, партнерские отношения предполагают сбалансированность полномочий, обязанностей и ответственности. Последняя в иерархической громоздкой структуре невозможна. Упрощение структуры, аутсорсинг ряда функций и элементов операционной деятельности – необходимые шаги для сетевизации организации.

Сетевое пространство

В сетевом пространстве точки высокой концентрации актуального действия и стратегических инициатив как генераторы стратегических процессов являются центрами пространственного притяжения. Сетевое пространство находится под влиянием ресурсных потоков, формирующих новые цепочки более высокой добавленной стоимости. Каркасами сетевого пространства являются данные стратегические процессы. Каркас территории приобретает динамичные свойства, форму сети потоков нематериальных активов. Перекрестки стратегических потоков притягивают капитал человека, компетенции которого им соответствуют. Инфраструктура мобильного передвижения капитала человека и адаптации его компетенций к конкретным проектам – важнейший элемент оптимизации сетевого пространства.

Поскольку сетевое пространство реанимирует ряд свойств рынка совершенной конкуренции, сетевое пространство обладает большими степенями свободы и многомерности. Это привлекает внимание интеллектуалов-романтиков.

Для современной России развитие оазисов сетевой экономики активизировало действие рыночных сил, создало пояс конкурентных преимуществ нового поколения. Данные процессы активизировали перемещение капитала человека из маленьких муниципалитетов в крупные города, из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть, в том числе на Юг. «Ростов-на-Дону – Волгоград – Краснодар», образующие экономический каркас юга России, приобретает свойства стратегического каркаса нескольких мегарегионов. Соответствующие города в перспективе будут иметь статус международных, глобальных.

Ряд крупных городов приобретают сетевые свойства, децентрализуясь. Так, городская политика г. Барселоны нацелена на усиление роли вторичных деловых центров (района порта, аэропорта, квартала Барселонета. В то же время большинство городов делает ставку а на центральные районы, считая, что модернизация последних привлечет бизнес и ускорит развитие.

Сетевая экономика города

Город, местное самоуправление, если не ограничены чрезмерной федеральной/национальной централизацией, являются фабрикой разнообразных сетевых процессов и организаций.

Аксиома. Существуют две модели муниципального управления: встроенного в процессы местной самоорганизации и встроенного в вертикаль федерального и регионального менеджмента. В первом случае горизонтальные связи города приобретают многомерность и пронизывают всю ткань экономических и социальных местных отношений. Во втором – сетевые отношения имеют оазисный характер и ограничены в своем многообразии, создается искусственная модель управления, обостряется проблема кадрового дефицита.

Аксиома. Интернет вещей производит дебюрократизацию муниципального управления, автоматизируя многие операционные процессы городского хозяйства, рутинные функции управления.

Широкую известность сегодня приобрели умные парковки Берлина (проект Intell и Siemens), умные мусорные ящики Дублина (Smart Utilities). Разработка интеграционных программных платформ позволяют обеспечить мониторинг и управление инженерными системами городского хозяйства.

Высокий уровень доверия в сетевой организации является предпосылкой для построения и функционирования институтов сетевого развития. Это также относится к местному самоуправлению, опирающемуся на партнерские отношения. Это характерно и для мезосистем. «…для кластеров, ориентированных на технологические прорывы, важна самоорганизация на уровне местных сообществ». [75]

Муниципалитет в городском хозяйстве органического типа должен органично вписываться в горизонтальные связи и процессы местной самоорганизации. Привнесение элементов рыночных, конкурентных отношений в систему муниципального менеджмента повышает его эффективность. Смена парадигмы в этом случае связана с тем, что «городская администрация должна ступить в конкуренцию в сфере обслуживания жителей на тех же условиях, что и частный сектор». [75]

В сырьевой региональной экономике возможности муниципального управления ограничены. Так, сегодня в его ведении остались только внутренние дороги, вывоз мусора и детские площадки.

Сетевая самоорганизация региона берет свое начало с формирования сетевых отношений города. Историческим примером таких отношений являются земства (краткий период). В настоящее время – это городской активизм. Свят Мурунов считает, что городской активист – это «…человек, который тратит свободное время и ресурсы на создание общественного блага…Это носитель импульса перемен. Пассионарий, обладающий несколько иной системой ценностей, чем окружающие…Через самоорганизацию вокруг активистов возникают городские сообщества как форма с четким распределением рисков и задействуемых ресурсов». [76]

Масштаб и качество городской сетевой самоорганизации во многом зависят от инструментов вовлечения в проектирование городов, их районов, населенных пунктов, процессы их благоустройства. Через такие сетевые практики как воркшопы и общественные встречи население может предложить свои идеи на стадии концепции и высказать отношение к проекту в целом. Молодое архитектурное бюро «Проектная группа 8» начинала выстраивать систему соучаствующего проектирования в Вологде, затем в создании вместе с жителями арт-дворов в Выксе. В последнее время участвовало в 150 проектах создания общественных пространств Татарстана. Переход от авторитарной к сетевой схеме проектирования резко повысил эффективность проектных управленческих решений развития города, различных территорий. Создание и непрерывное развитие сетевых коммуникаций между разными субъектами городского хозяйства помогает повысить качество диалога и сотрудничества. Разрыв коммуникаций приводит к разрозненности, конфликтам, социальной напряженности.

Процесс создания городских сетей на основе активизации лидеров трансформации – основа сетевого развития общества, его конкурентоспособности. Любое подавление городской демократии – это шаг назад – в сторону феодализма и первобытного племени. К сожалению, в условиях советского прошлого городское самоуправление было раздавлено карательной машиной спецслужб и сверхцентрализацией общества. Сегодня это вернулось и разрушило основы институционального развития общества. Нанесен удар по сетевой организации. «В России нет ни одного города» - справедливо отмечает российский урбанист Вячеслав Глазычев, подчеркивая отсутствие городских сообществ. [77]

Город – это связность интересов, действий, прежде всего – диалог. Этого нет. И это трагедия. Только пятая часть россиян включен в социальные институты. А именно эта включенность отражает высшие потребности социального развития как гражданина, так и страны. Социального государства в России нет.

Противостоят разрушительной тенденции пассионарии. Одним из них является Свят Мурунов, руководитель Центра прикладной урбанистики МВШСЭН, создатель сетевой организации активистов из 80 российских городов. В данном случае речь идет о стратегическом действии, позитивные последствия которого очевидны. Производится попытка (вторая после земств) создания городских сообществ. Неформальным сетевым сообществам присущи основные свойства СО вообще. Прежде всего – это сетевая самоорганизация, которая может быть краткосрочной и долгосрочной. Краткосрочные городские сети разворачиваются вокруг события. Долгосрочные – являются основой институционального развития города, региона.

В инновационном городе система управления становится все более плоской, менее централизованной и забюрократизированной. Городская администрация выстраивает партнерский связи с инновационными точками роста, инновационными экосистемами, предоставляя им локальные общественные блага, сложные услуги, предназначенные для развития четвертичного сектора.

Аксиома. Городское управление инновационного города нацелено прежде всего на развитие четвертичного сектора, встраиваясь в сложные сетевые процессы как равноправный партнер, развивая инфраструктуру местной самоорганизации, общественные пространства. Встраиваясь в стратегические процессы, подразделения городской администрации развиваются как стратегические бизнес-единицы, поощряющие предпринимательский организационный стиль.

Аксиома. Четвертичному укладу города соответствует сетевая организация как экономики города, так и городского менеджмента.

Аксиома. Сетевая организация городского менеджмента предполагает «укрощение» функций. Функциональные блоки городского менеджмента уступают место стратегическим единицам, в которых присутствуют разукрупненные функциональные структуры, сфокусированные на решение стратегических проблем, реализацию стратегических проектов.

Опыт города Шарлотт в сетевой перестройке городского менеджмента стал эталонным. «…в прошлом, как минимум, пять разных департаментов отвечали за обслуживание жилых районов по направлениями жилищного строительства, совершенствования законодательства, трудоустройства, кредитования малого бизнеса, взаимоотношений с сообществом. В новой структуре все это было объединено в единую ключевую бизнес-единицу по развитию районов». [78]

Политическая конкуренция и институты демократии, рыночной организации – та благоприятная среда, в которой реализуются сетевые подходы к решению проблем города, развитию его общественных пространств. Последние, в свою очередь, оказывают сильное воздействие на политические и экономические процессы города, его планировку, дизайн и архитектуру.

В г. Мисуле (штат Монтана) к управлению изменениями привлекаются как лидеры администрации, бизнесе, так и НКО, ученые, «группы по интересам». Как отметил мэр города Дэн Кеммис, «… мы пошли наперекор тенденциям – и мы были вознаграждены невиданным укреплением нашей гражданской культуры и возросшим уважением к государственным службам». [79]

Аксиома. Выделение стратегической проблемы города и эффективное ее сетевое решение предполагает наличие благоприятной среды для деятельности НКО, развития общественных пространств, независимых городских СМИ.

Сетевая организация создает эффект относительности масштаба. Эффекты микромасштаба и мезомасштаба интегрируются. Связность, взаимозависимость, сложность взаимодействий – то что характерно как для микро-, так и мезоструктур. Интерспецифические ресурсы отдельных компаний кристаллизуются в мезосетях, конкурентные преимущества кластерных мезоструктур формируются лидерами микросетей. Само понятие территориальной структуры эволюционирует. Под территориальной структурой экономики мы в дальнейшем будем понимать совокупность определенным образом взаиморасположенных и сочленных территориальных элементов хозяйства, находящихся в сложном взаимодействии в процессе функционирования экономики мегарегиона. Сетевые эффекты связности модернизационных процессов имеют пульсирующий характер.

К чему приводят сверхцентрализация и отсутствие институтов? Прежде всего, к скрытым формам развития псевдосетевых отношений. К ним относятся криминальные сообщества и экстремистские формирования, в частности, фрагменты советских спецслужб. После гибели тоталитарных режимов именно они возвышаются как самая организованная часть общества. Самая большая трагедия – это не тоталитарные режимы, о то, что после них остается. Не случайно ностальгия по сталинам способствует очень быстрому возвращению прежней мертвой схемы государства. Примерами трагических последствий разрушения диктатур является начало перестройки 1990-х годов в России (шокотерапия), распад Ирака после свержения Хусейна, современный Иран, Сирия. Но самой ужасающей формой разрушения общества является Северная Корея. Превдосетевые структуры живут по законам тюремной камеры, но именно они «представляют» страну на внешних рынках. Если Россия устанавливает внешние кооперативные отношения с определенной страной, она, как правило, в ней активизирует аналогичные псевдосети. Такие страны представляют опасность для мирового бизнеса прежде всего рейдерскими захватами (ЮКОС). Особенно опасно, когда в руки псевдосетей попадают триллионы нефтедолларов. Последствия этого стратегического процесса никто не учитывает. Невооруженным взглядом можно определить, как с помощью шантажа интересы псевдосетей представляют некоторые политики развитых стран и спортивные комитеты.

Мировой опыт построения институтов самоорганизации и элементов сетевых отношений в транзитивной экономике первого типа (переход от сырьевой ее основы к индустриальной) имеет множество примеров включения в организацию партнерских горизонтальных отношений. Так, японские кейрецу, развивая устойчивые сетевые объединения партнеров, значительно повысили свою конкурентоспособность. Данная сетевая организационная инновация позволила переключиться с краткосрочного на долгосрочное сотрудничество, повысить взаимное доверие, сформировать пространство общих интересов и обязательств. В транзитивной экономике второго типа (переход от индустриальной к инновационной экономики) ярким примером организационного сетевого эксперимента является система кан-бан (точно в срок), подчиняющая стратегические бизнес-процессы вектору времени (сетевой тайм-менеджмент).

Институт публичных слушаний (ИПС)

ИПС является сетевым инструментом широкого обсуждения проводимой политики и возможностью влияния различных акторов сетевого сообщества на выработку альтернатив и критериев их отбора и принятие управленческих решений. ИПС города вносит коррективы в градостроительную политику и является площадкой влияния граждан на процессы застройки территории. Проблемы, которые выносятся на публичны слушания касаются животрепещащих интересов местных жителей, поэтому заинтересованность их в развитии ИПС очевидна. Заинтересованы в этом и муниципальные и региональные власти, поскольку ИПС предотвращает конфликты и создает более рациональную систему принятия решений. Последняя нацелена на решение таких проблем, как деградация застроенных территорий, точечная застройка, неразвитость коммунальной инфраструктуры и пространств общения, отсутствие концепции развития городского транспорта, отсутствие диалога с городской общественность..

Аксиома. ИПС предполагает разнообразие интересов сетевых акторов и их конфликтность. Систематическое совместное обсуждение всеми акторами территории программ развития, проблем и способов их решения предотвращает расширение масштаба негативных действий (точечная застройка, ненормативные действия застройщиков).

Аксиома. ИПС – важный инструмент удегулирования интересов разных акторов городского хозяйства.

Муниципалитеты, используя ИПС, могут своевременно выявлять конфликты и предотвращать их или рационально управлять ими.

Аксиома. ИПС – это фабрика компетенций вести диалог, переговоры, слушать собеседника, формировать схемы взаимосогласования тактических и стратегических действий различных групп, развивать многосторонние сетевые отношений.

Аксиома. ИПС эффективно работает при наличии большого количества инициативных групп и общественных движений, в частности волонтерских, правозащитных, НКО. В противном случае ИПС является имитацией.

Общая тенденция сегодняшней России, усиливающей бюрократический аппарат и централизацию, - минимизация роли ИПС. Это – стратегическая ошибка. ИПС повышает качество обратных связей, что является основой МСУ, наносит удар по теневой экономике, реанимирует свободу местных СМИ, которые уже давно не обсуждают основные проблемы города и региона (то опасно).

ИПС: опыт Волгограда

В городах РФ ИПС недостаточно развит. Так, в г. Ростове-на-Дону проводится мало публичных слушаний (ПС), большинство документов принимается без каких либо возражений. Из крупных городов юга России только в Волгограде налажен активный диалог решения проблем города. [80] ПС в Волгограде в отличие от большинства городов РФ реально влияют на принятие решений по решению широкого спектра проблем города. На слушания приходят до 800 человек. Проект принимается\отклоняется путем прямого голосования. В 2017 году в ходе ПС было внесено 197 предложений и замечаний. [81] Наиболее интересные дискуссии касались проблем строительств на территории парков, территорий, примыкающих к учебным заведениям, реновации бывших промзон, защиты памятников культуры и экологии.

Аксиома. ИПС действенен при консолидации групп интересов города, муниципалитетов на основе выработки собственной позиции и инициативного поведения.

В Волгораде одной из влиятельных групп жителей стали владельцы гаражных кооперативов.

Аксиома. Неразвитость ИПС, отсутствие баланса групп интересов города, муниципалитета приводит к появлению доминирующей структуры, которая не считается с интересами местных жителей.

Примером этого является г. Ростов-на-Дону, где застройщики и землепользователи не стеснены социальными разумными ограничениями и часто используют криминальные методы решения проблем. Так, землепользователи не ограничены в использовании земельных участков ни по этажности, ни по минимально опустимым размерам. Отсутствие или формальность ИПС привело к тому,что мениципалитеты неэффективно управляют земельным, жилым фондом, ЖКХ, транспортной системой.

Умный город

Современная цифровизация усиливает сетевые формы региональной и местной организации, укрепляет основу местного самоуправления. Она усиливает связность различных баз данных и их интеграцию. Умный город предполагает создание единой информационной системы, синхронизацию кадастровыхкарт, градостроительных документов, транспортных систем. Развитие идет по пути использования высокоточных трехмерных пространственных данных, многомерных представлений техногенных, социальных, экономических и природных объектов. Цифровизация ускоряет принятие УР при повышении их качества. Это касается планировки, застройки, реконструкции, обустройствагородских объектов. Анализ и прогнозирование градостроительного, экономического, социального, экологического, санитарно-гигиенического, климатического развития города помещается в новый формат, более удобный для принятия рациональных УР.

Умное ЖКХ

Практика цифровизации ЖКХ и перехода к умным технологиям уже на первом этапе показали существенное снижение потерь рационализацию схем управления и движения ресурсных потоков.

Умное ЖКХ Ростова-на-Дону

Цифровизация системы централизованного теплоснабжения в Ростове-на_Дону адаптирована к системе «Умный город». В настоящее время разработана электронная модель системы теплоснабжения, учитывающая как существующую схему, так и программу развития «Умное теплоснабжение». Данная модель позволяет прогнозировать потребление и повысить скорость реакции на сетевые проблемы. Проблемами являются поиск инвестиций, институциализация единой информационной системы, дефицит предпринимательских инициатив и проектов в теплоснабжении г. Ростова-на-Дону.

Сетевая экономика и сетевой менеджмент региона

Аксиома. Сетевой менеджмент региона использует сетевой анализ мнений жителей региона и функционирует в формате сотрудничества с разными группами населения.

Аксиома. На ранних стадиях развития сетевой экономики наблюдается дефицит сетевых традиций. В этих условиях закрепление устойчивости сетевых эффектов происходит с помощью стратегических документов (конституций).

И. Адизес отмечает, что «организации, испытывающие недостаток традиций, вынуждены составлять конституции». [82] Конституция, как документ прямого действия, активизирует и делает открытым процесс принятия управленческих решений. Это создает предпосылки для перехода сетевых отношений в новый масштаб.

Цикличность региональной экономики и региональный менеджмент

Закономерность. В период экономического роста региональная экономика насыщена бизнес-процессами, инициирующими изменения. Последние порождают конкурентные конфликты, создающие условия для формирования новых драйверов роста. Так формируются петли взаимного усиления, обеспечивающие устойчивость роста.

Закономерность. В условиях экономического роста раскручивается кластер инновационных спиралей. Если это находит инфраструктурную поддержку, подкрепляется конкретными институтами регионального развития, начинает действовать самовоспроизводимая, самоподдерживающаяся инновационная реакция. В результате индустриальный регион на определенном этапе переходит к инновационной стадии развития.

Аксиома. Сырьевой, индустриальный и инновационный регионы имеют различную цикличность и драйвы роста. Инструменты регионального менеджмента, нацеленные на решение проблем цикличности, в сырьевом, индустриальном и инновационном регионах принципиально различны.

Аксиома. В сырьевой экономике дефицит ликвидности является непреодолимым препятствием большинства инновационных, инвестиционных проектов. Инфляция создает искусственный отбор проектов в пользу краткосрочных, что делает затруднительным запуск драйверов роста.

Аксиома. Природа инфляции в сырьевой региональной экономике имеет немонетарный характер и связана с эффектами экономического и политического доминирования. Значительные ресурсы уходят на политические игры, формирование олигархических статусов. Лечение инфляции монетарными способами усугубляет проблемы сырьевой ориентации, запуск процессов первоначального накопления. В результате у региона/страны отсутствует необходимая критическая масса инвестиционных ресурсов для запуска проектов, формирующих диверсифицированное ядро экономики. Регион/страна утрачивает экономическую самостоятельность.

Закономерность. Отсутствие драйверов роста, создающих новые цепочки добавленной стоимости, создает отрицательные мультипликативные эффекты. Денежные потоки устремляются за пределы региона или обходят его как гигантский токсичный актив. За этим следует утечка других ресурсов, способных создать новые интерспецифические активы и стоящие за ним бренды.

Аксиома. В сырьевой экономике цикличность во многом определяется цикличностью глобальной экономики и экономической активностью стран, сырьевым придатком которых регион является. Большое влияние на цикличность региональной экономики оказывают циклы развития крупнейших сырьевых гигантов и их политические стратегии, а также проблемы доминирующих региональных компаний.

Закономерность. В условиях спада инициативные пояса региональных компаний ослабевают, подает интерес к высокорисковым направлениям бизнеса, особенно связанным с завоеванием новых рынков, освоением новых технологий. В этих условиях предпринимательский дух компаний и региона ослабевает. Перестраивается структура денежных потоков, связанная с тем, что значительная часть ранее выгодных проектов стала убыточной. Деньги сгорают в областях токсичных активов, повышая их масштаб. В результате регион попадает в ловушку кризиса.

Закономерность. В условиях спада экономической активности количество инвестиционных и инновационных инициатив резко снижается. Наиболее ценные инициативы приобретают большую значимость, особенно на фоне обесценивающихся традиционных активов и их ускоренного морального устаревания. Эффект инвестиционного и инновационного мультипликатора в точках концентрации таких инициатив работает более масштабно, создавая условия для формирования новых цепочек добавленной стоимости и соответствующих драйверов роста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: