Глава 2. Сетевая организация: закон разнообразия и свобода взаимодействия




 

Каждый виток развития цивилизации связан с формированием нового организационного поведения, нового типа организации. Генри Минцберг выделяет пять форм организационной конфигурации: предпринимательскую, механистическую, диверсифицированную, профессиональную и адхократическую. Особо им выделена миссионерская организация, использующая идеологическую, концептуальную составляющую. Сегодня прослеживается организационный тренд развития горизонтальных, сетевых связей и организационных процессов. Утрачивается приоритет структуры, на первый план выходит организационный процесс, вовлекающий в свою орбиту множество организационных элементов внешней среды. Вектор организационного развития переводит линейно-функциональную систему в дивизиональную, далее в матричную и сетевую. По мере смены организационных форм они приобретают большее разнообразие и свободу взаимодействия. Это перестраивает региональную, национальную/федеральную и мировую экономику. Возрастает роль личностного параметра. Лидеры формируют качество горизонтальной связности и качество внешней связности. Стиль жизненного поведения лидера превращается в важный фактор, цементирующий разнообразные организационные элементы сети.

Аксиома. Сетевая организация (СО) – это резонанс различных жизненных стилей, формирующий способ личностно-экономической активности.

Сеть как открытая система

Сетевые отношения являются открытыми. Они ориентированы на разрушение барьеров с внешней средой. В противоположность им закрытые системы возводят такие барьеры, ведут себя агрессивно.

Закономерность. Структура активов организации определяет степень ее открытости. Как только нематериальные активы приобретают статус стратегических, компании выгодно открываться, поскольку нематериальные активы не имеют границ, их ценность поддерживается только в результате внешних связей.

Аксиома. Доминирование нематериальных активов создает необходимость переформатирования внутренней корпоративной структуры, часть элементов которой образует устойчивые комбинации, входящие во внешние сетевые потоки, учитывающие динамику интерспецифических ресурсов сетевых партнеров. В этих условиях происходит кардинальная перестройка управления бизнес-процессами компании, которые вытягиваются внешней сетевой средой и зависят от связности сетевых лидеров.

Аксиома. Открытость сети имеет динамический аспект. Сеть может сжиматься и расширяться. Это определяется наличием конкурентных преимуществ, характером конкурентной борьбы и ценностей, которые являются притягательной силой (по М. Кастельсу).

Мануэль Кастельс отмечает, что «…сети не имеют фиксированных границ; они открыты и многогранны, а их расширение или сжатие зависит от сочетаемости или конкуренции интересов и ценностей, существующих внутри каждой сети, а также интересов и ценностей, существующих внутри каждой сети, а также интересов и ценностей, возникающих в сетях, когда они вступают в контакт друг с другом в процессе их расширения». [1]

Информационное пространство организации микро / мезоуровня предрасположено к сетевым взаимодействиям с внешней средой. Согласно теоремы Геделя о неполноте система не подлежит самоидентификации. Она может быть идентифицирована только используя внешние приложения. По мере информатизации экономики возрастающая роль таких «внешних приложений» осознается и налаживаются соответствующие сетевые контакты. Поскольку информационные процессы имеют междисциплинаный характер, их экономическая проекция имеет все усложняющиеся и динамичные самоорганизующиеся межотраслевые процессы. Чрезмерная централизация и следующая за ней закрытость организации негативно воздействует на процессы идентификации.

Аксиома. В основе горизонтальных отношений находится разнообразие их субъектов, их поведения. Наличия стандарта и единообразие разрушают сеть, утверждая приоритет вертикали.

Аксиома. Инновационные горизонтальные отношения связаны с этническим разнообразием их субъектов, семейственность их разрушает, утверждая приоритет вертикали.

Аксиома. Коллективные связи, построенные на родовых ритуалах, семейственности, традициях, устремленных в прошлое, разрушают открытость организации, повышают ее агрессивность по отношению к носителям новых идей и проектов.

Аксиома. Закрытость организации формирует искусственную среду как внутри ее, так и в ближайшем окружении. Деградация социальных отношений и ресурсных потоков приводят к катастрофе. Формирование естественной, конкурентной среды предполагает переходный период, в ходе которого демонтируются старые вертикальные связи и формируются институты изоляции носителей ретроспективных ритуалов. Если последнего не происходит организация неизбежно возрождает низменные первобытные родовые инстинкты, схемы подросткового гормонального (асоциального) поведения, люмпен-поведения.

Закономерность. Открытость организации и ее инновационность, конкурентоспособность находятся в прямой зависимости.

Аксиома. Высшей формой открытости организации является ее глобальная открытость.

Данные аксиомы характерны как для отдельных организаций, так и для региона. Повышение степени закрытости региональных системы разрушает необходимое разнообразие ресурсных потоков и предпринимательского, проектного опыта. Закрытые региональные системы связаны с высоким уровнем территориальной дифференциации социально-экономического развития территории. Они порождают агрессивную искусственную ментальность, «эффект дикого племени» с его языческими обрядами и жертвоприношениями. Это вызывает милитаризацию как мышления, идеологии, так и экономической организации. В этих условиях внеэкономические факторы «развития» доминируют в экономике. Волюнтаризм и нерациональность превращаются в норму. Систематические ошибки становятся лозунгами и средствами манипулирования людьми. Централизованная воинственность приводит к гипертрофированному развитию административных методов управления в ущерб экономическим, распределительных отношений в ущерб обменным, отношений доминирования в ущерб эквивалентным.

1. Негативные тенденции распространяются и на демографические процессы. Чем более регионы «удалены» от современной экономической организации, тем острее проблемы. Выявлено, что доминантной тенденцией социально-экономического развития муниципальных образований южного макрорегиона является «экономико-демографическое опустынивание» подавляющей части сельских территорий. К ареалам устойчивой депопуляции можно отнести наибольшую часть территории Юга России, особенно Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области, Республики Калмыкия и Адыгея, северные районы Ставропольского края, западные районы Карачаево-Черкесии [2]. Дайкер А. О. Картографический анализ социально-экономического развития муниципальных образований Юга России // Регіон – 2013: стратегія оптимального розвитку: матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 7–8 листопада 2013 р. / Гол. ред. колегії В.С. Бакіров. Х.: ХНУ імені В. Н. Каразіна, 2013. С. 271.

Открытая система миролюбива и созидательна, и строится на партнерских отношениях и диалоге. Она рассматривает внешнюю среду прежде всего с точки зрения реализации своих возможностей. Переход от закрытой к открытой системе – это переход от неэффективной к эффективной конструкции, от самореализации – к созиданию. Такая трансформация как правило происходит в форме катастрофы. Рудименты закрытости очень живучи и легко реанимируются ретроспективными «менеджерами». Открытые системы имеют несколько степеней открытости: внутрирегиональную, межрегиональную, национальную/федеральную, мегарегиональную, глобальную. «Эффективность внешнеэкономической деятельности зависит от степени открытости экономики» [3]. Экономические системы могут быть открыты на уровне стратегических апексов, срединной линии менеджмента, базовых бизнес-процессов, вспомогательных подразделений, стратегических бизнес-единиц, формирующихся структур и процессов.

Закономерность. Чем более открыта устойчивая система, тем более она эффективна. Открытость сырьевой, индустриальной, инновационной и информационно-сетевой системы качественно отличается. Открытость сырьевой системы позволяет преодолеть всевластие сырьевых монополий. Открытость индустриальной системы позволяет совершать трансферт технологий и реализовать продукт массового производства. Открытость инновационной системы позволяет преумножить интеллектуальные нематериальные активы. Открытость информационно-сетевой системы позволяет создать контур динамичных технологических перестраивающихся потоков.

Закономерность. Открытость транзитивной системы должна быть частичной, постепенной. Базовые цепочки ДС в транзитивной экономике имеют элементы искусственности. Их резкая и чрезмерная открытость имеет негативный характер (неуправляемая катастрофа). В то же время, открытость базовых цепочек ДС для входящих потоков новых технологий и выходящих, связанных с выходом на мировые рынки, жизненно необходима. Технологии пошаговой открытости (управляемая катастрофа) различны в транзитивных экономиках первого (от сырья – к индустрии) и второго (от индустрии – к инновациям) типа.

Транзитивная экономика первого типа может попадать в различные ловушки, например, демпинговые. Такими ловушками является поглощение мировыми конкурентами базовых предприятий региона и страны, разрушение отраслевых и региональных центров НИОКР. Определенные угрозы со стороны мировых сырьевых гигантов существуют и для сырьевой промышленности (нефтяной, газовой и т. д.). Поскольку сырьевая экономика криминализирована и является фабрикой коррупционеров, существуют угрозы консолидации теневых структур и их международной интеграции, появления новых секторов ненаблюдаемой и оффшорной экономики.

Для устойчивых экономик тормозом является излишняя засекреченность информационной деятельности, интеллектуальных продуктов, географическая локализованность секторов НТ нового технологического уклада. Современный институт интеллектуальной собственности, к сожалению, допускает излишнюю закрытость, что сдерживает развитие сетевой организации.

Современный рынок становится сетевым. В сети интегрируются конкурентные преимущества ее агентов, формируется новый масштаб успеха. Благодаря синергии сетевой организации в региональной экономике (РЭ) с большей рыночной мощью компании приобретают большую ценность, которую они создают для своих потребителей. Финансовые рынки, использующие принципы сетевой организации, могут быть преобразованы в самоорганизующиеся фабрики инвестиций более высокого качества. В сетевой РЭ создаются «петли взаимного усиления» технологических, продуктовых и финансовых процессов. В РЭ, переходящей к сетевой организации, новые ее внешнеэкономические позиции позволяют аккумулировать больше ресурсов.

Сеть и рынок имеют ряд общих имманентных им свойств.
Это – эквивалентный характер отношений, равноправность сторон, участвующих в рыночных трансакциях, широкий спектр взаимодействий. Сеть проникает в рыночные отношения постепенно, шаг за шагом осваивая его новые ареалы. Сегодня мы подходим к такой критической массе сетевой экономики, которая произведет кардинальную трансформацию экономических систем микро-, мезо- и макроуровней. С другой стороны, рынок проникает в сеть, влияя на организационные процессы его контрагентов.

Данные процессы являются приоритетным объектом в современных экономических исследованиях. Так, Джеймс Мур исследует компанию как часть деловой экосистемы, сетевой структуры. Сетевой характер приобретают конкурентные отношения. Конкурируют не отдельные компании, а сети. [4] Суматра Гошал и Кристофер Бартлер исследуют внутренние сети действующих лиц как альтернативе корпорации. Хаканссон описывает зависимость между действующими лицами, видами деятельности и ресурсами в сети. Он особо выделяет внешние сети организаций, и внутренние сети заинтересованных лиц. В сетевой модели Хаканссона [5] выделены:

- действующие лица на различных уровнях от отдельных лиц до групп компаний, ставящих целью увеличение контроля над сетью;

- ресурсы ( гетерогенные, людские и физические, зависящие друг от друга);

- виды деятельности ( трансформация, циклы видов деятельности, сети трансакций).

Действующие лица контролируют ресурсы, некоторые самостоятельно, другие – совместно. Они имеют определенные знания о ресурсах и видах деятельности. Виды деятельности связывают между собой ресурсы, изменяют или меняют их в ходе их использования.

Особым объектом анализа сетевых свойства рынка являются коммуникационные технологии, Интернет и внутрикорпоративные, межкорпоративные сети, сетевые процессы глобализации на информационной основе товарных рынков, рынков труда и капитала. Интернет проник в коммуникации и системы сетевой координации в разработке и реализации продуктов, сервисном обслуживании.

Информационные технологии (ИТ) и коммуникации составляют основу современной экономической сети. Эдгард Шейн отмечает следующие особенности системы, использующей ИТ:

- является альтернативой иерархии, поскольку создает децентрализованные механизмы координации, распределения статусов, сфер ответственности и привилегий;

- организационная гибкость;

- более полно пронизанная связью организация с «открытыми каналами коммуникации»; полная открытость информации ускоряет процесс принятия решений, ликвидация многозвенности, забюрократизированности систем «координации и дисциплины» [6].

Режим онлайн и мгновенность реакции оживили сеть, сделали ее многомерной, убрали барьеры сотрудничества и интеграции, установили более широкий спектр взаимоотношений и взаимозависимостей. Согласно пословице «семь раз отмерь, один раз отрежь». В условиях виртуальной сетевой экономики число вариантов как «отмерить» резко возрастает. В сети важна критическая масса согласованных принимаемых решений, совершаемых выборов в определенном векторном направлении. «Если достаточное число игроков сетевого рынка решит перейти на новый продукт, то мотивация остальных последовать их примеру значительно возрастет» [7].

В этом процессе принимает участие все более широкий круг участников сети.

Равновесие: сетевой аспект

Сетевой рынок развивается на основе новой модели равновесия. Сохранение баланса интересов покупателя и продавца дополняется балансом более широкого спектра интересов рыночных игроков. Стратегия сетевого поведения связана с установлением такого баланса, то есть рыночного равновесия. В условиях рынка, построенного на стандартах, нормах и нормативах, стереотипная субстанция равновесия доминировала.

Сетевое равновесие предполагает, что сетевые игроки принимают независимые решения, отсутствуют экономические диктат и доминирование. В результате отсутствия искусственных конструкций, наличия развитого информационного пространства сетевые агенты могут прогнозировать действия других агентов и соответственно реагировать на них. Наличие у сетевого игрока уникальных конкурентных преимуществ, своего стиля поведения создают возможность прогнозирования сетевых стратегических процессов, эффективного использования символов и знаков. Репутация в этих условиях – ценный капитал. Проблемы в этом плане превращают отдельную организацию в изгоя с разрушающейся капитализацией, испаряющейся добавочной стоимостью. И наоборот, высокое качество доверия создает основу для перераспределения добавленной стоимости в свою пользу, создавая возможность вхождения в группу влияния.

В условиях рынка, построенного на разрушении стандарта, творческих, креативных процессах субстанция равновесия стала конкретной и динамичной.

Закономерность. Теперь новая стоимость генерируется в обучающейся системе, пространстве саморазвивающегося знания. Эталоны фундаментальных инноваций притягивают к себе традиционные схемы генерации стоимости и перестраивают их. Стоимость перераспределяется в области, тяготеющие к фундаментальным инновационным центрам.

Это объясняет тот факт, что наиболее дорогие бренды мира расположены на переднем крае НТ. Самый дорогой бренд – Apple – оценивается в 145,3 млрд долларов (2015 год). Следующие в списке компания – Microsoft – 69,3 млрд; Google – 65,6; IBM – 49,8 млрд. данные компании развиваются как сетевые инновационные структуры, продукты которых можно встретит повсюду. Наиболее успешная динамика капитализации происходит на перекрестке НТ и информационных сетей нового поколения. Еще одним успешным направлением является развитие социальных форм сетевой организации / самоорганизации (Facebook – 36 млрд долл.).

Аксиома. Парадоксом сетевой экономики является то, что, с одной стороны, усиливая роль потребителя, с другой - она прежде всего связана с бизнес-процессами производителей. Последние склонны к самоорганизации больше, чем потребители. Бизнес-сообщество лучше организовано, чем потребительское. Это может рождать новые формы эффектов доминирования. Чтобы организационно поддерживать сетевое равновесие, важно непрерывно развивать институты потребителя.

Аксиома. Равновесная цена, сигнализирующая о новом предложении, соответствующем новым цепочкам добавленной стоимости, реализует свои функции генератора экономического равновесия при наличии коммуникаций информирования потребителя. От последних зависит скорость и качество реакции потребителя на новый продукт/услугу. Наличие сетевых информационных пространств потребителя и производителя в информационной экономике и соответствующих сетевых коммуникаций свидетельствует о большей чувствительности потребителей к цене, новой модели потребительских представлений о соотношении цены и качества.

Аксиома. В сетевой экономике функция равновесной цены реализуется в процессе установления сетевой связности потребителя и производителя, осуществляемое через взаимодействие нематериальных активов.

Аксиома. Интеграция нематериальных активов в процессе сетевого взаимодействия потребителя и производителя в рамках равновесной модели создает особый пояс генерации новых потребностей и соответствующих инновационных процессов. В новой сетевой равновесной модели в точке равновесия не происходит прекращения экономического движения, наоборот, создаются новые его формы.

Аксиома. Ценовая модель равновесия реализуется через ценовую конкуренцию. Последняя возможна, если информационная асимметрия ограничена по своему масштабу и не достигла такой критической массы, когда товары «дойные коровы» реализуются по неравновесным ценам.

Аксиома. Для секторов «дойных коров» характерна ценовая модель равновесия

Аксиома. В сетевой экономике для товаров-«проблем» и частично «звезд» характерна неценовая модель равновесия. Это связано с тем, что процесс информирования имеет различное качество в различных ареалах сетевого инновационного пространства. По мере приближения к центрам кластеров и микрокластеров информирование возрастает для участников данных ареалов, способных оценить потенциальную значимость и риски коммерциализации базовых интеллектуальных продуктов. И наоборот. Данная информационная асимметрия не позволяет выявить эквивалетность продуктов на ценовой основе.

Аксиома. В сетевой модели равновесия особая роль принадлежит неценовым факторам и скорости трансакций. Для утверждения данной модели необходимы особые коммуникации и информационные технологии искусственного интеллекта. Несовершенство последних приводит к выходу экономической системы из равновесия.

Об этом пишет лауреат Нобелевской премии Элвин Рот: «…конкуренция, основанная на быстроте, вытесняет ценовую конкуренцию. Такая «гонка вооружений», весьма сильно смахивающая на инсайдерскую торговлю (ведь те, кто извлекают из нее выгоду, используют знания, недоступные остальным участникам), сильно вредит фондовым рынкам.» [8]

Сетевой товар

Аксиома. Сетевой товар обладает многомерной ценностью. Его потребительская ценность обладает потенциальной частью, которая встраивается в потоки сетевых ценностей, в сетевые комбинации

Аксиома. Сетевые товары обеспечивают сетевые активные взаимодействия в рамках определенной мезосреды. Здесь важно поддерживать не только связи с производителями товара, но и разнообразными агентами сети (когерентное потребление).

Аксиома. Реализация принципа совместимости и дополняемости сетевых товаров предполагает особый сервис, в оболочку которого они упаковывается.

Сетевая организация: новый уровень связности экономических агентов

По мере переноса акцента с материальных активов на нематериальные, с ценовых факторов на неценовые, со структур на бизнес-процессы (все это происходит синхронно), на первый план выходят не механистические, формализованные схемы профессионального действия, а живые межличностные взаимодействия с их беспредельным разнообразием. М. Портер выделяет две группы «сцеплений» между различными видами деятельности: материальные (обусловленные наличием для разных цепочек создания ценности общих покупателей, каналов реализации) и нематериальные (применение одних и тех же знаний, управленческих навыков для разных сфер деятельности). [9] И.Ансофф выделяет синергетическую связность, подчеркивая, что в кризисных ситуациях компании, которые ее поддерживают, обладают большей устойчивостью. [10]

Аксиома. Связность механистических организаций, совместимость их действий обеспечивается техническими стандартами. Данным процессом управляет техноструктура. Связность органических экономических систем обеспечивается посредством интеграции интеллектуальных нематериальных активов, стоящего за ними явного и неявного знания. Связность систем явного знания разных организаций предполагает наличие информационных стандартов, неявного – методологического взаимодействия.

Роль связей недооценена в экономической литературе. Любой менеджер-лидер большую часть времени уделяет разнообразным связям и контактам. Современное организационное пространство включает в себя как механистичные (низкая степень связности), так и органичные (высокая степень) ареалы. Для ряда корпораций характерно наличие децентрализованных групп с неформальными способами координации при жестком контроле механистических элементов структуры.

Формами горизонтальной связности являются интеграция, кооперация и коммутация (временная связность). Горизонтальные отношения при достижении определенной критической массы инициируют процессы самоорганизации, генерируют новые пространства организационных процессов.

Аксиома. Запуск механизмов самоорганизации производит кардинальную перестройку горизонтальных отношений.

Аксиома. Уже на первых этапах самоорганизации на перекрестках самоорганизующихся процессов формируются особые точки организационного роста, новые стили организационного поведения.

Аксиома. Процессы самоорганизации движутся от простого к сложному, их силовые линии уплотняются, на основе микрокластеров формируются ячейки.

Аксиома. Выстраивание бизнес-процессов на основе самоорганизации сотрудников, подчиняет структурные трансформации матрице инициатив. Реакция внешней среды на инициативы определяет масштаб ресурсных потоков, устремляющихся к соответствующим проектам. Структура развивается как матрица, портфель проектов. Бизнес-процессы входят в контур внешней экосистемы, которой принадлежит фрагмент цепочки добавленной стоимости, которую создают проектные группы компании.

Аксиома. Сетевая связность формирует основу процессов самоорганизации. В процессе самоорганизации вырабатываются формальные и неформальные правила, развивающиеся методом проб и ошибок. Часто нарушаемые правила пересматриваются или на них настраиваются мотивационные системы сети.

Аксиома. Сетевая связность включает в себя горизонтальные прямые и обратные связи. Прямая связь может активизировать расширение, если технологии развиваются быстрее, чем потребности. Обратная связь может активизировать расширение вследствие динамики потребностей.

П. Сенге выделяет усиливающую и уравновешивающую обратную связь. «Усиливающие (или расширяющие) процессы обратной связи служат двигателями роста. Уравновешивающую (или стабилизирующую) обратную связь мы находим везде, где наличествует поведение, ориентированное на достижение цели» [11].

Аксиома. Экономическая связность бывает двух типов: с усиливающей и уравновешивающей обратной связью.

Усиливающая обратная связь способна инициативы небольшой проектной группы перевести в больший масштаб. Наличие особой инфраструктуры усиливающей обратной связи характеризует точки роста как на корпоративном, так и региональном уровнях.

Аксиома. Разрушение барьеров, стоящих на пути усиливающей обратной связи, и поощрение интеграции бизнес-процессов, соответствующих усиливающей обратной связи, высвобождают огромный потенциал развития, новые силы обновления, создают эффект «экономического чуда».

Аксиома. Обратная связь с потребителем вытягивает операционные процессы потребителя в нужное русло. Если потребитель находится в точке роста, действует особая усиливающая обратная связь. Если потребитель находится в состоянии «простого воспроизводства» обратная связь является фиксированной, постоянной по масштабу. Если потребитель работает на сокращающийся рынок, действует сдерживающая обратная связь. Если потребитель занимает новую позицию на рынке обратная связь выполняет трансформационную функцию.

Питер Сенге обращает внимание на ситуацию, где существуют пределы роста. «Ключом к успеху в этих случаях является не усиливающая обратная связь, а стабилизирующая…могут потребоваться неожиданные действия и решения или пересмотр критериев и вознаграждений» [12].

Аксиома. Усиливающая обратная связь способна переводить на качественно новый уровень не только позитивные, но и негативные процессы. Антикризисная политика и регулирование нацелены на создание барьеров в рамках негативной усиливающей обратной связи. В этом случае масштаб роста токсичных активов уменьшается.

Аксиома. Взаимная усиливающая обратная связь формирует петли взаимного усиления, формирующая микросетевой контур. В контуре «продукт – технология» развитие технологии формирует и усиливает продуктовые потоки, продуктовые потоки и стоящие за ними растущие потребности, в свою очередь, вытягивают развитие технологий. В контуре «наука – технологии» осуществляется совместная, взаимоусиливающая эволюция науки и технологий.

В контур взаимного усиления входит множество компонентов. Так, для региональной экосистемы характерно присутствие таких взаимоусиливающих компонентов, как наука, инновации, инвестиции и технологии, в частности информационные. Для товарных рынков и рынков инвестиционных продуктов также характерно наличие петель взаимного усиления. Критическая масса данных петель формирует основу инвестиционной привлекательности региона. События, разрушающие доверие, вызывает сжатие контура взаимного усиления, разрушает многообразие контактов игроков сети. Выполнение обязательств в массе трансакций формирует позитивный имидж компании, что повышает масштаб контура взаимного усиления, и наоборот. Сервис, сопровождающий продукт, также расширяет масштаб контура взаимного усиления.

Аксиома. Обратные связи деформируются и минимизируются в негативной атмосфере и наоборот.

Аксиома. В негативной атмосфере организации позитивное мышление имеет оазисный, оппортунистический характер. Перекрестки обмена нематериальными активами мультиплицируют негативную энергетику.

Аксиома. Качество обратных связей определяется тем, насколько развиты навыки межличностного общения.

Аксиома. Процесс развития навыков межличностного общения является важнейшими сетевым бизнес-процессом.

Аксиома. Усиление обратных связей позволяет не только активизировать движущие силы самоорганизации, придать им нужный вектор, но и выявить и направить в нужное русло факторы влияния (на стратегические бизнес-процессы). Последнее позволяет действовать превентивно и осуществлять шаги на несколько шагов вперед (сетевой тайм-менеджмент).

Аксиома. Конструкция самоорганизующихся связностей вытягивается наиболее активными и инициативными звеньями сетевой организации. Современная сетевая организация – это преумножающаяся активность и инициативность. Те, кто работают наиболее производительно, ускоряют производительность связанных с ними звеньев. Данные центры активности должны быть обеспечены необходимыми ресурсами, в противном случае инициатива становится наказуемой.

Аксиома. Активная, систематическая обратная связь, построенная на высоком уровне доверия, позволяет выявить недостатки в управленческим стиле и принятии управленческих решений, то есть повысить качество менеджмента и организационных процессов.

Элементы сетевых отношений присутствуют в органических системах малого бизнеса, появившихся на ранней стадии развития рыночных отношений. Простота структуры, взаимное согласование как способ координации, неформальные коммуникации – все это присуще как данным системам, так и современной сетевой организации. Формирование прорывных инновационных технологий также предполагает взаимное согласование деятельности тысяч специалистов для решения уникальных задач, поскольку стратегические процессы разворачиваются в условиях непредсказуемости развития внешней среды, реакции потребителя. Создание первых образцов прорывных технологий в условиях, когда нет окончательного понимания того, что и как нужно делать. Отсутствие единого вектора создает необходимость в неформальной связности специалистов, неформальных коммуникациях. Как только появились первые образцы и определена их коммерческая ценности, взаимное согласование уступает место прямому контролю и стандартизации процессов, выпуска и навыков. В условиях массового и поточного производства элементы сетевых отношений уступают место иерархической организации.

Аксиома. В связности, воспроизводящей контур живых отношений, доминируют неформальные контакты. Связность неравномерна. При приближении к некоторым специалистам линии связей сгущаются, создавая ареалы особо интенсивного общения. Именно данные сотрудники являются стратегическими действующими лицами сетевой организации. Чтобы организация была успешной, необходимо поощрять трансфер знаний и опыта из данных ареалов в другие области организации.

В сетевой системе связность является особым организационным объектом. Анализ паутины неформальных отношений позволяет выявить центры новых компетенций, точки роста. Первые шаги в этом направлении сформировали совершенно новое понимание потенциала организации и видение стратегических возможностей, привели к упрощению структуры и трансформировали всю систему менеджмента. Успешность сетевой организации во многом определяется особой инфраструктурой, развивающей связность, соответствующими информационными технологиями.

В то же время, нужно учитывать негативные стороны неформальных сетевых отношений. Неформальные процессы организаций могут вызвать организационный хаос, если они не сопровождаются кристаллизацией вертикальных связей. Неформальные стратегические процессы входят в противоречие с формальной средой организации, прежде всего с такими ее представителями, как топ-менеджеры, менеджеры среднего звена, которые перегружены формалистикой и не имеют возможности налаживать обширные неформальные контакты. Такое противоречие может вызвать структурный шок организации.

Целый ряд неформальных схем может сыграть отрицательную роль в реализации стратегии и управлении изменениями, стать генераторами информационной асимметрии. Раскрытие карты неформальных связей компании может негативно перестроить мотивационную сферу компании, демотивировать целый ряд компетентных сотрудников.

Связность экономических агентов определяется их потребностями. Несетевым рынкам свойственно потребительское поведение, соответствующее нижним уровням потребностей пирамиды Маслоу. Сетевым – верхних. Основные мотивы потребительского поведения здесь представлены повышением активности и креативности собственного человеческого капитала и синергетическими процессами ассоциированного сетевого человеческого капитала. Синергетические эффекты свидетельствуют о высоком уровне связности.

Аксиома. Качество горизонтальных отношений организации определяется положением группы базовых потребностей в лестнице потребностей (физиологические, безопасности, причастности, признания и самореализации). Чем выше уровень потребностей, тем выше качество горизонтальных отношений. Прохождение первых двух ступенек создает условия для приоритета горизонтальных отношений над вертикальными, процесса децентрализации структуры, формирования процессного менеджмента.

В инновационной экономике доминируют потребности достижения целей жизни, в частности, общения и риска, интеллектуальные и духовные. Они активизируют сетевые информационные процессы. «Использование сетевой системы, где информация составляет основу стратегий систематизации, призванных оживить работу компании и ее сотрудников, направленных на достижение сбалансированных отношений между отдельными фирмами и на формирование сильных связей между компанией, ее поставщиками и потребителями, предопределяет консолидацию ресурсов как в рамках компании, так и вне ее и главное, возникновение синергетического
эффекта» [12].

Закономерность. Отношения участников сети – это цепочки взаимозависимостей. Сеть переводит вектор отношений потребитель-поставщик в сетевой контур совместного наращивания конкурентных преимуществ. Сетевая экономика – это экономика связности конкурентных преимуществ.

Аксиома. Понимание проблем, видение будущего невозможно без установления связности с носителями конкурентных преимуществ мирового уровня. Потребность в глобальной связности движет развитием глобальных сетей. Изоляционизм разрушает конкурентные преимущества, переводя регион в сырьевое болото.

Целенаправленное построение длительных горизонтальных связей, определяемых целями, технологией – сетевая кооперация.

Действие «сил сцепления» в управлении делает ненужными традиционные системы контроля. Они характерны и для организационной культуры (по М. Элвессону) [14].

Аксиома. Сетевые отношения строятся с учетом приоритета интересов потребителя над интересами производителя. Потребитель вытягивает процессы производителя. Данная форма «вытягивающейся» связности позволяет избежать перепроизводства и достичь состояния устойчивости, равновесия. Если данная связность имеет синергетический характер, сеть превращается в «точку роста», вытягивающую другие сетевые взаимодействия. Формируется сетевая экосистема.

Связность потребителя и производителя включает в себя сервисную компоненту. Большую роль здесь играют качество сервиса, доступность сервисных служб.

Закономерность. Чем сложнее добавленная стоимость, тем большую роль в связности производителя и потребителя играет сервис, формирующий новые грани ценности нематериальных активов, участвующих в процессе производства и потребления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: