При изучении нумерации учащиеся должны усвоить, как называется каждое число и как оно обозначается печатной и письменной цифрой. В тесной связи с этим формируется понятие отрезка натуральной последовательности, а также понятие натурального числа как члена этой последовательности.
Учащиеся должны усвоить:
1. Как образуется каждое число при счёте из предыдущего числа и единицы, а также из следующего числа и единицы.
2. На сколько каждое число больше непосредственно следующего за ним при счёте число.
3. Какое место занимает каждое число в ряду чисел от 1 до 10;после какого числа и перед каким числом называют его при счёте.
Одновременно с рассмотрением нумерации ведётся подготовительная работа к изучению действий сложения и вычитания. Кроме того, включается ряд вопросов алгебраического и геометрического характера. Дети учатся сравнивать числа и обозначать отношения «больше», «меньше», «равно» соответствующими знаками (>,<,=). В это же время происходит знакомство с точкой, прямой линией, отрезком прямой и различными многоугольниками. Учащиеся знакомятся с сантиметром и приступают и измерению и черчению отрезков, длина которых выражается целым числом сантиметров.
Рассмотрим методику изучения основных вопросов нумерации.
Любое число в натуральной последовательности,кроме числа 1, можно получить так: прибавить единицу к непосредственно предшествующему числу (3-это 2 и ещё 1) или вычесть единицу из следующего за ним числа (3-это 4 без одного) Образование чисел расскрывается с помощью таких упражнений:
· Присчитывание и отсчитывание по 1 (с иллюстрацией на предметах)Например учитель предлагает детям положить 2 палочки, затем положить ещё одну палочку. Выясняют, сколько стало палочек и снова отвечают на те же вопросы: сколько стало палочек, как получили 4 палочки? Затем из 4 палочек берут одну и выясняют, сколько стало палочек и как теперь получили 3 палочки.
· Образование числовых последовательностей «числовых лесенок». Так, при изучении чисел 1-4 проводится такая работа: «Положите 2 круга; ниже положите столько же треугольников; придвиньте ещё один треугольник. Сколько стало всего треугольников? Как получили 3 треугольника? Каких фигур больше? На сколько больше?» Положите в следующий ряд столько квадратов, сколько у вас лежит треугольников. Что надо сделать, чтобы квадратов стало больше на 1? Положите ещё один квадрат. Сколько стало квадратов? Как получили 4 квадрата?
· Решение задач с помощью иллюстраций. Например при изучении чисел 1-6 учитель предлагает детям решить задачу: «В коробке лежало 5 карандашей(считают); туда положили ещё один карандаш (кладут и закрывают коробку). Сколько стало карандашей?». Как решили задачу? Проверим. (Считают карандаши в коробке).Аналогично работают над задачей: «В коробке лежало 6 карандашей, 1 карандаш вынули. Сколько карандаше осталось?» Как решили задачу? Проверим. (Считают оставшиеся карандаши.)
· Прочную наглядную основу для усвоения упражнений в черчении и измерении отрезков, длина которых выражается целым числом сантиметров. После того как дети ознакомятся с отрезком и единицей длины – сантиметром, образование чисел можно иллюстрировать с помощью таких упражнений:
А)Начертите отрезок длиной 6 см,увеличьте его на 1 см. Какой длины получится новый отрезок?
Б) Начертите отрезок диной 7 см, а ниже начертите отрезок на 1 см короче. Какой длины второй отрезок?
На этапе знакомства с нумерацией чисел в пределах десятка дети также знакомятся с печатной и письменной цифрой. Изучаемые числа обозначают сначала печатными цифрами, которые выставляют на наборном полотне рядом с соответствующим множеством предметов. Учитель поясняет: можно сказать - три квадрата, три человека, три стула, а можно обозначить число 3 вот таким знаком, такой цифрой. Дети находят новую цифру в своих кассах, рассматривают и присоединяют к знакомым цифрам. Для закрепления сразу же включают упражнения на установление соответствия между числом и цифрой: «Покажите с помощью палочек, какое число обозначает эта цифра?»; «Покажите цифрой число треугольников, которые у меня в руках».
Знакомя с письменной цифрой, учитель показывает образец написания цифры на доске. Дети усваивают направления движения руки, рисуя цифру в воздухе или обводя образец, данный учителем в тетрадях. Далее учащиеся пишут 2-3 цифры. Учитель проверяет и отмечает наиболее удачную. Затем учащиеся пишут 1-2 строки цифр.
Сравнение последовательных чисел натурального ряда вначале выполняется с опорой на сравнение множеств. Число предметов обозначают цифрами, а отношение между числами – знаком «>,< или =». При обучении сравнению чисел используется словесный, наглядный и практические методы.
Знаки «>, <, =» можно ввести так: предложить учащимся слева нарисовать один флажок и справа один флажок, затем слева нарисовать ещё один флажок. Делают вывод, что слева флажков больше, чем справа. Далее обозначают число флажков цифрами и устанавливают, что число 2 больше, чем число 1. Учитель показывает знак «>»,поясняя, что он обозначает «больше». Появляется запись:
2 > 1.Дети учатся читать её: «Два больше, чем один». Так же рассматриваются: 1<2, 2=2. Затем учащиеся упражняются в чтении равенств и неравенств по учебнику или с доски, сравнивают числа и записывают полученные равенства и неравенства.
Изучая числа первого десятка, дети знакомятся также и с числом нуль. Понятие об этом числе учащиеся получают, выполняя ряд упражнений в отсчитывании предметов по одному до тех пор, пока не останется ни одного (облетают листья с ветки, улетают птенцы из гнезда). Затем водится обозначение числа нуль цифрой. Учащиеся решают например такие задачи: 1) На ветке висели две вишни, одна упала. Сколько вишен осталось? 2)На ветке висела одна вишня, затем она упала. Сколько вишен осталось? Задачи решают, записывают решение, формулируют ответы. Решение второй задачи: 1-1=0. Ответ: На ветке не осталось вишен.
Далее число 0 сравнивают с числом 1. Опираясь на решение задачи, выясняют, сколько вишен было, сколько упало, больше или меньше стало вишен после того, ка одна вишня упала. Результат сравнения записывают: 0<1. На основе таких упражнений устанавливают, что в ряду чисел 0 должен стоять перед числом 1,так как 0 меньше, чем 1, на 1.
Изучение нумерации чисел в пределах десяти является базой для обучения выполнения операций над числами.