В христианстве утверждается реальность и праведность, красота и великолепие жизни, созданной Богом. И человек через представления о жизни неразрывно связан с природой, он по своему происхождению (то есть «из праха земного») укоренен в ней. Жизнь является базисом возможной человеческой истории, благодаря которой все виды жизни в своем существовании, развитии сопричастны божественному.
Потому человек и его жизнь понимаются как место божественного откровения, нечто сакральное, что вызывает благоговейное отношение. И поэтому поступки против Божественной природы – недопустимы и грешны, так как разрушают Его Творение.
Следует подчеркнуть, что Церковно-общественным советом по биомедицинской этике Московского Патриархата было опубликовано заявление «Об этической недопустимости клонирования человека», где говорится об опасных, негативных, катастрофических последствиях, которые вполне могут наступить в результате пренебрежения требованиями морали и нравственными критериями при выборе направлений научных исследований. Институт науки жизни Ватикана придерживается той же точки зрения и призвал к изданию законов для наказания подобного вида преступлений против человечества, для предотвращения любых подобных разработок.[19]
И в ряде стран были приняты законы, запрещающие клонирование (Япония, США, Китай, Великобритания и пр.).
В России наложен на неопределенный срок мораторий на клонирование человека.[20] Но многие страны до сих пор настаивают на разрешении клонирования с целью проведения разного рода экспериментов.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в целом сегодня наблюдаются положительные тенденции в биоэтике. Принимается множество международных документов, ставящих проблему социальнойответственности ученых на уровень наиболее социально-значимых, общецивилизационных проблем, конвенция о правах человека и биомедицине и прочие. Также под влиянием активного роста факторов риска биомедицинской практики формируются и в национальных системах здравоохранения специальные социальные структуры – этические комиссии и комитеты, чьей задачей выступает регулирование медицинской практики и биомедицинских исследований для предотвращения последствий, неблагоприятных для человеческой жизни.
|
Дальнейшее единство биоэтики и христианской этики будет способствовать нивелированию проблем, вступающих в острый конфликт с такими традиционными христианскими ценностями как брак, деторождение, целостность человеческой личности, сакральность человеческой жизни и смерти. О чем и говорит Священное Писание "Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 15-19).
При этом следует помнить о том, что общество, к которому мы сейчас пришли, есть результат нашей деятельности, нашего мировоззрения, наших принципов и ценностей, нашей совести. Ценность жизни человека заключается также в том, что обладаем мы не только разумом, но и свободой собственного выбора: изменить ли жизнь общества и свою жизнь в лучшую сторону, построить ли общество нового формата – нравственности, доброты и культуры, или оставить все как есть.
И сообразуя свой личный выбор, свою деятельность с главным смыслом существования – духовно-нравственным преображением, служением высшим духовным общечеловеческим ценностям, любя ближнего своего и ценя жизнь как данный свыше дар, каждый из нас будет закладывать кирпичик в мировоззренческий фундамент нового, гуманного, духовно-созидательного общества. Нужно ценить жизнь всякого человека, беречь ее как свою собственную, так как, несмотря на ее скоротечность, это дает нам шанс приумножить ключевую ценность – внутреннее духовное достояние.
|
Список литературы и источников
Источники
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. / В Синодальном пер. с комментариями и приложениями. – М.: Российское Библейское общество, 2010. – 2047 с.
2. Основы социальной концепции РПЦ // URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/419128 (дата обращения: 23.09.2017)
3. Федеральный закон от 20.05. 2002 № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27.05.2002, № 21, ст. 1917.
Литература.
1. Православие и проблемы биоэтики: сборник работ по материалам сборников Церковно-общественного совета по биомедицинской этике / под ред. прот. Д. Смирнова, пр. д.м.н. А.В. Недоступа, пр. д.ф.н. И. В. Силуянова. – М., 2017. –С. 504.
2. Ардашева Н. А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия // Рос. юрид. журн, 1996. — 1. — С. 71-80.
3. Першин Михаил Дьякон. Статус человеческого зародыша в свете богословия // Православие.Ru URL: https://www.minilinx.com.ot-stories.ru/1209.html (дата обращения: 14.09.2017).
4. Силуянова. И.В Кафедра биомедицинской этики РГМУ // URL: https://www.orthomed.ru/archive/KBE/Textbook/sil1/chap42.htm(дата обращения: 14.09.2017).
|
5. Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика / пер. Ю.С. Терентьев. – М.: Паломник, 2004. – С.401.
6. Силуянова И.В., Алёхина Е.В. Хрстианский смысл жизни как мировоззренческая основа решения этических проблем современных биомедицинских технологий // Вестник Московского государственного областного университета. – 2011. – № 1. – С. 40-52.
7. Мильтиадис. В. Православный взгляд на биоэтику // Портал Богослов.RU Режим доступа: https://www.bogoslov.ru/text/298266.html (дата обращения 30.10.2017).
8. Силуянова И.В. Современная медицина и Православие // Православие и мир. Режим доступа:https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2204 (дата обращения 30.10.2017).
9. Гальцева P. Христианство перед лицом современной цивилизации. - "Новая Европа", 5, 1994, С. 3.
10. Лихачев Д.С. Память преодолевает время. - "Наше наследие", № 1, 1988, С.5.
11. Дворецкий, И. Х. Древнегреческо-русский словарь / Под ред. проф. С. И. Соболевского. Т. Ι. Α-Λ. – М.: Изд. нац. и иностр. словарей, 1958. – С.1044.
12. Православие и проблемы биоэтики. Под ред. прот. Д. Смирнова, пр. д.м.н. А.В. Недоступа, И. В. Силуянова. – М., 2017. – С. 576.
[1]Православие и проблемы биоэтики. Под ред. прот. Д. Смирнова, пр. д.м.н. А.В. Недоступа, И. В. Силуянова. – М., 2017. – С. 576.
[2]Гальцева P. Христианство перед лицом современной цивилизации. - "Новая Европа", 5, 1994, с. 3.
[3]Лихачев Д.С. Память преодолевает время. - "Наше наследие", № 1, 1988, С. 1.
[4]Доссе Ж. Научное знание и человеческое достоинство - "Курьер ЮНЕСКО", ноябрь 1994, С. 5.
[5] Биоэтика: вопросы и ответы: Под ред. Б.Г.Юдина, П.Д.Тищенко. М.: Прогресс-Традиция, 2005. – С.63.
[6]Силуянова И.В., Алёхина Е.В. Христианский смысл жизни как мировоззренческая основа решения этических проблем современных биомедицинских технологий // Вестник Московского государственного областного университета. – 2011. – № 1. – С. 41.
[7] Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика / пер. Ю.С. Терентьев. – М.: Паломник, 2004. С. 11.
[8]. Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. Православное хри-стианство и биоэтика / пер. Ю.С. Терентьев. – М.: Паломник, 2004. – С. 401.
[9]Мильтиадис. ВПравославный взгляд на биоэтику // Портал Богослов.RU: https://www.bogoslov.ru/text/298266.html (дата обращения 30.10.2017).
[10] Першин Михаил Дьякон. Статус человеческого зародыша в свете богословия // Православие.Ru URL: https://www.minilinx.com.ot-stories.ru/1209.html(дата обращения: 14.09.2017).
[11]Силуянова. И.В Кафедра биомедицинской этики РГМУ // URL: https://www.orthomed.ru/archive/KBE/Textbook/sil1/chap42.htm(дата обращения: 14.09.2017).
[12]Там же.
[13]Там же.
[14]Основы социальной концепции РПЦ // URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/419128(дата обращения: 23.09.2017)
[15]Иоанн БрекПрот. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика / пер. Ю.С. Терентьев. – М.: Паломник, 2004. – С. 471.
[16]Дворецкий, И. Х. Древнегреческо-русский словарь / Под ред. проф. С. И. Соболевского. Т. Ι. Α-Λ. – М.: Изд. нац. ииностр. словарей, 1958. – С.1044.
[17]Ардашева Н. А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия // Рос. юрид. журн, 1996. — 1. — С. 71-80.
[18]Иоанн БрекПрот. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика / пер. Ю.С. Терентьев. – М.: Паломник, 2004. – С. 401.
[19]Православие и проблемы биоэтики: сборник работ по материалам сборников Церковно-общественного совета по биомедицинской этике / под ред. прот. Д. Смирнова, пр. д.м.н. А.В. Недоступа, пр. д.ф.н. И. В. Силуянова. – М., 2017. – 504 с.
[20]Федеральный закон от 20.05. 2002 № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27.05.2002, № 21, с. 1917.