Организация деятельности в органах прокуратуры, следствия и суда
НАПРАВЛЕНИе ПОДГОТОВКИ 40.04.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА:
«судебно-следственная деятельность»
кафедра
уголовно-процессуального права и криминалистики
Москва 2018
Авторы-составители:
Пашин В.М., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, доцент ВГУЮ (РПА Минюста России)
Кучин В. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, доцент ВГУЮ (РПА Минюста России)
Рецензенты:
Торбин Ю.Г., профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики ВГУЮ (РПА Минюста России), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ
Халиулин А.Г., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственный советник юстиции 3 класса, Почетный работник прокуратуры РФ
Рабочая программа по учебной дисциплине «Организация деятельности в органах прокуратуры, следствия и суда» подготовлена по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» квалификация (степень) «магистр».
Рабочая программа включает в себя содержание учебной дисциплины, тематический план, учебно-методическое обеспечение дисциплины, планы практических занятий, лабораторных работ, фонды оценочных средств. Рассчитана на студентов факультета магистратуры.
Рабочая программа печатается в авторской редакции
|
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, протокол № 14 от «30» июня 2018 г. и рекомендована для внедрения в учебный процесс.
Зав. кафедрой уголовно-процессуального права и криминалистики
кандидат юридических наук, доцент И. М. Колосова
© ВГУЮ (РПА Минюста России), 2018
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины (модуля)
Цель преподавания дисциплины «Организация деятельности в органах прокуратуры, следствия и суда» состоит в содействии формированию юридического мировоззрения у студентов (магистрантов), позволяющего приобрести необходимые теоретические знания о методологических основах и гносеологической природе построения и функционирования органов прокуратуры, следствия и суда; теоретических и прикладных проблемах организации деятельности органов прокуратуры, следствия и суда; актуальных проблемах прокурорской деятельности (теоретико-правовые и организационные вопросы); проблемах организации и управления в органах прокуратуры; теоретических и организационных проблемах осуществления прокурором уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства; международном сотрудничестве органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства; организационно-правовых проблемах методики и тактики проверок, осуществляемых органами прокуратуры; теоретических и организационно-правовых проблемах органов предварительного расследования; актуальных проблемах деятельности органов предварительного расследования (теоретико-правовые вопросы); проблемных вопросах организации деятельности органов предварительного расследования; проблемах организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в правоохранительных органах; основных положениях организации деятельности судебных органов; актуальных проблемах теории и практики осуществления правосудия; организации правосудия в международных судебных органах; организационно-правовых проблемах в судах апелляционного, кассационного и надзорного производства; актуальных проблемах реализации кадрового обеспечения деятельности судов и успешно применять эти знания в избранной практической сфере деятельности.
|
Студент (магистрант), в результате освоения дисциплины «Организация деятельности в органах прокуратуры, следствия и суда» должны быть подготовлены к решению профессиональных задач:
а) правотворческая деятельность - подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность - обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность - обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
г) экспертно-консультационная деятельность - оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
|
д) организационно-управленческая деятельность - осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность - проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность - преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания.
Раздел 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям ООП магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» квалификация (степень) «магистр».
В результате освоения дисциплины «Организация деятельности в органах прокуратуры, следствия и суда » студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как магистранта, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующих данным компетенциям. Комплекс компетентностей выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.
Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности.
Студент должен:
обладать общекультурными компетенциями:
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
обладать профессиональными компетенциями:
в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6).
В результате изучения дисциплины «Организация деятельности в органах прокуратуры, следствия и суда »» в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» квалификация (степень) «магистр» студенты должны:
знать:
- понятие и систему государственного управления в России;
- сущность, содержание и особенности организационной деятельности органов
прокуратуры, следствия и суда в России и зарубежных странах;
- особенности организации и функционирования системы органов прокуратуры,
следствия и суда их взаимодействие с другими государственными органами и органами
местного самоуправления в России;
- виды правовых актов издаваемых органами прокуратуры, следствия и суда;
- методику и тактику проверок, осуществляющих органами прокуратуры;
- методику и тактику предварительного расследования;
- организацию приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях;
- процедуры подготовки, принятия и регистрации судебных решений;
- основные направления антикоррупционной политики в России, систему
антикоррупционных стандартов в сфере уголовного судопроизводства.
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые
отношения;
- давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
- анализировать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с
законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов.
владеть:
- понятийным и категориальным аппаратом теории управления, теории государства и
права, административного, гражданского, уголовного и уголовно-процессуального и
арбитражного права;
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов;
- навыками анализа правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами
профессиональной деятельности;
- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий.
В результате освоения дисциплины «Организация деятельности в органах прокуратуры, следствия и суда» у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
Код компетенции | В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-2 | способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знать теоретические и организационно-правовые основы профессии юриста; профессиональные обязанности и права юриста по должности; нормы профессиональной этики |
Уметь анализировать ситуации профессиональной деятельности юриста; осознавать нравственный смысл процессов профессиональной деятельности; формулировать и отстаивать личные убеждения, согласно, норм профессиональной этики | ||
Владеть методами повышения квалификации и уровня своей профессиональной деятельности юриста в современном обществе | ||
ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать теоретические основы применения нормативных правовых актов в сфере административного, гражданского, уголовного, арбитражного и т.п. законодательства, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
Уметь квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере административного, гражданского, уголовного, арбитражного и т.п. законодательства, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | ||
Владеть навыками работы с правовыми актами Российской Федерации | ||
ПК-3 | готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Знать теоретические основы выполнения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка |
Уметь выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка в сфере трудовых правоотношений, обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защиту жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка | ||
Владеть навыками выполнения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты жизни и здоровья граждан, охраны общественного правопорядка; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия | ||
ПК-4 | способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления | Знать основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в таких отраслях права как уголовное право и уголовный процесс; иметь комплексное представление об организации и планировании в процессе расследования уголовных дел как структурных элементов общей организационной системы предварительного следствия |
Уметь анализировать первичную информацию и правильно квалифицировать состав преступления; организовать расследование преступления на первоначальном этапе на основе правильно составленного плана с учетом выдвинутых версий; грамотно составлять необходимые процессуальные и иные документы; наладить взаимодействие с иными органами и физическими лицами при расследовании преступлений; управлять следственной деятельностью; нейтрализовать противодействие расследованию, своевременно выявлять допущенные ошибки и устранять негативные последствия; организовывать работу по приостановленным уголовным делам, профилактическую и иную работу; эффективно реализовывать организационные, управленческие, плановые решения, а также решения по взаимодействию следователей с другими субъектами процесса расследования; | ||
Владеть навыками правильной постановки вопросов, подлежащих выяснению на первоначальном этапе расследования, использования тактических приемов и тактических операций при производстве следственных действий; навыками выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; навыками криминалистического мышления и оценки следственных ситуаций для принятия организационных, управленческих, плановых и других решений; первоначальными навыками организации, управления и планирования процессом расследования преступлений, а также навыками создания системы взаимодействия с представителями иных правоохранительных органов. | ||
ПК-6 | способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | Знать основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов конституционного, административного, уголовного права, изучение которых направлено на формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, воспитание уважительного отношения к праву и закону; объективные и субъективные коррупциогенные факторы в государстве и обществе; виды, механизмы выявления и оценки коррупционных рисков в различных сферах деятельности, в том числе, связанной с использованием бюджетных средств; положения законодательства, направленные на создание системы мер противодействия коррупции; основные положения Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ; понятие, виды и состояние коррупционной преступности; актуальные проблемы определения отдельных признаков коррупционных преступлений; обстоятельства, способствующие совершению преступлений коррупционной направленности; общегосударственные меры и средства специального предупреждения коррупционной направленности |
Уметь давать оценку социальной значимости конституционно-правовых явлений и процессов, анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции; определять признаки коррупционного поведения и противодействия законной профессиональной деятельности; в конкретной ситуации распознавать и формулировать обстоятельства, способствующие коррупционному поведению. устанавливать перечень потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа; выделять отдельные полномочия государственных и муниципальных служащих, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий; выявлять скрытые потенциальные возможности системы государственного управления и местного самоуправления, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц; выявлять и анализировать коррупциогенные нормы законодательства | ||
Владеть навыками выявления факторов, способствующих возникновению условий для осуществления деяний коррупционной направленности в государственноправовой сфере; навыками предотвращения коррупционного поведения; навыками выявления признаков коррупционного поведения; навыками выделения признаков, имеющих значение для квалификации преступлений, коррупционной направленности; навыками установления особо квалифицирующих обстоятельств в рамках преступлений коррупционной направленности. |