Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В условиях конкуренции многие предприятия вынуждены производить продажу товара с отсрочкой платежей. Дебиторская задолженность — это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату. Дебиторы — юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием. Возникновение дебиторской задолженности в системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
Объем дебиторской задолженности зависит от многих факторов: объема производства, вида продукта, емкости рынка, степени его наполняемости продукцией, системы расчетов с покупателями, их финансового состояния и т.д.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:
■ задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты кото
рых не наступил;
■ задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в срок;
■ задолженность по векселям полученным;
■ задолженность по расчетам с бюджетом;
■ задолженность по расчетам с персоналом;
■ прочие виды дебиторской задолженности.
Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность по товарным операциям (первые три вида дебиторской задолженности). Поэтому управление дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за реализованную продукцию.
|
В бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность является комплексной статьей и классифицируется по нескольким признакам.
По экономическому содержанию в соответствии с ПБУ 4/99 «Доходы организаций» в ее составе выделены: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал; авансы выданные; прочие дебиторы. Такая группировка позволяет классифицировать долги по источникам образования, видам обязательств, характеру задолженности.
По времени возврата задолженность подразделяется на нормальную (в пределах срока) и просроченную. Нормальной считается задолженность, вытекающая из установленных правил расчетов, являющаяся неизбежным балансовым остатком на начало каждого месяца, просроченная — задолженность с истекшим сроком погашения по договору. Такое деление задолженности важно с точки зрения контроля за ее возвратом и анализа финансового положения предприятия.
По срокам погашения дебиторская задолженность подразделяется на две группы — краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочной считается задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. По долгосрочной задолженности платежи ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Наличие значительной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и возможном ухудшении финансового состояния предприятия.
|
По степени обеспечения выделяется дебиторская задолженность обеспеченная и не обеспеченная различными способами, предусмотренными законодательством и договором (залог, поручительство, банковская гарантия и т.д.). Данная группа важна и с юридической точки зрения при взыскании задолженности с дебиторов.
По возможности взыскания дебиторскую задолженность делят на:
■ надежную — задолженность в пределах срока, установленного
договором, а также обеспеченную задолженность;
■ сомнительную — необеспеченная и непогашенная в срок задол
женность, но у которой есть вероятность погашения;
■ безнадежную — задолженность с истекшим сроком исковой
давности, невозможную к получению.
Предприятие вправе создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию и услуги, относимые на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Следует отметить, что сомнительным долгом признают дебиторскую задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Теоретически осуществление предпринимательской деятельности предполагает, что по мере проведения хозяйственных операций предприятие не только возвращают вложенные средства, но и получает доход. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятия не имеют возможности взыскать долги с контрагентов. Увеличение дебиторской задолженности, опережающее рост объемов деятельности, ухудшает финансовое состояние предприятия. Формирование дебиторской задолженности — это иммобилизация средств, которые выпадают из оборота, не дают дохода, что вызывает санкции за нарушение обязательств перед кредиторами.
|
Наиболее эффективным является такое кредитование покупателей предприятия, при котором максимизируются чистые денежные поступления, компенсирующие риск вследствие отсрочки платежа.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
■ ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
■ выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное по
ступление денежных средств;
■ определение скидок или надбавок для различных групп покупа
телей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
■ ускорение востребования долга;
■ уменьшение бюджетных долгов;
■ оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задол
женностью, т.е. упущенной выгоды от неиспользования средств, аванси
рованных в дебиторскую задолженность.
В системе управления финансами предлагаются следующие мероприятия по управлению дебиторской задолженностью:
■ исключение из числа партнеров предприятий с высокой сте
пенью риска;
■ периодический пересмотр предельной суммы кредита;
■ использование возможности оплаты дебиторской задолженно
сти векселями, ценными бумагами;
■ формирование принципов расчетов предприятия с контраген
тами на предстоящий период;
■ выявление финансовых возможностей предоставления пред
приятием товарного (коммерческого кредита);
■ определение возможной суммы оборотных активов, отвлека
емых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по
выданным авансам;
■ формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
■ формирование системы штрафных санкций за просрочку ис
полнения обязательств контрагентами;
■ использование современных форм рефинансирования задол
женности;
■ диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты
монопольным заказчиком.
Эти меры лежат в основе политики управления дебиторской задолженностью предприятия, формирование которой осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предше
ствующем периоде.
2. Построение эффективных систем контроля за своевременной
инкассацией дебиторской задолженности.
3. Формирование принципов кредитной политики по отношению
к покупателям данной продукции путем определения системы кредит
ных условий и формирования стандартов оценки кредитоспособности
покупателей.
4. Определение возможной суммы оборотного капитала, направля
емого в дебиторскую задолженность по товарному кредиту.
5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолжен
ности.
6. Обеспечение использования на предприятии современных
форм рефинансирования дебиторской задолженности.
В процессе анализа сложившейся дебиторской задолженности рассчитываются следующие показатели:
■ коэффициент отвлечения оборотных средств в дебиторскую за
долженность, показывающий долю оборотных активов, находящихся в
форме дебиторской задолженности;
■ средний период инкассации дебиторской задолженности пред
приятия, характеризующий ее роль в фактической продолжительнос
ти операционного и финансового циклов предприятия;
■ количество оборотов дебиторской задолженности, характеризу
ющее скорость обращения авансированных в нее средств в течение от
четного периода.
10 Финансовый менеджмент
В процессе более детального анализа дебиторской задолженности оценивается ее состав по отдельным «возрастным группам», т.е. предусмотренным договорами срокам ее инкассации. Отдельно изучается просроченная дебиторская задолженность, выделяются сомнительная и безнадежная ее части. В процессе этого анализа рассчитываются следующие показатели:
■ коэффициент просроченной дебиторской задолженности, по
казывающий долю просроченной задолженности в общей сумме деби
торской задолженности;
■ средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной)
дебиторской задолженности.
Большое значение имеет не только величина, но и качество дебиторской задолженности, которое характеризуется рядом показателей:
■ долей обязательств, обеспеченных залогом, поручительством
или банковской гарантией;
■ удельным весом вексельной формы расчетов;
■ долей резервов по сомнительным долгам в общей сумме деби
торской задолженности;
■ удельным весом просроченных долгов в их совокупной ве
личине.
Уменьшение доли обеспеченной дебиторской задолженности, включая вексельное покрытие, сокращение резервов по сомнительным долгам, рост величины и удельного веса просроченных обязательств, свидетельствуют о снижении качества дебиторской задолженности, увеличении риска потерь и убытков от ее непогашения.
Для контроля своевременности инкассации дебиторской задолженности целесообразно классифицировать ее по срокам возникновения, составлять реестр старения счетов дебиторов, позволяющий определить периоды, в которые были допущены просчеты в управлении дебиторской задолженностью, рассчитывать взвешенное старение счетов дебиторов. На основе реестра старения дебиторской задолженности рассчитываются коэффициенты инкассации, показывающие долю поступления средств в текущем периоде в оплату продукции, отгруженной в этом же периоде. Для оценки реального состояния дебиторской задолженности оценивается вероятность безнадежных долгов по срокам возникновения задолженности и определяется сумма резерва по сомнительным долгам. Однако данный контроль динамики дебиторской задолженности не может быть произведен на основе данных финансовой отчетности, а требует информации аналитических и синтетических счетов дебиторов.
В завершение анализа определяется сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность (Эдз). В этих
целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита (Пдз), сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга (ТЗДЗ), а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности) (ФПдз). Возникновение дополнительной прибыли от инвестирования средств в счета дебиторов связано с тем, что согласно ПБУ 4/99 «Доходы организаций» выручку от продажи товаров принимают к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если объем поступлений покрывает лишь часть выручки, то ее принимают к бухгалтерскому учету в сумме поступлений и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением). Расчет этого эффекта осуществляется по формуле
Эдз = Пдз - ТЗда - ФПД3. (15.9)
Наряду с абсолютной суммой эффекта определяется и коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность (КЭДЗ). Он рассчитывается по формуле
КЭда = Эдз:ДЗ, (15.10)
где ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
В практике финансового менеджмента разработаны следующие приемы управления дебиторской задолженностью:
■ учет заказов и установление характера дебиторской задолжен
ности;
■ ABC-анализ дебиторов;
■ анализ задолженности по видам продукции для определения
невыгодных с точки зрения инкассации ее видов;
■ оценка реальной стоимости сложившейся дебиторской задол
женности;
■ контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задол
женности;
■ определение размеров скидок при досрочной оплате.
Составной частью политики управления дебиторской задолженностью предприятия является его кредитная политика — это решение вопросов о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить кредит за отгруженную продукцию в соответствии с заключенным договором поставки.
Тип кредитной политики предприятия характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции, напротив, сокращаются круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска, сроки предоставления кредита и его размер, ужесточаются условия предоставления кредита и повышается его стоимость, используются жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
■ современная коммерческая и финансовая практика осущест
вления торговых операций;
■ общее состояние экономики, определяющее финансовые воз
можности покупателей, уровень их платежеспособности;
■ сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спро
са на продукцию предприятия;
■ потенциальная способность предприятия наращивать объем
производства продукции при расширении возможностей ее реализа
ции за счет предоставления кредита;,
■ правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задол
женности;
■ финансовые возможности предприятия в части отвлечения
средств в дебиторскую задолженность;
■ отношение собственников и менеджеров предприятия к уровню
допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятель
ности.
Консервативный тип кредитной политики отрицательно влияет на рост объемов деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как агрессивный ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов.
При формировании кредитной политики необходимо определить сумму финансовых ресурсов, авансируемых в дебиторскую задолженность. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит, средний период предоставления отсрочки платежа, средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
Расчет необходимой суммы финансовых средств, авансируемых в дебиторскую задолженность (Ада), осуществляется по формуле
Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то либо необходимо изменить условия кредитования, либо должен быть скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
Таким образом, сумма дебиторской задолженности по товарным операциям определяется двумя факторами: объемом реализации в кредит и средним промежутком времени между реализацией товара и получением выручки.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию необходимо разработать систему договоров с гибкими условиями и формами оплаты: предоплата, частичная предоплата, передача на реализацию, выставление промежуточного счета, банковская гарантия, гибкое ценообразование.
Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует стоимость предоставляемой отсрочки платежа, рассчитываемой в годовой процентной ставке. Алгоритм этого расчета характеризуется формулой
ПСК = ЦСН х 365: СПК, (15.12)
где ПСК — стоимость предоставляемого кредита, %;
ЦСН — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении
немедленного расчета за приобретенную продукцию, %; СПК — срок предоставления кредита, дней.
Устанавливая стоимость товарного кредита, необходимо иметь в виду, что она не должна превышать уровень процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту. В противном случае она не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
Обязательным элементом политики управления дебиторской задолженностью является система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и др.).
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента такую форму управления дебиторской задолженностью, как ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия — денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
■ факторинг;
■ учет векселей, выданных покупателями продукции;
■ форфейтинг.
Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной факторинговой компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции факторинговая компания взимает
с предприятия-продавца комиссионную плату в процентах к сумме рефинансируемого долга. При факторинговой операции компания кредитует предприятие в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от степени риска). Остальные 10—30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).
Факторинговая операция позволяет предприятию рефинансировать большую часть дебиторской задолженности в короткие сроки, сократив тем самым длительность финансового и операционного цикла. За ускорение инкассации долга продавец несет дополнительные расходы (по оплате комиссионных), также он утрачивает прямые контакты с покупателем в процессе осуществления им платежей.
Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.
Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому юридическому лицу) по дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Учетная (дисконтная) цена векселя (УЦВ) определяется по формуле
УЦВ = НС - (НС х Д х УСВ): 365, (15.13)
где НС — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению векселедателем в предусмотренный в нем срок; Д — количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента
его погашения векселедателем;
УСВ — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по
учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате задолженность покупателя по товарному кредиту трансформируется в задолженность в пользу банка. По своей сути форфейтинг соединяет элементы факторинга и учета векселей. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства. Его недостатком является высокая стоимость.
Критерием оптимальности кредитной политики, а соответствен
но и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупа
телями за реализуемую им продукцию выступает следующее условие:
Д30 -» ОПДР > ОЗДЗ + ПКДЗ, (15.14)
где ДЗО — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПДР — дополнительная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗДЗ — дополнительные затраты предприятия по обслуживанию дебиторской задолженности;
ПКДЗ — размер потерь средств, авансированных в дебиторскую задолженность.
Таким образом, оптимальная сумма дебиторской задолженности должна быть такой, чтобы увеличение денежных потоков от роста объемов продаж равнялось или превосходило увеличение издержек от роста вложений в счета к получению.