Управление дебиторской задолженностью




Политика управления дебиторской задолженностью представля­ет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

В условиях конкуренции многие предприятия вынуждены произ­водить продажу товара с отсрочкой платежей. Дебиторская задолжен­ность — это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату. Дебиторы — юридические и физи­ческие лица, которые имеют задолженность перед данным предприя­тием. Возникновение дебиторской задолженности в системе безналич­ных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

Объем дебиторской задолженности зависит от многих факторов: объема производства, вида продукта, емкости рынка, степени его на­полняемости продукцией, системы расчетов с покупателями, их фи­нансового состояния и т.д.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолжен­ность классифицируется по следующим видам:

■ задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты кото­
рых не наступил;

■ задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в срок;

■ задолженность по векселям полученным;

■ задолженность по расчетам с бюджетом;


■ задолженность по расчетам с персоналом;

■ прочие виды дебиторской задолженности.

Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской за­долженности предприятий приходится на задолженность по товарным операциям (первые три вида дебиторской задолженности). Поэтому управление дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности по­купателей за реализованную продукцию.

В бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность является комплексной статьей и классифицируется по нескольким признакам.

По экономическому содержанию в соответствии с ПБУ 4/99 «До­ходы организаций» в ее составе выделены: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капи­тал; авансы выданные; прочие дебиторы. Такая группировка позволяет классифицировать долги по источникам образования, видам обяза­тельств, характеру задолженности.

По времени возврата задолженность подразделяется на нормаль­ную (в пределах срока) и просроченную. Нормальной считается задол­женность, вытекающая из установленных правил расчетов, являющаяся неизбежным балансовым остатком на начало каждого месяца, просро­ченная — задолженность с истекшим сроком погашения по договору. Такое деление задолженности важно с точки зрения контроля за ее воз­вратом и анализа финансового положения предприятия.

По срокам погашения дебиторская задолженность подразделяется на две группы — краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочной счи­тается задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 меся­цев после отчетной даты. По долгосрочной задолженности платежи ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Наличие значительной дебиторской задолженности, платежи по которой ожида­ются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и возможном ухудшении финансо­вого состояния предприятия.

По степени обеспечения выделяется дебиторская задолженность обеспеченная и не обеспеченная различными способами, предусмот­ренными законодательством и договором (залог, поручительство, банков­ская гарантия и т.д.). Данная группа важна и с юридической точки зре­ния при взыскании задолженности с дебиторов.

По возможности взыскания дебиторскую задолженность делят на:

■ надежную — задолженность в пределах срока, установленного
договором, а также обеспеченную задолженность;


■ сомнительную — необеспеченная и непогашенная в срок задол­
женность, но у которой есть вероятность погашения;

■ безнадежную — задолженность с истекшим сроком исковой
давности, невозможную к получению.

Предприятие вправе создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию и ус­луги, относимые на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Следует отметить, что сомнительным долгом признают дебиторскую задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установлен­ные договорами и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Теоретически осуществление предпринимательской деятельности предполагает, что по мере проведения хозяйственных операций пред­приятие не только возвращают вложенные средства, но и получает до­ход. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятия не имеют возможности взыскать долги с контрагентов. Увеличение дебиторской задолженности, опере­жающее рост объемов деятельности, ухудшает финансовое состояние предприятия. Формирование дебиторской задолженности — это иммо­билизация средств, которые выпадают из оборота, не дают дохода, что вызывает санкции за нарушение обязательств перед кредиторами.

Наиболее эффективным является такое кредитование покупа­телей предприятия, при котором максимизируются чистые денежные поступления, компенсирующие риск вследствие отсрочки платежа.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

■ ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

■ выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное по­
ступление денежных средств;

■ определение скидок или надбавок для различных групп покупа­
телей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

■ ускорение востребования долга;

■ уменьшение бюджетных долгов;

■ оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задол­
женностью, т.е. упущенной выгоды от неиспользования средств, аванси­
рованных в дебиторскую задолженность.

В системе управления финансами предлагаются следующие меро­приятия по управлению дебиторской задолженностью:

■ исключение из числа партнеров предприятий с высокой сте­
пенью риска;

■ периодический пересмотр предельной суммы кредита;

■ использование возможности оплаты дебиторской задолженно­
сти векселями, ценными бумагами;


■ формирование принципов расчетов предприятия с контраген­
тами на предстоящий период;

■ выявление финансовых возможностей предоставления пред­
приятием товарного (коммерческого кредита);

■ определение возможной суммы оборотных активов, отвлека­
емых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по
выданным авансам;

■ формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

■ формирование системы штрафных санкций за просрочку ис­
полнения обязательств контрагентами;

■ использование современных форм рефинансирования задол­
женности;

■ диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты
монопольным заказчиком.

Эти меры лежат в основе политики управления дебиторской за­долженностью предприятия, формирование которой осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предше­
ствующем периоде.

2. Построение эффективных систем контроля за своевременной
инкассацией дебиторской задолженности.

3. Формирование принципов кредитной политики по отношению
к покупателям данной продукции путем определения системы кредит­
ных условий и формирования стандартов оценки кредитоспособности
покупателей.

4. Определение возможной суммы оборотного капитала, направля­
емого в дебиторскую задолженность по товарному кредиту.

5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолжен­
ности.

6. Обеспечение использования на предприятии современных
форм рефинансирования дебиторской задолженности.

В процессе анализа сложившейся дебиторской задолженности рассчитываются следующие показатели:

■ коэффициент отвлечения оборотных средств в дебиторскую за­
долженность, показывающий долю оборотных активов, находящихся в
форме дебиторской задолженности;

■ средний период инкассации дебиторской задолженности пред­
приятия, характеризующий ее роль в фактической продолжительнос­
ти операционного и финансового циклов предприятия;

■ количество оборотов дебиторской задолженности, характеризу­
ющее скорость обращения авансированных в нее средств в течение от­
четного периода.

10 Финансовый менеджмент


В процессе более детального анализа дебиторской задолженности оценивается ее состав по отдельным «возрастным группам», т.е. преду­смотренным договорами срокам ее инкассации. Отдельно изучается просроченная дебиторская задолженность, выделяются сомнительная и безнадежная ее части. В процессе этого анализа рассчитываются следу­ющие показатели:

■ коэффициент просроченной дебиторской задолженности, по­
казывающий долю просроченной задолженности в общей сумме деби­
торской задолженности;

■ средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной)
дебиторской задолженности.

Большое значение имеет не только величина, но и качество деби­торской задолженности, которое характеризуется рядом показателей:

■ долей обязательств, обеспеченных залогом, поручительством
или банковской гарантией;

■ удельным весом вексельной формы расчетов;

■ долей резервов по сомнительным долгам в общей сумме деби­
торской задолженности;

■ удельным весом просроченных долгов в их совокупной ве­
личине.

Уменьшение доли обеспеченной дебиторской задолженности, включая вексельное покрытие, сокращение резервов по сомнительным долгам, рост величины и удельного веса просроченных обязательств, свидетельствуют о снижении качества дебиторской задолженности, увеличении риска потерь и убытков от ее непогашения.

Для контроля своевременности инкассации дебиторской задол­женности целесообразно классифицировать ее по срокам возникнове­ния, составлять реестр старения счетов дебиторов, позволяющий опре­делить периоды, в которые были допущены просчеты в управлении дебиторской задолженностью, рассчитывать взвешенное старение сче­тов дебиторов. На основе реестра старения дебиторской задолженно­сти рассчитываются коэффициенты инкассации, показывающие долю поступления средств в текущем периоде в оплату продукции, отгру­женной в этом же периоде. Для оценки реального состояния дебитор­ской задолженности оценивается вероятность безнадежных долгов по срокам возникновения задолженности и определяется сумма резерва по сомнительным долгам. Однако данный контроль динамики дебитор­ской задолженности не может быть произведен на основе данных фи­нансовой отчетности, а требует информации аналитических и синтети­ческих счетов дебиторов.

В завершение анализа определяется сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность (Эдз). В этих


целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита (Пдз), сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кре­дита и инкассации долга (ТЗДЗ), а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолжен­ность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и ис­течением сроков исковой давности) (ФПдз). Возникновение дополни­тельной прибыли от инвестирования средств в счета дебиторов связано с тем, что согласно ПБУ 4/99 «Доходы организаций» выручку от про­дажи товаров принимают к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если объем поступлений покрывает лишь часть выручки, то ее принимают к бух­галтерскому учету в сумме поступлений и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением). Расчет этого эффекта осуществ­ляется по формуле

Эдз = Пдз - ТЗда - ФПД3. (15.9)

Наряду с абсолютной суммой эффекта определяется и коэффици­ент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолжен­ность (КЭДЗ). Он рассчитывается по формуле

КЭда = Эдз:ДЗ, (15.10)

где ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с по­купателями в рассматриваемом периоде.

В практике финансового менеджмента разработаны следующие приемы управления дебиторской задолженностью:

■ учет заказов и установление характера дебиторской задолжен­
ности;

■ ABC-анализ дебиторов;

■ анализ задолженности по видам продукции для определения
невыгодных с точки зрения инкассации ее видов;

■ оценка реальной стоимости сложившейся дебиторской задол­
женности;

■ контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задол­
женности;

■ определение размеров скидок при досрочной оплате.

Составной частью политики управления дебиторской задолжен­ностью предприятия является его кредитная политика — это решение вопросов о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить кредит за отгруженную продукцию в соответствии с зак­люченным договором поставки.


Тип кредитной политики предприятия характеризует принципи­альные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три типа кредитной политики предприятия по отношению к покупате­лям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики пред­приятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая мини­мизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной при­были за счет расширения объема реализации продукции, напротив, со­кращаются круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышен­ного риска, сроки предоставления кредита и его размер, ужесточаются условия предоставления кредита и повышается его стоимость, использу­ются жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой ком­мерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уро­вень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации про­дукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является распростране­ние кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставле­ние покупателям возможности пролонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитывать­ся следующие основные факторы:

■ современная коммерческая и финансовая практика осущест­
вления торговых операций;

■ общее состояние экономики, определяющее финансовые воз­
можности покупателей, уровень их платежеспособности;

■ сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спро­
са на продукцию предприятия;

■ потенциальная способность предприятия наращивать объем
производства продукции при расширении возможностей ее реализа­
ции за счет предоставления кредита;,

■ правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задол­
женности;


■ финансовые возможности предприятия в части отвлечения
средств в дебиторскую задолженность;

■ отношение собственников и менеджеров предприятия к уровню
допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятель­
ности.

Консервативный тип кредитной политики отрицательно влияет на рост объемов деятельности предприятия и формирование устойчи­вых коммерческих связей, в то время как агрессивный ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабель­ность оборотных активов.

При формировании кредитной политики необходимо определить сумму финансовых ресурсов, авансируемых в дебиторскую задолжен­ность. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит, средний период предоставле­ния отсрочки платежа, средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы финансовых средств, авансируемых в дебиторскую задолженность (Ада), осуществляется по формуле

Если финансовые возможности предприятия не позволяют инве­стировать расчетную сумму средств в полном объеме, то либо необходи­мо изменить условия кредитования, либо должен быть скорректиро­ван планируемый объем реализации продукции в кредит.

Таким образом, сумма дебиторской задолженности по товарным операциям определяется двумя факторами: объемом реализации в кре­дит и средним промежутком времени между реализацией товара и по­лучением выручки.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию необходимо разработать систему договоров с гибкими условиями и фор­мами оплаты: предоплата, частичная предоплата, передача на реализа­цию, выставление промежуточного счета, банковская гарантия, гибкое ценообразование.


Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приоб­ретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует стоимость предоставляемой от­срочки платежа, рассчитываемой в годовой процентной ставке. Алго­ритм этого расчета характеризуется формулой

ПСК = ЦСН х 365: СПК, (15.12)

где ПСК — стоимость предоставляемого кредита, %;

ЦСН — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении

немедленного расчета за приобретенную продукцию, %; СПК — срок предоставления кредита, дней.

Устанавливая стоимость товарного кредита, необходимо иметь в виду, что она не должна превышать уровень процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту. В противном случае она не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Обязательным элементом политики управления дебиторской за­долженностью является система штрафных санкций за просрочку ис­полнения обязательств покупателями, формируемая в процессе раз­работки кредитных условий. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и др.).

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента такую форму управления дебиторской задолженностью, как ее ре­финансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия — денежные средства и высоколиквидные кратко­срочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолжен­ности, используемыми в настоящее время, являются:

■ факторинг;

■ учет векселей, выданных покупателями продукции;

■ форфейтинг.

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключа­ющуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денеж­ных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной факторинговой компании, ко­торые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции факторинговая компания взимает


с предприятия-продавца комиссионную плату в процентах к сумме ре­финансируемого долга. При факторинговой операции компания кре­дитует предприятие в форме предварительной оплаты долговых тре­бований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от степени риска). Остальные 10—30% сум­мы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения сум­мы долга покупателем).

Факторинговая операция позволяет предприятию рефинансиро­вать большую часть дебиторской задолженности в короткие сроки, со­кратив тем самым длительность финансового и операционного цикла. За ускорение инкассации долга продавец несет дополнительные рас­ходы (по оплате комиссионных), также он утрачивает прямые контак­ты с покупателем в процессе осуществления им платежей.

Эффективность факторинговой операции для предприятия-про­давца определяется путем сравнения уровня расходов по этой опера­ции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному бан­ковскому кредитованию.

Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому юриди­ческому лицу) по дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комис­сионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомни­тельной платежеспособности векселедателя. Указанная операция мо­жет быть осуществлена только с переводным векселем.

Учетная (дисконтная) цена векселя (УЦВ) определяется по формуле
УЦВ = НС - (НС х Д х УСВ): 365, (15.13)

где НС — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению векселеда­телем в предусмотренный в нем срок; Д — количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента

его погашения векселедателем;

УСВ — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по ре­финансированию дебиторской задолженности по экспортному товар­ному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного воз­награждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязатель­ство по финансированию экспортной операции путем выплаты по


учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате задолженность покупателя по товарному кредиту трансформируется в задолженность в пользу бан­ка. По своей сути форфейтинг соединяет элементы факторинга и учета векселей. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства. Его недостатком является высокая стоимость.

Критерием оптимальности кредитной политики, а соответствен­
но и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупа­
телями за реализуемую им продукцию выступает следующее условие:
Д30 -» ОПДР > ОЗДЗ + ПКДЗ, (15.14)

где ДЗО — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;

ОПДР — дополнительная прибыль, получаемая предприятием от увеличе­ния продажи продукции в кредит;

ОЗДЗ — дополнительные затраты предприятия по обслуживанию дебитор­ской задолженности;

ПКДЗ — размер потерь средств, авансированных в дебиторскую задолжен­ность.

Таким образом, оптимальная сумма дебиторской задолженности должна быть такой, чтобы увеличение денежных потоков от роста объ­емов продаж равнялось или превосходило увеличение издержек от роста вложений в счета к получению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: