Цель изучения темы: Способствовать формированию системы теоретических знаний по адаптации.
Задачи: 1. Изучить понятие об адаптации и акклиматизации человека.
2. Рассмотреть общие закономерности адаптивного процесса.
3. Изучить механизмы образования адаптивных черт и временную динамику адаптивных типов.
4. Изучить биологическую характеристику адаптации к действию низкой температуры.
Студент должен знать:
3) до изучения темы: понятие адаптации, закаливание.
4) после изучения темы: адаптогены, фазы адаптивной реакции, адаптивные типы и черты, понятие «плата за адаптацию».
Студент должен уметь: определять и оценивать свои адаптивные возможности по отношению к низким температурам.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
Дать понятие об адаптации и акклиматизации человека.
Каковы общие закономерности адаптивного процесса?
Что такое специфическая и неспецифическая адаптации?
Перечислить адаптогенные факторы.
Раскрыть гипотезу адаптивных типов населения.
Каковы механизмы образования адаптивных черт?
Раскрыть биологическую характеристику адаптации к действию низкой температуры.
Что такое «синдром полярного напряжения»?
Раскрыть проблемы терморегуляции в условиях холодного климата и холодовых воздействий.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
|
- Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011 г.
- Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л.В.Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011 г.
Дополнительная литература:
- Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010 г.
- Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
6. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009 г.
Тема: 5. Адаптация к действию высокой температуры.
Цель изучения темы: Способствовать формированию системы теоретических знаний по адаптации к действию высоких температур.
Задачи: 1. Изучить реакции на добавочные раздражения в условиях фаз адаптации.
2. Изучить эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека в аридной зоне.
3. Рассмотреть особенности процессов дыхания, сердечно-сосудистой системы и состояния крови человека при адаптации к действию высоких температур.
Студент должен знать:
3) до изучения темы: понятия адаптогенные факторы, фазы адаптивной реакции, адаптивные типы и черты, понятие «плата за адаптацию».
4) после изучения темы: особенности процессов дыхания, сердечно-сосудистой системы и состояния крови человека при адаптации к действию высоких температур.
Студент должен уметь: Оценивать степень риска заболеваний и подверженность стрессу.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
|
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
Перечислить реакции на добавочные раздражения в условиях фаз адаптации.
Каково влияние климата на состояние здоровья человека?
Раскрыть эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека в аридной зоне.
Каковы особенности процессов дыхания, сердечно-сосудистой системы и состояния крови человека при адаптации к действию высоких температур.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Животным свойственна адаптация ко всем перечисленным факторам кроме:
1) уровню космических и тепловых излучений;
2) невесомости;
3) определенному барометрическому давлению.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
- Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011 г.
- Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011 г.
Дополнительная литература:
- Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010 г.
- Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
6. Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009 г.