Повесть Временных лет
---------------------------------------------------------------------------
Оригинал здесь - Древнерусскя литература https://www.chat.ru/~old_russian/
---------------------------------------------------------------------------
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных
сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда
летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее
старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV.
Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей,
легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и
событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.
BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ,
KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И
достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину
до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат,
Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди,
Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая
Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток,
Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия,
Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке
находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия,
Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая
Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая
|
Нил.
Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения
Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты,
Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия,
Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес,
Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море.
Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира,
Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река
Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай,
Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие
реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть
Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря,
мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва,
зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря
Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов
Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской.
Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы,
галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они
примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не
вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый
народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до
неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар
|
строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40
лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал
Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70
и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром
великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном,
и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима
восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и
северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от
племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская
и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами
своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава
и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые
хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и
поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле
и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные
- мазовшане, иные - поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а
другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и
Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами,
по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.
|
Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем -
славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по
Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся
славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в
Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по
Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает
Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море
Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по
тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в
которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на
юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море
Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью
устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и
в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от
варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в
Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как
говорят, святой Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко
от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье
днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он
пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним
ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет
город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти,
благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где
впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где
нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как
моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в
Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в
Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их
сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут
на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва
вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И
творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят
омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,
побыв в Риме пришел в Синоп.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и
до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все
своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были
три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их -
Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе,
которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась
по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и
назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а
были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и
доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда
у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на
Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий
княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих
почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался,
пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел
сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне
называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой
город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же
скончались.
И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян
было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а
другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи,
сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же
город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.
А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере
также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома,
говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва,
говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси:
поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,
прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться
волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома,
черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы,
- эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных
странах.
Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от
скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были
поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю
Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом,
персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя
Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и
притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским:
бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но
приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина,
- и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог
истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на
Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства.
После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было
это после - уже при Олеге.
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из
славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от
тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от
рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли
и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом
своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в
мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили
по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле
Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и
сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и
каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий,
стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед
свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не
идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят
за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски:
убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали
девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу,
как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и
браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на
эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен
по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то
устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту
колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой
сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого
же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего,
но сами себе устанавливающие закон.
Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо
письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают
как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на краю света. Имеют
они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и
прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать
зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или
островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не
пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх
Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы
и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят
людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон и у
халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев
и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если
будут далеко от своей страны.
Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела
совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими
мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на
зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии
же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь
имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не
сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот,
единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются
с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим
праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест.
Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же
девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают".
Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь
проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту - хомяков
и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих
отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое
крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы
крестились во Христа и во Христа облеклись.
По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива),
стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары
сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне,
посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к
старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них:
"Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять
спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские:
"Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной
стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать
дань и с нас и с иных земель". И сбылось все это, ибо не по своей воле
говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе
египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому
суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от
Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а
после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами
и по нынешний день.
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала
прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе
приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот
почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до потопа 2242 года,
а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430
лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала
царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до
Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от
Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего
542 года". А от первого года царствования Михаила до первого года княжения
Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор
как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря
до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до
первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37
лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти
Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, как
уже начали: с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку
года.
В год 6361 (853).
В год 6362 (854).
В год 6363 (855).
В год 6364 (856).
В год 6365 (857).
В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар по берегу
и морем. Болгары же, увидев, что не смогли противостоять им, попросили
крестить их и обещали покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех
бояр и заключил мир с болгарами.
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и
с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по
серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6368 (860).
В год 6369 (861).
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали
сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у
них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе
князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам,
к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные
норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь,
словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.
Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам,
и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а
другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех
варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского
рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его
Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города
- тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах -
находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи,
в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми
властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и
отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда
плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это
городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые
построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань
хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много
варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6371 (863).
В год 6372 (864).
В год 6373 (865).
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в
14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян,
дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет
походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество
христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом
вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой
Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой
Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было
спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные
волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и
переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться
домой.
В год 6375 (867).
В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.
В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.
В год 6378 (870).
В год 6379 (871).
В год 6380 (872).
В год 6381 (873).
В год 6382 (874).
В год 6383 (875).
В год 6384 (876).
В год 6385 (877).
В год 6386 (878).
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу
своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В год 6388 (880).
В год 6389 (881).
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов:
варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с
кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда
отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам
Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних
воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца
Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду
и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря.
Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили
все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не
княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика".
И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе,
которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле
Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой
Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам
русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот
Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и
установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради
сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал
дань с них по черной кунице.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил
на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их"
и вам (им платить) незачем".
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете
дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам,
но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал
Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и
тиверцами воевал.
В год 6394 (886).
В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался
Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет.
В год 6396 (888).
В год 6397 (889).
В год 6398 (890).
В год 6399 (891).
В год 6400 (892).
В год 6401 (893).
В год 6402 (894).
В год 6403 (895).
В год 6404 (896).
В год 6405 (897).
В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь
Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь
половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые
прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и
славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю
захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и
поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля
Угорской. И стали угры воевать с греками и попленили землю Фракийскую и
Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и чехами. Был един
народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и
моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них
ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же
грамота и у русских, и у болгар дунайских.
Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и
Коцел послали к царю Михаилу, говоря: "Земля наша крещена, но нет у нас
учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь
не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие
иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите
нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их".
Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сказанное
славянскими князьями. И сказали философы: "В Селуни есть муж, именем Лев.
Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него искусные
философы". Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со
словами: "Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина".
Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал он
им: "Вот, прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя,
который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят". И
уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и
Коцелу. Когда же (братья эти) пришли, - начали они составлять славянскую
азбуку и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они
о величии Божьем на своем языке. Затем перевели Псалтырь и Октоих и другие
книги. Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что "ни одному народу
не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, согласно
надписи Пилата, который на кресте Господнем написал (только на этих
языках)". Услышав об этом, папа римский осудил тех, кто хулит славянские
книги, сказав так: "Да исполнится слово Писания: "Пусть восхвалят Бога все
народы", и другое: "Пусть все народы восхвалят величие Божие, поскольку дух
святой дал им говорить". Если же кто бранит славянскую грамоту, да будет
отлучен от церкви, пока не исправится; это волки, а не овцы, их следует
узнавать по поступкам их и беречься их. Вы же, чада, послушайте
божественного учения и не отвергните церковного поучения, которое дал вам