Kto b Киеве стал первым княжить и kak возникла русская земля 1 глава




Повесть Временных лет

 

 

---------------------------------------------------------------------------

Оригинал здесь - Древнерусскя литература https://www.chat.ru/~old_russian/

---------------------------------------------------------------------------

 

"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных

сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда

летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее

старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV.

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей,

легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и

событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.

 

 

BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ,

 

KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

 

 

Так начнем повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И

достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину

до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат,

Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди,

Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая

Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток,

Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия,

Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке

находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия,

Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая

Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая

Нил.

Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения

Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты,

Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия,

Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес,

Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море.

Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира,

Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река

Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай,

Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие

реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть

Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря,

мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва,

зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря

Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов

Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской.

Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы,

галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они

примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не

вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый

народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до

неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар

строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40

лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал

Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70

и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром

великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном,

и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима

восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и

северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от

племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская

и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами

своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава

и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые

хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и

поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле

и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные

- мазовшане, иные - поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а

другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и

Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами,

по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.

Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем -

славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по

Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся

славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в

Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по

Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает

Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море

Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по

тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в

которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на

юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море

Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью

устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и

в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от

варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в

Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как

говорят, святой Андрей, брат Петра.

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко

от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье

днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он

пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним

ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет

город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти,

благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где

впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где

нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как

моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в

Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в

Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их

сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут

на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва

вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И

творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят

омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,

побыв в Риме пришел в Синоп.

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и

до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все

своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были

три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их -

Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе,

которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась

по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и

назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а

были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и

доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда

у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на

Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий

княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих

почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался,

пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел

сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне

называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой

город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же

скончались.

И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян

было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а

другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи,

сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же

город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.

А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере

также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома,

говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва,

говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси:

поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,

прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться

волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома,

черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы,

- эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных

странах.

Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от

скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были

поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю

Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом,

персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя

Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и

притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским:

бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но

приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина,

- и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог

истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на

Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства.

После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было

это после - уже при Олеге.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из

славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от

тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от

рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли

и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом

своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в

мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили

по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле

Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и

сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и

каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий,

стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед

свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не

идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят

за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски:

убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали

девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу,

как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и

браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на

эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен

по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то

устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту

колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой

сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого

же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего,

но сами себе устанавливающие закон.

Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо

письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают

как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на краю света. Имеют

они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и

прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать

зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или

островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не

пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх

Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы

и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят

людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон и у

халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев

и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если

будут далеко от своей страны.

Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела

совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими

мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на

зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии

же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь

имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не

сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот,

единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются

с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим

праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест.

Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же

девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают".

Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь

проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту - хомяков

и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих

отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое

крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы

крестились во Христа и во Христа облеклись.

По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива),

стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары

сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне,

посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к

старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них:

"Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять

спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские:

"Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной

стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать

дань и с нас и с иных земель". И сбылось все это, ибо не по своей воле

говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе

египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому

суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от

Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а

после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами

и по нынешний день.

В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала

прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе

приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот

почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до потопа 2242 года,

а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430

лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала

царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до

Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от

Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего

542 года". А от первого года царствования Михаила до первого года княжения

Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор

как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря

до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до

первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37

лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти

Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.

Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, как

уже начали: с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку

года.

В год 6361 (853).

В год 6362 (854).

В год 6363 (855).

В год 6364 (856).

В год 6365 (857).

В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар по берегу

и морем. Болгары же, увидев, что не смогли противостоять им, попросили

крестить их и обещали покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех

бояр и заключил мир с болгарами.

В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и

с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по

серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6368 (860).

В год 6369 (861).

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали

сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у

них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе

князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам,

к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные

норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь,

словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.

Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам,

и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а

другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех

варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского

рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его

Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города

- тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах -

находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи,

в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми

властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и

отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда

плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это

городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые

построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань

хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много

варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6371 (863).

В год 6372 (864).

В год 6373 (865).

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в

14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян,

дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет

походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество

христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом

вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой

Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой

Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было

спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные

волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и

переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться

домой.

В год 6375 (867).

В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.

В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.

В год 6378 (870).

В год 6379 (871).

В год 6380 (872).

В год 6381 (873).

В год 6382 (874).

В год 6383 (875).

В год 6384 (876).

В год 6385 (877).

В год 6386 (878).

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу

своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

В год 6388 (880).

В год 6389 (881).

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов:

варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с

кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда

отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам

Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних

воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца

Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду

и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря.

Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили

все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не

княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика".

И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе,

которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле

Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой

Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам

русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот

Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и

установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради

сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал

дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил

на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их"

и вам (им платить) незачем".

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете

дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам,

но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал

Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и

тиверцами воевал.

В год 6394 (886).

В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался

Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет.

В год 6396 (888).

В год 6397 (889).

В год 6398 (890).

В год 6399 (891).

В год 6400 (892).

В год 6401 (893).

В год 6402 (894).

В год 6403 (895).

В год 6404 (896).

В год 6405 (897).

В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь

Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь

половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые

прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и

славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю

захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и

поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля

Угорской. И стали угры воевать с греками и попленили землю Фракийскую и

Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и чехами. Был един

народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и

моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них

ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же

грамота и у русских, и у болгар дунайских.

Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и

Коцел послали к царю Михаилу, говоря: "Земля наша крещена, но нет у нас

учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь

не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие

иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите

нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их".

Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сказанное

славянскими князьями. И сказали философы: "В Селуни есть муж, именем Лев.

Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него искусные

философы". Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь, со

словами: "Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина".

Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал он

им: "Вот, прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя,

который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят". И

уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и

Коцелу. Когда же (братья эти) пришли, - начали они составлять славянскую

азбуку и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они

о величии Божьем на своем языке. Затем перевели Псалтырь и Октоих и другие

книги. Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что "ни одному народу

не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, согласно

надписи Пилата, который на кресте Господнем написал (только на этих

языках)". Услышав об этом, папа римский осудил тех, кто хулит славянские

книги, сказав так: "Да исполнится слово Писания: "Пусть восхвалят Бога все

народы", и другое: "Пусть все народы восхвалят величие Божие, поскольку дух

святой дал им говорить". Если же кто бранит славянскую грамоту, да будет

отлучен от церкви, пока не исправится; это волки, а не овцы, их следует

узнавать по поступкам их и беречься их. Вы же, чада, послушайте

божественного учения и не отвергните церковного поучения, которое дал вам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: