родился у Ярослава сын, нарекли имя ему Вячеслав. Когда Ярослав был в
Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал
воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город свой. А было
печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил дружину, и
поставил варягов посредине, а на правой стороне - киевлян, а на левом крыле
- новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на
месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда
поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И
побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули
в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня.
В тот же год посадил Ярослав брата своего Судислава в темницу во Пскове -
был тот оклеветан перед ним.
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града
Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь
на Золотых воротах - святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого
Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и
расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил
Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и
книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг
множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением
божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и
едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал
и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами
|
сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и
поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и
воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в
книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда
воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил:
"Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх
Господень... Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною
цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и
мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут
благодать". Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую
пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со
святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и
апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав,
положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом,
серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные
песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по
местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить
людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И
умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя
множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми
|
людьми христианскими.
В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.
В год 6547 (1039). Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой
Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава.
В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву.
В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.
В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их. И пали
кони у воинов Владимировых; так, что и с еще дышащих коней сдирали кожу:
такой был мор на коней!
В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына своего Владимира на греков и дал
ему много воинов, а воеводство поручил Вышате, отцу Яня. И отправился
Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к Царьграду. И была буря
велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль разбил ветер, и взял
князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих же воинов
Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они захотели было
пойти на Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. И сказал Вышата:
"Я пойду с ними". И высадился к ним с корабля, и сказал: "Если буду жив, то
с ними, если погибну, то с дружиной". И пошли, намереваясь дойти до Руси. И
сообщили грекам, что море разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах,
за русью 14 ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею, что идут за ними,
повернув, разбил ладьи греческие и возвратился на Русь, сев на корабли свои.
Вышату же схватили вместе с выброшенными на берег, и привели в Царьград, и
ослепили много русских. Спустя три года, когда установился мир, отпущен был
Вышата на Русь к Ярославу. В те времена выдал Ярослав сестру свою за
|
Казимира, и отдал Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот русских
пленных, захваченных еще Болеславом, когда тот победил Ярослава.
В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега,
сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой
Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец
Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от
волxвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и
сказали волхвы матери его: "Это язвено навяжи на него, пусть носит его до
смерти". И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на
кровопролитие.
В год 6553 (1045). Заложил Владимир святую Софию в Новгороде.
В год 6554 (1046).
В год 6555 (1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил
князя их Моислава, и покорил их Казимиру.
В год 6556 (1048).
В год 6557 (1049).
В год 6558 (1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава.
В год 6559 (1051). Поставил Ярослав Илариона митрополитом, русского
родом, в святой Софии, собрав епископов.
А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый
князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых
апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем
Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на
Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву
творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и,
приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем
Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии,
а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек,
мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти
странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и
обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена,
чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний,
наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: "Иди снова на Русь,
и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут
чернецами". Благословил его и отпустил, сказав ему: "Иди с миром". Антоний
же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и
не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам,
ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал
пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со
слезами, говоря: "Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь
благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг". И стал
жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая
в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах,
в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили к нему, принося
все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний: приходя к нему,
просили у него благословения. После же, когда преставился великий князь
Ярослав, - приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве. Антоний же прославлен
был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его, пришел с дружиною
своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом стал всем великий
Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать
и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру
великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере
под старым монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний: "Это Бог
вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому
меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал - да будет благословение
на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы". И так сказал им: "Живите
же сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам я хочу уединиться в этой
горе, так как и прежде уже привык жить в уединении". И поставил им игуменом
Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и
в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в
течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом
жили в прежней пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла
уже вместиться в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли
игумен с братией к Антонию и сказали ему: "Отец! Умножилась братия, и не
можем вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили
бы мы церковку вне пещеры". И повелел им Антоний. Они же поклонились ему и
поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы. И
начал Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет
сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию и
сказали: "Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь".
Антоний же сказал с радостью: "Благословен Бог во всем, и молитва святой
Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами". И, сказав это, послал
одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: "Князь мой! Вот Бог умножает
братию, а местечко малó: дал бы нам гору ту, что над пещерою".
Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего, и отдал им гору ту.
Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь огородили острогом,
келий поставили много, завершили церковь и украсили ее иконами. И с той поры
начался Печерский монастырь: оттого, что жили чернецы прежде в пещере, и
прозвался монастырь Печерским. Основался же монастырь Печерский по
благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь при игумене Варлааме,
Изяслав поставил другой монастырь, святого Дмитрия, и вывел Варлаама на
игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь выше Печерского,
надеясь на свое богатство. Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и
богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами,
постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни серебра, но
достиг всего слезами и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам ушел к
святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию и сказали:
"Поставь нам игумена". Он же сказал им: "Кого хотите?". Они же ответили:
"Кого хочет Бог и ты". И сказал им: "Кто из вас больше Феодосия -
послушного, кроткого, смиренного, - да будет он вам игумен". Братия же рада
была, поклонилась старцу; и поставили Феодосия игуменом братии, числом 20.
Когда же Феодосий принял монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим
постам, и молитвам со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал
братии числом 100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил,
монах Студийского монастыря, пришедший из Греческой земли с митрополитом
Георгием, - и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И
нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем - как петь пения
монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и
весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни
- все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От
того же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается
монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и
вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого,
приходящего к нему, - пришел к нему и я - худой и недостойный раб, - и
принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой
год начался Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии
Феодосия скажем после.
В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в
Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам.
В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки,
и нарек имя ему Владимир.
В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при
жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю мир этот,
сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного
отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в
вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти
жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и
дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно,
слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и
брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он
вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю
Владимир, а Вячеславу Смоленск". И так разделил между ними города, запретив
им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу:
"Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают". И
так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам уже он был болен тогда и,
приехав в Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда был... а Святослав во
Владимире. Всеволод же был тогда при отце, ибо любил его отец больше всех
братьев и держал его всегда при себе. И приспел конец жизни Ярослава, и
отдал душу свою Богу в первую субботу поста святого Федора. Всеволод же
обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев, а попы пели
положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили его в гроб
мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод и весь народ, Жил
же он всех лет 76.
Начало княжения Изяслава в Киеве. Придя, сел Изяслав на столе в Киеве,
Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире,
Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и
победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и заключил мир с
ними Всеволод, и возвратились половцы назад, откуда пришли.
В год 6564 (1056).
В год 6565 (1057). Преставился Вячеслав, сын Ярослава, в Смоленске, и
посадили Игоря в Смоленске, выведя его из Владимира.
В год 6566 (1058). Победил Изяслав голядь.
В год 6567 (1059). Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего
Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и
стал он чернецом.
В год 6568 (1060). Преставился Игорь, сын Ярослава. В том же году
Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав собрали воинов бесчисленных и
пошли походом на торков, на конях и в ладьях, без числа много. Прослышав об
этом, торки испугались, и обратились в бегство, и не вернулись до сих пор, -
так и перемерли в бегах. Божиим гневом гонимые, кто от стужи, кто от голода,
иные от мора и судом Божиим. Так избавил Бог христиан от поганых.
В год 6569 (1061). Впервые пришли половцы войною на Русскую землю;
Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили
Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных
врагов. Был же князь их Искал.
В год 6570 (1062).
В год 6571 (1063). Судислав преставился, брат Ярослава, и погребли его
в церкви святого Георгия. В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном
направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год
пожег Всеслав город.
В год 6572 (1064). Бежал Ростислав, сын Владимиров, внук Ярославов, в
Тмутаракань, и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы
новгородского. И, придя, выгнал Глеба из Тмутаракани, а сам сел на его
место.
В год 6573 (1065). Пошел Святослав на Ростислава к Тмутаракани.
Ростислав же отступил из города - не потому, что испугался Святослава, но не
желая против своего дяди оружия поднять. Святослав же, придя в Тмутаракань,
вновь посадил сына своего Глеба и вернулся назад. Ростислав же, придя, снова
выгнал Глеба, и пришел Глеб к отцу своему. Ростислав же сел в Тмутаракани. В
том же году Всеслав начал войну.
В те же времена было знаменье на западе, звезда великая, с лучами как
бы кровавыми; с вечера всходила она на небо после захода солнца, и так было
7 дней. Знамение это было не к добру, после того были усобицы многие и
нашествие поганых на Русскую землю, ибо эта звезда была как бы кровавая,
предвещая крови пролитье. В те же времена ребенок был брошен в Сетомль;
этого ребенка вытащили рыбаки в неводе, и рассматривали мы его до вечера и
опять бросили в воду. Был же он такой: на лице у него были срамные части, а
иного нельзя и сказать срама ради. Перед тем временем и солнце изменилось и
не стало светлым, но было как месяц, о таком солнце невежды говорят, что оно
объедено. Знамения эти бывают не к добру. Мы потому так думаем, что именно
так случилось в древности, "при Антиохе, в Иерусалиме: внезапно по всему
городу в течение сорока дней стали являться в воздухе всадники скачущие, с
оружием, в золотых одеждах, полки обеих сторон являлись, потрясая оружием: и
это предвещало нападение Антиоха, нашествие рати на Иерусалим. Потом при
Нероне цесаре в том же Иерусалиме над городом воссияла звезда в виде копья;
это предвещало нашествие римского войска. И снова так было при Юстиниане
цесаре: звезда воссияла на западе, испускавшая лучи, и прозвали ее лампадой,
и так блистала она дней 20; после же того было звездотечение на небе с
вечера до утра, так что все думали, будто падают звезды, и вновь солнце
сияло без лучей: это предвещало крамолы, болезни людям, смерти. Снова, уже
при Маврикии цесаре, было так: жена родила ребенка без глаз и без рук, а к
бедрам у него рыбий хвост прирос; и пес родился шестиногий; в Африке уже
двое детей родилось: один о четырех ногах, а другой о двух головах. Потом же
было при царе Константине Иконоборце, сыне Леона, звездотечение на небе,
звезды срывались на землю, так что видевшие думали, что конец мира; тогда же
воздухотечение было сильное; в Сирии же было землетрясение великое, так что
земля разверзлась на три поприща, и, дивно, из земли вышел мул, говоривший
человеческим голосом и предсказывавший нашествие иноземцев, как и случилось
потом": напали сарацины на Палестинскую землю. Знамения ведь на небе, или в
звездах, или в солнце, или в птицах, или в чем ином не к добру бывают; но
знамения эти ко злу бывают: или войну предвещают, или голод, или смерть.
В год 6574 (1066). Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с
касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом
подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, - он вошел к
нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с
дружиною своею, котопан сказал: "Князь, хочу выпить за тебя". Тот же
ответил: "Пей". Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив
палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая
его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в
Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и
случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж
доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к
убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы.
В год 6575 (1067). Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и
занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав
воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане
затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен
и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И
встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик,
и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели
Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал. Затем месяца июля в 10-й
день Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной Всеславу,
сказали ему: "Приди к нам, не сотворим тебе зла". Он же, надеясь на их
крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым
вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши у Смоленска, преступив
крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу
с двумя сыновьями.
В год 6576 (1068). Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев
множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И
ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и
побежали русские князья, и победили половцы.
Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе
люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского
соблазна, Бог ведь не хочет зла людям, но блага; а дьявол радуется злому
убийству и крови пролитию, разжигая ссоры и зависть, братоненавидение,
клевету. Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью,
или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными
казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог велит нам жить в покаянии и говорит нам
через пророка: "Обратитесь ко мне всем сердцем вашим, в посте и плаче". Если
мы будем так поступать, простятся нам все грехи; но мы к злу возвращаемся,
как свинья, в кале греховном вечно марающаяся, и так пребываем. Устами того
же пророка говорит нам Господь: "Знаю, - говорит, - что ты жесток и шея твоя
железная", поэтому "не пустил к вам дождя, одну землю одождил, а другую не
одождил, и иссохло"; "и поразил вас зноем и различными казнями, но и тут вы
не обратились ко мне. Потому сады ваши, смоковницы ваши, нивы и дубравы ваши
погубил я, - говорит Господь, - а злоб ваших не мог изничтожить. Послал на
вас различные болезни и смерти ужасные и на скот послал казнь свою, но и тут
не обратились ко мне, но сказали: "Не поддадимся". Доколе не насытитесь
злобами вашими? Вы ведь уклонились от пути моего, - говорит Господь, - и
соблазнили многих"; поэтому: "буду свидетелем скорым против врагов, и
прелюбодеев, и клянущихся именем моим ложно, и лишающих мзды наемника,
чинящих насилие над сиротами и вдовами и уклоняющих суд от правды. Почему не
покаетесь в грехах ваших? Но искажаете законы мои и не соблюдаете их?
Обратитесь ко мне - и я обращусь к вам, - говорит Господь, - и разверзу вам
хляби небесные и отвращу от вас гнев мой, пока не будет у вас всего в
изобилии и не станут истощаться ни сады ваши, ни нивы. Но вы обрушили на
меня слова ваши, говоря: "Ничтожен служащий Богу"". Поэтому: "Устами чтут
меня, а сердце их далеко отстоит от меня". Оттого, чего просим, не приемлем.
"Будет же так, - говорит, - когда призовете меня, я не стану вас слушать".
Будете искать меня в беде - и не обрящете, ибо не восхотели ходить по путям
моим", отчего и затворяется небо или, напротив, на горе разверзается, град
вместо дождя испуская или морозом плоды побивая и землю зноем томя, за наши
злодеяния. Если же покаемся в злодеяниях наших, то "как родным детям своим"
даст он нам все просимое и дождь ранний или поздний. "И наполнятся гумна
ваши пшеницею. Прольются давила винные и масляные. И возмещу вам за годы, в
которые поели у вас саранча, и жуки, и гусеницы; сила моя велика, которую я
послал на вас", - говорит Господь Вседержитель. Слыша все это, обратимся к
добру; взыщите праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию,
не воздавая злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога
нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши, не так,
что словом только называемся христианами, а живем, как язычники. Вот разве
не по-язычески мы живем, если во встречу верим? Ведь если кто встретит
черноризца, то возвращается, так же поступает и встретив кабана или свинью,
- разве это не по-язычески? Это ведь по наущению дьявола держатся эти
приметы; другие же в чихание веруют, которое на самом деле бывает на здравие
голове! Но дьявол обманывает и этими и иными способами, всякими хитростями
отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим
ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг
друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят; когда же
бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви. Потому и казни
всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем
наказание за грехи наши.
Но возвратимся к своему повествованию. Когда Изяслав со Всеволодом
бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и
собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: "Вот, половцы рассеялись
по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними".
Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли
на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора
Брячислава, и сказали: "Пойдем освободим дружину свою из темницы". И
разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по
мосту, эти и пришли на княжеский двор. Изяслав в это время на сенях совет
держал с дружиной своей, и заспорили с князем те, кто стоял внизу. Когда же
князь смотрел из оконца, а дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат
Чудина, Изяславу: "Видишь, князь, люди расшумелись; пошли, пусть постерегут
Всеслава". И пока он это говорил, другая половина людей пришла от темницы,
отворив ее. И сказала дружина князю: "Злое содеялось; пошли ко Всеславу,
пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом". И не послушал того
князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава. Изяслав же, видя это,
побежал со Всеволодом со двора, люди же освободили Всеслава из поруба - в
15-й день сентября - и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжий
разграбили - бесчисленное множество золота и серебра, в монетах и слитках.
Изяслав же бежал в Польшу.
Впоследствии, когда половцы воевали по земле Русской, а Святослав был в
Чернигове, и когда половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав
небольшую дружину, вышел против них к Сновску. И увидели половцы идущий
полк, и приготовились встретить его. И Святослав, увидев, что их множество,
сказал дружине своей: "Сразимся, некуда нам уже деться". И стегнули коней, и
одолел Святослав с тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их
побили, а другие утонули в Снови, а князя их взяли в 1-й день ноября. И
возвратился с победою в город свой Святослав.
Всеслав же сел в Киеве. Этим Бог явил силу креста, потому что Изяслав