Kto b Киеве стал первым княжить и kak возникла русская земля 8 глава




родился у Ярослава сын, нарекли имя ему Вячеслав. Когда Ярослав был в

Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал

воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город свой. А было

печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил дружину, и

поставил варягов посредине, а на правой стороне - киевлян, а на левом крыле

- новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на

месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда

поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И

побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули

в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня.

В тот же год посадил Ярослав брата своего Судислава в темницу во Пскове -

был тот оклеветан перед ним.

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града

Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь

на Золотых воротах - святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого

Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и

расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил

Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и

книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и

переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг

множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением

божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и

едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал

и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами

сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и

поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и

воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в

книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда

воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил:

"Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх

Господень... Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною

цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и

мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут

благодать". Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую

пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со

святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и

апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав,

положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом,

серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные

песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по

местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить

людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И

умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя

множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми

людьми христианскими.

В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.

В год 6547 (1039). Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой

Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава.

В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву.

В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.

В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их. И пали

кони у воинов Владимировых; так, что и с еще дышащих коней сдирали кожу:

такой был мор на коней!

В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына своего Владимира на греков и дал

ему много воинов, а воеводство поручил Вышате, отцу Яня. И отправился

Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к Царьграду. И была буря

велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль разбил ветер, и взял

князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих же воинов

Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они захотели было

пойти на Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. И сказал Вышата:

"Я пойду с ними". И высадился к ним с корабля, и сказал: "Если буду жив, то

с ними, если погибну, то с дружиной". И пошли, намереваясь дойти до Руси. И

сообщили грекам, что море разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах,

за русью 14 ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею, что идут за ними,

повернув, разбил ладьи греческие и возвратился на Русь, сев на корабли свои.

Вышату же схватили вместе с выброшенными на берег, и привели в Царьград, и

ослепили много русских. Спустя три года, когда установился мир, отпущен был

Вышата на Русь к Ярославу. В те времена выдал Ярослав сестру свою за

Казимира, и отдал Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот русских

пленных, захваченных еще Болеславом, когда тот победил Ярослава.

В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега,

сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой

Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец

Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от

волxвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и

сказали волхвы матери его: "Это язвено навяжи на него, пусть носит его до

смерти". И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на

кровопролитие.

В год 6553 (1045). Заложил Владимир святую Софию в Новгороде.

В год 6554 (1046).

В год 6555 (1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил

князя их Моислава, и покорил их Казимиру.

В год 6556 (1048).

В год 6557 (1049).

В год 6558 (1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава.

В год 6559 (1051). Поставил Ярослав Илариона митрополитом, русского

родом, в святой Софии, собрав епископов.

А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый

князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых

апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем

Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на

Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву

творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и,

приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем

Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии,

а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек,

мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти

странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и

обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена,

чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний,

наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: "Иди снова на Русь,

и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут

чернецами". Благословил его и отпустил, сказав ему: "Иди с миром". Антоний

же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и

не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам,

ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал

пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со

слезами, говоря: "Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь

благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг". И стал

жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая

в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах,

в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили к нему, принося

все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний: приходя к нему,

просили у него благословения. После же, когда преставился великий князь

Ярослав, - приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве. Антоний же прославлен

был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его, пришел с дружиною

своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом стал всем великий

Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать

и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру

великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере

под старым монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний: "Это Бог

вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому

меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал - да будет благословение

на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы". И так сказал им: "Живите

же сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам я хочу уединиться в этой

горе, так как и прежде уже привык жить в уединении". И поставил им игуменом

Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и

в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в

течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом

жили в прежней пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла

уже вместиться в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли

игумен с братией к Антонию и сказали ему: "Отец! Умножилась братия, и не

можем вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили

бы мы церковку вне пещеры". И повелел им Антоний. Они же поклонились ему и

поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы. И

начал Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет

сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию и

сказали: "Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь".

Антоний же сказал с радостью: "Благословен Бог во всем, и молитва святой

Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами". И, сказав это, послал

одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: "Князь мой! Вот Бог умножает

братию, а местечко малó: дал бы нам гору ту, что над пещерою".

Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего, и отдал им гору ту.

Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь огородили острогом,

келий поставили много, завершили церковь и украсили ее иконами. И с той поры

начался Печерский монастырь: оттого, что жили чернецы прежде в пещере, и

прозвался монастырь Печерским. Основался же монастырь Печерский по

благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь при игумене Варлааме,

Изяслав поставил другой монастырь, святого Дмитрия, и вывел Варлаама на

игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь выше Печерского,

надеясь на свое богатство. Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и

богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами,

постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни серебра, но

достиг всего слезами и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам ушел к

святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию и сказали:

"Поставь нам игумена". Он же сказал им: "Кого хотите?". Они же ответили:

"Кого хочет Бог и ты". И сказал им: "Кто из вас больше Феодосия -

послушного, кроткого, смиренного, - да будет он вам игумен". Братия же рада

была, поклонилась старцу; и поставили Феодосия игуменом братии, числом 20.

Когда же Феодосий принял монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим

постам, и молитвам со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал

братии числом 100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил,

монах Студийского монастыря, пришедший из Греческой земли с митрополитом

Георгием, - и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И

нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем - как петь пения

монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и

весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни

- все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От

того же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается

монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и

вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого,

приходящего к нему, - пришел к нему и я - худой и недостойный раб, - и

принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой

год начался Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии

Феодосия скажем после.

В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в

Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам.

В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки,

и нарек имя ему Владимир.

В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при

жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю мир этот,

сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного

отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в

вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти

жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и

дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно,

слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и

брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он

вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю

Владимир, а Вячеславу Смоленск". И так разделил между ними города, запретив

им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу:

"Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают". И

так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам уже он был болен тогда и,

приехав в Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда был... а Святослав во

Владимире. Всеволод же был тогда при отце, ибо любил его отец больше всех

братьев и держал его всегда при себе. И приспел конец жизни Ярослава, и

отдал душу свою Богу в первую субботу поста святого Федора. Всеволод же

обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев, а попы пели

положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили его в гроб

мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод и весь народ, Жил

же он всех лет 76.

 

Начало княжения Изяслава в Киеве. Придя, сел Изяслав на столе в Киеве,

Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире,

Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и

победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и заключил мир с

ними Всеволод, и возвратились половцы назад, откуда пришли.

В год 6564 (1056).

В год 6565 (1057). Преставился Вячеслав, сын Ярослава, в Смоленске, и

посадили Игоря в Смоленске, выведя его из Владимира.

В год 6566 (1058). Победил Изяслав голядь.

В год 6567 (1059). Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего

Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и

стал он чернецом.

В год 6568 (1060). Преставился Игорь, сын Ярослава. В том же году

Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав собрали воинов бесчисленных и

пошли походом на торков, на конях и в ладьях, без числа много. Прослышав об

этом, торки испугались, и обратились в бегство, и не вернулись до сих пор, -

так и перемерли в бегах. Божиим гневом гонимые, кто от стужи, кто от голода,

иные от мора и судом Божиим. Так избавил Бог христиан от поганых.

В год 6569 (1061). Впервые пришли половцы войною на Русскую землю;

Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили

Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных

врагов. Был же князь их Искал.

В год 6570 (1062).

В год 6571 (1063). Судислав преставился, брат Ярослава, и погребли его

в церкви святого Георгия. В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном

направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год

пожег Всеслав город.

В год 6572 (1064). Бежал Ростислав, сын Владимиров, внук Ярославов, в

Тмутаракань, и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы

новгородского. И, придя, выгнал Глеба из Тмутаракани, а сам сел на его

место.

В год 6573 (1065). Пошел Святослав на Ростислава к Тмутаракани.

Ростислав же отступил из города - не потому, что испугался Святослава, но не

желая против своего дяди оружия поднять. Святослав же, придя в Тмутаракань,

вновь посадил сына своего Глеба и вернулся назад. Ростислав же, придя, снова

выгнал Глеба, и пришел Глеб к отцу своему. Ростислав же сел в Тмутаракани. В

том же году Всеслав начал войну.

В те же времена было знаменье на западе, звезда великая, с лучами как

бы кровавыми; с вечера всходила она на небо после захода солнца, и так было

7 дней. Знамение это было не к добру, после того были усобицы многие и

нашествие поганых на Русскую землю, ибо эта звезда была как бы кровавая,

предвещая крови пролитье. В те же времена ребенок был брошен в Сетомль;

этого ребенка вытащили рыбаки в неводе, и рассматривали мы его до вечера и

опять бросили в воду. Был же он такой: на лице у него были срамные части, а

иного нельзя и сказать срама ради. Перед тем временем и солнце изменилось и

не стало светлым, но было как месяц, о таком солнце невежды говорят, что оно

объедено. Знамения эти бывают не к добру. Мы потому так думаем, что именно

так случилось в древности, "при Антиохе, в Иерусалиме: внезапно по всему

городу в течение сорока дней стали являться в воздухе всадники скачущие, с

оружием, в золотых одеждах, полки обеих сторон являлись, потрясая оружием: и

это предвещало нападение Антиоха, нашествие рати на Иерусалим. Потом при

Нероне цесаре в том же Иерусалиме над городом воссияла звезда в виде копья;

это предвещало нашествие римского войска. И снова так было при Юстиниане

цесаре: звезда воссияла на западе, испускавшая лучи, и прозвали ее лампадой,

и так блистала она дней 20; после же того было звездотечение на небе с

вечера до утра, так что все думали, будто падают звезды, и вновь солнце

сияло без лучей: это предвещало крамолы, болезни людям, смерти. Снова, уже

при Маврикии цесаре, было так: жена родила ребенка без глаз и без рук, а к

бедрам у него рыбий хвост прирос; и пес родился шестиногий; в Африке уже

двое детей родилось: один о четырех ногах, а другой о двух головах. Потом же

было при царе Константине Иконоборце, сыне Леона, звездотечение на небе,

звезды срывались на землю, так что видевшие думали, что конец мира; тогда же

воздухотечение было сильное; в Сирии же было землетрясение великое, так что

земля разверзлась на три поприща, и, дивно, из земли вышел мул, говоривший

человеческим голосом и предсказывавший нашествие иноземцев, как и случилось

потом": напали сарацины на Палестинскую землю. Знамения ведь на небе, или в

звездах, или в солнце, или в птицах, или в чем ином не к добру бывают; но

знамения эти ко злу бывают: или войну предвещают, или голод, или смерть.

В год 6574 (1066). Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с

касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом

подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, - он вошел к

нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с

дружиною своею, котопан сказал: "Князь, хочу выпить за тебя". Тот же

ответил: "Пей". Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив

палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая

его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в

Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и

случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж

доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к

убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы.

В год 6575 (1067). Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и

занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав

воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане

затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен

и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И

встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик,

и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели

Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал. Затем месяца июля в 10-й

день Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной Всеславу,

сказали ему: "Приди к нам, не сотворим тебе зла". Он же, надеясь на их

крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым

вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши у Смоленска, преступив

крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу

с двумя сыновьями.

В год 6576 (1068). Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев

множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И

ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и

побежали русские князья, и победили половцы.

Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе

люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского

соблазна, Бог ведь не хочет зла людям, но блага; а дьявол радуется злому

убийству и крови пролитию, разжигая ссоры и зависть, братоненавидение,

клевету. Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью,

или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными

казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог велит нам жить в покаянии и говорит нам

через пророка: "Обратитесь ко мне всем сердцем вашим, в посте и плаче". Если

мы будем так поступать, простятся нам все грехи; но мы к злу возвращаемся,

как свинья, в кале греховном вечно марающаяся, и так пребываем. Устами того

же пророка говорит нам Господь: "Знаю, - говорит, - что ты жесток и шея твоя

железная", поэтому "не пустил к вам дождя, одну землю одождил, а другую не

одождил, и иссохло"; "и поразил вас зноем и различными казнями, но и тут вы

не обратились ко мне. Потому сады ваши, смоковницы ваши, нивы и дубравы ваши

погубил я, - говорит Господь, - а злоб ваших не мог изничтожить. Послал на

вас различные болезни и смерти ужасные и на скот послал казнь свою, но и тут

не обратились ко мне, но сказали: "Не поддадимся". Доколе не насытитесь

злобами вашими? Вы ведь уклонились от пути моего, - говорит Господь, - и

соблазнили многих"; поэтому: "буду свидетелем скорым против врагов, и

прелюбодеев, и клянущихся именем моим ложно, и лишающих мзды наемника,

чинящих насилие над сиротами и вдовами и уклоняющих суд от правды. Почему не

покаетесь в грехах ваших? Но искажаете законы мои и не соблюдаете их?

Обратитесь ко мне - и я обращусь к вам, - говорит Господь, - и разверзу вам

хляби небесные и отвращу от вас гнев мой, пока не будет у вас всего в

изобилии и не станут истощаться ни сады ваши, ни нивы. Но вы обрушили на

меня слова ваши, говоря: "Ничтожен служащий Богу"". Поэтому: "Устами чтут

меня, а сердце их далеко отстоит от меня". Оттого, чего просим, не приемлем.

"Будет же так, - говорит, - когда призовете меня, я не стану вас слушать".

Будете искать меня в беде - и не обрящете, ибо не восхотели ходить по путям

моим", отчего и затворяется небо или, напротив, на горе разверзается, град

вместо дождя испуская или морозом плоды побивая и землю зноем томя, за наши

злодеяния. Если же покаемся в злодеяниях наших, то "как родным детям своим"

даст он нам все просимое и дождь ранний или поздний. "И наполнятся гумна

ваши пшеницею. Прольются давила винные и масляные. И возмещу вам за годы, в

которые поели у вас саранча, и жуки, и гусеницы; сила моя велика, которую я

послал на вас", - говорит Господь Вседержитель. Слыша все это, обратимся к

добру; взыщите праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию,

не воздавая злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога

нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши, не так,

что словом только называемся христианами, а живем, как язычники. Вот разве

не по-язычески мы живем, если во встречу верим? Ведь если кто встретит

черноризца, то возвращается, так же поступает и встретив кабана или свинью,

- разве это не по-язычески? Это ведь по наущению дьявола держатся эти

приметы; другие же в чихание веруют, которое на самом деле бывает на здравие

голове! Но дьявол обманывает и этими и иными способами, всякими хитростями

отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим

ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг

друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят; когда же

бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви. Потому и казни

всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем

наказание за грехи наши.

Но возвратимся к своему повествованию. Когда Изяслав со Всеволодом

бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и

собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: "Вот, половцы рассеялись

по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними".

Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли

на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора

Брячислава, и сказали: "Пойдем освободим дружину свою из темницы". И

разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по

мосту, эти и пришли на княжеский двор. Изяслав в это время на сенях совет

держал с дружиной своей, и заспорили с князем те, кто стоял внизу. Когда же

князь смотрел из оконца, а дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат

Чудина, Изяславу: "Видишь, князь, люди расшумелись; пошли, пусть постерегут

Всеслава". И пока он это говорил, другая половина людей пришла от темницы,

отворив ее. И сказала дружина князю: "Злое содеялось; пошли ко Всеславу,

пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом". И не послушал того

князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава. Изяслав же, видя это,

побежал со Всеволодом со двора, люди же освободили Всеслава из поруба - в

15-й день сентября - и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжий

разграбили - бесчисленное множество золота и серебра, в монетах и слитках.

Изяслав же бежал в Польшу.

Впоследствии, когда половцы воевали по земле Русской, а Святослав был в

Чернигове, и когда половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав

небольшую дружину, вышел против них к Сновску. И увидели половцы идущий

полк, и приготовились встретить его. И Святослав, увидев, что их множество,

сказал дружине своей: "Сразимся, некуда нам уже деться". И стегнули коней, и

одолел Святослав с тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их

побили, а другие утонули в Снови, а князя их взяли в 1-й день ноября. И

возвратился с победою в город свой Святослав.

Всеслав же сел в Киеве. Этим Бог явил силу креста, потому что Изяслав



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: