Обратный процесс превращения башкир в татар




В 1837 г. было издано сочинение тайного советника Иосифа Дебу «Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии». В этом довольно объемном труде есть и краткое описание Бугурусланского и Бузулукского уездов, в том числе и сведения о составе населения в этих уездах.

Например, в Бугурусланском уезде «…тептярей и бобылей – 1768, башкирцев – 615…», примерно такая же картина и в Бузулукском уезде. Татар как этнической группы населения в составе этих уездов, согласно данным И. Дебу, вообще нет. Даже в г. Бугульма, который в настоящее время находится в Республике Татарстан «...тептярей и бобылей – 6314, башкирцевъ – 2652, каракалпаковъ – 3, новокрещен – 4...». Татары здесь тоже не упоминаются.

Складывается впечатление, что татар, как этнической группы, в то время в этих регионах вообще не было. Однако уже в наше время каким-то волшебным образом татары в этих регионах появляются, но и таким же волшебным образом исчезают уже башкиры.

По последним данным, в Бугурусланском районе русских – 60,8%, мордвы – 26,4%, татар – 4,8%, башкиры вообще не упоминаются, вероятно, они в числе других небольших этнических групп вошли в оставшиеся 3,5%.

Такая же ситуация сейчас и в Бугульминском районе, правда, здесь татар, естественно, побольше: татар – 44,9%, русских – 42,5%, чувашей – 6,5%. Башкиры, как и в данных по Бугурусланскому району, видимо, вошли в оставшиеся 6,1%. Конечно, соглашаясь с приверженцами версии отатаривания башкир, можно сделать предположение, что башкирское население в этих районах отатарилось, стало разговаривать на татарском языке и называть себя татарами. Выше уже говорилось, что факты отатаривания нетатарского населения на территории нынешнего Татарстана существуют. Но такие факты встречаются лишь в отдельных селах, причем иногда даже без замены этнической идентичности.

Например, на центральном телевидении еще в 1990-х годах был сюжет о небольшой деревне в Татарстане, жители которой разговаривали на татарском языке, пели татарские песни, но при этом называли себя чувашами. У них был и небольшой фольклорный коллектив, участники которого были одеты тоже в национальные чувашские костюмы. Но чтобы во всем Бугурусланском районе, где не могло быть даже какого-то мифического административного влияния татарских властей, вдруг все башкиры отатарились – это уже из мира фантастики! На самом деле никакого волшебства здесь нет. Просто те, кого до революции записывали башкирами, когда им представилась такая возможность - записались татарами, поскольку всегда считали себя татарами.

Приведу в качестве примера сведения о своих предках. В Самарском архиве хранятся два документа 1907 г. и 1908 г. о страховании имущества моего деда, волостного старшины, который жил в то время в селе Алькино нынешнего Похвистневского района, а также его родного брата, тоже проживающего в этом селе. В этих двух документах перед их именами есть запись – «башкир». Потомки братьев моего деда сейчас проживают в основном в Похвистневском районе и других регионах Самарской обл. Все они, как и все жители села Алькино, считают себя татарами. Мой отец, 1904 г.р., его братья – 1892 и 1893 г.р., его сестра – 1899 г.р. всегда считали себя татарами, и никогда даже не заикались, что имеют хоть какое-то отношение к башкирам. По крайней мере, дедушка (их отец) мог бы им хотя бы намекнуть о башкирском происхождении? Мой отец, его братья и сестра разговаривали по-татарски, вероятнее всего, так же, как их отец. А он в свою очередь – так же, как и его отец и т.д.

Конечно, со временем какие-то слова исчезали из разговорной речи, появлялись какие-то новые, но в целом их язык, думаю, за несколько поколений не мог значительно измениться. Однако ничего даже близкого к башкирским словам, языку в речи моих дядь и единственной тети не было. Хотелось бы отметить, что в ревизских сказках все односельчане моего дедушки из села Алькино тоже записаны башкирами, но все их нынешние потомки называют себя татарами и разговаривают по-татарски.

Кстати, жители Алькино в разговоре не используют глагольную форму «бармаем», «кайтмаем» и т.п., как многие жители Асекеевского района. Надо полагать, что запись «башкир» в документе о страховании имущества моего деда и его брата являлась их социальным статусом, определяющим их принадлежность к определенному сословию, как, например, бобыль, тептяр, крестьянин, мещанин, дворянин и т.п. Вероятнее всего, в подобном документе о страховании русского человека могла бы, например, стоять запись – (государственный) крестьянин, мещанин, купец и т.п., и вряд ли была бы запись – «русский». Поскольку в документе о страховании имущества данные об этнической принадлежности застрахованного лица являются совершенно ненужными.

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что многие поколения татар, которые когда-то были записаны как «башкиры», изначально разговаривали на татарском языке и всегда относили себя к татарам.

Если взять Асекеевский район, он находится значительно ближе к Башкортостану, чем к Татарстану. У многих родственники живут в Башкортостане. И если, со слов ДанаКинельского, они «толком не знали, кто они: татары или башкиры», гораздо легче было бы предположить, что жители сел должны были записаться башкирами. Но даже несмотря на то, что во всех документах до революции их записывали как башкир, все они позднее записались татарами. Никакие агитаторы из Татарстана сюда никогда не приезжали и не агитировали их записываться татарами. Хотя во время образования Башкирской АССР агитаторы из Малой Башкирии приезжали и уговаривали их записаться башкирами. Руководство Татарстана никогда не предлагало им какие-то привилегии и блага в случае записи их татарами.

Так чем же ещё можно объяснить желание большинства жителей татарских сел в разных регионах записаться татарами после революции 1917 года, как не тем, что они всегда считали себя татарами и частью татарского народа? Конечно, в самой Башкирии значительная часть записанных ранее «башкирами» и являлась этническими башкирами. Хотя и там встречались такие, как МясогутТатимов. По крайней мере, есть сведения, что в 1862 году башкирское сословие там насчитывало более миллиона человек, но только около 550 тысяч из них принадлежали к башкирской народности.

И в заключение. Кому-то, вероятно, показалось, что целью всего изложенного было желание доказать, что в возникновении нынешних татарских сел Асекеевского района башкиры не принимали никакого участия. Совершенно не было такого желания. Башкиры когда-то кочевали по территории нынешней Оренбургской обл., в том числе, конечно, и по территории нашего района. В те времена почти всю территорию нынешней Оренбургской области башкиры считали своей землей. В местах кочевничеств у них появлялись не только стоянки, но и небольшие временные поселения. Среди башкир были как кочевые, так и оседлые племена, которые занимались земледелием, а некоторая часть башкир занималась охотой и бортничеством, поэтому кто-то из башкир, естественно, принимал участие в появлении сел и в Асекеевском районе, ведь недаром почти во всех легендах о возникновении наших сел упоминаются как татары, так и башкиры (даже если башкирами их называли ошибочно). Но и отводить им в этом главную роль было бы совершенно неверным. И утверждения, что села Асекеевского района якобы были основаны башкирами, которые впоследствии перешли на татарский язык и стали называть себя татарами, являются абсолютно безосновательными.

Как ранее мы уже выяснили, в наших краях в прежние годы башкирами называли практически все население. И почти все они, вне зависимости от этнической принадлежности, носили общее для них сословное название «башкиры». Поэтому нельзя утверждать, что все они были этническими башкирами. Наши села были основаны татарами и башкирами, если они в то время себя так называли. Со слов С.А. Шагманова, «после подавления восстания Емельяна Пугачева 1773-1775 г.г. в Тамьян прибывало много беженцев татар-тептярей и башкир и они осели в Старомукменево, Старокульшарипово, Старосултангулово, Асекеево». Так что в наших селах уже с давних пор живут представители различных этнических и сословных групп населения. Куда потом делись башкиры?

Возможно, кто-то из них перебрался в другие места. Но, вероятнее всего, большая часть тех, кого записывали и называли башкирами, изначально разговаривала на татарском языке и идентифицировала себя как татар. Кто-то из этнических башкир действительно мог постепенно перейти на татарский язык, но таких, вероятно, было немного.

В большинстве случаев жителей некоторых сел, например, на западе Башкортостана, в которых башкиры и татары живут вместе с давних пор, вообще невозможно разделить на татар и башкир. Даже анализ ДНК не окажет в этом никакой помощи, т.к. не существуют татарского, башкирского или русского гена. Например, моя гаплогруппа – N1c1 (вероятно, в Асекеевском районе я единственный, кто сделал такой ДНК-тест). Представителей этой гаплогруппы среди татар – 16%, среди башкир – 17%. Но в то же время среди удмуртов – 67%, финнов – 61,5%, марийцев – 61%, чувашей – 18%, среди мордвы – 15%.

Так что представители этой гаплогруппы скорее удмурты, чем татары или башкиры. Однако свою этническую принадлежность люди определяют не по генам, а по тому, кто их родители, на каком языке они говорят, какой язык считают родным, в какой среде они живут и культура какого народа им ближе.Татарский и башкирский народ являются наиболее близкими, братскими народами. Конечно, среди них есть некоторые отличия, но есть и очень много общего. Многие века оба этих народа жили рядом или вместе, «варились в одном котле». Во всех башкирских восстаниях всегда принимали участие и татары. До революции это был, можно сказать, единый народ, ведь не зря татары и башкиры долгое время пользовались одной общей письменностью. И только образование Башкирской АССР, а позднее и Татарской АССР, в какой-то мере разделило эти два народа. Появился дух соперничества и даже, к сожалению, вражды. Это чаще всего проявляется в вопросах истории и этнического самосознания, что в последние годы наблюдается в Интернете на различных татарских и башкирских сайтах и форумах…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: