ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Методические указания
В методических указаниях рассмотрены вопросы организации выполнения операций с поездами и вагонами в условиях функционирова - ния новых информационных технологий.
Предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Автоматизированные системы управления железнодорож - ным транспортом ».
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт России занимает ведущее место среди других видов транспорта в перевозке грузов и пассажиров: объем пере - возок составляет 75 % от всего грузооборота страны и 40 % – от пасса - жиропотока.
В современных условиях на железных дорогах сети широко приме - няются новые информационные технологии и осуществляется реструк - туризация – с целью уменьшения затрат на управление перевозочным процессом. Информационные технологии сегодня – это не просто сред - ства поддержки управления, а основной элемент инфраструктуры же - лезнодорожного транспорта. Из раздела вспомогательных средств они
переместились в область основных и превратились в один из главных механизмов совершенствования управления перевозками. Сегодня можно сказать, что информационные технологии стали бизнес - образую - щим фактором для железнодорожного транспорта и во многом опреде - ляют насколько эффективно он может работать на рынке перевозок.
В программе информатизации железнодорожной отрасли определе - ны глобальные цели и первоочередные задачи. Для успешного решения задач по информатизации следует усилить подготовку специалистов, занимающихся как разработкой систем, так и их использованием.
|
Структура автоматизированных систем оперативного управления (АСОУ) состоит из систем на нижнем, дорожном и верхнем уровнях. Системы нижнего уровня создаются на линейных предприятиях и дис -
петчерских участках и предназначены для автоматизации съема и ввода информации, обработки и выдачи результатов.
Автоматизированные системы являются основой применения ин - формационных технологий в перевозочном процессе, заменяя традици - онные, основанные на ручной обработке документов и передаче инфор - мации по телефону. Они позволяют автоматизировать управление пе - ревозками (с учетом принадлежности вагонов странам и предприятиям, арендованных и др.) на всех уровнях с выбором оптимального варианта организации перевозок.
Настоящее пособие имеет цель подготовить студентов к работе в ус - ловиях функционирования информационных систем.
Оно содержит три раздела. В первом разделе изложены основные сведения об информационном обеспечении автоматизированной систе - мы управления железнодорожном транспортом, во втором – описаны
основные информационные сообщения АСОУП и представлена их структура, в третьем – описана информационная технология передви - жения поезда по участку (от станции формирования до станции назна - чения).
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АРМ – автоматизированное рабочее место АСУ – автоматизированная система управления
АСОУП – автоматизированная система оперативного управления пе -
ревозками АСУЖТ – автоматизированная система управления железнодорож -
|
ным транспортом ВМД – вагонная модель дороги
ГИД – график исполненного движения ДВЦ – дорожный вычислительный центр
ДИСЛОК – автоматизированная система управления локомотивным
парком ДИСПАРК – автоматизированная система учета, контроля дислока -
ции, анализа использования и регулирования вагонного парка ДИСКОН – автоматизированная система управления контейнерным
парком ДИСКОР – диалоговая информационно - справочная система управле -
ния эксплуатационной работой железных дорог ЕСР – единая сетевая разметка станций ИНЛ – итоги натурного листа ЛМД – локомотивная модель дороги ММ – маршрут машиниста
МПП – модель перевозочного процесса НЛ – натурный лист
НСИ – нормативно - справочная информация ПМД – поездная модель дороги
РТГНЛ – размеченный телеграмма – натурный лист ТГНЛ – телеграмма – натурный лист
САИ – система автоматической идентификации подвижного состава СЛ – сортировочный листок СТЦ – станционный технологический центр
ЭВМ – электронно - вычислительная машина
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Форматный и логический контроль информации
Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом – человеко - машинная система, обеспечивающая эффек - тивное функционирование объекта, в которой сбор и переработка ин - формации, необходимой для реализации функций управления, осуще -
ствляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники. Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ), как всякая другая АСУ, состоит из двух частей
|
функциональной и обеспечивающей.
Функциональный состав АСУЖТ ориентирован на совершенство - вание управления объектами железнодорожного транспорта.
Обеспечивающая часть АСУЖТ включает техническое, программ - ное, математическое, информационное и другие виды обеспечений.
Информационное обеспечение является одной из основных со -
ставляющих любой автоматизированной системы управления.
В основе организации информационного обеспечения лежит получе - ние исходных данных. Исходные данные должны быть достоверными и представляться в строгом соответствии с утвержденным технологиче - ским процессом. Их качество во многом определяет уровень информа - ционного обеспечения. Источниками исходных данных являются, как правило, первичные учетные документы (натурный лист, вагонный лист, накладная, дорожная ведомость, маршрут машиниста и другие).
Технология подготовки и передачи данных обеспечивает соответст - вие реквизитов документа и сообщения по нему, времени и места со -
вершения события и сообщения об этом с сохранением естественной последовательности составления документов и совершения событий и их соответствия между собой во времени и пространстве. Это гаранти - рует надежную информационную базу для управления. Система подго -
товки и передачи информации предусматривает возможность и порядок исправления ошибок, достаточные для поддержания достоверности ин - формации. Поиск и порядок устранения ошибок унифицированы.
Эффективность функционирования автоматизированных систем за - висит от степени достоверности входной информации. Искажение ин - формации возможно на этапах ее регистрации, передачи и обработки. Значительная доля ошибок вносится оператором при регистрации ин - формации в процессе заполнения первичных документов. При передаче