Успеваемость студентов определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Итоговая оценка складывается в результате оценивания теоретических знаний и практических навыков обучающегося.
Верные ответы на задания теоретической части оцениваются следующим образом:
Задания А1–А30оценивается каждое в 1 балл
Задания В1 оценивается в 3 балла;
В2 оценивается в 5 балла;
В3 оценивается в 3 балла;
Перевод баллов в пятибалльную систему проводится согласно таблице
Количество набранных баллов | оценка |
36 - 41 | |
31 - 35 | |
15 - 30 | |
0-14 |
Комплект материалов для дифференцированного зачета
По ОДБ.10«Экология»
Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний представляют собой задания с выбором одного правильного ответа, а так же задания с полным развернутым ответом.
Количество вариантов заданий–5
Часть А с выбором ответа содержит 30заданий, в которых следует выбрать один правильный ответ из предложенных.
Часть В содержит 3 задания, в которых нужно дать развернутый ответ
на предложенные вопросы.
Инструкция для выполнения заданий дифференцированного зачета
1. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
2. На выполнение всех заданий отводится 90 минут.
3. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны.
4. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.
5. При выполнении заданий можно воспользоваться только справочным материалом учебного пособия.
Вариант 1
Задания уровня А
В каждом задании уровня А(А1-А30) выберите только один из четырех предложенных вариантов ответа. Поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа в бланке ответов.
1. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения особей (организмов) с окружающей средой, называется:
1) демэкология3) общая экология
2) аутэкология4) синэкология
2. Экологический фактор – это:
1) все элементы среды, воздействующие на организм;
2) только температурный фактор;
3) только пищевой фактор;
4) факторы, вызванные деятельностью человека.
3. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:
1) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;
2) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;
3) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального;
4) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, который отсутствует на данной территории;
4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют
1) видовое разнообразие
2) биоценоз
3) биомасса
4) популяция
5. Число особей популяции, погибших за единицу временим - это
1) эмиграция;
2) иммиграция;
3) рождаемость
4) смертность.
6. Отдельные звенья цепей питания называются:
1) пищевой цепью;
2) пищевой сетью;
3) трофическим уровнем;
4) непищевым уровнем.
7. Растение – полевая мышь – ястреб – бактерия. Укажите, какой из организмов в пищевой цепи является консументом 2-го порядка.
1) растение;
2) полевая мышь;
3) ястреб;
4) бактерия.
8. Взаимодействие некоторых травоядных копытных и микроорганизмов, обитающих в их желудке и кишечнике, - пример:
1) мутуализма;
2) конкуренции;
3) хищничества;
4) паразитизма.
9. Неограниченный рост численности популяции сдерживается:
1) действием факторов внешней среды;
2) количественным соотношением особей;
3) связями между особями разных поколений;
4) спецификой физиологии женских особей.
10. Вследствие увеличения численности популяции жертв в популяции хищников происходит:
1) увеличениечисла новорожденных особей;
2) уменьшениечисла половозрелых особей;
3) увеличениечисла женских особей;
4) уменьшение числа мужских особей.
11. Основной причиной неустойчивости экосистем является:
1) неблагоприятные условия среды;
2) недостаток пищевых ресурсов;
3) несбалансированность круговорота веществ;
4) избыток некоторых видов.
12. Оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами, называется:
1) атмосферой 3)педосферой;
2) гидросферой 4) биосферой.
13. Функция живых организмов, связанная со способностью изменять и поддерживать определенный атмосферный состав, называется:
1) транспортной; 3) газовой;
2) энергетической; 4) деструктивной.
14. Главной целью социальной экологии является:…
1) оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе;
2) раскрытие смысла существования человека»;
3) охрана окружающей среды;
4) слежение за качеством окружающей среды.
15. Постоянное увеличение площади городов и численности населения называют:
1) градация
2) урбанизация
3) антропогенез
4) коэволюция
16. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь:
1) парниковой эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3) загрязнением водоемов;
4) засолением почв.
Часть В