Основным ориентиром для создания системы электронного правительства республики стала 10-ка лучших стран мира с высоким индексом электронного правительство. Надо опираться на зарубежный опыт организации оказания государственных электронных услуг среди высокоразвитых стран, так как их ошибки и положительный опыт могут помочь Казахстану в дальнейшем развитии. В 2018 году первое место заняла Дания, чей показатель составил 0,915 (максимум – 1), поднялся на 8 позиций. Второе и третье место заняли Австралия и Южная Корея (таблица 9).
Таблица 9 - 10-ка лучших стран мира с высоким индексом электронного правительства
Страна | EGDI Уровень развития | E-GOVERNMENT DEVELOPMENT INDEX (EGDI) | ИКТ | Человеческий капитал | № | Изменение позиции 2018/2016 |
Дания | Очень высокий | 0,915 | 0,7978 | 0,9472 | +8 | |
Австралия | Очень высокий | 0,9053 | 0,7436 | - | ||
Республика Корея | Очень высокий | 0,901 | 0,8496 | 0,8743 | - | |
Великобритания | Очень высокий | 0,8999 | 0,8004 | 0,92 | -3 | |
Швеция | Очень высокий | 0,8882 | 0,7835 | 0,9366 | +1 | |
Финляндия | Очень высокий | 0,8815 | 0,7284 | 0,9509 | -1 | |
Сингапур | Очень высокий | 0,8812 | 0,8019 | 0,8557 | -3 | |
Новая Зеландия | Очень высокий | 0,8806 | 0,7455 | 0,945 | - | |
Франция | Очень высокий | 0,879 | 0,7979 | 0,8598 | +1 | |
Япония | Очень высокий | 0,8783 | 0,8406 | 0,8428 | +1 | |
Примечание: составлено авторами на основе источника [4] |
В это же время в ряды стран с очень высоким индексом развития вошли 11 новых, 8 из которых являются странами Европы и лишь 2 из них являются выходцами из Азии (Кипр и Казахстан). Это говорит о том, что Казахстан демонстрирует очень хорошие результаты – показатель EGDI (0,7597), учитывая тот факт, что в первый год создания электронного правительство составлял всего 0,6522. Основная задача республики до 2030 года - войти в 10-ку лучших стран, которые имеют высокий индекс развития электронного правительства.
|
Несмотря на то, что среди стран СНГ Казахстан стоит на третьем месте, мы во многом уступаем таким странам как Германия, Великобритания, Эстония и др. Это говорит о том, что имеются проблемы в решении поставленных задач, поэтому необходимо уделить особое внимание зарубежному опыту развития электронных услуг.
Выбор стран для сравнения и адаптации их опыта не случаен. История развития электронного правительства, проблемы и методы решения в Великобритании, Дании, Сингапуре и Южной Кореи схожи с Казахстаном.
Южная Корея занимает лидирующую позицию по уровню развития электронного правительства. Из года в год она показывает самые высокие результаты по созданию и развитию информационного общества. Это создаёт большой информационный разрыв между Страной утренней свежести и другими развивающимися странами. Например, Казахстан расположился на 39-м месте, но в 2-3 ра35за уступает Южной Корее.
Правовая основа реализации механизма электронного правительства Южной Кореи была закреплена еще в 80-ые годы в законе «Об информационной безопасности». Благодаря данному закону была положена основа для создания эффективной модели электронного правительства, которая в первую очередь ориентируется на информационную безопасность граждан. Благодаря данному закону, в 2001 году также официально был принят Закон «Об электронном правительстве», что в свою очередь стимулировала повышение производительности, открытости и прозрачности государственных органов. Это повлияло на рост уровня жизни граждан, что помогло Южной Корее существенно подняться в рейтинге и завоевать имидж страны с высоким информационным развитием (рисунок 7).
|
Рисунок 7 - Факторы успеха создания электронного правительства в Южной Корее
Примечание: составлено авторами на основе источника [1]
Создание проекта «Cyber-Korea 21» помогло равномерно распределить ресурсы и начать активную политику, направленную на масштабную информатизацию всего государства. Ключевым моментом данного проекта является обеспечение всей территории страны (включая сельскую местность) высокоскоростным интернетом (8G).
Отличительной чертой является то, что страна представлена на 21% сельскими жителями, уровень доходов которых ниже городского населения на 35%, т.е. они являются более уязвимыми. Для решения этих вопросов и обеспечения доступа к компьютеру, были созданы отдельные комфортные условия для использования электронного портала. Уже в начале данной программы была создана национальная система качественной мобильной связи.
Кроме того, граждане Южной Кореи чувствуют себя информационно защищенными. Они полностью доверяют правительству и самой системе электронного правительства. Последние изменений в Республике Корея были связаны с внесением изменений в закон о персональных данных, запрещающих использование частным компаниям информации персонального характера, а также исключение требования такой информации от граждан. Благодаря этому была улучшена информационная безопасность граждан.
|
Проведенный анализ опыта Южной Кореи позволяет сделать заключение, что корейская республика при создании и развитии электронного правительства ставит потребности своих граждан на первое место.
Особенности развития электронного правительства Великобритании, Дании и Сингапура положительно отразились на жизни населения этих стран. Положительный и отрицательный опыт этих стран поможет нам сделать какие-то выводы по зарубежному оказанию электронных услуг (таблица 10):
Таблица 10 - Сравнительная таблица особенностей электронного правительства в Казахстане, Сингапуре, Великобритании и Дании
Страна | Казахстан | Сингапур | Великобритания | Дания |
Место в рейтинге за 2016/2018 год | ||||
Запуск проекта | 2006 год | 1980 год | 1999 год | 1994 году |
Особенности | Занимает 2-место в рейтинге электронного правительство среди стран СНГ | За 2 года разработана первая в мире модель электронного межведомственного взаимодействия SWTA | Сокращение государственных расходов, и временных и транзакционных издержек, связанных с обменом информации | Одна из ни многих стран, которая 100% перешла на безбумажный вариант. |
Продолжение таблицы 10
Положительный опыт | Проводятся различные мероприятия по повышению цифровой грамотности населения (курсы, тренинги и т.д.) | Основные разделы: «Правительство», «Граждане-резиденты» (постоянные жители), «Бизнес», «Нерезиденты» | Электронный посланник (e-envoy) – соблюдение конституционных прав граждан, конфиденциальность информации | Развиваются при помощи бизнеса. Привлекают большое количество инвестиции в развитие информационных технологии |
Отрицательный опыт | Недостаточное информационное сопровождение программы, низкая активность населения | Азиатская модель электронного правительство не отличается строгой законодательной базой | С 2018 года на церквях установили WiFi-передатчики и антенны. | Дания опиралась на дорогие, и не очень практичные элементы для создания е-правительства |
Примечание: составлено авторами на основе источника [2] |
До появления e-gov.kz получение услуги занимало больше времени, чем рекомендовалось в стандартах их оказания. Теперь этот вопрос значительно ускорился. Мы хотели сравнить насколько изменились сроки оказания услуг электронного правительства на примере Сингапура (таблица 11).
Таблица 11 - Изменения сроков оказания услуг в Сингапуре
Тип услуги | До появления электронного правительства | После появления электронного правительства |
Получение форм документов | 2 дня | 10-20 минут |
Получение форм для уплаты налогов | 14 дней | 12 часов |
Регистрация коммерческих лиц | 2-3 месяца | 10-15 дней |
Регистрация имущества | 1 день | 10 минут |
Регистрация земельных участков | 7 дней | 5 минут |
Предоставление справки о собственности на недвижимость | 3 дня | 5 минут |
Примечание: составлено авторами на основе источника [1] |
Зарубежный опыт является одним из основополагающих факторов в любой деятельности, так как ориентируясь на положительный и отрицательный опыт других стран мы сможем сделать для себя выводы. На данный момент идеальным примером для Казахстана являются такие страны как Южная Корея, Сингапур. В первую очередь, потому что у них имеется программы по обмену сотрудниками. Во-вторых, они имеют правовую базу для защиты конфиденциальной информации своих граждан. И в-третьих, они чётко выполняют цели поставленных программ.