Одной из главных задач развития государственной политики Казахстана является создание цифрового и информационного общества, соответствующего мировым стандартам. Это связано с тем, что в XXI веке динамично развиваются цифровые технологии, где большинство привычных услуг переходит в электронный формат. Еще его называют «веком цифровой экономики» и понимают под ней экономическую деятельность, созданную на основе новых методов генерирования, обработки, хранения и передачи данных. Для достижения поставленных целей используются различные инструменты цифровизации. К ним относят электронную коммерцию (используется с целью улучшения и ускорения получение электронных услуг), виртуальные платёжные системы (помогают оплачивать различные услуги, включая штрафы, налоги и т.д.). Развитие информационных технологий также позволяет повысить уровень жизни населения посредством использования приемов цифрового обучения.
В этих условиях одной из главных задач Республики Казахстан (РК) по реализации политики развития цифровых технологий в государственном управлении является полный переход населения к использованию электронных услуг и возможностей электронного правительства.
Электронное правительство – механизм, который был создан для взаимодействия государства и граждан при помощи инновационных технологий. Благодаря ему на сегодняшний день мы достигли положительных результатов и упростили систему получения государственных услуг населением. Например, имеет место сокращение очередей в госорганах, а процедура получения справок, свидетельств, разрешительных документов и пр. стала более доступной и комфортной. Таким образом, можно сказать, что это тот проект оказался социально-ориентированным, т.е. создан для улучшения жизни граждан и деятельности хозяйствующих субъектов.
|
Создание электронного правительства позволило сделать оказание государственных услуг более прозрачным и открытым. До создания e-gov.kz каждая государственная организация функционировала изолированно, что создавало определенные сложности для получателей услуг. Использование интерфейса электронного правительства позволило оптимизировать многие операции.
Цифровизация Казахстана стартовала в 2005 году и делится на 4 больших этапа, включающих становление и развитие электронного правительства. Каждый из этих этапов привнёс свой уникальный вклад в развитие электронного портала. За этот период были реализованы Государственная Программа «Информационный Казахстан-2020», Государственная Программа «Цифровой Казахстан», которые были нацелены на дальнейшее развитие применения электронных сервисов правительства (рисунок 1).
Рисунок - 1 История развития электронного правительства в РК
Примечание: составлено авторами на основе источника [3]
Первый этап развития цифровых электронных услуг можно назвать информационным. Он был сконцентрирован на формировании информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства. Была сформирована первичная информация о государственных органах и их обязанностях в вопросах оказания электронных услуг. На этом этапе каждый гражданин Республики Казахстан мог получить информацию о документах, справках и государственных пошлинах. Помимо этого, можно было найти контактные данные государственного органа и иный полезные ссылки по вопросам развития электронных услуг. По окончанию первого этапа были заметны результаты - резко уменьшилась посещаемость в госорганах, так как люди могли получить необходимую информацию, не выходя из дома.
|
К концу второго года реализации e-gov.kz (интерактивный) к уже имеющимся функциям пользователи портала имели возможность получать не только информацию, но и услуги. Например, была внедрена ведомственная информационная система и электронное лицензирование. Также был произведён запуск пилотного проекта по автоматизации деятельности центров обслуживании населения (ЦОН-ов) и акиматов.
Третий этап – транзакционный. В это время физические и юридические лица получили возможность оплачивать государственные пошлины, штрафы и коммунальные услуги через e-gov.kz. Для малого и среднего бизнеса данный период был одним из самых продуктивных, так как появилась возможность осуществлять государственные закупки в онлайн режиме. Это положительно оценивается участниками государственного закупа, так как проводимые конкурсы и тендеры стали более прозрачными и доступными.
В это время был создан и запущен платежный шлюз. Перед гражданами Казахстана появилась возможность самостоятельно открывать электронные счета и переводить денежные средства в онлайн режиме. Также на данном этапе было решено ввести электронные паспорта граждан, что помогло создать Национальную идентификационную систему.
Трансформационный этап характеризуется тем, что большая часть населения начала пользоваться услугами электронного правительства, при этом 2/3 граждан республики придерживаются старой методики. Поэтому одной из главных задач четвертого этапа является оперативное оказание электронных услуг и максимальное привлечение населения к ним.
|
С этой целью было принято решение об объединении интерактивного и транзакционного сервисов в один комплекс. Благодаря чему, у граждан появилась возможность зарегистрировать юридическое лицо в течение 10 минут. К особенностям данного этапа следует также отнести улучшение качества предоставления социально-значимых услуг в электронном формате. Например, онлайн оформление получения различных пособий, постановка ребёнка на очередь в детский сад и отслеживание ее продвижения, сделало данную процедуру более лёгкой и комфортной.
Основными законодательными актами, на которые ссылается деятельность электронного портала, являются Законы Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года №418-V «Об информатизации», от 7 января 2003 года № 370 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», от 15 апреля 2013 года № 88-V «О государственных услугах» (рисунок 2).
Рисунок – 2 Основные Законы РК регулирующие деятельность электронного правительства
Примечание: составлено авторами на основе источников [11,12,13]
Для дальнейшего развития электронного правительства была создана Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020», рассчитанная на 2 этапа: 1 этап: 2013-2017 г., 2 этап: 2018-2020 г. Данная программа уже завершена и имеет определённые результаты. Благодаря данной ей улучшились основные показатели ИКТ (уровень компьютерной грамотности, количество и качества оказание электронных услуг и т.д.)
Далее в Посланий Президента РК от 31 января 2017 года была утверждена следующая государственная Программа «Цифровой Казахстан». Для ее успешной реализации к 2022 году из государственного бюджета запланировано выделить 141 млн. тенге. Главной ее целью является улучшение качества жизни населения за счёт улучшения качества услуг, предоставляемого населения (рисунок 3).
Рисунок - 3 Государственные программы по развитию электронного правительства
Примечание: составлено авторами на основе источника [10]
Оказываемые государственные услуги на электронном портале были сгруппированы нами в 3 блока по функциональному признаку - физические лица, бизнес-структуры и государственные учреждения. Мы решили выделить самые основные виды услуг, которые больше всего пользуются спросом у населения (рисунок 4).
Рисунок - 4 Услуги, предоставляемые порталом электронного правительства
Примечание: составлено авторами на основе источника [3]
Динамика предоставления госуслуг в электронном режиме за 2016-2018 гг. показывает рост до 80%, что характеризует постепенный переход в «безбумажный» вариант получения государственных услуг. По сравнению с 2016 годом, количество государственных услуг выросла на 8%, что говорит о том, что с каждым годом идёт всё большая оптимизация государственных услуг (таблица 1).
Таблица 1 - Количество полученных услуг на портале e-gov.kz, 2016-2018 гг.
Год | Государственные услуги | |||
предоставляемые, ед. | Полученные, млн. ед. | |||
всего | в т.ч. на сайте e-gov.kz | % | ||
Примечание: составлено авторами на основе источника [3] |
Несмотря на такой большой выбор предоставляемых возможностей, основными услугами, получаемыми через e-gov.kz являются адресные справки, пособия на социальную помощь и выписки о пенсионных отчислениях. Это указывает на то, что данный портал чаще всего используют именно физические лица. К примеру, в 2018 году количество полученных адресных справок составило более 12 млн, а количество записей на прием к врачу – около 3 млн. (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика получения услуг через электронное правительство, ед.
Наименование услуги | 2017 год | 2018 год | Изменение,% |
Адресная справка | -4,5 | ||
Медицинский приём | +3,6 | ||
Справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество | -4,8 | ||
Справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества | -5 | ||
Справка о наличии (отсутствии) судимости | +3,7 | ||
Информация о накоплениях в пенсионном фонде | -1,8 | ||
Справка о регистрации (перерегистрации) юридических лиц, об учетной регистрации (перерегистрации) их филиалов и представительств | +5,7 | ||
Справка о наличии личного подсобного хозяйства | +6 | ||
Справка о всех регистрационных действиях юридических лиц | -9,6 | ||
Справка об участии физического или же юридического лица, в филиалах и представительствах | +3,3 | ||
Примечание: составлено авторами на основе источника [3] |
Численность активного населения, способного пользоваться порталом составляет 13220482 человек. К данной цифре мы пришли исходя из того, что, 4012460 человек младше 15 лет, а оставшиеся 1375137 человек старше 64 лет. Следовательно, основное населения среднего возраста составляет более 13 млн. На начало 2019 года 12,8 млн. уже имеют электронную цифровую подпись, что является хорошим результатом. Значит наша основная цель, на 2019 год привлечь 420482 человек (данное число считается чистым показателем, без учёта тех, кому исполниться 16 лет) к использованию электронного правительства. Для достижения данной цели, необходимо использовать эффективные методы привлечения населения к использованию электронного правительства.
Оценка использования электронного портала по гендерной принадлежности пользователей показывает, что численность мужчин ежегодно увеличивается – в 2018 году она выросла до 6,44 млн. человек (50,2%), а женщин, на протяжении нескольких лет остаётся стабильным - 6,38 млн. человек. (49,8%). При этом в 2017 г. соотношение женщин и мужчин было 60,1 и 39,9% (рисунок 5).
Рисунок - 5 Гендерная принадлежность пользователей e-gov.kz
Примечание: составлено авторами на основе источника [3]
Активными пользователями портала (57%) остаются люди, чей возраст варьирует от 25 до 34 лет. На втором месте люди в возрасте 18-24 лет (15%). Это свидетельствует о том, что в электронном правительстве больше всего заинтересовано молодое поколение, лучше адаптирующееся в современных цифровых технологиях (таблица 3).
Таблица 3 - Возрастная категория активных пользователей портала e-gov.kz
Год | Возраст, лет | |||||
Младше 18 | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55 лет и старше | |
6,7% | 14,8% | 44,9% | 18,4% | 9,5% | 5,7% | |
2,1% | 15% | 45,7% | 20% | 10,8% | 6,4% | |
5,93% | 14,6% | 56,6% | 11,4% | 7,65% | 3,82% | |
Примечание: составлено авторами на основе источника [3] |
В разрезе регионов республики наибольшая активность наблюдается в Алматинской и Акмолинской областях. Подобная активность характеризуется тем что, в данных регионах преобладает молодое поколение, которые умело, разбираются в информационно цифровых технологиях. Также Алмата и Нур-Султан являются городами республиканского значения, что говорит о том, что данные города имеют достаточное финансирования для развития электронного правительства. Остальные - почти в равной степени проявляют низкую заинтересованность в использовании электронного правительства. Это обусловлена тем что, в других областях идёт недостаточная информатизация населения (таблица 4).
Таблица 4 – Удельный вес регионов по количеству посещений e-gov.kz, %
Область | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Изменение 2016/2017 | Изменение 2017/2018 |
Казахстан | |||||
Алматинская | 29,42 | 32,23 | +2,81 | +2,77 | |
Акмолинская | 18,71 | 19,48 | 19,8 | +0,57 | +0,32 |
Карагандинская | 5,97 | 6,52 | 7,08 | +0,55 | +0,56 |
Южно-Казахстанская | 6,24 | 5,87 | 5,56 | -0,37 | -0,31 |
Костанайская | 4,09 | 4,13 | 5,23 | +0,04 | +1,1 |
Восточно-Казахстанская | 3,84 | 4,02 | 4,27 | +3,84 | +0,25 |
Актюбинская | 3,64 | 3,95 | 3,37 | +0,31 | -0,58 |
Павлодарская | 3,65 | 3,39 | 3,23 | +0,26 | -0,16 |
Атырауская | 3,69 | 4,07 | 2,87 | +0,38 | -1,2 |
Мангистауская | 3,25 | 2,56 | 2,83 | -0,69 | -0,27 |
Западно-Казахстанская | 2,81 | 2,52 | 2,41 | -0,29 | +0,11 |
Кызылординская | 1,82 | 2,02 | 2,19 | +0,2 | +0,17 |
Жамбылская | 1,76 | 1,98 | 2,07 | +0,22 | +0,09 |
Северо-Казахстанская | 1,45 | 1,69 | 1,81 | +0,24 | +0,12 |
Примечание: составлено авторами на основе источника [3] |
Одним из главных показателей уровня электронного правительства является его рейтинг в оценке международных организаций. Одним из важных индикаторов развития информационного общества является рейтинг ООН, составляемый каждые 2 года. Он учитывает три основных фактора: веб-присутствие государственных органов; телекоммуникационную инфраструктуру; человеческий капитал. Но сам рейтинг составляется на основе индекса развития электронного правительства (EGDI) (таблицы 5).
Таблица 5 - Казахстан в рейтинге электронного правительства ООН среди стран СНГ
Страна | Уровень развития EGDI | EGDI | Онлайн-сервисы | ИКТ | Человеческий капитал | № | Изменение позиции 2018/2016 |
Россия | Очень высокий | 0,7969 | 0,9167 | 0,6219 | 0,8522 | +3 | |
Беларусь | Очень высокий | 0,7641 | 0,7361 | 0,6881 | 0,8681 | +11 | |
Казахстан | Очень высокий | 0,7597 | 0,8681 | 0,5723 | 0,8388 | -6 | |
Грузия | Высокий | 0,6893 | 0,6944 | 0,5403 | 0,8333 | +1 |
Продолжение таблицы 5
Молдова | Высокий | 0,659 | 0,7708 | 0,4787 | 0,7274 | -4 | |
Азербайджан | Высокий | 0,6574 | 0,7292 | 0,5062 | 0,7369 | -14 | |
Узбекистан | Высокий | 0,6207 | 0,7917 | 0,3307 | 0,7396 | -1 | |
Украина | Высокий | 0,6165 | 0,5694 | 0,4364 | 0,8436 | -20 | |
Армения | Высокий | 0,5944 | 0,5625 | 0,466 | 0,7547 | - | |
Киргизия | Высокий | 0,5835 | 0,6458 | 0,3418 | 0,7628 | +6 | |
Таджикистан | Средний | 0,422 | 0,3403 | 0,2254 | 0,7002 | +8 | |
Туркменистан | Средний | 0,3652 | 0,1319 | 0,3011 | 0,6626 | -7 | |
Примечание: составлено авторами на основе источника: [4] |
Достижения электронного правительства за последний 13 лет показывают существенный сдвиг в общим Всемирном рейтинге ООН. Если сравнить 2005 и 2018 год, то можно увидеть, что Казахстан пережил различные периоды спада и роста. Но по сравнению с 2016 годом мы потеряли 6 позиций. На данную статистику повлияло такие внутренние факторы как уменьшение финансирования, уменшение показателя EGDI и т.д. (таблица 6).
Таблица 6 - Достижения электронного правительства РК, 2005-2018 гг.
Всемирный рейтинг ООН | Год | ||||||
Индекс развития электронного правительства (EGDI) | |||||||
Индекс е-участия (EPI) | |||||||
Примечание: составлено авторами на основе источника [3] |
Еще одним показателем, характеризующим уровень развития электронного правительства, является рейтинг Всемирного экономического форума (WEF), показывающий индекс сетевой готовности, который характеризует уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по 53 параметрам (таблица 7).
Таблица 7- Рейтинг WEF, 2010-2016 гг.
Рейтинг Всемирного экономического форума (WEF) | Год | ||||||
Индекс сетевой готовности | |||||||
Под-индекс готовности | |||||||
Под-индекс использования | |||||||
Примечание: составлено авторами на основе источника [3] |
Новшеством транзакционного этапа стала оплата штрафов, налогов, и коммунальных услуг через e-gov.kz, что стало более удобным и комфортным для плательщиков. Анализ статистики платежей говорит о том, что количество оплаченных штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД) и налогов с каждым годом только растёт. Это указывает на то, что всё больше людей узнают о возможностях оплаты через электронный портал. А оплата коммунальных услуг с каждым годом показывает неоднозначный результат, так как есть множество внешних факторов, которые влияют на спад. Например, учитывая выгодные условия в виде бонусов, большинство пользователей e-gov.kz перешли на мобильные приложения финансовых организаций, например, kaspi.kz (таблица 8).
Таблица 8 - Статистика платежей в Казахстане за 2013-2017 годы, млн. тенге
Год | Штрафы ПДД (млн. тенге) | Налоги (млн. тенге) | Комуслуги (млн. тенге) |
2013 год | |||
2014 год | |||
2015 год | |||
2016 год | |||
2017 год | |||
Общая сумма | |||
Примечание: составлено авторами на основе источника [3] |
Финансирование электронного правительства осуществляется государством и направлено на улучшение обратной связи с населением. В связи с этим, государство предпринимает различные усилия по улучшению системы оказания услуг обществу дистанционно, чтобы минимизировать риски коррупции и других факторов. На данный момент для финансирования электронного портала ежегодно выделяются огромные суммы, которые помогают развивать e-gov.kz в разных направлениях. Данные средства направляются на улучшение функциональных и интерактивных возможностей сайта. Финансирование проекта «электронного правительства» с 2010 по 2015 год (рисунок 6):
● 2010 год - 17,9 млрд. тенге
● 2011 год - 23,2 млрд. тенге
● 2012 год - 20,8 млрд. тенге
● 2013 год - 5,1 млрд. тенге
● 2014 год - 4,4 млрд. тенге
● 2015 год - 4,1 млрд. тенге
Рисунок 6 - Финансовое обеспечение проекта «Электронного правительства»
Примечание: составлено авторами на основе источника [3]
Таким образом, несмотря на организационно-экономические, технические и иные сложности, Казахстан смог достичь высоких результатов за сравнительно небольшой период. Подводя итоги последних 10 лет, мы можем с уверенностью сказать, что Казахстан выполнил все основные задачи, поставленные Первым Президентом РК Нурсултаном А.Н. Мы заняли 3-место среди стран СНГ, перенесли большинство государственных услуг в безбумажный вариант и улучшили систему предоставления государственных электронных услуг.