Электронное правительство заняло существенную роль в жизни большинство людей. Кому-то она помогает в ежедневной работе, кому-то для облегчения cсемейной рутины, а кому-то в решении финансовых вопросов. Для каждого она имеет разную роль в зависимости от статуса, рода деятельности и многих других факторов. Но факт в том, что она становится необходимой частичкой современного общества.
С целью облегчить процедуру получения электронных услуг, правительством Казахстана развиваются различные методы их получения. Учитывая индивидуальные способности и особенности каждого, правительством РК, были созданы различные приложения, которыми можно пользоваться и через компьютер, и через телефон. Ниже приведены способы, которые действуют в Акимате сельского округа Кендала Талгарского района Алматинской области (рисунок 12).
Рисунок – 12 Основные способы получение государственных услуг
в сельском округе Кендала
Примечание: составлено авторами на основе источника [7]
Благодаря проекту «мобильное правительство» было разработано мобильное приложение mGov. Оно доступно по всему Казахстану для обладателей смартфонов на базе Android, iOS. Данное приложение могут использовать все граждане РК, которые ранее проходили регистрацию в Мобильном правительстве. Данную регистрацию можно сделать двумя путями через: портал электронного правительства (ПЭП) и некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Через приложение mGov можно получить 47 услуг, воспользоваться 15-ю сервисами и провести более 12 платежей.
Также пользователи сельского округа Кендала помимо основного приложения, могут пользоваться услугами Egov.kz по SMS совершенно бесплатно. К сожалению, количество предоставляемых услуг на данном сервисе - 3, что значительно уступает мобильному приложению. В настоящее время, пользователи SMS услугами могут просмотреть срок действия прохождения техосмотра, посмотреть очередь на жилье и в детский сад.
|
Уже 2 года население городов Нур-Султан и Алматы могут получать электронные услуги через сим карту (специальная sim-карта, которая выдаётся только в ЦОН-е). Данная технология является одним из новшеств и главной его составляющей проекта «мобильное правительство». К сожалению, в сельском округе Кендала нет такой возможности, т.к. получить соответствующую sim-карту можно лишь в специализированных центрах. И поэтому, необходимо развивать данную услугу не только в городах республиканского значениях, но и по всей территории Казахстана.
Для проведения исследований касательно оказания электронных услуг в сельском округе Кендала мы решили провести анкетирования. В качестве респондентов были выбраны сотрудники Акимата, так как они являются экспертами, которые могут оценить анкету с профессиональной точки зрения (Приложение 2).
При проведении опроса среди государственных служащих Акимата сельского округа Кендала были рассмотрены вопросы о развитии электронного правительства, его необходимости и оценке действующего механизма привлечения. Результаты были предоставлены ниже в виде диаграмм (рисунки 13,14,15).
Рисунок-13 Результаты анкетирования, проведённые в Акимате с/о Кендала
Примечание: составлено авторами на основе источника [8]
|
Рисунок-14 Результаты анкетирования, проведённые в Акимате с/о Кендала
Примечание: составлено авторами на основе источника [8]
Рисунок-15 Результаты анкетирования, проведённые в Акимате с/о Кендала
Примечание: составлено авторами на основе источника [8]
Результаты данного анкетирования показали, что современное состояние оказания электронных находится в плохом состоянии (55% опрошенных выбрали вариант ниже среднего). Из чего следует, что роль электронного правительство в данном регионе также является невысокой. Большая часть респондентов (52%) отметили тот факт, что значимость e-gov.kz находится на среднем уровне, а оставшиеся 38% отметили низкую динамику развития.
На вопрос о привлечении населения к использованию электронного правительства более 85% респондентов ответили, что имеющийся механизм привлечения недостаточно эффективен. В большей степени, это обусловлено тем что в данном сельском округе недостаточно таких мероприятий, как раздача информационных листов, установка баннеров и т.д. И в большей степени населению не хватает рекламы посредством социальных сетей и интернета.
Подводя итоги, хотелось бы отметить что, роль электронного правительства в развитии данного региона очень высока. У них имеются множество проблем, связанных с информатизацией, поэтому идея механизма привлечения населения к использованию электронного правительства, которую мы хотим предложить, имеет для них определенную ценность и направлена на поиск оптимальных вариантов решения данной проблемы. Данные инструменты помогут не только в развитии электронного правительство, но и также поднимут общий уровень цифровизации (что говорит о достаточной информированности населения).