Цифровизация населения ведётся путём привлечения людей различных возрастов и категорий к интерактивному использованию инновационных технологий. Необходимость получения различных услуг по обеспечению потребностей граждан, правительство старается максимально упростить и облегчить процесс оказания государственных услуг, что говорит об активности государственного сектора по отношению к населению. Государство постоянно проводит мониторинг в учреждениях по их оказанию в целях оценки качества оказанных услуг.
Государство взаимодействует с различными секторами, позволяет из дня в день развивать динамику роста использования и посещения сайтов электронного правительства, для получения нужных населению услуг. В данном процессе участвуют как государственные учреждения, так и негосударственные, где суть процесса заключается в максимизации потенциальности использования сайтов электронного правительства и привлечении большей публики, через проведение различных мероприятий, которые проводятся с целью привлечения большего количества населения и с каждым днём это количество увеличивается, ну и собственно, что всё это свидетельствует о постоянном росте динамики использования электронных услуг.
В нашей модели предложены следующие инструменты по привлечению населения к использованию электронного правительства:
- использование социальных сетей (в особенности Instagram);
- использование общественного транспорта для рекламы (при возможности, показ обучающих роликов);
- создание отдела, регулирующего деятельность электронного правительства;
- посещение школ (учеников старших классов) и иных социальных объектов с целью информирования о возможностях e-gov.kz;
|
- установка интерактивных баннеров в часто проходимых местах.
Модель привлечения механизма населения к получению услуг электронного правительства построена на основе активизации потребителей (населения). В данной модели указаны основные инструменты привлечения населения, и их результаты по средством использования данных механизмов привлечения (рисунок 16).
Рисунок – 17 Модель привлечения населения к использованию электронного правительства
Примечание: составлено авторами на основе проведённых исследований
Для увеличения количества посетителей на портале e-gov.kz, необходимо эффективно использовать инструменты по привлечению населения к использованию электронного правительство. Акимат должен принять ряд действий, для улучшения нынешнего состояние сельского округа Кендала в области цифровизации. Для привлечения большего потенциала использования электронного правительства, Акимат сельского округа Кендала осуществляет функциональную политику и выполняет механизм, путем разделения функциональных обязанностей по обеспечению цифровизации населения, то есть проведение различных агитационных мероприятии в различных государственных и негосударственных учреждениях, так же проведение аналогичных действий, путем взаимодействия Интернет-ресурсов.
Также Акимат сельского округа Кендала создаёт определённый цикл взаимодействий, направленных на увеличение и улучшение динамики развития цифровизации населения в данном регионе. То есть взаимодействие Акимата и различных государственных и негосударственных секторов, что способствует привлечению большего количества населения различных возрастов, категорий и статусов, что в свою очередь повышает количество посещаемости сайта электронного правительства, увеличивает количество ЭЦП и динамику развития электронного правительства в данном регионе (рисунок 17).
|
Рисунок 17- Задачи Акимата сельского округа для привлечения населения к использованию электронного правительства
Примечание: составлено авторами на основе источника [2]
Основная задача механизма - показать людям возможности электронного правительства, так как для каждой категории населения она может оказать свою пользу (рисунок 18).
Рисунок – 18 Потребители электронных услуг в Акимате сельского округа Кендала
Примечание: составлено авторами на основе источника [3]
В заключении хотелось бы сказать, что приведённая нами модель привлечения населения к получению услуг электронного правительства на примере сельского округа Кендала Талгарского района Алматинский области направлена на снижение очередей в учреждениях и оказание различных услуг на современном уровне, облегчая задачи населения различных возрастов, категорий и статусов с их различными обращениями и потребностями в отношении государства. Данная модель поможет увеличить число пользователей, и количество полученных электронных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение 13 лет Казахстан прошёл 4 больших этапа, включающих становление и развитие электронного правительства. Каждый из этих этапов привнёс свой уникальный вклад в развитие электронного портала. За этот период были реализованы Государственная Программа «Информационный Казахстан-2020», Государственная Программа «Цифровой Казахстан», которые были нацелены на дальнейшее развитие применения электронных сервисов правительства. Благодаря данным программам, мы смогли увеличить число пользователей портала e-gov.kz, по средствам увеличения количества предоставляемых услуг до 80%.
|
Эффективное прохождение этапов развития электронного правительства помогло Казахстану достичь высоких результатов за сравнительно небольшой период. Подводя итоги последних 10 лет, мы можем с уверенностью сказать, что Казахстан выполнил все основные задачи, поставленные Первым Президентом РК Нурсултаном А.Н. Мы заняли 3-место среди стран СНГ, перенесли большинство государственных услуг в безбумажный вариант и улучшили систему предоставления государственных электронных услуг.
Анализ зарубежного опыта оказания электронных услуг показал, что в большей степени нам подходит опыт таких стран как Южная Корея, Сингапур, Дания. В-первую очередь, потому что у нас схожие проблемы, и задачи, которые встали перед нами при создании электронного правительства.
Основная проблема по развитию электронного правительства в сельском округе Кендала, является недостаточная информированность населения. Подобные инструменты могут повысить число полученных ЭЦП в 2 раза, так как каждая из этих инструментов направлена на воздействие на определённые категории общества. Таким образом, оптимизация механизмов привлечения населения к использованию электронного правительства окажет положительное влияние на развитие данного сельского округа.
Для увеличения количества посетителей на портале e-gov.kz, необходимо эффективно использовать инструменты по привлечению населения к использованию электронного правительство. Акимат должен принять ряд действий, для улучшения нынешнего состояние сельского округа Кендала в области цифровизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Садыков Т.У, Тайжанов А.А. Формирование информационных моделей современного экономического развития в условиях электронного правительства. // Modern Research of Social Problems, №5(49), 2015. – С.6-9.
2 Логуа Р.А, Балюков А.С. Электронное правительство в цифровую эпоху: концепция, практика и развитие. // Основы экономики, управления и права № 5 (17), 2015. – С.1-3.
3 Интернет портал электронного правительства Республики Казахстан – www.e.gov.kz. (02.03.2019 г.).
4 Казахстан вошел в список стран ООН с очень высоким уровнем электронного правительства // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Cтатья: Рейтинг_электронного_правительство_ООН (дата обращения: 20.02.2019).
5 Официальный сайт Комитета по статистике Республики Казахстан // URL: // https://stat.gov.kz/ (дата обращения: 09.01.2019).
6 Официальный сайт аппарата акима Талгарского района. URL: https://www.akimat-talgar.gov.kz/ (дата обращения: 20.12.2018).
7 Отчет о оказании электронных услуг в Акимате сельского округа Кендала Талгарского района Алматинской области за 2016, 2017, 2018 годы // Внутренние документы «Акимата сельского округа Кендала»
8 Данные предоставлены по средствам анкетирования среди сотрудников Акимата сельского округа Кендала
9 Н.А Назарбаев. Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. // Казахстанская правда, 2012. – С.1-10.
10 Государственная Программа «Информационный Казахстан – 2020» // URL: https://zerde.gov.kz/activity/management-programs/information-kazakhstan-2020 (дата обращения: 19.03.2019).
11 Закон Республики Казахстан №418-V от 24 ноября 2015 года «Об информатизации» // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32857045 (дата обращения: 03.02.2019).
12 Закон Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 370 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» // URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1035484 (дата обращения: 03.02.2019).
13 Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V «О государственных услугах» // URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31376056 (дата обращения: 07.02.2019).
14 Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 39 «О создании некоммерческого акционерного общества “Государственная корпорация “Правительство для граждан”; // URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=36631834 (дата обращения: 14.03.2019).
15 Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2010 года № 745 «Об утверждении реестра государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам» и т.д. // URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30790544 (дата обращения: 12.03.2019).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы анкетирования
1) Как бы Вы оценили современное состояние оказания электронных услуг в сельском округе Кендала?
а) намного выше среднего
б) выше среднего
в) средний
г) ниже среднего
д) намного ниже среднего
2) Как Вы думаете, какова роль электронного правительства в развитии данного региона?
а) высокая
б) средняя
в) низкая
3) Как Вы думаете, достаточно ли эффективен нынешний механизм привлечения населения к использованию возможностей электронного правительства?
а) да
б) нет
4) Какие методы по привлечению населения к использованию цифрового формата получения госуслуг наиболее эффективны? (можно указать более одного ответа)
а) реклама в общественном транспорте
б) баннеры, листовки
в) социальные сети
г) семинары, лекции
д) другой метод (уточните)
5) Необходимо ли электронное правительство в данном регионе?
а) да, непременно
б) нет, мы можем пользоваться обычными способами
6) Имеет ли актуальность данная тема на сегодняшний день?
а) да
б) нет
[Ссылка на анкетирование: https://www.surveymonkey.com/r/H5Z6F5Y]
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Организационная структура Акимата сельского округа Кендала Талгарского района Алматинской области
Примечание: данные предоставлены Акиматом сельского округа Кендала