Практическое занятие № 2. Составление опорного конспекта «Уровни исследования»




Цель занятия: Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности.

Содержание занятия:

Прочитайте текст и сделайте опорный конспект текста.

Актуальность использования проектной и исследовательской деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью. На этапе внедрения ФГОС необходимо интегрирование проектной деятельности в целостный образовательный процесс.

Проект – это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел; проектирование – процесс создания проекта.

Проектная деятельность учащихся определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности

Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательские работы – это творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

 

Проект всегда ориентирован на практику. Студент, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Соотношение проектирования и исследования следующее:

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по видам проектов: исследовательский, творческий, инновационный, игровой (ролевой), прикладной (практико-ориентированный), информационный (поисковый).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по содержанию проектов: монопредметный, метапредметный (к области знаний, к нескольким областям, к области деятельности).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по количеству участников проекта: индивидуальный, парный, мало групповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный (класс, школа), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по длительности проекта: Мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.

2. Как оформить исследовательский проект

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт (создание проектного продукта)

5. Презентация проектного продукта.

Этапы работы над проектом:

Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности

Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

Подбор и изучение материалов по теме.

Составление библиографии.

Выбор методов исследования.

Разработка плана проекта.

Написание исследовательского проекта.

Оформление исследовательского проекта.

1 этап. Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности

Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

Постановка проблемы включает:

- выявление противоречия в научном знании: что уже сделано, что осталось нераскрытым и что предстоит сделать (на этой основе формулируется противоречие);

- постановку проблемы или выделение основополагающего вопроса.

Пример формулировки проблемы:

Дети находятся в стенах школы в среднем по 8-9 часов. И здесь нельзя обойти без внимания шум, как одного из важного фактора вредного влияния на организм человека.

Наиболее трудный момент – это формулировка темы. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять поиск еще не разрешенных проблем и вопросов. Тему исследования лучше выбирать узкого плана, а не глобального. В формулировке темы не должно содержаться вопроса, цитаты из каких-либо источников, лишних слов, отличных от формулировки проблемы.

Пример:

Проблема: Дети находятся в стенах школы в среднем по 8-9 часов. И здесь нельзя обойти без внимания шум, как одного из важного фактора вредного влияния на организм человека.

Тема: Шум, как один из факторов вредного влияния на организм человека.

2 этап. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс, который привел к проблеме.

Объект исследования – это процесс, результат которого можно изменить (улучшить, увеличить и т.д.) в ходе самого исследования.

3 этап. Подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники. Первоисточником считается первоиздание. Перевод, антология, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

4 этап. Составление библиографии

Составление библиографии – неотъемлемая часть работы над исследовательским проектом. Существуют определенные правила оформления библиографического списка, такие как:

Список составляется строго по алфавиту, причем издания на русском языке пишутся вначале, а уже за ними – издания на иностранных языках.

Источники (документальные материалы, воспоминания, переписка, и т.д.) пишутся в начале. Так, например, можно разделить библиографию на источники и литературу.

Правила, используемые при составлении списка литературы те же, что и при составлении сноски.

Разница лишь в том, что в конце описания указывается общее количество страниц в книге либо страницы, на которых опубликована статья в сборнике, газете, журнале.

5 этап. Выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание методов исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являются необходимым условием достижения поставленной цели.

6 этап. Разработка плана проекта

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания.

Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию (идею) работы. Если введение никак не получается, значит, нет четкого понимания, с чего следует начать. А если, начиная работать над проектом, вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем завершить. Понятно, что введение и содержание будут неоднократно переписаны, будут меняться.

7 этап. Написание введения – помочь читающему вникнуть в вашу работу.

В содержании ваша работа должна логически подразделяться на главы и параграфы, пункты и подпункты.

Написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его – научный. Научный стиль имеет свои особенности:

- строгую логичность;

- точность;

- обобщенность;

- объективность изложение фактов;

- ясность;

- краткость.

Зачем нужно учиться делать проекты?

Чтобы потом осуществлять их в жизни; чтобы понимать: хорошая идея сама по себе ещё не решает исход дела, необходимо представлять себе, каков механизм её реализации, как будет выглядеть конечный продукт.

Зачем нужно учиться проводить исследования?

Чтобы поддерживать врожденное любопытство Ребёнка и снабжать его инструментарием, показывающим, что мы можем успешно познавать мир. Эту же цель можно определить, как превращение поведенческой модели в культурную роль «исследователя».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: