Вопросы для устного опроса
Вопросы для устного опроса №1
1. Дать определение: библиографический список литературы
2. Что включает в себя библиографический список
3. Способы группировки литературы в библиографических списках.
4. ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись
Вопросы для устного опроса №2
1. Правила оформления библиографические ссылки при цитировании;
2. Правила оформления библиографические ссылки при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;
3. Правила оформления библиографические ссылки при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;
4. Правила оформления библиографические ссылки при анализе опубликованных работ.
5. Особенности внутритекстовых ссылок
6. Особенности подстрочных ссылок
Вопросы для устного опроса №3
1. Понятие доклад.
2. Понятие реферат
3. Понятие сообщение
4. Виды докладов
5. Структура доклада
Вопросы для устного опроса №4
1. Правила оформления и составные части титульного листа
2. Обязательные сегменты введения (актуальность, цель, итд.)
3. Правила оформления слайдов
Вопросы для устного опроса №5
1. Дать определение: библиографический список литературы
2. Правила оформления библиографические ссылки при цитировании;
3. Правила оформления слайдов
Вопросы для устного опроса №6
4. Дать определение: библиографический список литературы
5. Правила оформления библиографические ссылки при цитировании;
6. Правила оформления слайдов
Критерии оценки
«Отлично» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений; знание по дисциплине демонстрируются на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей; свободное владение терминологией; ответы на дополнительные вопросы четкие, краткие;
«Хорошо» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные признаки, причинно - следственные связи; рассказ недостаточно логичен с единичными ошибками в частностях, исправленными студентом с помощью преподавателя; единичные ошибки в терминологии; ответы на дополнительные вопросы правильные, недостаточно полные и четкие.
«Удовлетворительно» - ответ не полный, с ошибками в деталях, умение раскрыть значение обобщённых знаний не показано, речевое оформление требует поправок, коррекции; логика и последовательность изложения имеют нарушения, студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи; ошибки в раскрываемых понятиях, терминах; студент не может ответить на большую часть дополнительных вопросов.
«Неудовлетворительно» - ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения, студент не осознает связь обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины, речь неграмотная; незнание терминологии; ответы на дополнительные вопросы неправильные
Практические занятия
Практическое занятие № 1. Получение практических навыков по теме "Методология проекта"
Цель занятия: Закрепление полученных знаний.
Оборудование:
Вопросы для повторения:
Понятие методологии и методики научных исследований.
Методология теоретических исследований.
Основы методологии исследований эмпирического уровня.
Познавательные приемы и формы научных исследований.
Содержание занятия: Используя текст:
Процесс познания, как основа любого научного исследования, является сложным и требует концептуального подхода на основе определенной методологии.
Методология происходит от греческого слова menthoges - познание и logos - учение. Итак, это учения об исследовательских приемах, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии является сложным и в разных литературных источниках поясняется по-разному. В многих зарубежных литературных источниках понятия методологии и исследовательских приемов не разграничиваются. Отечественные научные работники методологию рассматривают как учение о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования. Наиболее целесообразным является определение методологии как теории исследовательских приемов, создание научных концепций, как системы знаний о теории науки или системы исследовательских приемов. По определению авторов учебника "Организация и методика научно-исследовательской деятельности" В. Шейко и Н. Кушнаренко, методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях.
Итак, в этом определении точно сформулированные основные функции методологии, которые сводятся к следующего:
- определение способов получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления;
- определение определенного пути, на котором достигается научно-исследовательская цель;
- обеспечение всестороннего получения информации относительно процесса или явления, которое изучается;
- введение новой информации к фонду теории науки;
- уточнение, обогащение, систематизация сроков и понятий в науке;
- создание системы научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитического инструмента научного познания.
Методология - это наука о структуре, логическую организацию, средства и методы деятельности вообще. Обычно под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, которая представляет собой совокупность теоретических положений о принципах построения, формы и способы научно-познавательной деятельности.
Методологию можно рассматривать и как определенную систему основоположных идей.
Совокупность методов, которые применяются при проведении научных исследований в границах той или другой науки, составляют ее методологию. Это понятие имеет два значения: во-первых, методология - это совокупность средств, методов, приемов, которые применяют в определенной науке, во-вторых, это область знаний, которая изучает средства, принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности человека.
Итак, методология - философское учение о методах познания и преобразование действительности, использование принципов мировоззрения в процессе познания и практики.
Развитие методологии - одна с сторон развития науки в целом. Любое научное открытие имеет не только предметный, а и методологическое содержание, поскольку это связан с критическим переосмыслением существующего аппарата понятий, предпосылок и подходов к интерпретации объекта, явления, которое изучается.
Методология - это совокупность правил определения понятий, вывод одних знаний из других, методов, приемов, операций научного исследования во всех областях науки и на всех этапах исследования.
Ныне методология выступает как отдельная научная дисциплина, которая изучает технологию проведения научных исследований; описание и анализ этапов исследований и ряд других проблем.
Методология - это учения о системе научных принципов и способов исследовательской деятельности. Она включает фундаментальные, общенаучные принципы, которые служит ее основой, конкретно научные принципы, которые лежат в основе теории той или другой дисциплины или научной области, и систему конкретных методов и техник, которые применяются для решения специальных исследовательских задач.
Главная цель методологии науки - изучение и анализ методов, средств, приемов, с помощью которых получают новые знания в науке как на эмпирическому, так и теоретическому уровнях познание. Методология - это схема, план решения поставленных задач научного исследования.
Методология научного исследования рассматривает наиболее существенные особенности и признаки исследовательских приемов, раскрывает их за общностью и глубиной анализа. Например, изучая конкретные способы проведения эксперимента, наблюдений, измерение, методология науки выделяет те признаки, которые присущий любому эксперименту.
Наиболее важным для методологии науки является определение проблемы, построение предмета исследования и научной теории, проверки истинности результатов.
Осмыслением методов научного познания, разработкой его методологии занимались выдающиеся ученые как минувшего, так и настоящего времени: Аристотель, Ф. Бекон, Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лейбниц, М. Ломоносов, Ч. Дарвин, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Эйнштейн, Н. Бор, Ю. Дрогобыч и прочие.
В период античной культуры появились первые ростки методологии получение новых знаний. Так, старинные греки наиболее целесообразным способом открытия новых истин признавали дискуссии, в результате которых обнаруживались противоречие о предмете обсуждения, противоречивость трактований, которые разрешало отстаивать ненадежные и маловероятные догадки.
Формирование основных идей методологии науки началось в эпоху Возрождения, чему в значительной мере оказывали содействие успехи в природоведении и начало размежевания философии и специальных наук - как фундаментальных и прикладных. В связи с этим особого значения приобрели исследовательские приемы, которые являются составной частью познавательного процесса и сыграют важную роль в науке.
В структуре науки все научные дисциплины, которые образовывают систему наук, делятся натры основные группы: естественные, гуманитарные и технические науки.
Разные научные дисциплины отличаются одна от одной не только характером и содержанием объекта изучения, а и специфическими, так называемыми конкретными научными методами. В науке от категории, исследовательских приемов и обобщения часто зависят конечные результаты исследования в целом.
Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы требует определенной методики исследования. Методика - это учения об особенностях применения отдельного метода или системы методов. Методика является системной совокупностью приемов исследования, это система правил использования методов, приемов и техники исследования. Если эта совокупность строго последовательная от начала исследования и к получению результатов, то это называется алгоритмом. Выбор конкретных исследовательских приемов диктуется характером материала, условиями и целью конкретного исследования. Методы - это благоустроенная система, в которой определяется их место соответственно конкретному этапу исследования, использование технических приемов и проведения операций с теоретическим и практическим материалом в определенной последовательности.
Создание научной методологии и методики исследований является большой победой человеческого ума.
Составить опорный конспект и ответить на вопросы:
1. Понятие методологии и методики научных исследований.
2. Методология теоретических исследований.
3. Основы методологии исследований эмпирического уровня.
4. Познавательные приемы и формы научных исследований.