ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ




Вопросы для устного опроса

Вопросы для устного опроса №1

1. Дать определение: библиографический список литературы

2. Что включает в себя библиографический список

3. Способы группировки литературы в библиографических списках.

4. ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись

Вопросы для устного опроса №2

1. Правила оформления библиографические ссылки при цитировании;

2. Правила оформления библиографические ссылки при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;

3. Правила оформления библиографические ссылки при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;

4. Правила оформления библиографические ссылки при анализе опубликованных работ.

5. Особенности внутритекстовых ссылок

6. Особенности подстрочных ссылок

Вопросы для устного опроса №3

1. Понятие доклад.

2. Понятие реферат

3. Понятие сообщение

4. Виды докладов

5. Структура доклада

 

Вопросы для устного опроса №4

1. Правила оформления и составные части титульного листа

2. Обязательные сегменты введения (актуальность, цель, итд.)

3. Правила оформления слайдов

Вопросы для устного опроса №5

1. Дать определение: библиографический список литературы

2. Правила оформления библиографические ссылки при цитировании;

3. Правила оформления слайдов

 

Вопросы для устного опроса №6

4. Дать определение: библиографический список литературы

5. Правила оформления библиографические ссылки при цитировании;

6. Правила оформления слайдов

 

 

Критерии оценки

«Отлично» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений; знание по дисциплине демонстрируются на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей; свободное владение терминологией; ответы на дополнительные вопросы четкие, краткие;

«Хорошо» - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные признаки, причинно - следственные связи; рассказ недостаточно логичен с единичными ошибками в частностях, исправленными студентом с помощью преподавателя; единичные ошибки в терминологии; ответы на дополнительные вопросы правильные, недостаточно полные и четкие.

«Удовлетворительно» - ответ не полный, с ошибками в деталях, умение раскрыть значение обобщённых знаний не показано, речевое оформление требует поправок, коррекции; логика и последовательность изложения имеют нарушения, студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи; ошибки в раскрываемых понятиях, терминах; студент не может ответить на большую часть дополнительных вопросов.

«Неудовлетворительно» - ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения, студент не осознает связь обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины, речь неграмотная; незнание терминологии; ответы на дополнительные вопросы неправильные

 

Практические занятия

Практическое занятие № 1. Получение практических навыков по теме "Методология проекта"

Цель занятия: Закрепление полученных знаний.

Оборудование:

Вопросы для повторения:

Понятие методологии и методики научных исследований.

Методология теоретических исследований.

Основы методологии исследований эмпирического уровня.

Познавательные приемы и формы научных исследований.

Содержание занятия: Используя текст:

Процесс познания, как основа любого научного исследования, является сложным и требует концептуального подхода на основе определенной методологии.

Методология происходит от греческого слова menthoges - познание и logos - учение. Итак, это учения об исследовательских приемах, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии является сложным и в разных литературных источниках поясняется по-разному. В многих зарубежных литературных источниках понятия методологии и исследовательских приемов не разграничиваются. Отечественные научные работники методологию рассматривают как учение о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования. Наиболее целесообразным является определение методологии как теории исследовательских приемов, создание научных концепций, как системы знаний о теории науки или системы исследовательских приемов. По определению авторов учебника "Организация и методика научно-исследовательской деятельности" В. Шейко и Н. Кушнаренко, методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях.

Итак, в этом определении точно сформулированные основные функции методологии, которые сводятся к следующего:

- определение способов получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления;

- определение определенного пути, на котором достигается научно-исследовательская цель;

- обеспечение всестороннего получения информации относительно процесса или явления, которое изучается;

- введение новой информации к фонду теории науки;

- уточнение, обогащение, систематизация сроков и понятий в науке;

- создание системы научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитического инструмента научного познания.

Методология - это наука о структуре, логическую организацию, средства и методы деятельности вообще. Обычно под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, которая представляет собой совокупность теоретических положений о принципах построения, формы и способы научно-познавательной деятельности.

Методологию можно рассматривать и как определенную систему основоположных идей.

Совокупность методов, которые применяются при проведении научных исследований в границах той или другой науки, составляют ее методологию. Это понятие имеет два значения: во-первых, методология - это совокупность средств, методов, приемов, которые применяют в определенной науке, во-вторых, это область знаний, которая изучает средства, принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности человека.

Итак, методология - философское учение о методах познания и преобразование действительности, использование принципов мировоззрения в процессе познания и практики.

Развитие методологии - одна с сторон развития науки в целом. Любое научное открытие имеет не только предметный, а и методологическое содержание, поскольку это связан с критическим переосмыслением существующего аппарата понятий, предпосылок и подходов к интерпретации объекта, явления, которое изучается.

Методология - это совокупность правил определения понятий, вывод одних знаний из других, методов, приемов, операций научного исследования во всех областях науки и на всех этапах исследования.

Ныне методология выступает как отдельная научная дисциплина, которая изучает технологию проведения научных исследований; описание и анализ этапов исследований и ряд других проблем.

Методология - это учения о системе научных принципов и способов исследовательской деятельности. Она включает фундаментальные, общенаучные принципы, которые служит ее основой, конкретно научные принципы, которые лежат в основе теории той или другой дисциплины или научной области, и систему конкретных методов и техник, которые применяются для решения специальных исследовательских задач.

Главная цель методологии науки - изучение и анализ методов, средств, приемов, с помощью которых получают новые знания в науке как на эмпирическому, так и теоретическому уровнях познание. Методология - это схема, план решения поставленных задач научного исследования.

Методология научного исследования рассматривает наиболее существенные особенности и признаки исследовательских приемов, раскрывает их за общностью и глубиной анализа. Например, изучая конкретные способы проведения эксперимента, наблюдений, измерение, методология науки выделяет те признаки, которые присущий любому эксперименту.

Наиболее важным для методологии науки является определение проблемы, построение предмета исследования и научной теории, проверки истинности результатов.

Осмыслением методов научного познания, разработкой его методологии занимались выдающиеся ученые как минувшего, так и настоящего времени: Аристотель, Ф. Бекон, Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лейбниц, М. Ломоносов, Ч. Дарвин, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Эйнштейн, Н. Бор, Ю. Дрогобыч и прочие.

В период античной культуры появились первые ростки методологии получение новых знаний. Так, старинные греки наиболее целесообразным способом открытия новых истин признавали дискуссии, в результате которых обнаруживались противоречие о предмете обсуждения, противоречивость трактований, которые разрешало отстаивать ненадежные и маловероятные догадки.

Формирование основных идей методологии науки началось в эпоху Возрождения, чему в значительной мере оказывали содействие успехи в природоведении и начало размежевания философии и специальных наук - как фундаментальных и прикладных. В связи с этим особого значения приобрели исследовательские приемы, которые являются составной частью познавательного процесса и сыграют важную роль в науке.

В структуре науки все научные дисциплины, которые образовывают систему наук, делятся натры основные группы: естественные, гуманитарные и технические науки.

Разные научные дисциплины отличаются одна от одной не только характером и содержанием объекта изучения, а и специфическими, так называемыми конкретными научными методами. В науке от категории, исследовательских приемов и обобщения часто зависят конечные результаты исследования в целом.

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы требует определенной методики исследования. Методика - это учения об особенностях применения отдельного метода или системы методов. Методика является системной совокупностью приемов исследования, это система правил использования методов, приемов и техники исследования. Если эта совокупность строго последовательная от начала исследования и к получению результатов, то это называется алгоритмом. Выбор конкретных исследовательских приемов диктуется характером материала, условиями и целью конкретного исследования. Методы - это благоустроенная система, в которой определяется их место соответственно конкретному этапу исследования, использование технических приемов и проведения операций с теоретическим и практическим материалом в определенной последовательности.

Создание научной методологии и методики исследований является большой победой человеческого ума.

Составить опорный конспект и ответить на вопросы:

1. Понятие методологии и методики научных исследований.

2. Методология теоретических исследований.

3. Основы методологии исследований эмпирического уровня.

4. Познавательные приемы и формы научных исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: