Практическое занятие № 3. Способы переработки информации. Конспектирование. Правила написания конспекта.




Цель занятия: Научиться эффективно работать с печатными источниками информации.

Содержание занятия:

Задание № 1 Ознакомитесь с тестом.

Тезис – это доказываемое положение или утверждение. Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации. Основная цель написания любых тезисов – обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних. Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1–2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить обо всей работе целиком, и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объеме. Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной научной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу, и к докладчику. Конечно, во многом качество тезисов определяется реальным научным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно представить. В настоящее время широко распространена практика, когда по результатам рассмотрения тезисов доклада оргкомитет международной конференции не только принимает решение о включении соответствующего доклада в программу конференции, но нередко и оплачивает участие в ней автора (полностью или частично) по причине высокой значимости его доклада.

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов:

Тезисы, составленные по публикации другого автора

Тезисы, написанные на основе собственного оригинального материала.

Ко второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы. Облегчению этой задачи и посвящено данное руководство.

 

Классификация тезисов научных работ

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

1. Написанные тезисы по уже имеющемуся материалу (большой статье или докладу).

2. Написанные тезисы до того, как составлен доклад.

В первом случае основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора (приведены в предпоследнем абзаце Введения).

Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции.

Основная сложность в таком случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, так как кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идей. Весь текст умещается на 1–2 страницах – тезисы готовы.

Типовая структура тезисов

При написании тезисов типа «К постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:

- Краткое вступление (актуальность темы).

- Цель работы (поставить проблему/задачу).

- Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.

- Некоторые собственные мысли на эту тему.

- Предполагаемые исследования (опционально).

- Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).

При написании тезисов типа «Результаты исследования» необходимо представить следующие блоки информации:

- Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все-то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко).

 

- Цель работы (исследовать что-то конкретное).

- Базовые положения исследования или гипотеза (в случае экспериментального исследования).

- Примененные методы.

- Параметры выборки.

- Промежуточные результаты (при необходимости).

- Основные результаты.

- Интерпретация + выводы.

При написании тезисов типа «Новая методика работы» необходимо представить следующие блоки информации:

- Краткое вступление, описывающее задачи, для решения которых необходима разрабатываемая методика, область применения методики (актуальность).

- Цель работы (разработать такую-то методику).

- Описание существующих методик.

- Описание новой методики.

- Описание результатов применения.

- Оценка преимуществ и ограничений новой методики.

- Выводы.

Оформление тезисов

Требования к оформлению тезисов определяются оргкомитетом конференции и доводятся до сведения всех потенциальных участников. Их необходимо неукоснительно соблюдать, т.к. любое нарушение требований приводит к значительному увеличению затрат на составление сборника тезисов доклада, что может послужить причиной отказа со стороны оргкомитета.

Обычный объем тезисов устанавливается равным 1–2 страницам печатного текста. Реже его указывают в количестве слов или знаков. При часто встречающихся требованиях к оформлению тезисов (шрифт Times New Roman, 12, интервал одинарный, формат-документ Word), 1 страница печатного текста составляет около 45 строк или 5–7 средних абзацев. При этом заметную часть занимает заголовок, фамилии авторов и названия организаций, где они работают. В общем, это совсем небольшой объем, доступный для внятного изложения мыслей автора.

Задание № 2

Напишите тезисы по предложенному тексту.

- К постановке проблемы;

- Результаты исследования;

- Новая методика работы.

Текст 1

В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не могут остаться в стороне от решения этой насущной проблемы. Мне хочется остановиться на двух ярких именах: Валентине Распутине и Чингизе Айтматове. Они очень талантливые, вдумчивые, самобытные личности. На протяжении уже многих лет в своих художественных и публицистических произведениях эти писатели “бьют набат” — пытаются обратить внимание общества и власти предержащей на экологическую обстановку в стране. Если о грозящей человечеству беде стали писать в прессе лишь в последние десять-пятнадцать лет, то Ч. Айтматов еще в 70-е годы в своей повести “После сказки” (“Белый пароход”) заговорил об этой проблеме. Он показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью. Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях: “И дольше века длится день” (“Буранный полустанок”), “Плаха”, “Тавро Кассандры”.

Особенно сильное впечатление производит роман “Плаха”. На примере волчьей семьи автор показал гибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и “человечными”, чем “венец творения”. Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?

Этот вопрос возникает и при чтении произведений Валентина Распутина “Прощание с Матерой” и “Пожар”. Это притчи, которые призваны остановить хищническое разграбление богатств России. Писатель талантливо показывает “пожар”, сжигающий души людей, занятых только наживой, мечтающих любой ценой разбогатеть, а там... Но не получается остаться “чистеньким”, человек перестает быть созидателем, творцом. Вначале он губит окружающую среду, оставляя от лесов одни пни, затопляя старинные деревни, кладбища предков, плодородные земли, а потом внутренний “пожар” сжигает его. Такие разные художники, но как созвучны их мысли, одинаковы итоги, к которым приходят их герои.

Человек не царь природы, а составная ее часть. Если гибнет какое-то звено этой цепи, то угроза нависает над всеми. Когда мы поймем это?! Пора остановиться, прекратить самоистребление. Надо жить в гармонии с природой. Тогда мир наступит и в душе каждого. Я верю в это.

 

Практическое занятие № 4. Получение практических навыков по теме "Выбор темы проекта"

Цель занятия: Развивать способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Содержание занятия:

1 этап. Подготовительный: поиск проблемного поля исследования; определение темы исследования и её конкретизация; определение актуальности темы. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки. При выборе темы исследования предпочтительно брать задачу сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне.

2 этап. Поисковый: выявляется, насколько данная тема обеспечена источниками и литературой, и какие аспекты данной темы ещё не изучены; формулируется цель и задачи исследования;

3 этап. Аналитический: сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности; составление плана исследовательской работы; работа с литературой и электронными источниками по теме исследования.

Задание №1.

Прочитай рекомендации о выборе темы проекта. Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

5.. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Задание №2

Выбери тему исследования.

Основные критерии выбора темы:

1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней студента и педагога

3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

4. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания Какими могут быть темы исследования?

5. Все темы можно условно объединить в три группы:

фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явления

экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Требования к выбору темы проекта актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества; содержательность, информативность и разработанность в науке; возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес; формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках; название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться; тема должна быть конкретной. Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия: между известным и неизвестным; между знаниями и умениями; между сложностью задачи и наличием способа ее решения; между потребностями и возможностями их реализации Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями. Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если: имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить, требуется установить сходства и различия, важно установить причинно-следственные связи, необходимо обосновать выбор, требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями, стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая и ее решение должно быть важно

Практическое занятие № 5. Получение практических навыков по теме "Актуальность темы проекта"

Цель занятия: Развивать способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Вопросы для повторения

Какие темы исследования актуальны в современном обществе?

Насколько важна проблема бытовых отходов на современном этапе и стоит ли о ней говорить?

Изменится ли ваше мировоззрение после проведенного исследования?

Содержание занятия:

1 этап. Подготовительный: поиск проблемного поля исследования; определение темы исследования и её конкретизация; определение актуальности темы.

2 этап. Поисковый: выявляется, насколько данная тема обеспечена источниками и литературой, и какие аспекты данной темы ещё не изучены; формулируется цель и задачи исследования;

3 этап. Аналитический: сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности; составление плана исследовательской работы; работа с литературой и электронными источниками по теме исследования.

Контрольные вопросы

1.Какие темы исследования актуальны в современном обществе?

2. Насколько важна проблема бытовых отходов на современном этапе и стоит ли о ней говорить?

3. Изменится ли ваше мировоззрение после проведенного исследования?

Практическое занятие № 6. Получение практических навыков по теме "Постановка цели проекта"

Цель занятия: Формирование умений применять полученные теоретические знания при решении поставленных задач, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

Содержание занятия:

Задание №1

Заполни шаблон

«МОЙ ПУТЬ К ИССЛЕДОВАНИЮ»

1.ПРОАНАЛИЗИРУЙ СВОИ ЗНАНИЯ ПО ИМЕЮЩИМСЯ ДИСЦИПЛИНАМ

2.МНЕ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫПРЕДМЕТЫИ НАПРАВЛЕНИЯ

3.СВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Я МОГУ НАПРАВИТЬ В РУСЛО

4.ПЕДАГОГИ МНЕ СОВЕТУЮТ

5.РУКОВОДИТЕЛЬ МНЕ ПРЕДЛОЖИЛ

6.РОДИТЕЛИ ВЫСКАЗАЛИ СВОЕ МНЕНИЕ

Задание №2

Дайте понятие проблема исследования это, приведите примеры.

Из представленных сформулированных проблем исследования, выберите те, которые являются верными, обоснуйте свой выбор. Является ли отсутствие проблемы, отсутствием проекта Примеры

1. Тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК. Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Поэтому изучение данной темы очень актуально.

3.Актуальность нашей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации.

4. Мы считаем, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, тему нашей работы считаем актуальной

5. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования актуально.

Практическое занятие № 7. Получение практических навыков по теме "Определение задач проекта"

Цель занятия: Конкретизация задач и конечного продукта индивидуального проекта.

Оборудование: Презентация «Исследовательская и проектная деятельности. Сходство и различие». Г.В. Хорева, к.п.н., доцент каф. ДиНОhttps://ppt4web.ru/pedagogika/issledovatelskaja-i-proektnaja-dejatelnosti-skhodstvo-i-razlichie.html. Дата обращения: 22.03.2017.

Максименко В.А. Методические рекомендации. Организация проектной деятельности с учащимися.https://rcdokomi.ru/#back-to-top. Дата обращения: 27.10.2016.

Использованы материалы мастер-класса «Методика организации проектной деятельности», КугутИ.А. https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/01/07/chem-issledovatelskaya-deyatelnost-otlichaetsya. Дата обращения: 22.03.2017.

Татаренкова Людмила Александровна, методист МБОУДОД «ДДТ «Синяя птица» г. Кургана. Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся. https://птица45.рф/3125-2/. Дата обращения: 22.03.2017

Содержание занятия:

Обычно теоретическое построение начинается с некоторой общей постановки вопроса, который затем уточняется в серии более разветвленных формулировок, т.е. происходит конкретизация проблемы.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

- возможно более точное разграничение между «проблематичным», противоречивым, искомым или неизвестным, и «непроблематичным» как данным и известным;

- отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;

- расчленение общей проблемы на ее элементы и упоминание по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему и сформулировать ее суть.

Какие вы видите сложности при реализации проекта?

Чем вы руководствовались при выборе темы?

Какая часть проекта, на ваш взгляд, является более сложной – теоретическая или практическая?

Достаточно ли у вас школьных знаний, чтобы определить актуальность темы?

Какая помощь вам потребуется при реализации проекта?

Практическое занятие № 8. Получение практических навыков по теме "Предмет исследования"

Цель занятия: Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности.

Содержание занятия:

Задание №1 Прочитайте текст и сделайте опорный конспект текста.

Актуальность использования проектной и исследовательской деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью. На этапе внедрения ФГОС необходимо интегрирование проектной деятельности в целостный образовательный процесс.

Проект – это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел; проектирование – процесс создания проекта.

Проектная деятельность учащихся определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности

Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательские работы – это творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Студент, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Соотношение проектирования и исследования следующее:
Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по видам проектов: исследовательский, творческий, инновационный, игровой (ролевой), прикладной (практико-ориентированный), информационный (поисковый).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по содержанию проектов: монопредметный, метапредметный (к области знаний, к нескольким областям, к области деятельности).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по количеству участников проекта: индивидуальный, парный, мало групповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный (класс, школа), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по длительности проекта: Мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.

Практическое занятие № 9. Получение практических навыков по теме "Объект исследования"

Цель занятия: Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности.

Содержание занятия:

Как оформить исследовательский проект

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт (создание проектного продукта)

5. Презентация проектного продукта

Этапы работы над проектом:

Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности.

Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

Подбор и изучение материалов по теме.

Составление библиографии.

Выбор методов исследования.

Разработка плана проекта.

Написание исследовательского проекта.

Оформление исследовательского проекта.

 

 

1 этап. Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности

Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

Постановка проблемы включает:

- выявление противоречия в научном знании: что уже сделано, что осталось нераскрытым и что предстоит сделать (на этой основе формулируется противоречие);

- постановку проблемы или выделение основополагающего вопроса.

Пример формулировки проблемы:

Дети находятся в стенах школы в среднем по 8-9 часов. И здесь нельзя обойти без внимания шум, как одного из важного фактора вредного влияния на организм человека.

Наиболее трудный момент – это формулировка темы. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять поиск еще не разрешенных проблем и вопросов. Тему исследования лучше выбирать узкого плана, а не глобального. В формулировке темы не должно содержаться вопроса, цитаты из каких-либо источников, лишних слов, отличных от формулировки проблемы.

Пример: Проблема: Дети находятся в стенах школы в среднем по 8-9 часов. И здесь нельзя обойти без внимания шум, как одного из важного фактора вредного влияния на организм человека.

Тема: Шум, как один из факторов вредного влияния на организм человека.

2 этап. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс, который привел к проблеме.

Объект исследования – это процесс, результат которого можно изменить (улучшить, увеличить и т.д.) в ходе самого исследования.

3 этап. Подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники. Первоисточником считается первоиздание. Перевод, антология, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

4 этап. Составление библиографии

Составление библиографии – неотъемлемая часть работы над исследовательским проектом. Существуют определенные правила оформления библиографического списка, такие как:

Список составляется строго по алфавиту, причем издания на русском языке пишутся вначале, а уже за ними – издания на иностранных языках.

 

Источники (документальные материалы, воспоминания, переписка, и т.д.) пишутся в начале. Так, например, можно разделить библиографию на источники и литературу.

Правила, используемые при составлении списка литературы те же, что и при составлении сноски.

Разница лишь в том, что в конце описания указывается общее количество страниц в книге либо страницы, на которых опубликована статья в сборнике, газете, журнале.

5 этап. Выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание методов исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являются необходимым условием достижения поставленной цели.

6 этап. Разработка плана проекта

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания.

Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию (идею) работы. Если введение никак не получается, значит, нет четкого понимания, с чего следует начать. А если, начиная работать над проектом, вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем завершить. Понятно, что введение и содержание будут неоднократно переписаны, будут меняться.

7 этап. Написание введения – помочь читающему вникнуть в вашу работу.

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его – научный. Научный стиль имеет свои особенности:

 

- строгую логичность;

- точность;

- обобщенность;

- объективность изложение фактов;

- ясность;

- краткость.

этап. Оформление исследовательского проекта для его защи

-компьютерная презентация;

- реферат;

- доклад;

- портфолио и т.д.

3.Практическая часть (работа в группах). Создание и защита проекта

Практическое занятие № 10. Получение практических навыков по теме "Практическая значимость проекта"

Цель занятия: Научиться обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость в письменной форме.

Содержание занятия:

Задание № 1 Изучите текст, сделайте конспект-схему

Введение – вступительная часть дипломного проекта, в которой необходимо:

- обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость;

- определить границы исследования (объект, предмет, хронологические и/или географические рамки);

- назвать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;

Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы дипломного проекта. Освещение актуальности должно быть немногословным. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или отдельных субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в дипломном проекте вопросов. Практическое значение разработки темы дипломного проекта подчеркивается ее важностью в решении проблем организации.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, носитель рассматриваемой проблемы.

Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание дипломника, именно предмет определяет тему дипломного проекта, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Цель – идеальное представление конечного результата, то, чего нужно достичь в конечном итоге. Формулировка цели должна обязательно согласовываться с названием работы.

Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач (примерно 4-6). Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, описать..., рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить…и т.п.

Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой дипломного проекта. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов дипломного проекта. Это важно также и потому, что заголовки разделов или параграфов рождаются именно из формулировок задач дипломного проекта.

Если разрабатывается комплексная тема с участием нескольких студентов, то во введении указывается характер взаимодействия каждого студента с другими участниками комплексного исследования, так как представление дипломного проекта и его защита ведутся в индивидуальном порядке. Здесь же следует отразить степень и фактическое участие, конкретный вклад каждого студента-дипломника в разработку выполненного исследования.

Стиль изложения введения – тезисный, форма изложения - постановочная.

По объему введение должно составлять в среднем 3% от общего количества текстового материала (т.е. около 2-х страниц).

Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы и во многом можно составит мнение о характере работы в целом.

Задание №2

Напишите введение к вашему исследовательскому проекту.

Итоговые вопросы.

С чего должно начинаться написание введения?

Каков должен быть объем введения?

Почему не стоит писать введение слишком кратким или слишком длинным?

Какова структура введения?

Практическое занятие № 11. Получение практических навыков по теме "Разработка структуры проекта"

Цель занятия: Научиться эффективно работать с печатными источниками информации.

Вопросы для повторения:

Объясните термин «Научная этика»

Как выбрать название статьи реферата?

В чем суть первичной работы над научным рефератом?

Должен ли присутствовать в реферате научный критицизм?

Что должно отражать заключение реферата.

Можете ли вы в реферате дать собственные рекомендации или практические предложения?

Содержание занятия:

Задание № 1 Изучите текст и сделайте краткую запись в виде схемы.

Этические основы научной деятельности.

Научно-исследовательская работа требует от ее исполнителей соблюдение ряда принципов поведения в научном сообществе. Эти принципы определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности.

Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности.

Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: