Радикальный консерватизм




Предпосылки формирования

Возникновение радикального консерватизма было реакцией на тенденции к реформированию консерватизма классического, на его «примирение» с неотвратимостью Прогресса. Отсюда слова А. Мёллераванден Брука: «Мы хотим выиграть революцию». Если неоконсерваторы согласились принять навязанную им Современность, то радикальный консерватизм категорически отверг такой путь. Он "по-прежнему", как и в «первом рождении», выступил против не только обожествления существующей действительности "настоящего", но и любых попыток его реформирования, даже в самых умеренных формах, впервые поставив во главу угла идею реставрации, реконструкции, возрождения и воссоздания утраченной социальной реальности. Прошлое стало не только "священным звеном цепи", но первичным основанием бытия, возрождение и реконструкция которого составили основной пафос философских устремлений радикальных консерваторов.

Ф.М.Достоевский в "Дневнике писателя" за 1876 г. увидел в этом консерватизме «поневоле» революционный характер. Он дал своеобразное определение самой консервативной революции как "революции против революции". Само же определение "консервативная революция" впервые ввел Томас Манн, а применительно к данному идейному направлению дал австрийский поэт Х. фон Гоффмансталь в 1927 г.Еедуховные истоки он выводил из XVI в., из борьбы между Ренессансом и Реформацией.

Важнейшую роль в создании философских предпосылок формирования идеологии радикального консерватизма сыграл Артур Шопенгауэр, в чьей философии впервые со времен Св. Августина и Боссюэ было покончено с пониманием истории как прогресса.Именно в трудах А.Шопенгауэра впервые в истории философии Нового времени интеллект, разум был смещен с господствующей позиции и заменен волей, ставшей первичным субстанциональным элементом, в котором разум и интеллект играли лишь вспомогательную роль. Его антирационализм вновь вернул интерес к эстетике и этике как формам проявления бессознательной воли в человеческих отношениях.

Заметное влияние на становление идеологии консервативной революция оказало распространение западноевропейскими ориенталистами восточных эзотерических знаний. Традиционалистские воззрения и идеи реставрировали западноевропейские древние традионалистские осколки, сохранившиеся в гротескном или уже непонятном состоянии в эпических, мифических, фольклорных формах или философских системах и ритуалах тайных обществ.

Существенным фактором стали и последствия распространения теории Дарвина. Жизнь предстала в форме более грубой, но динамической, борьбы за существование индивидов и родо-видового, национального соперничества и превосходства, весьма далекого от шествия "абсолютного духа" по земле. Потеряв свое божественное предназначение, люди уподобились животным, животные – людям, те и другиеохваченыодной бесконечной страстью к жизни, "волнй к жизни", повсюду через бессознательные инстинктивные механизмы заявляющей о себе.

Биологизация социальных процессов стала закономерным следствием влияния дарвинизма на консервативную мысль: "Явления эгалитарно-либерального прогресса, – пишет К.Н. Леонтьев, – схожи с явлениями горения, гниения, таяния льда... они сходны с явлениями, например, холерного процесса, который постепенно обращает весьма различных людей сперва в более однообразные трупы (равенство), потом совершенно почти схожие (равенство) остовы и, наконец, в свободные (относительно, конечно) азот, водород, кислород и т.д."..

Но в условиях, когда реформистские консерваторы вынуждены были обратиться к «третьему сословию», к тем, кого консервативная аристократия всегда считала плебсом, консервативным революционерам не осталось ничего иного, как встать на позиции радикального духовного элитаризма.

Носитель этого начала консервативной революции стал европейский интеллектуал, не удовлетворявшийся комфортабельным гедонизмом и нарциссизмом и неспособный отказаться от своей воспитанной либерализмом и марксизмом гордыни, но зато оказавшийся увлеченным пантеистической мистикой с элементами гнозиса. Гнозис в отличие от христианского Богопознания имеет целью не Спасение, а знание, причем доступное не всем, а избранным и посвященным. Отсюда элитарная философия и политическая теория элит и даже "замкнутого, чистого в расовом отношении сообщества людей, управляемого избранной группой интеллектуалов", развитая "новыми правыми" на основе концепции К.Лоренца.

Основные представители.

Возникновение радикального консерватизма связано с именамиФридриха Ницше, Освальда Шпенглера,Артура Мёллера ванденБрука Последний впервые сформулировал концепцию «Третьего рейха» в книге с одноименным названием (1922). Здесь следует учитывать, что в синтагме «Третий рейх» делается ударение на первом слове, а не на втором, так какМёллерванден Брук желал проложить на поле идеологической и политической борьбы «третий путь», который проходил одновременно между и по ту сторону либерального капитализма и марксистского социализма, снимая их противоречия: «Третья партия стремится к Третьему рейху».

В1919 г. Мёллерванден Брук вместе с Генрихом фонГляйхеном, Гансом Шварцем и МаксомХильдебертомБеемом создает идейный центр т.н. младоконсервативного направления в идеологии консервативной революции - «Июньский клуб»(после смерти Мёллераванден Брука переименованного в «Клуб господ»), ставший одним из наиболее влиятельных теневых политических клубов в первые годы существования Веймарской республики..Участники «Июньского клуба» стали инициаторами формирования более широкого младоконсервативного движения – «движения кольца» (DerRing-Bewegung).

К основным представителям радикального консерватизма относятся также Карл Шмитт, Вернер Зомбарт, ОттомарШпанн, Эрнст фон Саломон, Отто Петель, Франц Шаувеккер, Герман Вирт, Фридрих Хильшер, Ален де Бенуа. Однако еще до немцев русские славянофилы и «русский Ницше» Константин Леонтьев, явно недолюбливавшие петербургскую Империю, обратились к теме реставрации Московского царства, которая по сути была программой консервативной революции, а славянофил Юрий Самарин ввел термин "революционный консерватизм".

К предшественникам идеологов консервативной революции можно отнести и испанских карлистов. В трех весьма кровопролитных гражданских войнах (1834-1839, 1847-1849 и 1872-1876 гг.), поводом для которых были династические распри, карлисты безуспешно добивались восстановления средневековых сословных и областных прав и привилегий, так называемых "fueros", а также за возвращение инквизиции. В ХХ в. у них возникла собственная партия, "Сообщество традиционалистов" ("СоmunionTradicionalista"), действовавшая в провинции Наварра. В 20-е гг. эта партия организовала милицию под названием "Requetes" {"требующие"}, устроенную по итальянскому образцу.

К политическим силам, чья идеологическая платформа близка радикальному консерватизму, можно отнести также "Огненные кресты" ("CroixdeFeu") полковника де ля Рока, - французскую организацию, возникшую в 1927 г. из союза фронтовиков. В 1931 г. этот союз превратился в самостоятельную партию, имевшую достаточно массовую базу. Нередко ее причисляют к фашистским партиям, но поскольку у нее почти не были выражены антисоциалистические и антикапиталистические цели и была слабо выражена воля к уничтожению своих политических противников, ее следует скорее относить к консервативно-бонапартистским движениям.

В 70-е годы ХХ в. возникает движение «новых правых», объединившихся вокруг ассоциации GRECE («Исследовательское и учебное объединение за европейскую цивилизацию») иее лидера Алена де Бенуа, лауреата национальной премии Французской Академии по эссеистике. «Правой, — постулирует он — яназываю… позицию, состоящую в том, чтобы рассматривать многообразиемира и, как следствие, относительные неравенства, которые оно с необходимостью влечет, как благо, а прогрессирующую гомогенизацию мира, проповедуемую и реализуемую двухтысячелетним дискурсом эгалитарной идеологии, как зло. Я называю правыми доктрины, которые усматривают, что относительные неравенства существования влекут отношения силы, продуктом коих является историческое становление — и которые полагают, что история должна продолжаться — короче, что “жизнь это жизнь, то есть сражение, для нации так же, как и для человека” (Шарль де Голль)».

В числе видных деятелей «новых правых» - писатели Морис Дрюон, Морис Бардеш, Пьер Грипари, Жан Парвулеско, историк Пьер Шоню, князь, министр внутренних дел в ряде правительств V Республики Мишель Понятовски.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: