Строительство сооружений, регулирующих водно-тепловой режим ЗП.




Мероприятия по регулированию ВТР ЗП:1)предохранение верхней части ЗП от поступления воды сверху(приданием поперечных уклонов поверхности полотна, укреплением обочин) и снизу(устр-во полотна в насыпях при достаточном его возвышении над уровнем грунтовых вод и надлежащим уплотнением грунта), уст-во прослоек,изолирующих или прерывающих капиллярное поднятие, замена неблагоприятных грунтов в выемкх и невысоких насыпях морозоуст. грунтами и материалами.2) обеспечение своевременного оттока воды из верхней части ЗП(укладка дренирующих слоев из песка или геотекстильных материалов)3)гидрофобизация(укрепление)грунтов активной зоны орган. и минер.вяжущими.
Обеспечение поверхностного водоотвода - мероприятия направленные на предотвращение переувлажнения ЗП, перехвата и отвода воды, поступающей к ЗП или для прекращения ее доступа в верхнюю часть ЗП. Для отвода поверхн. вод предусматривают след.констр.решения:1)поперечному профилю ЗП и ДО придают выпуклое очертание;2)устраивают боковые канавы(кюветы). А в некоторых случаях используют для отвода воды резервы и закладывают испарительные бассейны;3)роют водоотводные канавы для отвода воды в сторону от ЗП;4)устраивают нагоргые канавы, перехватывающие воду, которая поступает по склону местности к дороге;5) строят мосты, трубы для пропуска водотоков и воды из боковых канав под ЗП.6)Обочинам придают больший поперечный уклон, чем поверхности покрытия;7)боковые канавы(кюветы) устраивают в выемках и у насыпей.
Стр-во тепло-водонепроницаемых, дренирующих и капилляропрерыввающих слоев. Водонепроницаемые(паро) слои устраивают на всю ширину ЗП или на ширину ПЧ с превышением ее с каждой стороны на 0,5м.Такие слои сооруж.избитуминизированных грунтов или путем укладки синтетической пленки, рубероида, геотекстиля и т.д. Перед уст-м водонепрониц.слоев поверхность профилируют и планируют а/гр.Располагают на глубине 0,8-1м от бровки во II ДКЗ и 0,6-0,8м в III ДКЗ.В теле насыпи его устраивают путем перемешивания слоя грунта толщиной 5 см с орган.вяж.при помощи фрезы или а/гр.
Капилляропрерывающие слои устраивают на всю ширину ЗП на уровне 1 м от бровки. Этот слой преграждает пути подъема капиллярной влаги и отсыпается из щебня или гравия.Устраив.на насыпях, расположенных на зосоленных грунтах, т.к они предохраняют ДО от разрушения(вода с наличием соли, поднимаясь отслаивает бит.пленку от минерального материала, а при обр.просачивании в глубину грунтового массива увлекает с собой частички вяжущего)Технология:1)подготовка поверхности с уплот.верхнего слоя Ky=1;2)стр-во противоизол. нижней прослойки с уплотнением;3)россыпь щебня фр.20-40 с уплот.сначала легкими, а затем тяжелыми катками;4)уст-во верхней противозаливающейпрослойки.Все это делается для предохранения ЗП от пучинообразования. Строительство дренажей для понижения и перехвата грунтовых вод.
При возможном преувлаж.ЗП грунтовыми водами глубокие дренажи уст-т в целях понижения уровня грунтовых вод на глубину,при которой от их пониженного уровня капиллярная вода не достигала бы нижней части конструкции ДО.

Подкюветныйодно-или двухсторонний дренаж устраивают при отностительно неглубоком залегании грунтовых вод под боковыми водоотводными канавами. Траншеи в грунтах роют экскав.с обратной лопатой. Стенки траншей укрепляют от возможного обрушения щитами и распорками.Для уст-ва дренажа применяются гончарные,асфбестоцементные, пластмассовые, керамические трубы диаметром 50-300мм.Для поступления грунтовой воды в трубы в них изгот.водоприемные отверстия(прорези).Для полного перехвата воды дренажную колонку заглубляют в водоупорный слой грунта не мене чем на 0,5м.Пожкюветный и закюветный дренажи предназначены для перехвата и понижения уровня грунтовых вод в пределах выемки а/д, а также для повышения устойчивости откосов. Закюветный дренаж применяют при нецелесообраз.размещения дренажа под кюветом и возможности выполнения закюветной полки.

 

54.Сооружение насыпей и разбивка выемок.
Классификация грунтов:
длясоор.ЗП применяются четыре группы грунтов: 1)скальные (добываемые путем разрушения скальных массивов) – прочность определяется после длительного воздействия воды P=Rв/R0, Rв-предел прочности при сжатии в водонасыщ.состоянии, R0-предел прочности при сжатии в воздушно-сухом состоянии(при P>0.75 скальная порода не размягчается, а при P<0.75 – размягчается).Для насыпей применяют грунты, состояние которых под действием природных факторов не изменяется, что влияет на их прочность и устойчивость в ЗП. 2)Крупнооблоомочный грунт - устойчив против текущей воды, не поглащает влагу,водопроницаем. 3)Песчаные грунты -размер 0,1-2 мм, делятся на гравелистый песок, крупный, средний, мелкий, пылеватый.Песчаные грунты водопроницаемы, насыщение водой мало влияет на устойчивость насыпи. 4)Глинистые грунты – не пригодны для дор.стр-ва влажность которых выше допустимой, избыточно засоленные, торф, ил. Делятся на:супеси (крупная, более 50% песчаных частиц,легкая 50%, пылеватая 20-50%, тяжелая пылеватая до 20%), суглинки(легкий, легкий пылеватый, тяжелый, тяжелый пылеватый). Глины(песчаные, пылеватые, жирные).По размерам частиц: галечниковые(более 20 мм), гравелистые(2-20мм), песчаные(0,5-2мм), пылеватые(0,005-0,500), глинистые(менее 0,005). Основные требования к грунтам для стр-ва ЗП: Грунты для сооружения земляного полотна по своим физико-механическим характеристикам должны обеспечивать устойчивость основной площадки насыпей и выемок и их откосов и исключать возможность образования деформаций при оттаивании, промерзании и пучении.
1)насыпь возводят из однородных грунтов(либо из разных, но располагать эти грунты нужно отдельными горизонтальными слоями).2)в верхней части насыпи(1-1,5м) должен быть более прочный грунт(т.к эта частиь подвержена воздействию природ.факторов и трансп.средств)3)Влажность талых глинистых грунтов не должна превышать допустимой - супесь легкая 0,75-1,35, суглинок легкий пылеватый 0,8-1,2Оптимальную влажность грунта WO ориентировочно можно определить через влажность на границе текучести WT: супеси легкой - WO = 0,7×WT; суглинка легкого пылеватого - WO = 0,6×WT.При использовании грунтов, имеющих влажность более допустимых значений, следует предусматривать просушивание грунта 4) Мерзлые глинистые грунты должны иметь твердую, полутвердую и тугопластичную консистенцию, устанавливаемую лабораторными испытаниями после их оттаивания. Способы отсыпки насыпей а – способ послойной отсыпки, б- способ «с головы», в – комбинир.способ
Способ послойной отсыпки – укладывают слои грунта один на другой, тем самым доводят насыпь дол нужной высоты, основной преимущество возможность уст-ва насыпи с требуемой плотностью грунта в любой ее части, отсыпка может быть из разных грунтов. Способ с головы применяют при пересечении насыпью ЗП участков болот или оврагов.Основной недостаток - невозможность уплотнения грунта в период отсыпки насыпи.Комбинированный способ – от минер.дна до поверхности болота прмиеняютспособс головы из дренир.грунтов, а выше- способом послойной отсыпки. Основным преимуществом насыпей, возводимых из боковых резервов, являются минимальные затраты на их строительство вследствие малых дальностей перемещения грунта, в большинстве случаев не превышающих 20 м, грунт из боковых резервов в настоящее время применяют лишь в ограниченных случаях: при расположении дороги в малонаселенных местах, на землях, не пригодных для сельского хозяйства, при строительстве дорог низких категорий и местного значения, на участках с высотой насыпей, не превышающих 1 м. Используют а/гр выполнении основных операций — зарезании, перемещении и разравнивании — изменяется положение ножа автогрейдера, которое определяется углами захвата, резания и наклона. При отсыпке насыпей из боковых резервов можно использовать бульдозеры, при этом возможно перемещать грунт, двигаясь в продольном направлении, так же как при работе автогрейдера, или в поперечном направлении. Схемы резания грунта бульдозером: а — прямоугольная; б — клиновая; в — гребенчатая.Рабочий цикл бульдозера:1)зарезание грунта2)перемещение грунта3)укладка и распределение грунта4)обратный холостой ход. Стр-во насыпей из привозного грунта. Разрабатывают грунт в карьерах или выемках экскаваторы с обо рудованием прямая лопата, транспортируют автомобили-самосвалы.Технология:1. Удаление растительного грунта2. Уплотнение естественного основания Если толщина слоя не превышает 25-30 см, уплотнение можно производить катками на пневматических шинах или решетчатыми катками массой не менее 25 т.Число проходов катка по одному следу при уплотнении грунтов естественного основания в отличие от насыпных грунтов увеличивается в 1,5-2 раза.3. Разработка грунта в карьере или выемке экскаваторами с погрузкой в транспортные средства.4. Для обеспечения отвода воды из забоя и соблюдения проектных отметок по мере выработки забоя бульдозером производят срезку грунта и планировку поверхности.
5. При доставке грунта на место укладки в насыпь необходимо производить разгрузку автомобилей-самосвалов таким образом, чтобы при разравнивании грунта бульдозером образовывался слой требуемой толщины.6. Послойное разравнивание грунта бульдозером производят в начале по мере доставки грунта, затем выполняют окончательную планировку поверхности каждого слоя на всей захватке. 7. Перемещение грунта бульдозером на расстояние, большее чем 20-25 м, следует производить последовательно с образованием промежуточных валов.8. Послойное уплотнение грунта катками на пневматических шинах производят от края к середине. Число проходов при связных грунтах 6-8, при несвязных - 4-6, если требуемая плотность 0,95, и, соответственно 8-10 и 6-8 проходов, если требуемая плотность 0,98.9. Планировку поверхности насыпи автогрейдером производят в последовательности от краев к середине с перекрытием проходов на 0,15-0,20 м.На коротких захватках до 100 м автогрейдер работает по челночной схеме без разворотов на концах захватки. При большей длине захватки целесообразно применять круговую схему с разворотами на насыпи. Способы разработки выемока-лобовой; б,в – ярусный.
Выемки глубиной до 6м разраб.экскаватором – лобовой способ.Если выемки разраб.не сразу на полную глубину, а постепенно, по частям – ярусный способ, его применяют при глубоких выемках.Начинатьразраювыемок следует с низовой стороны, работы можно вести в поперечном(короткие и широкие выемки) и продольном(длинные) направлениях.Разраб.выемок бульдозерами, скреперами, экскаваторами.Разработка грунта бульдозерамиведется от начала выемки к середине. Для уменьшения потерь грунта от осыпания при перемещении отвалы оборудуются по бокам открылками ящичного типа.
Применяют две схемы срезки грунта: тонкой стружкой и клиновый. Существуют два способа разработки грунта: послойный и траншейный. Послойный способ разработки грунта – разработка грунта слоями на толщину снимаемой стружки за один проход бульдозера последовательно по всей ширине выемки или отдельным его частям. Данный способ используется при сложном очертании площадок.Сущность траншейного способа состоит в том, что выемка разбивается на ярусы глубиной 0,4–0,5 м. Каждый ярус разрабатывают траншеями на ширину отвала, оставляя полосы нетронутого грунта шириной 0,4–0,6 м между ярусами b – ширина отвала бульдозера
Рис. 1. Траншейный способ
Оптимальное расстояние перемещения грунта бульдозером30–50 м. При расстоянии перемещения свыше 50 м используют способ разработки с промежуточным валом, а также спаренную работу двух бульдозеров. где: q – объем грунта, перемещенный отвалом и зависящий от геометрических размеров отвала и условий перемещения грунта; n – число циклов в час при определенной дальности перемещения грунта;
Кп – коэффициент потерь грунта в боковые валики зависящий от дальности перемещения и вида грунта; Кі – коэффициент учитывающий влияние уклона пути; Кр – коэффициент первоначального разрыхления грунта; Кв – коэффициент использования рабочего времени.
Разработка выемок скреперами: при высоте выемки менее 2 м и ширине выемки более 4 м. С их помощью разрабатывают, послойно укладывают и частично уплотняют грунт. Работа ведётся в продольном направлении
Способы работы:
- самоходным скрепером;
- с толкачом;
- двумя скреперами (вначале толкает один, а затем другой его тянет).Схема зарезания шахматная:

3. Разработка выемок экскаватором: а) экскаватор с прямой лопатой: вначале прокладывается пионерная траншея - лобовая проходка экскаватора – ось движения экскаватора совпадает с осью забоя (пространство, в кот.находится экскаватор и производит разработку грунта), при этом для разгрузки ковша в автосамосвал экс-р поворачивается на 180 гр., ширина забоя = (1,8-1,9)Rкопания или 2,5Rпри работе двух машин. Разработка идёт по ярусам;б) экскаватор с обратной лопатой: применяется, когда размеры забоя не позволяют применять экс-р с прямой лопатой, для неглубоких выемок; в) экскаватор типа драглайн (если близко залегают грунтовые воды).

55.Уплотнение грунтов ЗП.Цель уплот-я – достичь макс-ой требуемой плостности, прочности и устойчивости гр-та, в частности треб.знач.мод.упр., угла внутр.трения и сцепления.

Критерий оценки качества грунта явл.коэф.уплотнения –

0,98-для верх.слоевраб.слоя; 0,95-для нижн. части насыпи и др.Требования к уплотнению грунтов в зем.пол.нормир-ся СНиП 3.06.03-85:
- упл-е гр-ов следует произ-ть при влажности, близкой к оптим-ой; при W<Wоптследуетувел.число проходов катка, а при W>Wопт – увлажнять грунт.
- не допус.-сяупл-е трамб-ми плитами на расстоянии менее 3м. от искусст.соор. и при высоте засыпки над трубой менее 2м.
- упл-е рыхлых глин-х гр-ов следует начинать кулачковыми или катками на пневмошинах с неполной балластной нагрузкой (m=10-16т) и закан-ть - катками на пневмошинах 25т. или самох.вибрац.катками 16т.см.СНиП
Способы уплотнения:
1. Укатка – статич.сп-б упл. – упл-е за счет давления каткаПолучается незначительный эффект уплотнения по глубине.

Чтобы увел.глубинууплотн.необ-мо использовать каток большей массы.Примен-ся для окончательного упл-ия.
2. Вибрация - упл-е за счет колебания и давления грунтов.

Примен-ся для несвязных гр-ов, т.к. в связных присутствуют хим.связи, к-ые трудно разрушить.Длягр-ов – для лучшего упл. работа катка должна быть на меньшей частоте, но большей ампл-де. Для а/б смеси – чем больше толщина слоя, тем меньше ампл. (разночастотные катки).
3.Трамбование – ударный метод – создается волна, сжимаемая на еще большую глубину.Данныйсп-б применим для связных гр-ов.

4.Комбинированный
Виды уплотняющих машин: дорожные катки(статич., вибрац.икомбинир. действия; с гл.вальцом, кулачковые,решетчатые,пневмокол.,комбинир.; самоходные, прицепные,полуприцепные; легкие,ср.,тяж.); виброплиты, виброплощадки; трамбующие плиты на базе экскав. или гусен. трактора и др. Выборуплот.маш.зависит от:
- характера и объемов работ (линейные, сосредот. работы)
- вида гр-та (связн., несвязн.)
- толщины уплотняемого слоя
Схемы уплотнения грунта.
Прицепные катки работают по круговой схеме, остальные по челночной схеме. Уплотняют от краев к середине.


Кол-во проходов катка по следу n=Aуд*h/q*f

56.Отделка и укрепление ЗП.
Цель планировки – выравнивание верхней части ЗП в соотв.с проектными отметками. обеспечение требуемой ровности и создание необходимых условий для стока воды.Планировка выполняется а/гр который оборудован системой автом.управленияотвалом.Угол резания 41 градус.3 цикла. 1 цикл,2 цикл(пр-сяоконч.выравнивание поверхности и нарезка попереч.профиля),3 цикл(в автом.цикле выполняется окон.планировка)

Верхнюю часть земляного полотна планируют автогрейдерами или прицепными грейдерами по 8 или 11-проходной стандартной схеме. Если захватка меньше 500 м, автогрейдер должен двигаться челночно с разворотом отвала на 180° в конце участка. Обочины уплотняют катками легкими моторными или на пневматических шинах за два-четыре прохода по одному следу с перекрытием соседних следов. При планировке высоких откосов грунт, срезанный с откоса выемки, вывозят, а срезанный с откоса насыпи разравнивают бульдозером по берме или дну резерва.
Планировка откосов насыпи экскаватор планировщик, может использ.бульдозер. Для очень больших насыпей использ.экскават.драглайн

Укрепительные работы выполняют сразу после уст-ваЗП.Выбор мероприятий для укрепления зависит от физико-механических св-в грунтов ЗП, погодно-климатических факторов. гидрологического режима, высоты насыпи и глубины выемки. Способы укрепления:1)Естественные материалы – посев трав(от дождевой воды. ветровой эрозии).ДЭ-16 на ПМ-130Б, пр-ть 3500м2/см В состав работ входят:
доставка растительного грунта;
надвижка растительного грунта на откосы;
разравнивание грунта до слоя требуемой толщины;
посев трав с поливкой водой и внесением удобрений.
1- я захватка - выгрузка растительного грунта на откос автосамосвалом IV; надвижка растительного грунта на откос автогрейдером ДЗ-31 I; разравнивание грунта на откосе экскаватором-драглайном II, оборудованным планировочной рамой;2- я захватка - посев семян с одновременным внесением удобрений агрегатом ЦНИИС на экскаваторе II; орошение засеянных участков водой из поливочно-моечной машины III. 2)Одерновка(от дождевой воды, от ветровой эрозии для непотопляемых откосов). Используютсвежий луговой плотный дерн с густой травой.несодерж.мха. В состав работ входят:нарезка дерна дернорезом-дерноукладчиком;перемещение и разравнивание растительного грунта на откосе;укладка дерновых лент на откосе;закрепление дерна.
1- я захватк а - выгрузка растительного грунта на откос автосамосвалом III; разравнивание грунта на откосе автогрейдером I;2- я захватк а - укладка дернин на откос дерноукладчиком II; закрепление дернин спицами. 1, 2 - последовательность проходов автогрейдера. Стрелкой указано направление потока.
3)Каменная наброска(защита от размыва течением и разрушения волнами). Применяется на надводных и подводных откосах, в любое время года.при наличии необх.кол-ва местного дешевого камня и при дост.устойчивых грунтах основания.
Сборные ж/б элементы

1-укр.откос2-бетон.упор3-метал.штыри4-сборные ж/б элементы5-материал-заполнитель
Монолитный ц/б

1-укр.откос2-монолит ц/б3-основание4-деформ.швы
Полимерные материалы – габионы, матрацы Рено, георешетка.

57.Контроль качества пр-ва зем.работ и их приемка.
В зависимости от сроков проведения отличают след.этапы контроля:1)входной контроль - провркатехн.документ, данные испытания грунтов. Данные гидро-геолог.изысканийосущ.регистриционным методом.2)операционный выполняющийся в ходе пр-ва работ или после завершения, в соотв.с ППР, технолог.картами и картами труд.процессов. 3)приемочный(заключительный) – выполн.по завершению стр-ва, по результ.этого контроля принимается документированное решение о пригодности объектов к эксплуатации.
Привозведение земляного полотна контролируется: высотные отметки, соответствие оси земляного полотна проектному положению, геометрические размеры земляного полотна и сооружений, качество срезки растительного слоя грунта, уплотнение естественного основания, степень уплотнения по каждому слою. По материалам контроля составляются акты скрытых работ. Через каждые 100 м на сдаваемом участке земляного полотна производится контрольная проверка, на одном поперечнике. Расположение оси дороги, высотные отметки по оси и по бровке земляного полотна, дна канав, поперечные уклоны верха земляного полотна и откосов.Плотность контролируется: у естественного основания через 100 м, на участках с однородным грунтом разрешается проводить контроль плотности не реже чем через 20 м.Послойное определение плотности грунтов производится на одном поперечнике, на сменной длине захватки (если LсмЈ 200 м.) и высота насыпи не превышает 3 м. Если насыпь выше 3 м, то плотность определяется через каждые 50 м. Контроль плотности производится на одном поперечнике.

1)Δ1=+-50 мм(высотная отметка по оси)
2)Δ2=+-10см(ширина)-релетка
3)Δ3=+-10% откосник
4)Δ4=+-0,01(поперечный уклон)
5)ровность – 3-х метровая рейка

 

58.Возведение ЗП при отриц.температурах.
1)Использование талого грунта
-предохранить от промерзания
-разработка мерзлого-талого
-обогрев кузова(отраб.газами, р-м хлористого кальция)
2)Укладка – более толстые слои, мощная техника. Период времени от разработки до окончательного уплотнения в насыпи не должен превышать до -100С – 3ч, -10-20 – 1,5-2ч, -20-30 – 1ч. Работы зимой проводят с концентрацией машин на малом фронте и непрерывно высокими темпами. Крупность мерзлых комьев также регламентируется способностью грунтоуплотняющего средства раздавливать большую часть из них на более мелкие куски (не более 80–100 мм). При использовании на уплотнении пневмоколесных катков (нагрузка на шину не ниже 4,5–5 т) размеры мерзлых комьев не должны превышать 150–200 мм, прицепных и самоходных шарнирно-сочлененных виброкатков с гладкими или лучше кулачковыми (пэд-фут) вальцами и весом вибровальцового модуля не менее 7–8 т – не более 200–250 мм и, наконец, при наличии трамбующих машин или плит на экскаваторах, а также решетчатых или ребристых тяжелых катков – не более 250–300 мм. Крупные нераздавленные мерзлые куски служат, как правило, концентраторами преждевременного смерзания грунта и появления в насыпи мест и зон с плохим уплотнением. По той же причине попадание снега и льда в тело насыпи категорически не допускается.

 

59.Разработка проекта производства работ.
Технологическая карта (ТК) - документ, устанавливающий технологию строительных работ и организацию труда. Цель разработки ТК: обеспечить строительство готовыми рациональными решениями по организа­ции и технологии производства, способствующими уменьшению трудоемкости, улучшению качества и снижению себестоимости строительных и монтажных работ. Применение ТК: при разработке ППР или в качестве руководства для производителей работ, строитель­ных мастеров, бригадиров рабочих бригад.Различают:

Типовые ТК - содержат общие решения, обычно для средних наиболее часто повторяющихся условий стр-ва Рабочие ТК - наиболее полно учитывают конкретные условия, в том числе содержат расчеты потребности в рабочих и машинах для выполн. факт-х объемов работ в планир-мые сроки

ТК разрабатывают на:
- комп­лексные процессы строительно-монтажных работ, в результате выполнения которых получают законченную продукцию в виде от­дельных конструктивных элементов или частей (например, возве­денное земляное полотно или построенная дорожная одежда на определенных участках строящейся дороги).
- на отдельные технологические процессы и рабочие операции (например, на планировку дна и от­косов резервов автогрейдером).
Основа для ТК: решения, обеспечивающие экономное, высококачественное и безо­пасное выполнение работ, соответствующее требованиям норм, правил и конструкций.(СНиПы, ЕНиРы)
Состав ТК: I - Общие положения с указанием назначения и области приме­нения картыII – Описание технологии работ и расчет потребных ресурсов.III – Схема организации работ (схема потока) – разделение объекта работ на захватки и распределение машин по этим захваткам, кроме того прив-ся порядковые номера маш.в отряде и коэф.использ.маш.IV – указания по выпол-ю технол-х процессов (поясняют схемами работы маш., чертежами забоев, схемами раз-ки и укладки гр-та)V – требования к качеству работ – приводят допустимые отклонения различных пар-ов (плотности гр-та, ндоборагр-та и др.)VI – указания по тех.безоп-ти.(н-р, какой наименьший размер площади для разворота а/м, наименьщую ширину забоя и др.)Учитывая ответственное и важное значение ТК, не­об-мо очень тщательное и продуманное их составление.

 

60.Возведение ЗП на болотах.
Болота образ-тся и развиваются на избыточно увлажненных участках земной поверхности. По происхождению болота разделяют на два вида:
а) сплавинные, образовавшиеся при зарастании водоемов и рек; б) торфяные, появившиеся вследствиезаболачивании суши.
По условиям расположения и питания водой различают болота: а) низинные – грунтового, озерного или речного питания;б) переходные – смешанного питания;в) верховые – атмосферного питания.
По прочностным показателям болота делят на 3 строительных типа:I тип – грунты, выдавливание которых из-под насыпи невозможно; II тип – грунты, выдавливание кот. возможно;III тип – грунты, выдавливание кот.происходит обязательно.
Конструкция З.П. назначается в зависимости от:а) категории а/д; б) типа болота; в) глубины болота; г) степени капитальности (типа) а/д.
Классические конструкции ЗП на болотах: 1) С полной выторфовкой: а) при капитальной д.о. на болоте I,II типа, глубиной до 4х метров;б) при облегчен. д.о., на болоте I,II типа, глубиной до 2х метров.

Удаление торфа производят с помощью машин, взрывным способом или прим. гидромех-цию
Подг. работы
– расчистка дорожной полосы от леса, осушительные работы (устройство канав) и устройство подъездов для движения транспортных средств. Работы часто выполняют в зимний период. При устройстве подъездных а/д на участках слабых грунтов применяют деревянные колейные покрытия.
Осн. работы – дляудаление торфа прим. бульдозеры или экскаваторы. При неглубоких (до 2х м) осушенных болотах применяется бульдозер путем послойной разработки торфа перпендикулярно оси дороги. Отвалы торфа располагаются по краям выработки. Отсыпку и уплотнение насыпи производят послойно. Нижнюю часть насыпи на болотах отсыпают только из дренирующих грунтов. Применение бульдозера экономичнее, чем экскаватора.
Выторфовывание экскаватором производят с оборудованием драглайна. Возможны два способа: «на себя» - экскаватор перемещается по поверхности болота или по переносным щитам или «от себя» - перемещается по отсыпаемой насыпи; Вынутый торф складывают в отвалы или вывозят. Траншею, образующуюся при выторфовывании, необходимо быстро заполнять грунтом насыпи, так как откосы ее сравнительно скоро оплывают и пустая траншея заполняется водой и или жидкой болотной массой (особенно при болотах II типа).
Отсыпку сначала ведут до уровня поверхности болота или на 15-20см выше, далее по способу «послойной отсыпки».Для уплотнения нижней части насыпи применяют метод временной пригрузки, механическое уплотнение трамбующими плитами. Грунт верхней части уплотняется обычным способом. «+»: а) капитальностьконструкции;б) min сроки; в) отсутствие верт-х осадок;«-»:а) большой объем работ; б) высокая стоимость;в) высокая трудоемкость. 2) Частичная выторфовка:


3) Плавающая насыпь:

Для болот I и II типов. Осадка очень длительна по времени. Для ускорения осадки при hб≤6м принимается конструкция с вертикальными дренами (d≥30см), расстояние м/удренами 3-5 м.

Вертик. дрены устраивают различными способами: забивка специального рабочего органа (пуасона), а затем засыпкой образовавшейся скважины песком; забивкой или вибропогружением специальной обсадной трубы, которую заполняют песком, а затем извлекают; гидробурением скважины с последующей засыпкой ее песком; погружением дренажных лент из картона или древесных отходов.«+»:а) меньший объем работ; б) трудоемкость ниже; в) дешевле;«-»:а) наличие осадок; б) на стадии проектирования требуется детальная проработка по обеспечению прочности и устойчивости; в) долгое время консолидации. 4) Посадка на минеральное дно (II, III тип болот):


Сплавина – верхний слой болота – обычно имеет значительную прочность и препятствует погружению насыпи на дно болота. Поэтому перед отсыпкой этот слой разрыхляют. При очень прочном слое сплавины ее опускают на дно вместе с насыпью.

 

61.Производство работ в условиях вечной мерзлоты, особенности технологии.
Вечномерзлый грунт – многолетнемерзлый грунт, темпер.которого остается отрицательной независимо от сезонных изменений температуры воздуха в течении длительного периода. В России 65% территории.
Принципы проектирования, конструкция ЗП.
1 принцип – насыпь отсыпается такой высоты, чтобы граница вечной мерзлоты не опускалась бы ниже подошвы на весь период экспл.дороги.высота насыпи расчит.по ВСН85-89. Для самых неблагопр.условий мерзлоты. Сохранение ВМГ в основании в течении всего периода эксплуатации – этот принцип принимается при сильнопросадочных, глинистых, сильнольдистых, грунтах и при низкотемпературной вечной мерзлоте. А/д проектируют в насыпи из непучинистых грунтов, сохраняя мохорастительный слой. При возведении земляного полотна, запроектированного по прин­ципу использования при эксплуатации дороги грунтов основания земляного полотна в мерзлом состоянии, следует производить отсыпку насыпи после промерзания сезонно оттаивающего слоя не менее чем на30 см.
2 принип – предусматривает раскол верхней границы мерзлоты ниже подошвы насыпи, но при этом допустимая глубина оттаивания грунта огран.нормативн.значениями вертикальных необратимых деформаций конструкции

При возведении земляного полотна, запроектированного по прин­ципу использования при эксплуатации дороги грунтов основания земляного полотна в оттаивающем состоянии, отсыпку насыпи разрешается произво­дить в любое время года (летом по способу„от себя") с сохранением мохо­растительного покрова или удалением в необходимых случаях непригодных грунтов из основания по мере их оттаивания.Разработку грунта в резервах в летнее время следует вести бульдо­зером, начиная с низовой стороны, по мере оттаивания грунта слоями тол­щиной не менее15см.При разработке глинистых грунтов должны быть приняты меры, обеспе­чивающие водоотвод.
3 принцип – предусматривает предварительное оттаивание и осушение грунтов в пределах полосы отвода.высокие насыпи рассчит.по теплотехническому расчету. Частичное оттаивание мерзлого грунта на глубину, определяемую расчетом – применяется при низкотемпературной вечной мерзлоте, с малольдинистыми глинистыми и песчаными грунтами, с влажностью не менее предела текучести.

 

 

Работы зимой пр-ся при промерзании грунта не менее 30 см. Расчистка от снега споб.быстрому промерзанию, как только промерз грунт не менее 30см, можно начинать отсыпку. Отсыпка первого слоя пр-ся только отсебя.Нужно:1)Снижать влажнось грунта путем рыхления2)Отсыпка грунта в бурты(срок оттаивания бурта 1-5 лет).
Насыпь с торфом в качестве утеплителя:1)Отчистка от снега2)Отсыпка торфа(высушенного)3)Отсыпка от себя.
Если использ.искусственый утеплитель:
1)Отчистка от снега2)уст-во выравнивающего слоя(10-20см)3)уст-во плит(пеноплекс) теплоизоляц.слой4)защитный слой от себя(50 см) расчитывается на катки и расчетную нагрузку6)отсыпка 1-го слоя.

 

 


62.Строительство дорожных одежд.
Требования:1)Грантсостав (плотность смеси обусловлена разными фракциями) – содержание зерен разных фракций в разл.диапазоне.2)Форма зерен3)Прочность(сжатие, износ и истираемость)4)Содержание пылеватых и глинистых частиц5)Морозоустойчивость(долговечность щебня, ц/б оцениватся морозоустойчивостью)6)Петрография6)Истинная плотность материала. ДСМ для ДО:По исходному материалу – каменные материалы, грунты, ц/б, а/б, отходы пр-ти. По виду состава – обраб.вяжущими(мин.вяж, орган.вяж,отходыпр-ти)необраб.вяж(заклинка, плотные смеси)Грунты – обраб.вяж(мин.вяж(абз,цбз)полимерные(смолы), орган.вяж(приготовлен.надороге,в установке))
Допустимые отклонения от проектных размеров:А/б покрытия - 1)ширина покрытия 10см,2)толщина покрытия 10%,3)высотные отметки оси 50 мм,4)поперечные уклоны 0,010,5) просвет(отклонение)под рейкой длиной 3м -5мм.
Щебеночные, гравийные покрытия и основания обработанные неорган.вяж. – 1)ширина основания-покрытия – 10см, 2)толщина слоя 7-10%,3)высотные отм.по оси – 50мм,4)поперечные уклоны – 0,010,5)просвет под 3-х метровой рейкой 1-3 категории – 10мм, 4-5 категории – 15мм.
орган.вяж 1)10 см2)10%3)50мм4)0,0105 7 и 10

 

63.Подготовка ЗП к строительству ДО.
Подготовительные работы по уст-ву ДО:
1)Доведение насыпи до проектных отметок
а)Разрабю и перемещение грунта на поверхность
б)Распределение грунта по поверхности
в)Придание поперечных проектных уклонов(а/гр)
г)Придание ровности ЗП
2)Уст-во ДО
Способы:
1)Корытный способ


2)Способ присыпных обочин – операции:
а)Транспортировка, доуплотнение.
б)перемещение грунта
в)Зарезание отвала в грунт на расстояние 10 м от оси дороги, угол захвата 40, угол резания 45, угол наклона 15
г)Разравнивание валиков грунта, угол наклона 50, угол резания 50, угол наклона 3.
Осушение верхней части ЗП и ДО:
1)Сплошной песчаный слой.
2)Поперечные трубы и прорези
3)Продольные и поперечные трубчатые дрены
4)Поперечные прорези мелкого заложения

64.Строительство ДО низшего типа.
Низший типы ДО
применяются на а/д 5 категории при N=<100авт/сут.Ввиду небольшой интенсивности движения покрытия могут быть из местного грунта оптимального состава, из грунтов, улучшенных добавкой привозного грунта, из грунтов, укрепленных крупнозернистыми минеральными материалами.
Наиболее распространенными улучшающими материалами являются гравийные и песчано-гравийные смеси, отходы карьеров; особенно известняковых пород. Металлургические шлаки, способные к известняковому распаду, - одни из лучших материалов для грунтовых дорог. Котельные шлаки сильно размокают, поэтому их можно использовать в смеси с 15-20% суглинистого грунта при хорошем водоотводе. Ценным материалом для строительства грунтовых дорог служит дресва. Песчаные грунты целесообразно укреплять добавкой 50% силикатной крошки (отход заводов силикатного кирпича).
Строительство оснований и покрытий из грунтов, укрепленных крупнозернистыми материалами, включает технологические операции: 1)подготовку и рыхление верхнего слоя земляного полотна,2) доставку крупнозернистых добавок, 3)подготовку вала из смеси, 4)введение добавок (хлористого кальция, извести или цемента), 5)перемешивание всех добавок с грунтом 6)распределение готовой смеси по ширине проезжей части.7)уплотнение с поливкой водой.
В состав специализированного отряда по строительству покрытия низшего типа включают тяжелые и средние автогрейдеры, фрезы, поливо-моечные машины, самоходные катки, навесные распределители крупнозернистых материалов, автомобили-самосвалы и другое оборудование. Выбор и количество машин зависит от типа покрытия и определяется расчетом.
Булыжная мостовая – одежда ПЧ, улиц, площадей, устриваемые из отдельных штучных камней.
Не актуальны в настоящее время из-заслабой устойчивости булыжных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: