Сначала рассмотрим потребности предприятий в различного рода информации (рис. 1.2.1).
Рис. 1.2.1. Потребность частных и государственных предприятий в разного рода информации. Средний балл по четырехбалльной шкале, где «4» - совершенно необходимо, «1» - совершенно не нужно.
Государственные предприятия почти в любой информации нуждаются больше, чем частные. Исключение составляет лишь маркетинговая информация, которая частным предприятиям требуется несколько больше, чем государственным. У частных и государственных предприятий несколько разные приоритеты. Для частных компаний более всего важна маркетинговая информация, а для государственных этот вид информации сравнительно маловажен и занимает последнее место в списке приоритетов. С другой стороны, для государственных компаний данные об исследованиях и разработках в России – важнейшая информация, тогда как частные компании хоть и испытывают такую потребность, но не в первую очередь и в меньшей степени по сравнению с государственными.
Таб. 1.2.1 – 1.2.6. Насколько велика или мала потребность предприятия в следующих ресурсах, % от числа государственных и частных предприятий
1.2.1 – информация о проводимых или проведенных исследованиях и разработках в России (НИРы, ОКРы, диссертации и т.п.)
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.2 – информация о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.3 – база данных о патентах, изобретениях, товарных знаках и т.п.
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.4 – информация общеправового характера, относящаяся к интеллектуальной собственности, трансферу технологий, экспортному контролю, налогообложению и др.
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.5 – маркетинговая информация
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.6 – Информация об источниках и механизмах финансирования
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
В целом предприятия более всего заинтересованы в информации о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах, а также в маркетинговой информации.
В большинстве случаев государственные предприятия намного больше склонны заявлять, что доступ к данной информации в их деятельности совершенно необходим.
Доступность информации государственные и частные компании оценивают практически идентично: нельзя сказать, что эта информация общедоступна, но если предпринять некоторые усилия, то получить ее можно. Ранжирование видов информации по степени доступности похожее: легче всего получить информацию общеправового характера, сложнее всего – информацию об источниках финансирования (рис. 1.2.2, таб. 1.2.7 – 1.2.12).
Рис. 1.2.2. Возможности по доступу к информации. Средний балл по четырехбалльной шкале, где «4» - «эта информация общедоступна», «1» - «информацию в необходимых объемах получить невозможно».
Таб. 1.2.7 – 1.2.12 Оцените свои возможности по доступу к следующей информации
1.2.7 - информация о проводимых или проведенных исследованиях и разработках в России (НИРы, ОКРы, диссертации и т.п.)
Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно | Получить информацию возможно, но трудно | Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия | Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.8 - информация о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах
Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно | Получить информацию возможно, но трудно | Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия | Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.9 - база данных о патентах, изобретениях, товарных знаках и т.п
Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно | Получить информацию возможно, но трудно | Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия | Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.10 - информация общеправового характера, относящаяся к интеллектуальной собственности, трансферу технологий, экспортному контролю, налогообложению и др.
Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно | Получить информацию возможно, но трудно | Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия | Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.11 - маркетинговая информация
Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно | Получить информацию возможно, но трудно | Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия | Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
1.2.12 - Информация об источниках и механизмах финансирования
Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно | Получить информацию возможно, но трудно | Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия | Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные | |||||
все предприятия |
В данном случае нет необходимости выяснять соотношение необходимости и доступности ресурса, т.к. и государственные, и частные предприятия в разной степени, но нуждаются в информации, и примерно одинаково оценивают ее доступность. Таким образом, все виды информации более или менее нужны и достаточно доступны.
Некоторые из информационных ресурсов необходимы предприятиям больше, чем другие. Так, государственные предприятия наиболее важной для себя информацией считают с ведения об исследованиях и разработках в России, о государственных тендерах и закупках. Наименее важна маркетинговая информация (это косвенно подтверждает, что главный заказчик государственных предприятий – само государство).
Для частных предприятий наиболее важна как раз маркетинговая информация, на втором месте информация о государственных тендерах и закупках. Наименее важна информация о патентах и товарных знаках (таб. 1.1.13).
Таб. 1.2.13 Насколько мала или велика потребность в следующих ресурсах? (средний балл, четырехбалльная система оценки, где «4» - «совершенно необходимо», «1» - совершенно не нужно)
частные | государственные | все предприятия | |
Информация о проводимых и проведенных исследованиях и разработках в России (НИРы, ОКРы, диссертации и т.п.) | 2,82 | 3,55 | 2,94 |
Информация о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах | 3,02 | 3,53 | 3,10 |
База данных о патентах, изобретениях, товарных знаках и т.п. | 2,69 | 3,17 | 2,77 |
Информация общеправового характера, относящаяся к интеллектуальной собственности, трансферу технологий, экспортному контролю, налогообложению и др. | 2,94 | 3,09 | 2,96 |
Маркетинговая информация | 3,08 | 2,91 | 3,05 |
Информация об источниках и механизмах финансирования | 2,89 | 3,35 | 2,97 |
Наименее доступной государственные предприятия считают:
- информацию об источниках финансирования,
- маркетинговую информацию
- и информацию об исследованиях и разработках(таб. 1.2.14).
Таким образом, учитывая оценку важности информации, самым проблемным информационным ресурсом для государственных компаний является информация об исследованиях и разработках.
Частные предприятия наименее доступной называют информацию
- об источниках финансирования,
- а также о разработках и исследованиях.
- Относительно проблемным также является доступ к данным о государственных тендерах и закупках.
Последнее можно выделить как проблемную зону для частных предприятий, т.к. этот ресурс был назван частными предприятиями в числе двух наиболее важных.
Таб. 1.2.14 Оцените свои возможности по доступу к следующей информации. (средний балл, четырехбалльная система оценки, где «4» - «эта информация общедоступна», «1» - информацию получить практически невозможно)
частные | государственные | все предприятия | |
Информация о проводимых и проведенных исследованиях и разработках в России (НИРы, ОКРы, диссертации и т.п.) | 2,77 | 2,91 | 2,80 |
Информация о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах | 2,90 | 3,07 | 2,92 |
База данных о патентах, изобретениях, товарных знаках и т.п. | 3,04 | 3,04 | 3,04 |
Информация общеправового характера, относящаяся к интеллектуальной собственности, трансферу технологий, экспортному контролю, налогообложению и др. | 3,26 | 3,11 | 3,23 |
Маркетинговая информация | 2,83 | 2,77 | 2,82 |
Информация об источниках и механизмах финансирования | 2,69 | 2,69 | 2,69 |
Нельзя сказать, что потребность малых и средних инновационных предприятий в консультациях очень велика. Отношение в целом можно выразить как «не помешает, но можем и обойтись». Как и в случае с различными информационными ресурсами, представители государственных предприятий выразили несколько большую заинтересованность по сравнению с частными предприятиями. На графике (рис. 1.2.3) показано, на какие виды консультаций спрос выше у частных и государственных предприятий, а на какие ниже.
Рис. 1.2.3 Насколько велика или мала потребность вашего предприятия в консультациях по следующим вопросам? Средний балл по четырехбалльной шкале, где «4» - совершенно необходимо, «1» - совершенно не нужно.
Существенно больше по сравнению с частными предприятиями государственные предприятия заинтересованы в консультациях по вопросам поиска партнеров и субподрядчиков, а также привлечения инвестиций. Распределение ответов показано в таб. 1.2.15, 1.2.16.
Таб. 1.2.15, 1.2.16 Насколько велика или мала потребность вашего предприятия в консультациях по следующим вопросам? %
1.2.15 – Поиск партнеров и субподрядчиков
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
1.2.16 – Привлечение инвестиций
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Отметим также, что для всех предприятий наиболее актуальны консультации по поиску субподрядчиков, привлечению инвестиций и маркетингу, а вопросы охраны интеллектуальной собственности и исследований, менее интересны. Интересно, что для инновационных предприятий наиболее актуальны вопросы, типичные для бизнеса вообще, т.е. где взять деньги и как потом продать, а специфические темы отходят на второй план.
Получить практически все виды консультаций, по оценке респондентов, относительно просто, только государственные предприятия в большинстве указывают, что получить консультации по вопросам привлечения инвестиций «очень сложно». Частные предприятия вообще не склонны выделять какие-либо виды консультаций как однозначно проблемные (таб. 1.2.17 – 1.2.21).
Таб. 1.2.17 – 1.2.21 Насколько легко или сложно вашему предприятию получить консультации по следующим вопросам?
1.2.17 - Исследования, проектирование, производство и технологии
Практически невозможно | Очень сложно | Довольно несложно | Очень легко | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
1.2.18 – Охрана и коммерциализация интеллектуальной собственности
Практически невозможно | Очень сложно | Довольно несложно | Очень легко | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
1.2.19 – Маркетинг и продвижение на рынок продукции и услуг
Практически невозможно | Очень сложно | Довольно несложно | Очень легко | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
1.2.20 – Привлечение инвестиций
Практически невозможно | Очень сложно | Довольно несложно | Очень легко | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
1.2.21 – Поиск партнеров и субподрядчиков
Практически невозможно | Очень сложно | Довольно несложно | Очень легко | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
На графике (рис. 1.2.4) показано, как оценивают необходимость в консультациях и доступность частные и государственные предприятия.
Рис. 1.2.4 Насколько легко или сложно вашему предприятию получить консультации по следующим вопросам? Средний балл по четырехбалльной системе, где «4» - очень легко, «1» - практически невозможно.
Частные компании заметно выше оценивают доступность тех или иных консультаций. Особенно велика разница в оценке доступности консультаций по поиску партнеров и субподрядчиков и привлечению инвестиций.
Наименее проблемный доступ к консультациям по вопросам исследований и охраны интеллектуальной собственности. Напомним, эти же виды консультаций указаны как не слишком актуальные. Таким образом, наиболее необходимые консультации по вопросам поиска субподрядчиков, привлечения инвестиций и маркетингу получить сложнее всего (рис. 1.2.5).
Рис. 1.2.5 Необходимость и доступность консультаций по различным вопросам (желтым цветом показаны оценки государственных предприятий, синим - частных)
Причину проблем с доступностью консультаций представители государственных и частных компаний оценивают несколько по-разному: если государственные компании на первое место однозначно ставят дороговизну консультационных услуг, то частные компании примерно в равной степени выделяют как высокую стоимость, так и низкий уровень квалификации консультантов (таб. 1.2.22).
Таб. 1.2.22 Если с получением консультаций имеются сложности, то с чем они связаны?
Такие услуги никто не оказывает или мало кто оказывает | Такие услуги стоят чрезмерно дорого | Профессионализм и знания тех, кто предоставляет консультации | затрудняюсь ответить | |
частные | ||||
государственные | ||||
по всем предприятиям |
Отношение к информации может меняться в зависимости от того, на какой стадии находится основной продукт предприятия. Так, например, чем выше стадия продукта, тем ниже потребность в информации об исследованиях и разработках в России (таб. 1.2.23).
Таб. 1.2.23. Какова потребность в информации о проводимых или проведенных исследованиях и разработках в России (%, в зависимости от стадии продукта)
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская документацияия | |||||
Опытный образец | |||||
Промышленный образец, подготовленный для реализации | |||||
Товар для массовой продажи |
То же самое относится к информации о государственных тендерах и заказах:
Таб. 1.2.24. Какова потребность в информации о государственных тендерах и заказах (%, в зависимости от стадии продукта)
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская документацияия | |||||
Опытный образец | |||||
Промышленный образец, подготовленный для реализации | |||||
Товар для массовой продажи |
Далее, те, чей продукт является товаром для массовой продажи, несколько менее заинтересованы в информации об источниках финансирования. Зато в маркетинговой информации примерно в равной степени заинтересованы все предприятия, независимо от стадии продукта: более 40% предприятий считают, что маркетинговая информация для них «совершенно необходима».
Если говорить об оценке доступности того или иного информационного ресурса, отметим наиболее интересный момент: информация о государственных тендерах и закупках более чем половиной респондентов (70-80%) во всех группах (товар для массовой продажи, промышленный образец и т.д.) рассматривается как довольно доступная, хотя существует стереотипное представление о закрытости и труднодоступности этих сведений.
Потребность в консультациях по исследованиям, проектированию и технологиям у предприятий есть, нельзя сказать, что она очень сильная: вне зависимости от стадии продукта примерно одинаково число тех, кому такие консультации необходимы и не нужны или не очень нужны. То же самое относится к информации об охране и коммерциализации интеллектуальной собственности. Низкий уровень спроса на консультации такого рода можно объяснить общей неразвитостью рынка инновационных продуктов в нашей стране: концентрируясь на производственных и сбытовых вопросах, предприятия зачастую не считают нужным или возможным уделять специальное внимание защите интеллектуальной собственности.
Зато есть серьезный спрос на консультации по маркетингу и привлечению инвестиций, т.е. в связи с вопросами, имеющими непосредственное отношение к каждодневному функционированию бизнеса. Отметим здесь, что потребность в таких консультациях несколько снижается по мере приближения стадии продукта к товару для массовой продажи. Вероятно, чем ближе предприятие к производству и продаже товара для потребителя, тем лучше отлажены вопросы сбыта и финансирования производства.
Что касается доступности консультаций, то в целом она оценивается как высокая, т.е. получить консультации несложно, хотя и не очень надо. По всей видимости, такое отношение к консультациям связано с тем, что среди инновационных предприятий немного действительно активных в плане развития бизнеса.
Проблемы с получением консультаций отражены в таблице 1.2.25:
Таб. 1.2.25. Если есть сложности с получением консультаций, то с чем они связаны? (% в зависимости от стадии продукта)
Такие услуги никто не оказывает или мало кто оказывает | Такие услуги стоят чрезмерно дорого | Профессионализм и знания тех, кто предоставляет консультации | Другое | затрудняюсь ответить | |
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация | |||||
Опытный образец | |||||
Промышленный образец, подготовленный для реализации | |||||
Товар для массовой продажи |
Чем выше стадия продукта, тем более критически респонденты относятся к квалификации консультантов. Для производителей научно-исследовательской документации наиболее актуальна проблема высокой стоимости услуг.
Инфраструктура
Из различных предметов инфраструктуры, чаще всего как необходимые для приобретения назывались инженерные коммуникации (51% респондентов считают, что для них «это вопрос выживания»). Наименьшую потребность инновационные предприятия в настоящий момент испытывают в офисных помещениях: всего 30% респондентов сказали, что это «совершенно необходимо, вопрос выживания», и почти столько же сообщили, что это им совершенно не нужно. При этом у государственных предприятий с офисными и производственными помещениями ситуация заметно более благополучная, чем у частных предприятий, что показано на рис. 1.3.1.
Рис. 1.3.1. Потребность в инфраструктурных ресурсах. Средний балл по четырехбалльной шкале, где «4» - «совершенно необходимо», «1» - «совершенно не нужно».
В разрезе формы собственности предприятий ситуация выглядит следующим образом (таб. 1.3.1 – 1.3.4).
Таб. 1.3.1 - 1.3.4 Укажите, насколько велика или мала потребность вашего предприятия в следующих ресурсах? %
1.3.1 – офисные помещения
Совершенно не нужно | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Государственные предприятия в меньшей степени нуждаются в офисных помещениях, чем частные, что, по всей видимости, говорит о том, что у них этот вопрос решен вполне удовлетворительно.
1.3.2 – производственные и лабораторные помещения
Совершенно не нужно | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
То же самое относится к производственным помещениям: частные предприятия испытывают существенно б о льшую потребность в этом ресурсе.
1.3.3 – производственное и лабораторное оборудование
Совершенно не нужно | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
В производственном и лабораторном оборудовании испытывают потребность как государственные, так и частные предприятия. Вероятно, вопросы с площадями государственные предприятия решают относительно просто благодаря своему собственнику, который располагает соответствующим ресурсом или способен оказать содействие. Но когда речь заходит об оборудовании, которое, тем более, далеко не все производится в России – ситуация меняется, и государственные предприятия оказываются нуждающимися наравне с частными.
1.3.4 – инженерные коммуникации: электричество, связь и т.д.
Совершенно не нужно | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
В плане доступа к инженерным коммуникациям государственные предприятия также не имеют преференций, и этот вопрос одинаково актуален как для частных, так и государственных компаний.
В то же время инженерные коммуникации указаны как наиболее доступный инфраструктурный ресурс: 69% респондентов заявляют, что проблем с приобретением этого ресурса у них нет. Наиболее проблемным ресурсом является производственное и лабораторное оборудование – 44% (таб. 1.3.5).
Таб. 1.3.5. Если у вашего предприятия есть проблемы с доступом к следующим ресурсам, то с чем они связаны? %
Нет проблем с доступом | Основная проблема – недостаточно средств, чтобы оплатить эти | Основная проблема – дефицит ресурса на рынке | Основная проблема – качество ресурса не соответствует потреб | Если есть и другие проблемы – коротко укажите, какие: | |
офисные помещения | |||||
производственные и офисные помещения | |||||
производственное и лабораторное оборудование | |||||
инженерные коммуникации |
Рассмотрим теперь, какие проблемы с доступом к указанным ресурсам возникают у государственных и частных предприятий (таб. 1.3.5 – 1.3.8).
Таб. 1.3.5 – 1.3.8 Если у вашего предприятия есть проблемы с доступом к ресурсам, то с чем они связаны? % от частных и государственных предприятий.
1.3.5 – офисные помещения
Нет проблем с доступом | недостаточно средств, чтобы оплатить эти ресурсы | дефицит ресурса на рынке | качество ресурса не соответствует потребностям предприятия | |
частные | ||||
государственные |
У государственных предприятий, как и ожидалось, меньше проблем с доступом к офисным помещениям, хотя и у частных в этом плане все достаточно неплохо. Основная проблема частных предприятий по сравнению с государственными – меньшая платежеспособность: почти треть говорит о финансовых затруднениях.
1.3.6 – производственные и лабораторные помещения
Нет проблем с доступом | недостаточно средств, чтобы оплатить эти ресурсы | дефицит ресурса на рынке | качество ресурса не соответствует потребностям предприятия | |
частные | ||||
государственные |
Здесь существенных различий не наблюдается, хотя государственным предприятиям все же несколько проще получить производственные помещения. Проблема номер один – недостаток финансов.
1.3.7 – производственное и лабораторное оборудование
Нет проблем с доступом | недостаточно средств, чтобы оплатить эти ресурсы | дефицит ресурса на рынке | качество ресурса не соответствует потребностям предприятия | |
частные | ||||
государственные |
В данном случае положение частных предприятий более благополучно. Почти половина «частников» говорит, что у них нет проблем с доступом к оборудованию, при этом более половины государственных предприятий указывают на недостаток средств, чтобы приобрести необходимое оборудование.
Объяснение этому может быть следующее. Все государственные предприятия, принявшие участие в исследование, относятся к средним предприятиям, с численностью сотрудников 60-500 человек. Тогда как 80% частных предприятий – малые (до 60 сотрудников). Вероятно, у малых предприятий в силу специфики их задач потребности в оборудовании и требования к нему носят качественно иной характер, чем у средних, и это оборудование более доступно и дешево. Эта гипотеза нуждается в специальной проверке.
Другим объяснением может быть специфика проектов, реализуемых государственными инновационными предприятиями. В ее пользу говорит то, что у частных предприятий – как у малых, так и средних – в одинаковой степени нет проблем с доступом к оборудованию (45-47%) и в одинаковой степени стоит проблема нехватки средств для оплаты (31-34%). Т.е. размер предприятия в данном случае не имеет значения.
1.3.8 – инженерные коммуникации: электричество, связь и т.д.
Нет проблем с доступом | недостаточно средств, чтобы оплатить эти ресурсы | дефицит ресурса на рынке | качество ресурса не соответствует потребностям предприятия | |
частные | ||||
государственные |
То же самое с инженерными коммуникациями. Частным предприятиям их легче получить.
С точки зрения стадии продукта есть некоторые различия в оценке доступности предметов инфраструктуры. В таблице 1.3.9 показано, что предприятия, вышедшие за пределы НИИ (разработок), более заинтересованы в офисных помещениях.
Таб. 1.3.9. Заинтересованность в получении офисных помещений (в зависимости от стадии продукта, %)
Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся | Особой необходимости нет, но не помешает | Скорее нужно, но можем и обойтись | Совершенно необходимо, это вопрос выживания | затрудняюсь ответить | |
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация | |||||
Опытный образец | |||||
Промышленный образец, подготовленный для реализации | |||||
Товар для массовой продажи |
Аналогичная ситуация с лабораторными и производственными помещениями и инженерными коммуникациями. Что касается доступа к инфраструктуре, у существующих фирм нет проблем с офисами, оборудованием, но это недешево обходится - многие отмечают в качестве проблемы недостаток средств, чтобы оплатить ресурс.