Инновационные предприятия, по сравнению с обычными малыми и средними предприятиями, в своей деятельности могут сталкиваться со специфическими проблемами. Такие проблемы могут быть связаны с вопросами защиты интеллектуальной собственности, получением разрешений на операции с технологиями, оценкой материальных активов. В данном разделе рассматриваются такого рода проблемы.
Практически с любыми специфическими проблемами, указанными в опроснике, инновационные предприятия имеют дело не так часто, как можно было бы ожидать – особенно по сравнению с типичными для всего российского предпринимательства сложностями, такими как недобросовестная конкуренция на рынке и избыточный контроль со стороны государства. Интересно, что вместе с тем вымогательство со стороны государственных служб – еще одна типичная проблема российского бизнеса – в среде инновационных компаний встречается достаточно редко (рис. 3.1., таб. 3.1 – 3.12).
На рис. 3.1 показано, с какими проблемами предприятия встречаются чаще, а с какими реже. Очевидно, что некоторые проблемы являются для российского рынка достаточно экзотичными, например, предъявление предприятию претензий о нарушении авторских и смежных прав. В конечном итоге, бизнес нацелен на достижение коммерческих результатов, а не введение инноваций. Поэтому вопросы, непосредственно связанные с бизнесом, естественно выходят на первый план, а прочие частные аспекты, характерные исключительно для инновационных предприятий, менее актуальны.
Рис. 3.1. Укажите, Укажите, с какими из перечисленных ниже проблем вашему предприятию приходилось сталкиваться в последние два года? % от всех предприятий (затрудняющиеся ответить на графике не отражены)
Таб. 3.1 – 3.12. Укажите, с какими из перечисленных ниже проблем вашему предприятию приходилось сталкиваться в последние два года? % от частных и государственных предприятий.
Таб. 3.1 – проблема исполнения судебных решений, вынесенных в пользу вашего предприятия
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Таб. 3.2 – предъявление предприятию претензий о нарушении патентных и авторских прав
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Таб. 3.3 – проблемы с оформлением прав интеллектуальной собственности в России
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Таб. 3.4 – проблемы с международным патентованием и регистрацией
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Таб. 3.5 – избыточный контроль и надзор со стороны государственных служб и учреждений
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Таб. 3.6 – вымогательство со стороны сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Государственные предприятия несколько реже сталкиваются с вымогательством по сравнению с частными.
Таб. 3.7 – получение разрешения на экспорт технологий и продукции двойного назначения
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Многим предприятиям, вероятно, не приходилось обращаться за такими разрешениями, поэтому они говорят, что таких проблем не было.
Таб. 3.8 – проблема получения прав интеллектуальной собственности на разработки государственных исследовательских организаций
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Таб. 3.9 – проблема стоимостной оценки нематериальных активов
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Таб. 3.10 – проблемы владения и распоряжения правами на интеллектуальную собственность, созданную с участием государственных средств
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Таб. 3.11 – проблема недобросовестной конкуренции на рынке
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Одна из типичных для российского бизнеса проблем достаточно актуальна для инновационных предприятий.
3.12 – нарушение принадлежащих предприятию прав интеллектуальной собственности
Регулярно, чаще, чем раз в год | Приходилось сталкиваться один-два раза | Имели такую проблему один раз | Таких проблем не было | затрудняюсь ответить | |
частные | |||||
государственные |
Отдельный интерес представляет иерархия типичных проблем бизнеса (среди них лишь две проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью), в частности, в разрезе формы собственности (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Каких проблем, связанных с ведением вашего бизнеса, вы более всего опасаетесь? %
- Как для частных, так и государственных предприятий самые большие угрозы – неблагоприятные изменения в законодательстве и ухудшение макроэкономической конъюнктуры.
- Государственные предприятия относительно мало волнует проблема роста арендных платежей, тогда как для частных она одна из важнейших.
- Необоснованные штрафы и попытки отнять или ликвидировать бизнес чаще беспокоят частные предприятия.
- Зато государственные предприятия больше озабочены проблемой потери помещения и лишения права на интеллектуальную собственность,созданную с участием средств федерального бюджета.
Выводы и рекомендации
В результате проведенного анализа можно выделить основные проблемные зоны развития малого инновационного предпринимательства:
- Предлагаемые государством организационно-экономические, правовые и финансовые инструменты поддержки малого инновационного бизнеса, в частности венчурные фонды, не соответствуют уровню развития и реальным потребностям компаний этого сектора. Соответственно «степень восприятия» малыми компаниями инновационной политики, проводимой государством чрезвычайно низкая, что свидетельствует о ее неэффективности.
- Незначительное количество малых инновационных компаний, эффективно использующих адекватные современным экономическим условиям, инструменты управления бизнесом, относящиеся, в частности к привлечению финансовых источников, технологическому обновлению, охране интеллектуальной собственности, развитию деловых контактов, формированию новые рынков сбыта своей продукции.
- Значительная доля малых инновационных компаний, деятельность которых сводится в основном лишь к «исчерпанию» некогда созданных (как правило, в государственных исследовательских организациях) результатов исследований и разработок и поддерживается за счет поставок прежде всего в Россию и страны СНГ качественной инновационной продукции по низкой цене.
- Отсутствует стабильный спрос на продукцию и услуги малого инновационного бизнеса на внутреннем рынке. В то же время, российская экономика характеризуется значительными внутренними потребностями в технологическом развитии, которые однако, удовлетворяются прежде всего за счет поставки импортных технологий, причем не всегда самых современных, что предопределяет технологическое отставание России в целом.
- Конкурентоспособность малых российских инновационных компаний на международных рынках очень низкая. Вместе с тем, в силу конъюнктурных условий, бóльшая часть спроса на российские научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, будет формироваться на более ёмких мировых рынках, во всяком случае, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Однако, подавляющее большинство малых и средних российских инновационных компаний не обладает ни управленческим опытом, ни финансовыми ресурсами, ни репутацией производителя высококачественных товаров и услуг, которые необходимы для того, чтобы успешно конкурировать на мировом рынке с западными компаниями.
- Слабые связи между малым и крупным бизнесом, а также отсутствие устойчивых контактов с образовательным и научным секторами России предопределяют образование «инновационной пропасти» и сдерживают формирование эффективной национальной инновационной системы, движущей силой которой является малый инновационный бизнес.
В совокупности эти проблемы порождают неразвитость национальной инновационной системы и создают серьезную угрозу экономической и технологической безопасности страны.
Среди прочих результатов исследования отметим следующее:
- Активными являются только 10-15% инновационных компаний: их интересует доступ к специальной информации, они занимаются проблемами охраны и защиты интеллектуальной собственности, подбирают кадры финансового и инновационного менеджмента и пр.
- Подавляющее большинство компаний инновационного сектора эксплуатируют научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время (судя по среднему возрасту опрошенных компаний 13 лет - для всех или 10 лет – для негосударственных).
- Их главная стратегия – найти хорошего заказчика (прямые инвестиции).
- Инновационные компании явно «пересиживают» в бизнес-инкубаторах.
- Государственные в большей мере обеспечены площадями, инфраструктурой, но не располагают финансовыми ресурсами и не привыкли искать их на рынке. Их стратегии нацелены на поиск средств под настоящие и будущие проекты и удержание высококвалифицированных кадров.
- Частные компании, как и следовало ожидать, более бизнес-ориентированы, заняты снижением издержек, завоеванием рынков. Но, традиционно для российского бизнеса, испытывают трудности финансово-имущественного характера и т.п.
В этой связи новый вызов не только государственным, но и частным инновационным предприятиям составляет предстоящее значительное сокращение государственной сферы прикладных исследований и разработок. Госпредприятия будут подвергнуты реинжинирингу, который будет осуществляться в неразрывной связи с комплексом организационно-экономических и финансовых мер, направленных на «смягчение» болезненного процесса реорганизации труда высококвалифицированных научных кадров. Очевидно, резко активизируется процесс «отпочковывания» малых инновационных компаний («спин-офф» и «старт-ап»), что создаст дополнительное конкурентное движение на рынке инноваций. Расширится спектр рыночных игроков, имеющих в своей стратегии агрессивный маркетинг и повышенный предпринимательский риск освоения (привлечения) инвестиций.