Основные проблемы и сложности




 

Инновационные предприятия, по сравнению с обычными малыми и средними предприятиями, в своей деятельности могут сталкиваться со специфическими проблемами. Такие проблемы могут быть связаны с вопросами защиты интеллектуальной собственности, получением разрешений на операции с технологиями, оценкой материальных активов. В данном разделе рассматриваются такого рода проблемы.

Практически с любыми специфическими проблемами, указанными в опроснике, инновационные предприятия имеют дело не так часто, как можно было бы ожидать – особенно по сравнению с типичными для всего российского предпринимательства сложностями, такими как недобросовестная конкуренция на рынке и избыточный контроль со стороны государства. Интересно, что вместе с тем вымогательство со стороны государственных служб – еще одна типичная проблема российского бизнеса – в среде инновационных компаний встречается достаточно редко (рис. 3.1., таб. 3.1 – 3.12).

На рис. 3.1 показано, с какими проблемами предприятия встречаются чаще, а с какими реже. Очевидно, что некоторые проблемы являются для российского рынка достаточно экзотичными, например, предъявление предприятию претензий о нарушении авторских и смежных прав. В конечном итоге, бизнес нацелен на достижение коммерческих результатов, а не введение инноваций. Поэтому вопросы, непосредственно связанные с бизнесом, естественно выходят на первый план, а прочие частные аспекты, характерные исключительно для инновационных предприятий, менее актуальны.

 

Рис. 3.1. Укажите, Укажите, с какими из перечисленных ниже проблем вашему предприятию приходилось сталкиваться в последние два года? % от всех предприятий (затрудняющиеся ответить на графике не отражены)

Таб. 3.1 – 3.12. Укажите, с какими из перечисленных ниже проблем вашему предприятию приходилось сталкиваться в последние два года? % от частных и государственных предприятий.

Таб. 3.1 – проблема исполнения судебных решений, вынесенных в пользу вашего предприятия

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

Таб. 3.2 – предъявление предприятию претензий о нарушении патентных и авторских прав

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

Таб. 3.3 – проблемы с оформлением прав интеллектуальной собственности в России

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

Таб. 3.4 – проблемы с международным патентованием и регистрацией

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

Таб. 3.5 – избыточный контроль и надзор со стороны государственных служб и учреждений

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

 

Таб. 3.6 – вымогательство со стороны сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

Государственные предприятия несколько реже сталкиваются с вымогательством по сравнению с частными.

Таб. 3.7 – получение разрешения на экспорт технологий и продукции двойного назначения

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

 

Многим предприятиям, вероятно, не приходилось обращаться за такими разрешениями, поэтому они говорят, что таких проблем не было.

Таб. 3.8 – проблема получения прав интеллектуальной собственности на разработки государственных исследовательских организаций

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

 

Таб. 3.9 – проблема стоимостной оценки нематериальных активов

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

Таб. 3.10 – проблемы владения и распоряжения правами на интеллектуальную собственность, созданную с участием государственных средств

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

Таб. 3.11 – проблема недобросовестной конкуренции на рынке

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

Одна из типичных для российского бизнеса проблем достаточно актуальна для инновационных предприятий.

3.12 – нарушение принадлежащих предприятию прав интеллектуальной собственности

  Регулярно, чаще, чем раз в год Приходилось сталкиваться один-два раза Имели такую проблему один раз Таких проблем не было затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

Отдельный интерес представляет иерархия типичных проблем бизнеса (среди них лишь две проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью), в частности, в разрезе формы собственности (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Каких проблем, связанных с ведением вашего бизнеса, вы более всего опасаетесь? %

 

  • Как для частных, так и государственных предприятий самые большие угрозы – неблагоприятные изменения в законодательстве и ухудшение макроэкономической конъюнктуры.
  • Государственные предприятия относительно мало волнует проблема роста арендных платежей, тогда как для частных она одна из важнейших.
  • Необоснованные штрафы и попытки отнять или ликвидировать бизнес чаще беспокоят частные предприятия.
  • Зато государственные предприятия больше озабочены проблемой потери помещения и лишения права на интеллектуальную собственность,созданную с участием средств федерального бюджета.

 


Выводы и рекомендации

 

В результате проведенного анализа можно выделить основные проблемные зоны развития малого инновационного предпринимательства:

- Предлагаемые государством организационно-экономические, правовые и финансовые инструменты поддержки малого инновационного бизнеса, в частности венчурные фонды, не соответствуют уровню развития и реальным потребностям компаний этого сектора. Соответственно «степень восприятия» малыми компаниями инновационной политики, проводимой государством чрезвычайно низкая, что свидетельствует о ее неэффективности.

- Незначительное количество малых инновационных компаний, эффективно использующих адекватные современным экономическим условиям, инструменты управления бизнесом, относящиеся, в частности к привлечению финансовых источников, технологическому обновлению, охране интеллектуальной собственности, развитию деловых контактов, формированию новые рынков сбыта своей продукции.

- Значительная доля малых инновационных компаний, деятельность которых сводится в основном лишь к «исчерпанию» некогда созданных (как правило, в государственных исследовательских организациях) результатов исследований и разработок и поддерживается за счет поставок прежде всего в Россию и страны СНГ качественной инновационной продукции по низкой цене.

- Отсутствует стабильный спрос на продукцию и услуги малого инновационного бизнеса на внутреннем рынке. В то же время, российская экономика характеризуется значительными внутренними потребностями в технологическом развитии, которые однако, удовлетворяются прежде всего за счет поставки импортных технологий, причем не всегда самых современных, что предопределяет технологическое отставание России в целом.

- Конкурентоспособность малых российских инновационных компаний на международных рынках очень низкая. Вместе с тем, в силу конъюнктурных условий, бóльшая часть спроса на российские научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, будет формироваться на более ёмких мировых рынках, во всяком случае, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Однако, подавляющее большинство малых и средних российских инновационных компаний не обладает ни управленческим опытом, ни финансовыми ресурсами, ни репутацией производителя высококачественных товаров и услуг, которые необходимы для того, чтобы успешно конкурировать на мировом рынке с западными компаниями.

- Слабые связи между малым и крупным бизнесом, а также отсутствие устойчивых контактов с образовательным и научным секторами России предопределяют образование «инновационной пропасти» и сдерживают формирование эффективной национальной инновационной системы, движущей силой которой является малый инновационный бизнес.

 

В совокупности эти проблемы порождают неразвитость национальной инновационной системы и создают серьезную угрозу экономической и технологической безопасности страны.

 

Среди прочих результатов исследования отметим следующее:

  • Активными являются только 10-15% инновационных компаний: их интересует доступ к специальной информации, они занимаются проблемами охраны и защиты интеллектуальной собственности, подбирают кадры финансового и инновационного менеджмента и пр.
  • Подавляющее большинство компаний инновационного сектора эксплуатируют научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время (судя по среднему возрасту опрошенных компаний 13 лет - для всех или 10 лет – для негосударственных).
  • Их главная стратегия – найти хорошего заказчика (прямые инвестиции).
  • Инновационные компании явно «пересиживают» в бизнес-инкубаторах.
  • Государственные в большей мере обеспечены площадями, инфраструктурой, но не располагают финансовыми ресурсами и не привыкли искать их на рынке. Их стратегии нацелены на поиск средств под настоящие и будущие проекты и удержание высококвалифицированных кадров.
  • Частные компании, как и следовало ожидать, более бизнес-ориентированы, заняты снижением издержек, завоеванием рынков. Но, традиционно для российского бизнеса, испытывают трудности финансово-имущественного характера и т.п.

 

В этой связи новый вызов не только государственным, но и частным инновационным предприятиям составляет предстоящее значительное сокращение государственной сферы прикладных исследований и разработок. Госпредприятия будут подвергнуты реинжинирингу, который будет осуществляться в неразрывной связи с комплексом организационно-экономических и финансовых мер, направленных на «смягчение» болезненного процесса реорганизации труда высококвалифицированных научных кадров. Очевидно, резко активизируется процесс «отпочковывания» малых инновационных компаний («спин-офф» и «старт-ап»), что создаст дополнительное конкурентное движение на рынке инноваций. Расширится спектр рыночных игроков, имеющих в своей стратегии агрессивный маркетинг и повышенный предпринимательский риск освоения (привлечения) инвестиций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: