ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ШКОЛЬНИКА





Характером называют индивидуальное сочетание устойчивых свойств личности, обусловливающих типичные для нее способы поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Знание особенностей характера ребенка позволяет с большой вероятностью предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Своеобразие характера человека проявляется в системе его отношений к действительности: к другим людям (общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость); к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – лень); ксебе (скромность – хвастовство, гордость – униженность);к имуществу (щедрость – жадность, бережливость – расточительность).

Наиболее ценную информацию о чертах характера ученика педагог может получить, наблюдая за их поведением в сложных проблемных ситуациях, возникающих в процессе выполнения какой-либо деятельности. Для этой цели педагог может использовать следующую схему анализа поведения учащегося (предложенную Н. И. Курочкиным).

Отношение к делу

5 баллов – работает с увлечением, старательно, с хорошим настроением, добросовестно выполняет трудовые операции. Соревнуется с товарищами, следит за качеством выполнения задания, доводит дело до конца, проявляет заинтересованность в результатах своей работы. Умеет преодолевать трудности.

4–3 балла – работает без особого увлечения, теряет много времени на разговоры, на «раскачку», не обнаруживает особого старания, если его не контролируют; темп работы медленный, качество почти не интересует, жалуется на усталость. Проявляет упорство лишь в конце работы, когда необходимо отчитаться за результаты труда.

2 балла – работает вяло, без интереса и желания, с нетерпением ждет окончания работы. Безразличен к плохой оценке результатов своего труда. Если выполнил работу плохо, переделывать не хочет. Старается сократить объем задания.

Отношение к людям

5 баллов – при наличии высокой степени сформированности перечисленных ниже положительных качеств; 4–3 – при наличии средней степени; 2 балла – при плохой сформированности указанных положительных качеств и при заметной выраженности отрицательных качеств:

а) наличие общественных, коллективистских устремлений и направленности поведения; внимание к товарищам, умение уважать их мнение, терпимость, умение согласовывать свои действия с действиями других; забота о людях, отзывчивость, сострадательность, доброта, стремление прийти на помощь;мягкость, чуткость; уважительное отношение к старшим;грубость, нетерпимость, неуважительность; любитссоры, склонен находить у всех недостатки, в споре никогда не уступает, подозрителен; бессердечный, жестокий, злопамятный, завистливый, злорадный, насмешливый; презрительно относится к окружающим, проявляет едкость, язвительность, дерзость;

б) общительность; любит командовать, вносить изменения в деятельность коллектива; склонен к подражанию; проявляет самостоятельность в поведении; способен влиять на других; поддается влияниям, пассивен в коллективе; готов слепо подчиняться и безоговорочно слушаться; критичен; оценивает поведение других людей с точки зрения своих моральных представлений; избегает высказывать свое мнение о поступках товарищей; в оценке ориентируется на других;проявляет дружелюбие по отношению ко многим в коллективе или только к некоторым; избегает общения с товарищами, боится товарищей, видит в них врагов;

в) готов помочь товарищам в ущерб себе; оказывает помощь только избранным; оказывает помощь, если очень попросятили заставят; никогда не приходит на помощь, избегает этого;сочувствует или злорадствует по поводу неудач других учащихся; радуется или завидует успехам других;

г) при конфликте не боится выступать против сильного; поддерживает только сильных; поддерживает только тех, с кем дружит, кому симпатизирует; в конфликтах уходит в сторону;

д) выслушивает и учитывает чужие мнения и желания; умеет уступить. К товарищам относится доброжелательно, внимательно, с тактом. Уступает только сильным, авторитетным; к товарищам равнодушен.

3. Отношениек самому себе

а) бескорыстен, великодушен, склонен к самопожертвованию; заботится только о своей выгоде; эгоистичен, жаден, корыстолюбив;

б) самолюбив, стремится отличиться, превзойти своих товарищей, быть первым, заслужить похвалу, поощрение; равнодушен к мнению окружающих, похвалам и порицаниям; держится «в тени»; скромен, обидчив; любит хвастать, рисоваться, тщеславен;

в) сильно развито чувство собственного достоинства; уверенность в себе, в своих делах и способностях; самомнение, самонадеянность, самодовольство; склонен к смущению, замешательству, боится браться за новое дело, стремится избежать нового; готов к раскаянию, смирению, самоунижению.





Читайте также:
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.023 с.