Схема экспертной оценки адаптированности ребенка к школе





В современной науке социальная адаптированность понимается как результат активного приспособления личности к условиям социальной среды. Поступление в школу, смена ведущего вида деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой общественной организации. Адаптированность, как правило, выше у детей более зрелых. Низкая адаптированность является базой для возникновения невротических отклонений, психосоматических заболеваний, отклоняющегося поведения и других нарушений.

В предлагаемом методическом пособии представлены две схемы:

1) схема изучения социальной адаптированности детей к школе, предназначенная для учителей;

2) схема изучения социальной адаптированности ребенка к школе, предназначенная для родителей.

Схема 1 включает четыре критерия адаптированности и семь шкал для их оценки. В качестве критериев выступают следующие параметры:

1) эффективность учебной деятельности;

2) усвоение школьных форм поведения;

3) успешность социальных контактов;

4) эмоциональное благополучие.

Схема 2 включает следующие пять шкал:

1) успешность выполнения школьных заданий;

2) степень усилий, необходимых ребенку для выполненияшкольных заданий;

3) самостоятельность ребенка при выполнении заданий;

4) настроение, с которым ребенок идет в школу;

5) взаимоотношения с одноклассниками.

Порядок использования схем

Учителя (или родителей) просят выбрать в каждой шкале одно утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент. Каждое утверждение имеет свой балл. Суммирование полученных баллов по каждой схеме позволяет получить оценки адаптированности к школе, которые затем сравнивают с нормами.

Схема 1:

22–35 баллов – зона адаптации;

15–21 балл – зона неполной адаптации;

0–14 баллов – зона дезадаптации.

Схема 2:

18–25 баллов – зона адаптации;

11–17 баллов – зона неполной адаптации;

0–10 баллов – зона дезадаптации.

 

Схема изучения социальной адаптации детей к школе

(заполняется учителем)

Й критерий: «Эффективность учебной деятельности»

Я шкала. Учебная активность

5. Активно работает на уроке,часто поднимает руку и отвечает правильно.

4. На уроке работает,правильные и неправильные ответы чередуются.

3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

2. Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

1. Пассивен на уроке, дает неверные ответыили не отвечаетсовсем, часто переписывает готовое с доски.

0. Учебная активность отсутствует (совершенно не включается в учебный процесс),

Я шкала. Усвоение знаний (успеваемость)

5. Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл 5–4,6).

4. Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5–4).

3. Редкие ошибки (средний балл3,9–3,6).

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету3,5и ниже).

1. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, непостоянство оценок (средний балл3,5 и ниже).

0. Плохое усвоение программного материала по всем предметам: большое количество грубых ошибок.

Й критерий: «Усвоение школьных норм поведения»

3-я шкала. Поведение на уроке

5. Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требованияучителя.

4. Выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается от урока.

3. Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.

2. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

1. Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

0. Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами.

Я шкала. Поведение на перемене

5. Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх.

4. Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойныеигры.

3. Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).

2. Не может найти себе занятие, переходит от одной группыдетей к другой.

1. Пассивный, движения скованные, избегает других.

0. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим играть,нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения,когда делают замечания (не владеет собой).

Й критерий: «Успешность социальных контактов»





Читайте также:
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.