Диагностика волевых качеств





Особое место в структуре характера школьника занимает воля. Она лежит в основе многих черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности и др. Объективная диагностика развития волевых черт характера может быть осуществлена следующим способом (см. схему полярных профилей черт характера).

Оценку по методу полярных профилей проводят следующим образом. Берут первую пару полярных качеств: настойчивый – ненастойчивый. Вначале следует определить, какое из полярных качеств присуще испытуемому, затем нужно выяснить степень его выраженности. По черте «настойчивый – ненастойчивый» в анкете необходимо поставить отметку в соответствующей графе анкеты. Точно так же нужно оценить и остальные качества. Затем составляется сводная таблица оценок. В нее по каждой черте заносят баллы каждого учащегося, суммируют их и определяют среднее арифметическое. Далее производится сравнение индивидуальных результатов со средним по группе.

 

ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКА

Самооценкой называется отношение человека к самому себе, оценка своих способностей, возможностей, качеств личности, внешнего облика и др. Самооценка формируется в процессе постоянного общения с окружающими, в ходе которого ученик получает от других людей оценку своих возможностей, успехов в учебе и т. д. Эти оценки постепенно усваиваются ребенком и превращаются в его самооценку.

Самооценка может быть реальной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, и менее реальной (неадекватной), когда человек чересчур завышает или занижает собственные успехи и возможности.

Педагогу необходимо знать и учитывать в работе самооценку школьника, так как она определяет его отношение ко всем его жизненным задачам и прежде всего к учению, а также влияет на становление личности. Детям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общительность, бодрость, чувство юмора. Школьникам с завышенной самооценкой часто присущи высокомерие, бестактность, заносчивость и эгоизм. Детям с пониженной самооценкой свойственны пассивность, замкнутость, повышенная ранимость, неверие в собственные силы и возможности.

 

СХЕМА ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

 

Наименование качества   Выраженность качества (в баллах)   Выраженность полярного качества (в баллах)   Наименование полярного качества  
сильно   средне   слабо   слабо   средне   сильно  
           
Настойчивый             Ненастойчивый
Самостоятельный             Несамостоятельный
Сосредоточенный             Рассеянный
Аккуратный             Небрежный
Организованный             Неорганизованный
Сдержанный             Несдержанный
Серьезный             Легкомысленный
Ответственный             Безответственный
Дисциплинированный             Недисциплинированный
Требовательный к себе             Нетребовательный к себе
Принципиальный             Беспринципный
Скромный             Развязный
Правдивый             Лицемерный
Спокойный             Беспокойный
Тихий             Шумный

 

Изучение самооценки можно начинать, как считаетB. C. Ивашкин, с метода наблюдения. Наблюдение позволяет зафиксировать такие поведенческие проявления самооценки, как прямые и косвенные оценки себя и других, реакции на оценочные суждения, в том числе на школьные оценки, со стороны окружающих, уровень притязаний школьника в различных видах деятельности,

Изучение самооценки школьниковметодом обобщения независимых характеристик проводится с привлечением в качестве экспертов учителей, непосредственно работающих с учащимся. Характеристики, даваемые экспертами, полнее и содержательнее, если в задании эксперту подробно перечисляются те параметры самооценки, которые требуется отразить в характеристике: система ценностей, выраженность основных частных самооценок, адекватность, устойчивость, действенность самооценки и др.

 

Качества   Выраженность в баллах  
                   
Способности                    
Воля                    
Память                    
Трудолюбие                    
Интерес к учебе                    
Успехи в учебе                    
Физическое развитие                    

 

Ценные сведения о самооценке школьника может датьи метод беседы, если она ведется в обстановке доверительности и охватывает приведенные выше параметры самооценки.

Для уточнения данных, полученных перечисленными методами, используются экспериментальные методы изучения самооценки.





Читайте также:
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.