Особое место в структуре характера школьника занимает воля. Она лежит в основе многих черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности и др. Объективная диагностика развития волевых черт характера может быть осуществлена следующим способом (см. схему полярных профилей черт характера).
Оценку по методу полярных профилей проводят следующим образом. Берут первую пару полярных качеств: настойчивый – ненастойчивый. Вначале следует определить, какое из полярных качеств присуще испытуемому, затем нужно выяснить степень его выраженности. По черте «настойчивый – ненастойчивый» в анкете необходимо поставить отметку в соответствующей графе анкеты. Точно так же нужно оценить и остальные качества. Затем составляется сводная таблица оценок. В нее по каждой черте заносят баллы каждого учащегося, суммируют их и определяют среднее арифметическое. Далее производится сравнение индивидуальных результатов со средним по группе.
ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКА
Самооценкой называется отношение человека к самому себе, оценка своих способностей, возможностей, качеств личности, внешнего облика и др. Самооценка формируется в процессе постоянного общения с окружающими, в ходе которого ученик получает от других людей оценку своих возможностей, успехов в учебе и т. д. Эти оценки постепенно усваиваются ребенком и превращаются в его самооценку.
Самооценка может быть реальной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, и менее реальной (неадекватной), когда человек чересчур завышает или занижает собственные успехи и возможности.
Педагогу необходимо знать и учитывать в работе самооценку школьника, так как она определяет его отношение ко всем его жизненным задачам и прежде всего к учению, а также влияет на становление личности. Детям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общительность, бодрость, чувство юмора. Школьникам с завышенной самооценкой часто присущи высокомерие, бестактность, заносчивость и эгоизм. Детям с пониженной самооценкой свойственны пассивность, замкнутость, повышенная ранимость, неверие в собственные силы и возможности.
СХЕМА ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
| Наименование качества | Выраженность качества (в баллах) | Выраженность полярного качества (в баллах) | Наименование полярного качества | ||||
| сильно | средне | слабо | слабо | средне | сильно | ||
| Настойчивый | Ненастойчивый | ||||||
| Самостоятельный | Несамостоятельный | ||||||
| Сосредоточенный | Рассеянный | ||||||
| Аккуратный | Небрежный | ||||||
| Организованный | Неорганизованный | ||||||
| Сдержанный | Несдержанный | ||||||
| Серьезный | Легкомысленный | ||||||
| Ответственный | Безответственный | ||||||
| Дисциплинированный | Недисциплинированный | ||||||
| Требовательный к себе | Нетребовательный к себе | ||||||
| Принципиальный | Беспринципный | ||||||
| Скромный | Развязный | ||||||
| Правдивый | Лицемерный | ||||||
| Спокойный | Беспокойный | ||||||
| Тихий | Шумный |
Изучение самооценки можно начинать, как считаетB. C. Ивашкин, с метода наблюдения. Наблюдение позволяет зафиксировать такие поведенческие проявления самооценки, как прямые и косвенные оценки себя и других, реакции на оценочные суждения, в том числе на школьные оценки, со стороны окружающих, уровень притязаний школьника в различных видах деятельности,
Изучение самооценки школьниковметодом обобщения независимых характеристик проводится с привлечением в качестве экспертов учителей, непосредственно работающих с учащимся. Характеристики, даваемые экспертами, полнее и содержательнее, если в задании эксперту подробно перечисляются те параметры самооценки, которые требуется отразить в характеристике: система ценностей, выраженность основных частных самооценок, адекватность, устойчивость, действенность самооценки и др.
| Качества | Выраженность в баллах | |||||||||
| Способности | ||||||||||
| Воля | ||||||||||
| Память | ||||||||||
| Трудолюбие | ||||||||||
| Интерес к учебе | ||||||||||
| Успехи в учебе | ||||||||||
| Физическое развитие |
Ценные сведения о самооценке школьника может дать и метод беседы, если она ведется в обстановке доверительности и охватывает приведенные выше параметры самооценки.
Для уточнения данных, полученных перечисленными методами, используются экспериментальные методы изучения самооценки.