Анализ семейных взаимоотношений





Для того чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитывается. Так, дома, в семье, ребенок находится в иных по сравнению со школой условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.

Знакомство с семьей школьника учитель может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли дети с вами в хозяйственныхзаботах?

7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. «Детские праздники» – дети предпочитают, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телепередачи и фильмы?

13.Бываете ли вместе с детьми на выставках, в театре и т. д.?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах, походах за грибами и т. д.?

15. Предпочитаете ли вы проводить отпусквместе с ними или нет?

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА

У каждого человека есть круг ближайшего общения, индивидуальная социальная микросреда. Она во многом определяет его развитие, успехи в делах, общее эмоциональное благополучие. Каждый член группы занимает в ней определенное место. В ней складывается для него своя неповторимая система взаимоотношений. В эту систему входят деловые и личные взаимоотношения.

Деловые отношения связывают людей как исполнителей определенных социальных ролей. Но, исполняя общественную роль, человек не перестает быть личностью, которая избирательно и пристрастно относится к другим людям. К одним школьникам учащийся испытывает симпатию, другие ему неприятны, третьи – безразличны. Неодинаково относятся в классе к нему самому. Все эти отношения составляют систему личных взаимоотношений. Они оказывают сильное влияние на жизнь каждого школьника и деятельность класса в целом. Личные взаимоотношения никем специально не устанавливаются. Они складываются стихийно и определяют положение в классе каждого учащегося.

Если это положение благоприятно, школьник чувствует симпатию со стороны своих одноклассников, сам им симпатизирует и осознает себя принятым группой. Такая психологическая ситуация переживается им как чувство единства с группой и уверенности в себе. Неблагополучность положения во взаимоотношениях с одноклассниками, переживание своей обособленности в группе может служить причиной состояния тревожности и быть источником тяжелых осложнений в развитии личности. Такие школьники нередко оказываются втянутыми в хулиганствующие или воровские компании, плохо учатся, агрессивны, грубы в общении со сверстниками и взрослыми. Они чаще других приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам. Личные взаимоотношения, сложившиеся в группе, обусловливают образование небольших тесных группировок, играющих заметную роль в жизни класса. Нередко они более значимы для школьника, нежели органы коллектива и его формальные единицы. В группировках складываются своя этика, системы ценностей, требования к личности, способы разрешения конфликтов. Часто всё это противоречит общественной морали, закону, требованиям педагогов и одноклассников, что создает серьезные трудности в осуществлении учебно-воспитательного процесса. В неофициальных группировках выделяются свои неформальные лидеры, часто превосходящие официальных лидеров и даже учителей по силе своего влияния на членов группировки.

Управление формированием коллектива и развитием личности немыслимо без знания его действительной внутренней структуры и положения в ней каждого школьника.

Для изучения личностных взаимоотношений в группе школьников широко используются различные разновидности социометрического метода, предложенного в1934 г. американским социологом Морено.

Межличностные отношения в классном коллективе можно изучить с помощью методики «Выбор в действии», положение школьника в системе межличностных отношений позволяет оценить методика «К кому ты обратишься?», мотивы выбора в системе межличностных отношений можно исследовать с использованием методики «Карта-схема изучения организованности коллектива».

Эта карта-схема, предложенная Л. И. Уманским, представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.





Читайте также:
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.