Восприятие социальных действий играет важную роль в социальном функционировании. Оно помогает управлять социальным окружением, правильно реагировать на изменения среды, планировать и предвосхищать результаты социальных действий и взаимодействий. В число социальных действий входят агрессивные, опасные, враждебные, дружественные, обманные и другие действия.
Наличие специальных операций восприятия моторных действий было показано в исследованиях так называемых зеркальных нейронов, которые активируются у обезьян при наблюдении действий хватания, манипуляции и укладывания объекта, выполняемых другой обезьяной (см. главу 2, подраздел «Агнозия действий»). При наблюдении действий хватания некоторые нейроны активируются в ответ на определенный способ захвата — точного захвата пальцами или захвата всей кистью. Эти нейроны расположены в области F5. Такие же нейроны обнаружены на нижнем крае верхней височной борозды.
Такая же система может обеспечивать способность распознания социальных действий и взаимодействий других людей, помогающую правильно реагировать на них (Rizzolatti et al., 2000). Одним из компонентов этой системы может выступать способность делать выводы о душевном состоянии людей, участвующих в тех или иных действиях. Эта способность и ее нарушения недавно получили освещение в ряде исследований, основанных на парадигме теории разума {theory of mind).
3.2.1. Теория разума (Theory of mind1) и агнозия социальных действий
Поведение животных и человека может отражать предвосхищение поведения других индивидов на основе восприятия эмоционального состояния, которое опирается на эмоциональный тон голоса, выражение лица, положение тела, говорящие, например, об угрозе, требующей реакции защиты.
|
Мы также можем распознавать душевное состояние других людей с помощью информации, получаемой не только от выражения эмоций. Эта способность догадываться о душевном состоянии, убеждениях других людей в ходе социальных взаимодействий была названа theory of mind — теорией разума (Premack, Woodruff, 1978; Wellman, 1990).
Исследования теории разума обычно включают в себя две основные задачи — задачу «Ложные убеждения» (False Belief Tasks) и задачу «Ошибочный шаг» (Faux Pas Tasks) (Wimmer, Perner, 1883; Baron-Cohen et al, 1985).
В обоих типах задач изображены социальные взаимодействия между двумя людьми, которых мы для простоты обозначаем «Человек 1» и «Человек 2». В процессе
1 Theory of mind — наличие у субъекта сознательной осведомленности о собственных намерениях и способностях, а также способность к восприятию и угадыванию намерений и мыслей других людей, осведомленность о наличии сознания у других. В русских переводах используются термины — «теория сознания», «теория намерений», «теория психического», «теория разума» и др. — Примеч. науч. ред.
тестирования (см. обзор в Stone et al., 1998) экспериментатор читает испытуемому рассказ и показывает картинки. В задаче «Ложные убеждения» Человек 2 меняет расположение предмета, когда Человек 1 выходит из комнаты, например переставляет бутылку кока-колы со стола на холодильник. В задаче «Ложные убеждения» первого порядка испытуемого спрашивают: «Когда Человек 1 вернется в комнату, где, как он думает, будет стоять бутылка кока-колы?» Правильный ответ: на столе. Так, Человек 1 продолжает придерживаться ложного убеждения, что бутылка по-прежнему находится на столе. Для ответа на вопрос нужно мысленно сделать вывод о том, какие убеждения имеются у Человека 1. Несколько дополнительных вопросов предназначены для проверки понимания и запоминания испытуемым действий, описанных в рассказе: вопрос о понимании действительного положения вещей таков: «Где находится бутылка кока-колы?» (На холодильнике). Вопрос на запоминание таков: «Где вначале была бутылка кока-колы?» (На столе). Эти вопросы требуют, скорее, операций с физической реальностью, чем с психической. В задаче «Ложные убеждения» второго порядка, направленной на диагностику способности понимать, что думает Человек 2 о том, что думает Человек 1, начало рассказа может быть таким же, но Человек 1, выйдя из комнаты, видит в окно, что Человек 2 переставил предмет, не подозревая, что за ним наблюдает Человек 1. Испытуемого спрашивают: «Когда Человек 1 вернется в комнату, что подумает Человек 2 о том, что подумает Человек 1 о том, где находится предмет?». Контрольные вопросы те же, что и в задаче первого порядка.
|
В задаче «Ошибочный шаг» оценивается способность испытуемого догадываться о душевном состоянии Человека 1 (слушающего) и Человека 2 (говорящего). В рассказе Человек 2 совершает ошибочный поступок и в своем неловком высказывании случайно раскрывает информацию, которая должна держаться в секрете от Человека 1. Например, Человек 2 получил от Человека 1 хрустальную чашу в подарок на свадьбу. Через год, будучи на обеде в доме Человека 2, Человек 1 случайно уронил бутылку вина на эту чашу и разбил ее. Человек 1 извинился, но Человек 2 сказал: «Не беспокойтесь. Она мне никогда не нравилась. Ее кто-то подарил мне на свадьбу». В другом рассказе Человек 2 проговорился Человеку 1, какой сюрприз приготовил ему на День рождения.
|
Испытуемого просят подтвердить наличие ошибочного шага, указать на человека, сделавшего ошибочное высказывание (выделение и понимание ошибочного шага), объяснить, почему Человек 2 не должен был это говорить (понимание душевного состояния слушателя — Человека 1) и почему Человек 2 так сказал (понимание душевного состояния говорящего — Человека 2). Задаются контрольные вопросы о деталях рассказа. За последние годы были разработаны разные типы задач теории сознания, различающиеся по сложности и общему содержанию.
Ряд исследований показывает, что между 3 и 4 годами у детей развивается способность понимать задачу «Ложное убеждение» первого порядка, и это указывает на понимание детьми того, что другие люди могут придерживаться ошибочных, ложных убеждений (Johnson, Wellman, 1980). Дети в возрасте 6-7 лет начинают понимать задачу «Ложные убеждения» второго порядка, осознавая, что один человек может придерживаться ложных убеждений относительно душевного состояния другого героя рассказа («убеждение об убеждении») (Регпег, Wimmer, 1985). Между 9 и 11 годами у детей развивается способность понимать пробу «Ошибочный шаг» (Baron-Cohen et al., 1997).